Приватизация. Одним из магистральных направлений экономического курса является приватизация госпредприятий в рамках правительственной программы (июнь 1996 г.), разработанной на основе рекомендаций ЕС. Исключение составляют предприятия, имеющие важное социальное и стратегическое значение, а также небольшой сегмент «оборонки».
За истекшие два года правительству удалось выйти на «крейсерскую» скорость приватизации, составляющую 1,5 предприятия в месяц, и получить при этом в бюджет 26,7 млрд. долл., что в значительной степени облегчило выполнение Испанией маастрихтских требований и вхождение в основную группу евро. Держателями акций стали 6 млн. испанцев. Первый этап форсированной приватизации коснулся наиболее рентабельных хозяйственных объектов, акции которых имели высокие котировки на национальном и международном фондовых рынках «Телефоника» (телекоммуникации), «Репсоль», «Гас Натураль» и «Энагас» (нефть и газ), «Архентария» (финансы), «Табакалера» (сигареты).
Показательной является приватизация электроэнергетического концерна «Эндеса» . В апреле 1998 г. Совмин одобрил проведение завершающей стадии крупнейшей за историю страны приватизационной сделки, разрешив продажу оставшихся 41,19% акций компании на сумму 7 млрд. долл. На национальный рынок ценных бумаг было выставлено 76,6% акций, на международный – оставшаяся четверть. 69,5% указанной национальной квоты было предложено мелким держателям. 30,5% – институционным инвесторам (банкам, инвестиционным и пенсионным фондам, страховым компаниям). Подобная схема не допускает сосредоточения контрольного пакета в руках одного или нескольких акционеров, обеспечивает осуществление госконтроля через механизм «золотой акции» (право вето на принимаемые внутри компании решения в течение пяти лет). «Эндеса» осуществляет широкомасштабную программу инвестиций, расширяя сферу традиционного бизнеса (газопромышленный комплекс, телекоммуникации. водоснабжение). Значительные капиталовложения направляются за рубеж, главным образом в Латинскую Америку. Прорабатываются проекты сотрудничества с РАО «ЕЭС России» .
Ко второй группе объектов приватизации правительство относит предприятия, находящиеся в стадии структурной реорганизации, но в то же время сохраняющие привлекательность для потенциальных инвесторов (\"Ретевисьон» – телекоммуникации, «Ред электрика эспаньола» и ряд др.).
В третью группу включены нерентабельные предприятия черной и цветной металлургии, судостроительной, строительной, горнодобывающей отраслей, требующих не только масштабной реструктуризации, но и серьезного финансового оздоровления. На эти цели правительство выделило 1,8 млрд.долл. В результате часть этих предприятий уже приватизирована (\"Ауксини», «Инеспал», «Альмагера», « Элкано» ). На 1999 год запланирована приватизация национальной авиакомпании «Иберия», которая сотрудничает с потенциальными инвесторами – «Американ эйрлайнз» и «Бритиш эйруэйз» . Аэрокосмическая КАСА будет приватизирована по более сложной схеме, через интеграцию в европейский аэрокосмический консорциум. Идет подготовка к торгам по продаже электронной «Индра», «Бабкок и Уилкокс» и ряда др. компаний.
Четвертая группа компаний, объединенных в Государственное промышленное агентство при Министерстве промышленности и энергетики, на первом этапе не подлежала приватизации. Однако после серьезных финансовых инъекций, направленных на санацию экономической деятельности предприятий этой группы, в 1998 г. удалось приватизировать металлургическую «Асералию», судоверфь «Баррерас» в Галисии. Оборонная «Санта Барбара» вступила в переговоры с немецкой «Рейнметалл» и национальной «Тальго» по вопросу о возможной продаже части пакета своих акций. Речь идет об одном из филиалов компании, который получил натовский заказ на производство 325 танков «Леопард» .
Пока вне сферы приватизационных процессов остаются «Ренфе» (национальные железные дороги), «Энуса» (поставки урана на национальные АЭС), большая часть угледобывающих предприятий в составе госкомпании «Уноса» . На одном из последних заседаний Совмина был утвержден королевский декрет об акционировании стабильно рентабельного транспортного госпредприятия «Энаткар» (автобусные перевозки), относящегося к этой группе. Это решение совпало по времени с первым заседанием министров экономики передовой группы евро в Брюсселе, на котором испанцам было рекомендовано использовать, благоприятную экономическую структуру с целью выхода в среднесрочном плане на положительный баланс госбюджета.
