Голландский экспорт

Нидерланды, в которых проживает всего 0,3% населения земного шара, занимают 7 место в списке ведущих торговых наций мира. На них приходится свыше 4% мировой торговли. По уровню экспорта на душу населения (более 14 тыс. гульд.) Нидерланды занимают одно из первых мест в мире. Доля экспорта в ВНП составляет около 60%. На страны ЕС приходится 64% импорта и 74% экспорта. Основной торговый партнер - ФРГ: 24% импорта и 30% экспорта Нидерландов. На долю готовых изделий в экспорте приходится 58%, сельскохозяйственных товаров - 24%, энергоносителей - 10%. Значительную роль играет экспорт услуг (42 млрд. гульд.).

По прогнозам Нидерландской федерации экспортеров, голландский экспорт в 1998 г. должен был превысить 400 млрд. гул. (в 1997 году он составил 387 млрд. гул.). Ожидается значительный рост экспорта в страны Центральной и Восточной Европы. Согласно опросу, проведенному среди крупнейших нидерландских экспортеров, двумя основными проблемами на пути дальнейшего расширения экспорта являются высокая себестоимость голландской продукции (прежде всего ввиду высокой стоимости рабочей силы), нехватка высококвалифицированных кадров в сфере внешней торговли.

Согласно прогнозам министерства экономики нидерландский экспорт в 1998 году составит примерно 420 млрд. гул. По оценкам министерств экономики, число нидерландских малых и средних предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции и услуг, возрастет к 2002 году до 65 тыс. Около 50 тыс. мелких и средних фирм, т. е. примерно четверть предприятий этого сектора, участвует во внешнеэкономической деятельности. Особая роль в стимулировании роста экспортного потенциала отводится торгово-промышленным палатам и различным ассоциациям местных предпринимателей, а также государственным органам, в том числе ставится задача оказания активной консультативной помощи частным предприятиям со стороны голландских посольств и консульств в зарубежных странах.

Нидерландский экспорт вырос в 1997 году по сравнению с предыдущим годом на 10% и достиг 378 млрд. гул. Импорт увеличился на 11% и составил 346 млрд. гул.

Экспорт в страны ЕС составил 297 млрд. гул. (+9%), импорт - 212 млрд. гул. Положительное сальдо в торговле со странами Евросоюза - 85 млрд. гул. (+9 млрд. гул. по сравнению с 1996 годом).

Наиболее динамично росла торговля с Великобританией (импорт - +13%, экспорт - +16%), Францией (импорт - +9%, экспорт - +9%), Германией (импорт - +4%, экспорт - +6%) и Бельгией (импорт - +6%, экспорт - +4%).

Экспорт в страны не входящие в ЕС составил в 1997 году 82 млрд. гул. (+15%), импорт - 134 млрд. гул. (+17%).

Отмечается значительное увеличение торговых операций с США: импорт увеличился на 26%, экспорт - на 19%.

Нидерландский экспорт в страны Европейского союза составил в феврале 1998 года 26 млрд. гул., на 9% больше аналогичного периода прошлого года. Импорт из стран ЕС - 18 млрд. гул. (+8% по сравнению с февралем 1997 года). Положительное сальдо в торговле с ЕС в январе-феврале 1998 г. достигло 16 млрд. гул. Голландский экспорт в страны, не входящие в состав ЕС, увеличился в феврале, по сравнению с предыдущим годом, на 11% и составил 7 млрд. гул. Импорт - 12 млрд. гул. (+15%). Торговый дефицит в торговле с этими странами составил в январе-феврале 1998 г. 11 млрд. гул.

Торговый оборот филиалов германских компаний в Нидерландах достиг в 1997 году 58 млрд. марок. По оценкам специалистов двух стран, в ближайшие пять лет он будет возрастать на 6% ежегодно. В Нидерландах действует около 1550 германских фирм, на которых работает более 100 тыс. чел. Согласно опросу, проведенному среди местных предпринимателей, немцы - наиболее привлекательные деловые партнеры для голландцев. Что касается германских деловых кругов, то наибольшие деловые симпатии среди них имеют британцы и швейцарцы. Голландцы занимают третью позицию, опережая представителей главного торгового партнера ФРГ - французов, занимающих, согласно опросу, лишь пятое место.

