Фландрия

В интервью журналу Keerpunt (июль 1998 г.) министр-президент фламандского правительства Л. Ван ден Бранде привел ряд сравнительных показателей социально-экономического развития Фландрии и Нидерландов. Так, по оценкам фламандского правительства, ВВП на душу населения во Фландрии на 7% выше, чем в Нидерландах. Если принять к тому же показатель уровня цен, то в соответствии со статистикой МБРР, уровень жизни во Фландрии окажется на 13% выше соответствующего показателя в Нидерландах.

С января 1985 г. по июнь 1998 г. прирост производства на душу населения в Нидерландах составляет в среднем 2,1% в год, тогда как во Фландрии этот показатель составляет 2,3% в год. В возрастной группе населения между 25 и 49 годами обеспеченность рабочими местами во Фландрии на 4% выше, чем в Нидерландах. При этом фламандцы имеют существенно более высокий процент в категории полной занятости, тогда как многие голландцы (особенно женщины, представители возрастных групп до 25 лет и от 50 до 64 лет) вынуждены довольствоваться частичным рабочим днем, что улучшает соответствующие показатели Нидерландов в названных категориях. Эта же причина позволила голландцам в последние годы существенно улучшить свою общую статистику по статье «уровень безработицы» : по данным на 1 января 1998 г. число безработных в Нидерландах составляло около 5% (во Фландрии – 6%), что заметно отличает их по этому показателю в положительном плане от среднестатистических данных других стран ЕС – 10,5%. Одновременно фламандское правительство в планах социально-экономического развития поставило перед собой цель сократить к 2002 г. вдвое число безработных в своем регионе, а к 2005 г. – полностью обеспечить все трудоспособное население Фландрии рабочими местами.

Фландрия является одним из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвестиций. Приводимые центром социологических исследований Ernst & Young данные показывают, что из изученных 100 еврорегионов, включающих в себя большинство стран ЕС и приграничных с ними других европейских государств, Фландрия оказалась во главе сводного списка реализуемых инвестиционных проектов: за последние десять лет здесь созданы более 200 тыс. дополнительных рабочих мест, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций. В 1996 г. БЛЭС (население Бельгии и Люксембурга – менее 11 млн. чел.) смог привлечь иностранных инвестиций больше, чем Нидерланды (16 млн. чел.), Германия (81 млн.), Испания (39 млн.) или Канада (25 млн.). В 1997 г. этот показатель возрос еще на 21% по сравнению с предшествующим годом.

Фламандская рабочая сила признана одной из наиболее дисциплинированных, эффективных и высококвалифицированных в мире (по этому показателю Фландрия стоит на четвертом месте в мире, уступая лишь Сингапуру, Швейцарии и Японии). Это, в свою очередь, вывело регион на лидирующие позиции в области внедрения передовых технологий. Фландрия уступает лишь немецким землям Рейнланд-Пфальц и Гессен по доли высокотехнологичных секторов в экономике, лучший показатель в этой характеристике из нидерландских регионов имеет провинция Южная Голландия, которая находится на четвертом месте, пропустив вперед Фландрию. ВВП Фландрии превосходит аналогичные показатели таких стран, как Дания, Ирландия или Португалия. Объем экспорта Фландрии больше соответствующего показателя Испании, Швеции, Австрии.

Подавляющая часть общего бельгийского экспорта за границу приходится на Фландрию (более 72% в 1997 г.), причем ее доля из года в год растет, тогда как доля Валлонии неуклонно снижается (13%). Доля Брюссельского региона составляет 9%. Важнейшими партнерами Фландрии являются Германия, Великобритания и Нидерланды. Валлония же ориентирована в первую очередь на Францию (30% экспорта). Фландрия больше других регионов экспортирует товаров вне ЕС, в частности в Азию. В экспорте Фландрии доминируют более технологичные виды продукции (автомобили и другие виды машин и оборудования, электроника, сложные виды химической продукции), чем у Валлонии (металлы, товары химической промышленности, оборудование).

Доля Фландрии в производстве ВВП составляет более 60% против 25% у Валлонии. Ежегодно разрыв в их экономическом развитии увеличивается на 0,75%. Индекс безработицы на юге страны приближается к 20% от активного населения (среди молодежи – почти 34%; за 1997 год безработица во Фландрии снизилась более чем на 11%, в Валлонии, несмотря на общий экономический подъем существенного снижения не наблюдалось. Валлония по производству ВВП опустилась на 120 место среди 160 европейских регионов, тогда как в 50-е годы она была вторым промышленным районом Европы.

Фламандские торгпреды. В контексте подготовки к очередному этапу государственной реформы в Бельгии руководство Фландрии высказывается за полную передачу сферы внешней торговли в ведение субъектов федерации. Заслуживающим внимание шагом на этом пути стало принятое фламандским правительством решение об учреждении института «фламандских экономических представителей» за рубежом, который качественно изменил статус и характер деятельности бывших фламандских торговых атташе (эти должности закреплялись в определенной пропорции за фламандцами в отделах торговых/экономических советников в штатах бельгийских посольств).

Основной смысл нововведения состоит в том, что сотрудники экономических (торговых) отделов бельгийских диппредставительств, ранее аккредитованные через МИД по линии Фламандской Службы внешней торговли (ныне – «Экспорт-Флаандерен» ), согласно новому положению фактически переходят на автономный режим деятельности, уже не находясь в прямой служебной подотчетности руководству посольств.