Процесс приватизации облегчает Испании выполнение рекомендаций ЕС, в том числе «пакта стабильности», но связан с рядом серьезных социально-экономических издержек. Речь идет о значительном сокращении числа рабочих мест в результате оптимизации производственного процесса и структурной реорганизации приватизируемых объектов. В этой ситуации государство разрабатывает и реализует программы по созданию альтернативных источников занятости, профессиональной переподготовки, территориально-отраслевого перепрофилирования.
К негативным факторам тотальной приватизации ряд местных экономистов относят перенасыщенность фондового рынка ценными бумагами, что, по их мнению, является одной из причин периодически возникающих конъюнктурных колебаний на испанских биржах, создает почву для «перегрева» экономики в целом. Анализ динамики испанских биржевых индексов за последнее время подтверждает эти опасения. В частности, появление на фондовом рынке последнего объемного пакета акций «Эндесы», а также спекулятивные операции с ними привели к снижению их котировок на 4,93%. И все же нынешний этап приватизации оценивается достаточно позитивно. Несмотря на то, что Испания одна из последних стран – членов ЕС запустила механизм форсированной приватизации, ее большое преимущество заключалось в использовании опыта других государств ЕС (в частности французского). Даже оппозиция, критикующая правительство за излишнюю идеологизацию приватизации в контексте неолиберальной доктрины. вынуждена признавать ее положительное воздействие на экономику страны.
О персональном номере налоговой идентификации. В соответствии с Королевским Декретом марта 1990 года введен в действие в качестве основного учетного показателя при осуществлении экономической деятельности номер налоговой идентификации NIF. Он присваивается Министерством экономики и финансов.
Персональный номер обязано иметь каждое физическое или юридическое лицо, осуществляющее те или иные виды кредитных, залоговых и других финансовых операций, операций по купле-продаже и уплачивающее налоги. Юридические лица обязаны на всех своих официальных документах и фирменных бланках указывать свой NIF. В отношении физических лиц данный номер присваивается гражданам Испании по достижении 14 лет и иностранным гражданам, легально проживающим в стране с 18 лет.
Свой индивидуальный номер обязаны также иметь неперсонифицированные юридические лица, такие как: имущественные организации с долевым участием; пенсионные и инвестиционные фонды; временные объединения предприятий и компаний с целью реализации конкретных экономических проектов; фонды по реализации наследства; другие организации, не имеющие четкого юридического лица и занимающиеся деятельностью, подлежащей налогообложению.
Обязательное наличие и предварительное декларирование своего NIF требуется при осуществлении следующих финансовых и других операций: открытие депозитного счета в коммерческом банке и перевод па него денежных средств; операции по получению или переводу различных ценных бумаг и финансовых активов; депoниpoвaниe ценных бумаг; все виды кредитов и ссуд, а также операции, направленные на упрощение финансового оборота, включая авансы и использование кредитных карточек; абонирование банковских сейфов с помещением в них на хранение депозитных средств; операции с чеками, так как кредитующие организации не имеют права обменивать их на наличные деньги, ценные бумаги и другие чеки без выяснения NIF. В данном случае они также обязаны идентифицировать личность данного лица и убедиться в правомочности распоряжения о выдаче денег.
Таким же образом кредитующие организации должны требовать сообщения идентификационного номера с физических и юридических лиц при предъявлении ими к оплате чеков, эмитированных другим кредитором, в случае, когда оплату невозможно осуществить с банковского счета. Также требуется сообщение данного номера для чеков, выписанных на других лиц, а также при различных операциях по купле-продаже, включая оплату наличными, когда сумма оплаты превышает пятьсот тысяч песет.
В двух последних случаях при оплате чеком также обязательным элементом является идентификация личности владельца чека, предъявляющего его к оплате, а также законность его получения.
NIF должен быть официально продекларирован непосредственно в день открытия счета, депонирования денежных средств, осуществлении какой-либо другой финансовой операции или сделке по купле-продаже. Максимальное время отсрочки в данном случае допускается на срок не более одного месяца и одного дня с момента совершения указанного действия.
Не требуется предъявления NIF только при осуществлении следующих банковских операций: купля-продажа казначейских билетов; различного рода поручительства и авали; операции по обслуживанию счетов.