Нидерланды поддержали предложение Германии, на встрече руководителей стран ЕС в Кардиффе, о пересмотре размеров взносов участников Союза в его фонды. В настоящий момент голландский взнос в ЕС составляет 5,5 млрд. гул. или 0,7% от ВВП страны. По оценкам местных экспертов, в случае достижения новых договоренностей по данному вопросу он может быть сокращен до 0,4% ВВП.

В ходе предвыборной кампании в Нидерландах развернулась острая полемика по вопросам оказания экономической помощи зарубежным государствам. Так, если основная партия правительственной коалиции - Партия труда (лидер В. Кок) - высказывается за увеличение ассигнований на эти цели (на 1,6 млрд. гул.), то ее главный партнер в правительстве - Народная партия за свободу и демократию (лидер Фр. Болкестейн) - настаивает на их сокращении на 800 млн. гул., т. к. по мнению НПСД объемы помощи Голландии зарубежным государствам в соотношении с ВВП в два раза превышают средний показатель по ЕС.

Помощь развивающимся странам по всем линиям составляет около 0,94% от ВНП страны (6 место в мире). Доля развивающихся стран в товарообороте страны составляет 20%.

Нидерланды занимают третье место по объему прямых капиталовложений в американскую экономику - 67 млрд. долл. На голландском рынке представлены около 1,8 тысяч американских компаний. Их инвестиции составляют 37 млрд. долл. (пятое место среди иностранных инвесторов). Около половины европейских дистрибьютерных центров крупнейших американских компаний расположены в Нидерландах.

Нидерланды позитивно отнеслись к предложению президента США Б. Клинтона и Европейской комиссии о проведении в рамках Всемирной торговой организации в конце 1999 года нового раунда многосторонних переговоров о либерализации международной торговли. По мнению голландской стороны, он должен привести к дальнейшему сокращению торговых барьеров и протекционистских мер. Особое внимание в его ходе должно быть уделено торговле сельскохозяйственной продукцией, проблемам соблюдения прав интеллектуальной собственности, вопросам торговли услугами и охраны окружающей среды, усилению сотрудничества в области здравоохранения, а также помощи наиболее бедным странам.

Весьма сдержанную реакцию встретила в Голландии критика США политики нидерландского правительства, направленной на субсидирование мелких и средних предприятий. По мнению американцев, подобная практика нарушает правила честной конкуренции. США намериваются подать соответствующую жалобу в ВТО. Согласно заявлению министерства экономики Нидерландов, речь идет об ограниченных налоговых льготах (не более 200 тыс. гул. в год) малым и средним фирмам с целью стимулирования их экспортной активности. По мнению голландской стороны, это не противоречит нормам ВТО.

Швейцарская страховая фирма Swiss Reinsurance объявила о приобретении контрольного пакета акций <Нидерландского страхового общества>, занимающегося страхованием экспортных кредитов. НСО было основано в 20-х годах. Около 80% его капитала принадлежало голландским банкам и страховым компаниям, 20% - зарубежным. До последнего времени акции НСО распределялись следующим образом : <АБН Амро> - 42,05%, ИНГ - 11,51%, Suiss Reinsurance - 9,59%, Fortis - 7,86%, Delta Lloyd - 7,57%, Munchener Ruck - 5,53%. В результате нового распределения акций доля швейцарской компании возрастет до 70%, а участие голландских банков <АБН Амро> и ИНГ сократится до 10%. В перспективе Suiss Reinsurance планирует повысить свою долю в капитале НСО до 90%.

Отмечается, что продажа акций швейцарцам согласована с нидерландским правительством, которое, хотя и не участвует в капитале НСО, имеет своего представителя в его правлении. НСО - важный инструмент в голландской системе стимулирования экспорта. Оно имеет свои отделения в Бельгии, Дании, Германии, Ирландии, Италии, Норвегии, Великобритании и США. Общая сумма застрахованных НСО кредитов достигла в 1996 году 200 млрд. гульденов. Ввиду возникших в середине 90-х годов финансовых трудностей в 1996 году в НСО прошла реорганизация. Доходы компании составили в первой половине 1997 года более 21 млн. гульденов. Швейцарская фирма Suiss Reinsurance является второй по значимости на мировом рынке страхования кредитов после германской Munchener Ruck. Она весьма активна в Нидерландах. В 1985 году ею была приобретена у банка ИНГ страховая компания Alhermij.

