Государственное устройство Египта

АРЕ - президентская республика. С окт. 1981 г. президент АРЕ - Мухаммед Хосни Мубарак (в окт. 1999 г. переизбран в четвертый раз).

Высший законодательный орган - однопалатное Народное собрание (454 депутата). Срок полномочий - 5 лет. В нояб.-дек. 1995 г. состоялись очередные парламентские выборы. Подавляющее большинство мест в нем получила правящая Национально-демократическая партия Египта. Председатель Народного собрания - Ахмед Фатхи Сурур.

Председатель Консультативного совета - Мустафа Кемаль Хильми. Премьер-министр - Атеф Обейд, министр иностранных дел - Амр Муса.

Партии. Многопартийная система в АРЕ утвердилась в 1977 г. В стране легализована деятельность 14 политических партий. Национально-демократическая партия, правящая, образована в 1978 г. Председатель - президент Х.Мубарак. В Народном собрании имеет 417 мандатов из 454, в Консультативном совете - 84 мандата из 90. Легальные оппозиционные партии: Новый Вафд (воссоздана в 1978 г., председатель - Ф.Сираг ад-Дин), Социалистическая партия труда (создана в 1978 г., И.Шукри), Либерально-социалистическая партия (осн. в 1976 г., М.Мурад), Национально-прогрессивная (левая) партия (образована в 1976 г., Х.Мохиэддин), Насеристская демократическая арабская партия (Д.Дауд), \"Аль-Умма\" (А.Авадалла), \"Мыср-аль-Фатат\"(А.Салех), Партия \"зеленых\" (Х.Рагаб), Народно-демократическая партия (А.Афифи), Партия социальной справедливости (А.Вали), Арабская социалистическая партия \"Мыср\" (Г.Рабиа), Египетская партия юнионистов-демократов (М.Турки), Партия \"Такафуль\"(О.Щальтут).

Внутреннее положение. Озабоченность правительства и общественности Египта вызывают террористические акции экстремистских исламских организаций. Руководство АРЕ ведет с экстремистами решительную борьбу. В фев. 1997 г. парламент Египта продлил еще на три года чрезвычайное положение (было введено в 1981 г. после убийства А.Садата).

Внешняя политика. Египет принимает активное участие в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке, эффективно содействовал подписанию палестино-израильской Декларации о принципах, а также Каирского соглашения о введении временного палестинского самоуправления в районе Газы и Иерихона, поощряет участников арабо-израильских переговоров к поискам взаимоприемлемых компромиссов. В нояб. 1996 г. в Каире состоялась III конференция по экономическому развитию Бл. Востока и Сев. Африки. Египтяне плотно взаимодействуют с американцами, которые, по их мнению, играют особую роль в ближневосточном урегулировании, подчеркивая при этом, что для продвижения мирного процесса необходима активизация коспонсорских усилий России, а также Евросоюза.

АРЕ является членом ЛАГ, ОАЕ, ОИК и ДН, участником Дамасской декларации. В 1993 г. Египет получил статус \"специального гостя\" в рамках ОБСЕ, Каир проявляет заинтересованность в участии в мероприятиях этой организации. Активны египтяне и в вопросах развития отношений партнерства между государствами Средиземноморья.

Каир выступает за налаживание международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. В 1996 г. в Шарм-эш-Шейхе под председательством президента Х.Мубарака была проведена встреча на высшем уровне руководителей ряда стран по этой проблематике.

Большое внимание египетское руководство уделяет проблемам безопасности и сотрудничества в Персидском заливе, превращению Бл. Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения, урегулированию конфликтных ситуаций в странах Африки. Египтяне выступают за реформу ООН, в т.ч. в плане расширения состава членов Совета Безопасности за счет представителей наиболее крупных регионов.

Занятость

Общая социально-экономическая отсталость страны, большая численность и плотность населения наряду с ограниченностью природных ресурсов создают ситуацию, при которой огромные массы жителей лишены возможности трудиться, становясь изгоями общества.

В Египте весьма трудно выявить границу между реальной и псевдозанятостью. Здесь особенно распространена скрытая безработица. Речь идет о лицах, которые формально считаются трудоустроенными, но получают от своей <деятельности> самые мизерные, чисто символические доходы (многие т.н. уличные торговцы, занимающиеся в действительности попрошайничеством, массы людей, перебивающихся случайными заработками, и т.п.).

При Насере, начиная с 1960 г., среднегодовой уровень безработицы опустился, согласно официальным данным, до отметки 2-3% по отношению к общей численности самодеятельного населения. Аграрная реформа, индустриализация страны способствовали созданию рабочих мест. <Разбухал> госаппарат, расширение штатов на предприятиях общественного сектора выходило за рамки производственной необходимости, выпускникам вузов и уволенным из вооруженных сил в обязательном порядке предоставлялась работа и т.п. Это, естественно, негативно сказывалось на производительности труда и уровне зарплаты.

С первой половины 70-х гг., с пересмотром \"социалистических> преобразований Насера и переходом к политике \"открытых дверей\", безработица увеличилась до 7%. Ее рост мог бы стать еще более значительным, если бы не было\"бума\" в строительном секторе (на его долю приходилось тогда 22% новых рабочих мест) и массового отъезда египтян на заработки в нефтедобывающие государства Аравийского полуострова и Персидского залива (до 10-15% общего количества рабочей силы АРЕ).

После 1985 г., когда началось замедление темпов прироста ВВП, показатели в области занятости продолжали ухудшаться. И успешный в целом ход экономических реформ в АРЕ в 90-е гг. не остановил пока эту тенденцию.