Будучи обязательным элементом экономической жизни взрослого гражданина Испании, NIF также распространяется, в случае необходимости, на его несовершеннолетних детей, а также лиц, признанных полностью или частично недееспособными, опекунами или официальными представителями которых они являются.
Освобождены от обязанности иметь свой персональный номер граждане Испании моложе 14 лет и иностранцы, легально проживающие на территории Испании, чей возраст не превышает 18 лет, в случае, если их пребывание в стране не связано с профессиональной или предпринимательской деятельностью. Данное возрастное ограничение для иностранцев также связано с тем, что обязательный личный идентификационный номер иностранца им может быть присвоен только по достижении указанного возраста.
Несовершеннолетние, в случае необходимости, должны использовать номер своих родителей, опекунов или официальных представителей. В банковских документах по счетам, открытым на имя детей, вместе с их персональными данными фигурируют и персональные данные их официальных представителей. При этом банковские службы обязаны периодически осуществлять контроль за подобными счетами на предмет того, продолжают ли их владельцы по-прежнему оставаться несовершеннолетними лицами, законно не имеющими персонального NIF.
Аналогичным образом оформляются счета на лиц, признанных, на основании официального медицинского освидетельствования, частично или полностью недееспособными.
В случае смерти одного из совладельцев банковского счета, он, как правило, не подлежит заблокированию, если банк сохраняет доверие к личным номерам остальных владельцев данного счета, и если уплачены полагающиеся налоги на наследство или дарение. Отсутствие или сокрытие NIF в случаях, когда необходимо его официальное декларирование, рассматривается как налоговое преступление.
В случае, если какая-либо кредитная, финансовая или другая организация, включая предприятия сферы торговли и обслуживания, также не соблюдает требования по учету персональных номеров своих клиентов, в случаях когда это предусмотрено законом, на нее налагается штраф в размере 50% суммы незаконно оформленного счета или проведенной операции, но не менее 150 тыс. песет. Или же, при наличии отягчающих обстоятельств, если требуется закрытие данного счета или аннулирование проведенной операции, штрафом от 150 тыс. до 1 млн. песет.
При присвоении NIF физическим лицам выдается персональная карточка, на которой указываются имя, фамилия владельца и закрепленный за ним номер. Присвоение номера и выдача карточки осуществляется по письменному заявлению в местном отделении Министерства экономики и финансов с предъявлением личных документов, удостоверяющих личность гражданина. Данная карточка имеет лишь вспомогательный, информативный характер, и в ситуациях, когда необходимо продекларировать личный NIF, достаточно лишь назвать его и подтвердить документально свою личность.
Финансовые, торговые и другие организации, которые обязаны контролировать и учитывать номера своих клиентов, имеют доступ по компьютерным сетям в соответствующую информационную базу данных Министерства экономики и финансов для проверки и идентификации заявленного номера.
Персональный номер налоговой идентификации является в Испании важнейшим и практически обязательным элементом госконтроля за экономической жизнью граждан, а также иностранцев, легально проживающих в стране. Он стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни и имеет большое значение в качестве учетной категории, подтверждающей личность и правомочность владельца.
Фонды. В Испании насчитывается около 2,5 тыс. фондов. В соответствии с действующим законодательством фонд – это неприбыльная организация, которая использует свой капитал в общественных интересах: занимается социальной, образовательной, культурной, научной или спортивной деятельностью, работает в области охраны окружающей среды, содействует экономическому развитию и т.д. Фонды делятся на две основные группы. Первые ориентированы на осуществление собственной финансовой поддержки проектам в сфере их компетенции. Вторые создаются для поиска средств с целью реализации своих уставных целей.
Регистр фондов ведут соответствующие министерства (по профилю). Подавляющая их часть зарегистрирована в Министерстве образования и культуры, в Министерстве здравоохранения и в Министерстве труда и социальных вопросов. Лишь после внесения в один из официальных реестров и уплаты соответствующих сборов фонд становится юридическим лицом. Несколько организаций, выполняющих социально значимые функции – «Национальная организация слепых Испании» и «Испанский Красный Крест», пользуются теми же правами и привилегиями, что и фонды, по существу не являясь таковыми.
Особый статус имеют фонды при католической церкви и орденах. Их деятельность, как правило, государством не контролируется. Исключение составляют фонды, созданные для сбора средств среди населения (например, на строительство монастырей). Создание культурных фондов в Испании началось в благоприятной экономической ситуации после соответствующего закрепления их статуса и прав в Конституции 1978 года.