В конце 1997 года наметилось замедление темпов торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На Японию, Тайвань, КНР, Гонконг, Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Индонезию и Тайланд приходится 12% голландского импорта (в основном автомобили, компьютеры, компьютерные компоненты) и 5% нидерландского экспорта (главным образом компьютерные компоненты).

Предложение министра иностранных дел ван Мирло об оказании срочной финансовой помощи Индонезии не получило поддержки в голландском правительстве. По мнению министра финансов, приоритет в решении кризисных проблем стран Юго-Восточной Азии принадлежит МВФ и односторонние инициативы ряда стран лишь затрудняют диалог Фонда с отдельными государствами региона, в частности с Индонезией. Острую негативную реакцию в Нидерландах вызвал отказ США пригласить Голландию на международную конференцию по финансовым проблемам Азии. В конференции приняла участие 21 страна (в частности, ведущие западные страны, Польша, Мексика, Бразилия).

Отмечено падение голландского экспорта в страны Юго-Восточной Азии, КНР и Японию - 10% весной 1998 г. по сравнению с февралем предыдущего года. Наибольшее сокращение экспорта зафиксировано в торговле с Индонезией (-57,5%). В тоже время импорт из этого региона увеличился на 22,5%.

Доля стран ЮВА в экспорте Нидерландов - 5,1%. В этом регионе действуют более 60 голландских компаний. Наиболее широко представлены электронные, химические и машиностроительные концерны. Так в Юго-Восточной Азии сосредоточено 60% производства машиностроительной фирмы ASMI, 22% оборота <Филипс>, 7% оборота <Юнилевер> . Кризис в ЮВА вызывает серьезную озабоченность у руководства DSM, <Акзо Нобель>, <Шелл> . Среди крупнейших инвесторов в странах ЮВА - РТТ Telecom (только вложения в Индонезию в 1997 году превысили 300 млн. долл.), <Хейнекен> (в регионе сосредоточено около 10% оборота фирмы), <Нутриция>, <Сторк>, банки <АБН Амро> и ИНГ. С учетом значительных экономических интересов в ЮВА, нидерландское правительство приняло решение оказать ряду стран региона срочную финансовую помощь. Южной Корее по государственным каналам было предоставлено 625 млн. гул. Частные банки, главным образом <АБН Амро> и ИНГ, выделили Корее кредиты на сумму 3,5 млрд. гул. Банк ИНГ предоставил 1 млрд. гул. филиппинским властям на стабилизацию национальной валюты. <АБН Амро> с рядом американских банков (J. P. Morgan, Citicorp, Chase Manhattan) призвали МФВ и западные страны к реструктуризации внешнего долга Южной Кореи и Индонезии. Национальное страховое общество Нидерландов ужесточило в связи с кризисом в странах ЮВА практику страхования экспортных кредитов на этот регион (в 1997 году голландский экспорт в Южную Корею составил 1,8 млрд. гул., Индонезию - 1 млрд. гул., Таиланд - 0,8 млрд. гул., Малайзию - 0,6 млрд. гул.). По прогнозам НСО, экспорт Нидерландов в страны ЮВА должен был сократиться в 1998 году примерно на 1 млрд. гул. За первые десять месяцев 1997 года нидерландский импорт составил 284,4 млрд. гул. (+11,5% по сравнению с аналогичным периодом 1996 года). Экспорт вырос на 10% и достиг 311 млрд. гул. Положительное сальдо внешней торговли составило 26,6 млрд. гул., что на 0,8 млрд. гул. меньше, чем в 1996 году.