В конце 1998 г. было официально зарегистрировано 1,7 млн.чел., не имеющих работы. Их удельный вес в составе самодеятельного населения поднялся, таким образом, до 10% (эксперты МОТ называют 13%). Фактически же безработица, включая ее скрытые формы, охватывает, по некоторым оценкам, более 8 млн.чел.

В периферийных районах уровень безработицы нередко в 2-2,5 раза выше, чем, например, в Каире. Cреди египтян в возрасте 20-25 лет около 40% не могут найти работу (в других возрастных группах данный процент заметно ниже). Особенно сложно сделать это лицам, впервые предлагающим свои услуги на рынке труда. С проблемой занятости сталкиваются не только люди с низким уровнем образования, но и выпускники вузов (не имеют работы около 12% их общего числа). Среди женщин безработица в 2 раза выше, чем среди мужчин.

Наличие огромного количества \"лишних людей\" препятствует развитию производительных сил страны, тормозит модернизацию производства, отвлекает значительные средства от экономического, социального и культурного строительства. Увеличение безработицы негативно отражается на оплате труда и уровне жизни: к середине 90-х гг. средняя реальная зарплата в АРЕ снизилась на треть по сравнению с 1985 г. (несмотря на то, что объемы производства и производительность труда в этот период имели тенденцию к росту). Боязнь потерять место нередко вынуждает рабочих и служащих в частном секторе отказываться от вступления в профсоюз, что делает их бесправными. На многих египетских частных предприятиях профсоюзы отсутствуют вообще.

В ходе реформ должен уменьшиться наполовину персонал находившихся в руках государства компаний, который до начала приватизации насчитывал 1,1 млн.чел. Увольнения уже затронули более 200 тыс. чел. и натолкнулись на сопротивление рабочих и служащих. Для <мягкого> решения этой проблемы - путем досрочного выхода на пенсию одних (с единовременной компенсацией в размере 12-35 тыс.ф.) и переучивания других сокращаемых - требуется 11 млрд.ф. (3,24 млрд.долл.), которые еще предстоит изыскать.

Не оправдываются до настоящего времени расчеты египетского руководства на то, что поощряемый правительством частный капитал обеспечит наращивание количества рабочих мест и тем самым компенсирует сокращение занятости в госсекторе. Инвестиции частного сектора увеличились до 65% от общего объема капиталовложений (по сравнению с 30% в начале 80-х гг.). Но значительная часть средств, которыми владеют предпринимательские круги, направляется не на производственные нужды, а на торгово-спекулятивные операции, скупку недвижимости, приобретение предметов роскоши и т.п. Пересмотр аграрной реформы времен Насера и вытеснения арендаторов с земельных участков, которые они обрабатывали долгие годы, лишает источников существования примерно 1 млн. сельских жителей.

Все последние годы сокращаются возможности египтян трудоустроиться вне страны. Число египтян на заработках за рубежом превышает 3 млн.чел. (3/4 из них - в арабских странах). И раньше были случаи, когда устроившимся на работу за границей приходилось возвращаться домой раньше срока. Кризис 1990-91 гг. в Персидском заливе вынудил сделать это 450 тыс. египтян. Сейчас основные <работодатели>, в связи с падением цен на нефть, стремятся укомплектовывать штаты преимущественно собственными национальными кадрами; взят курс на замену египтян (и других неместных арабов) более дешевой рабочей силой (из ЮВА). Только в КСА количество египетских рабочих и служащих уменьшилось за последний период на 300 тыс. чел. Египетским гражданам становится все труднее <обосноваться> и в Европе (их число в этом регионе составляет 350-400 тыс.). МИД АРЕ подготовил в конце 1998 г. доклад, рекомендующий правительству предпринять усилия для расширения трудоустройства египетских рабочих и служащих в странах Черной Африки в качестве альтернативы арабскому и европейскому направлениям.

Уменьшение числа работающих за рубежом египтян не только негативно сказывается на внутреннем рынке труда: сумма осуществляемых ими денежных переводов уменьшилась с 5,2 млрд. долл. в 1995 г. до 3 млрд.долл. в 1998 г.

Каковы же перспективы в деле обеспечения занятости в Египте? В целом они выглядят пока не слишком обнадеживающими. По официальным оценкам, чтобы остановить нынешние негативные тенденции на рынке труда, необходимо ежегодно создавать не менее 500 тыс. новых рабочих мест. Некоторые эксперты называют более высокую цифру - 700 тыс. Но даже для достижения рубежа, обозначенного властями, ВВП должен возрастать не менее, чем на 7% в год. Однако на деле увеличение ВВП оказалось ниже намеченного. Для реализации заявленных правительством планов ускорения экономического развития надо поднять суммарный уровень инвестиций с нынешних 20% до, как минимум, 26% ВВП. Эксперты МОТ проанализировали сферу занятости в Египте: при росте ВВП на 4% в год безработица увеличится к 2002 г. до 14%, при росте ВВП на 2% - до 20%. Не менее важно обеспечить надлежащее повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы. Современное производство, на которое должен ориентироваться Египет, не может <абсорбировать> малограмотных людей, преобладающих сейчас на рынке труда (почти 50% населения не умеет читать и писать). Модернизация системы образования также связана с крупными финансовыми затратами. Особые надежды в плане борьбы с безработицей египетское руководство связывает с реализацией крупномасштабных программ развития, прежде всего в Новой Долине и на Синае. Они призваны значительно расширить производственный потенциал Египте (площадь пригодных для обитания земель должна увеличиться с нынешних 5,5% до 25% всей территории страны; планируется создать в новых районах крупные пром. и с/х зоны). Это в свою очередь позволит более равномерно распределить население, уменьшив <нагрузку> на долину Нила, и обеспечить работой большие массы людей (предполагается, что только в Новой Долине будет проживать в перспективе до 10 млн.чел.).