В первой половине 1998 года в Регистре Министерства образования и культуры числилось около 1.100 культурных фондов и ассоциаций. Их деятельность курируется департаментом по делам культурных фондов министерства. Департамент, являясь промежуточным звеном между администрацией фондов и государством, осуществляет общий надзор над деятельностью фондов, оказывает им содействие (прежде всего юридическое), представляет их интересы в других органах власти (например, на основе представленных фондами данных готовит сводный бюджетный отчет для Министерства экономики и финансов). При наличии расхождений между уставными целями фонда и его практической деятельностью, а также при серьезных экономических нарушениях департамент после судебного постановления может временно взять на себя управление фондом или закрыть его.
После предварительного согласования с министерством фонды, несмотря на то, что по определению они являются бесприбыльными организациями, могут участвовать в коммерческой деятельности. Однако 70% прибыли от нее должно быть направлено на решение уставных задач фонда.
Иностранные культурные фонды, осуществляющие свою деятельность на территории Испании, также обязаны регистрироваться в указанном выше департаменте и иметь здесь действующее представительство.
Основать культурный фонд может как физическое, так и юридическое лицо, как государственные (общественные), так и частные структуры. При этом иностранцы пользуются теми же правами, что и граждане Испании. При создании фондов основатели оплачивают лишь нотариальные услуги. Они устанавливают принципы его деятельности, главные цели, назначают патронат и определяют регламент его дальнейшей работы и переизбрания (при этом сами основатели могут также быть членами патроната). Максимальное число основателей фонда не ограничено, минимальное – 1 человек. Также ограничивается только минимальное количество членов патроната – 3 человека.
Проект устава фонда должен быть одобрен департаментом по делам культурных фондов. Уставным капиталом фонда может быть любое имущество, деньги или, например, авторские права, т.е. все, что представляет собой материальную ценность. Наличие денежных средств должно быть подтверждено нотариально. Формирование уставного капитала допускается по частям, в течение пяти лет, при первоначальном взносе в 25%. Обязательным условием является достаточность уставного капитала для осуществления задач фонда.
Патронат занимается планированием деятельности фонда, распоряжается имуществом и уставным капиталом. Членом патроната может являться юридическое лицо, чьи интересы представляет выбранное им физическое лицо. Все функции патроната, за исключением утверждения бюджета, могут быть делегированы одному из его членов.
Члены патроната фонда не получают заработной платы и не имеют права работать в организациях, зависящих от деятельности и решений фонда. Им оплачивается проезд по делам фонда и гонорары за разовую деятельность (например, чтение лекций, публикации и т.д.), что проводится по статье «административные расходы» и составляет не более 10% годового бюджета фонда. Зарплата персонала проходит по статье «общие расходы» .
Установлен минимальный размер пожертвований фондам – 1 млн. песет. Имя дарителя, по его пожеланию, может не раскрываться общественности, но при этом фонд не имеет права принимать анонимные пожертвования. Он обязан предоставлять данные об источниках получения любых средств по требованию суда. Пожертвование может быть принято фондом лишь при единогласном одобрении патроната.
Фонды обязаны предоставлять общую информацию о своей деятельности всем желающим. По установленному в 1990 г. типовому плану бухгалтерской годовой отчетности ежегодно патронатом утверждается баланс, проводится инвентаризация, подводится итог экономической деятельности за год. Аудиторской проверке каждые два года подлежит бухгалтерская отчетность фондов, уставной капитал которых превышает 400 млн. песет, и тех, где число служащих более 50.
Чтобы пользоваться льготным налогообложением, фонды должны выполнять следующие условия: направлять 70% всей полученной прибыли на основные цели фонда, осуществлять общественно-полезную деятельность, строго выполнять заложенные в уставе задачи и представлять финансовую отчетность в Министерство экономики и финансов в установленные сроки (через департамент по делам культурных фондов).
Министерство экономики и финансов может отменить льготный налоговый режим для фондов, не выполняющих требования в полном объеме. Льготный налоговый режим, предоставляемый фондам, предполагает освобождение от следующих налогов: на деятельность организации; на недвижимость; на экономическую деятельность.
Физические лица, вносящие пожертвования в культурные фонды и ассоциации, имеют право вычесть эту сумму из облагаемой подоходным налогом. Иностранные фонды подпадают под льготный налоговый режим только в случае наличия у них представительства, зарегистрированного в Испании.