В Нидерландах растет обеспокоенность по поводу замедления темпов роста экспорта в связи с кризисом в азиатских странах. В первом квартале 1998 г. экспорт в девять ведущих торговых партнеров Голландии в Азии (Япония, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Таиланд) сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 8%. В апреле произошло дальнейшее падение - на 19%, в том в Индонезию - на 71%, Сингапур - на 42%, Таиланд на 31%, Японию на 14%. КНР - на 7%. В январе-апреле 1998 г. нидерландский экспорт в эти страны составил 5,2 млрд. гул., на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Одновременно наблюдается неуклонный рост голландского импорта из этого региона. За первые четыре месяца 1998 года он составил 17,2 млрд. гул., что на 26% выше показателя предыдущего года.

Нидерландский экспорт в Японию составил в 1997 году 3,8 млрд. гул. (+0,5% по сравнению с 1996 годом). Около четверти его объема - сельскохозяйственная продукция. Среди промышленной продукции главное место в нидерландском экспорте занимают оптика и медицинское оборудование. Импорт из Японии увеличился на 13%. Дефицит Голландии в торговле с Японией достиг 8,9 млрд. гул. В темпах развития двусторонней торговли с Японией Нидерланды отстают от таких европейских стран, как Великобритания, Ирландия и Испания.

Состоялся визит министра экономических дел Нидерландов в Индонезию и на Филиппины. Актуальность визита связана с большими экономическими интересами Голландии в этом регионе (прямые инвестиции в Индонезии составляют свыше 10 млрд. долл.) и нарастанием конкуренции со стороны Германии, Бельгии, а также России. Крупнейшими голландскими инвесторами в странах Юго-Восточной Азии являются компании <Шелл>, <Юнилевер>, <Филипс>, <Балласт Недам>, банки <АБН Амро> и <Рабобанк> . Несмотря на кризисные моменты в экономике большинства стран региона, нидерландские фирмы продолжают расширять там свое присутствие. Так фирма <Нутриция> объявила о новых капиталовложениях в индонезийскую экономику на сумму в 50 млн. долл.

Несмотря на активизацию деловых связей Нидерландов с КНР дисбаланс в двустороннем товарообороте продолжает сохранятся. В 1996 году голландский экспорт в Китай упал до 1,2 млрд. гул. (в 1993 г. - 1,3 млрд. гул.). В то же время импорт из КНР постоянно возрастает: в 1997 году он достиг 4,2 млрд. гул. (в 1993 г. - 2,7 млрд. гул.). Согласно статистическим данным, общие вклады нидерландских банков в различные проекты в странах АТР составляют: в Японии - 26,9 млрд. гул., в Сингапуре - 12,5 млрд. гул., в Гонконге - 11,2 млрд. гул., в Индонезии - 6,5 млрд. гул., в Корее - 4,7 млрд. гул., в КНР - 4,2 млрд. гул.

Несмотря на кризисные явления в ЮВА, нидерландские компании продолжают активно укреплять свои позиции в регионе. Так, банк <АБН Амро> прибрел за 380 млн. гул. контрольный пакет акций (75%) таиландского банка Bank of Asia (одиннадцатый банк по размеру капитала в Таиланде, основан в 1938 году. Имеет 110 отделений в стране. Число вкладчиков - 300 тыс. Количество сотрудников - 2300). До 2000 года <АБН Амро> планирует вложить в страны региона около 1 млрд. гул. (прежде всего в Южную Корею и Таиланд).

Прямые нидерландские инвестиции в КНР составили: 1995 г. - 178 млн. гул., 1996 г. - 517 млн. гул., 1997 г. - 836 млн. гул. Прямые капиталовложения Голландии в экономику Гонконга составили: 1996 г. - 329 млн. гул., 1997 г. - 395 млн. гул.

Общий объем экспорта стран Европейского союза в Восточную Европу вырос в первой половине 1997 года по сравнению с аналогичным периодом 1996 года на 20,7%. Наиболее высокими темпами развивался экспорт из Германии (+41%), Австрии и Италии. Нидерландский экспорт остался практически на уровне предыдущего года. Около 2/3 экспорта ЕС в страны Восточной Европы приходилось на Польшу, Венгрию и Чехию.

В последнее время наблюдается некоторое оживление нидерландско-кубинских торгово-экономических отношений. Консультативная фирма Trenite van Doome приняла решение открыть свой филиал в Гаване (имеет отделения в Лондоне, Брюсселе, Варшаве, Токио и Кюрасао). На кубинском рынке представлены: банк ИНГ (единственный западный банк на Кубе), <Филипс> (продажа мелкой бытовой техники), <Юнилевер> (СП по производству моющих средств), Golden Tulip (гостиничное хозяйство), <Шелл> (сбыт нефтепродуктов). Перспективными направлениями двустороннего сотрудничества являются туризм, связь, строительство объектов инфраструктуры, добывающая промышленность, банковская сфера.

Нидерландский экспорт на Кубу составил в 1996 году 94 млн. гул. В основном это продукция химической промышленности (фирма <Акзо Нобель> ), подержанные грузовики (компания DAF) и погрузочные машины (фирма Bova).

Основной задачей внешнеэкономической стратегии правительства Нидерландов является оказание содействия проникновению голландских фирм на новые рынки и гарантирование им устойчивой работы за рубежом.

Главный приоритет внешнеэкономической деятельности Голландии - сотрудничество со странами Европейского союза. Поэтому основная политика правительства направлена на улучшение торгового климата и создание условий для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества в этом регионе. Своими повседневными задачами правительство видит постоянное отслеживание торговозаконодательной базы стран Европейского союза, торгового баланса, климата конкурентной борьбы, технического уровня и качества экспорта, чтобы комплексом законодательных и экономических инструментов своевоеменно исправлять неблагоприятные условия для голландских экспортеров и производителей.

Обеспечение таких экономических условий внутри страны, которые не возволяли бы иностранным производителям диктовать свои коммерческие условия на национальном рынке - не менее важная функция правительства.

Защита интересов голландских фирм на территории иностранных государств, страхование рисков, содействие прямым и портфельным капиталовложениям за рубежом, экспортное кредитование, приобретение ноу-хау - основные составляющие экспортной инвестиционной политики официальных властей. Особую озабоченность у нидерландского правительства вызывает структура и география экспорта.

Основная доля положительного сальдо внешнеторгового оборота страны падает на продукцию сельского хозяйства, химию и минеральное топливо (газ), которые наиболее чувствительны к изменению конъюнктуры на мировых рынках. По мнению голландских экспертов, в перспективе необходимо перенести акцент во внешней торговле на развитие экспорта услуг, производственных технологий и ноу-хау.

Первостепенное внимание уделяется сохранению позиций нидерландского капитала на рынке главного экономического партнера Голландии - Германии, где Нидерланды, занимавшие второе место после Франции, были потеснены в 1996 году на третье место Италией.

В последние годы голландское правительство стало предпринимать различные меры по стимулированию экспорта. Это нашло свое отражение в письме-послании правительства в национальный парламент под названием <Инструментарий для содействия развитию внешней торговли и инвестициям> . Его главной целью было установление более тесных связей между развитием международного экономического сотрудничества и другими направлениями внешней политики.

В этих же рамках правительство Нидерландов планирует увеличить бюджет для субсидирования экспорта (т. н. <метчинг-фонд> ). Используя <мэтчинг-фонд>, Нидерланды имеют возможность противостоять иностранной конкуренции, но таким образом, чтобы не вызвать ажиотажный спрос на субсидии. Возможные риски неплатежей по экспортным заказам на практике являются существенным препятствием для проникновения голландских фирм на новые международные рынки. Это в первую очередь относится к мелким предприятиям, поскольку они не достаточно хорошо знают своих новых иностранных партнеров, особенно их кредитоспособность.

Новые моменты внешнеэкономической стратегии правительства привели к усилению координации действий министерств и ведомств в сфере внешнеэкономических связей, созданию специального межведомственного координационного совета. Министерство экономики стало более тесно работать с мелкими и средними компаниями, ориентированными на международные рынки. Все большее внимание экономической проблематике уделяет министерство иностранных дел, планирующее расширить сеть своих представительств за рубежом, в частности, в целях содействия внедрению и укреплению позиций голландского капитала на рынках Центральной Европы, Азии и Латинской Америки. Для стран Восточной Европы разработаны и действуют шесть специальных правительственных программ по стимулированию деятельности нидерландских предпринимателей в этом регионе.