На начало 1998 года новые должности были «конституированы» в 65 странах, а их общее число составило 78 представителей. Фламандским правительством принято решение об их дальнейшем увеличении с целью перевода в перспективе всех бывших фламандских торговых атташе в режим самостоятельных экономических представителей.

В ходе визита премьер-министра фламандского правительства Л. Ван ден Бранде в Китай осенью 1997 года было принято решение об увеличении вдвое числа фламандских экономпредставителей в этой стране (на сегодняшний день такие точки уже действуют в Пекине, Шанхае, Гонконге).

Решительный настрой максимально активно продвигать интересы Фландрии за рубежом собственными силами и средствами, проявился, в частности, и в том, что фламандские экономические представители в Вильнюсе и Шанхае появились еще до того, как федеральными властями было принято решение об открытии в названных городах бельгийских дипломатических и консульских представительств.

Порт города Антверпен – это 9-й морской порт в мире, 2-й в Европе, 1-й в ЕС по обработке генеральных грузов. В течение последних четырёх лет он считается самым быстрорастущим грузовым портом Европы. Он удачно расположен географически, имеет соответствующие выходы в водную систему Бельгии (почти 1500 км.) и Европы, является также конечным пунктом для 12 европейских железных дорог, через который проходят 62 % товарных составов Бельгии. Трубопровод Антверпен-Роттердам ежегодно поставляет в Антверпен около 23 млн. т. сырой нефти.

Доход от портовой деятельности постоянно растет и составляет в год 220 млрд. бельг. франков. Считается, что порт обеспечивает работой 75 тыс. человек. При общей площади порта около 15 тыс.га почти 10 % общей продукции бельгийской промышленности сосредоточено на его территории. Отраслевое распределение: химия и нефтехимия – 43%; автомобильные предприятия – 29%; нефтяная промышленность – 8%; другие – 20%. Причём химические и нефтехимические предприятия занимают порядка 75 % промышленных построек. Нефтехимическим предприятиям, расположенным на территории порта принадлежит в среднем почти половина доходов этого сектора бельгийской экономики.

Грузооборот составляет больше 100 млн. т. при общем ежегодном заходе судов в Антверпен порядка 17 тысяч. С 1990 г. по 1997 г. контейнерный грузооборот возрос на 90,4% что позволяет считать Антверпен одним из крупнейших контейнерных портов мира и самым быстрорастущим контейнерным портом Европы 90-х гг. Объём контейнерного потока должен удвоится в течение ближайших 15-20 лет. По товарным поставкам фруктов, в частности бананов, через порты Антверпен и Зеебрюгге проходит импорт почти 1/3 общего количества их европейского потребления, т. е. порядка 1,13 млн. т. бананов в год.

За 1997 г. Антверпен посетило 500 российских судов, общим водоизмещением 3 млн. т. Среди проектов двустороннего сотрудничества следует отметить намечаемое строительство и обустройство терминалов в Санкт-Петербурге и Москве (площадью соответственно 30 тыс. кв. м. и 14 тыс. кв. м.) дочерним предприятием бельгийской фирмы «Табакнати».

Туризм. Бельгия получает в год около 3 млрд. долл. от туризма. Ежегодно страну посещает более 3 млн. туристов. К фламандской части туристического региона относится морское побережье с его традиционными песчаными пляжами, такими как Остенде, Кнокке и Бланкенберг, Восточная Фландрия и, конечно, средневековые города, известные своей архитектурой и историческим прошлым. Это прежде всего Антверпен, получивший в 1993 году титул «город европейской культуры», а также Брюгге, Гент и Мехелен.

Наметилась устойчивая тенденция развития во Фландрии кратковременного туризма. 45% туристов предпочитает отдыхать здесь в июле-августе и 80% – с апреля по сентябрь. В остальные месяцы популярными становятся городские экскурсии.

Число туристов из Германии за последние пять лет возросло более чем на 30%. Хотя приток туристов из соседних Нидерландов сохраняет своё лидирующее положение. Благодаря открытию тоннеля под Ла-Маншем, увеличился приток туристов из Великобритании. Железнодорожная скоростная магистраль между Парижем и Брюсселем позволила увеличить количество французов прибывающих во Фландрию. Во Фландрии неплохие надежды возлагаются на японских туристов, число которых ежегодно растет. Американцы пока составляют 10% от всего туристического потока.

Доля туристов из бывших республик СССР, в том числе из России, пока остается незначительной. Как считают в Службе туризма г. Антверпена, традиционное представление о том, что основная часть российских туристов приезжает во Фландрию по шоп-турам за приобретением подержанных автомобилей в корне неверно, так как Россия в этом плане занимает устойчивое третье место после Испании и стран Африканского континента. В 1998 году впервые за последние годы бельгийская туристическая фирма «Астра» организовала 3 морских круиза для россиян.

В общей доле Бельгии и Люксембурга, объединенных в экономический союз, Фландрия привлекает к себе 76% бельгийских и 60% иностранных туристов.

О рабочем визите главы фламандского правительства Л. Ван ден Бранде в Санкт-Петербург. В рамках поездки по странам Восточной Европы (Литва, Польша, Россия, Венгрия, Словения) министр-президент правительства Фландрии Л. Ван ден Бранде посетил 30-31 августа 1998 г. Санкт-Петербург. Состоялись его беседы с губернаторами города и области В. А. Яковлевым и В. А. Густовым.

При посещении Государственного Эрмитажа Л. Ван ден Бранде объявил о решении фламандского правительства предоставить 220 тыс. долл. на реализацию проекта реставрации зала Рубенса (восстановление потолка, стен, пола) и установки современного освещения в рамках программы ЮНЕСКО по Эрмитажу.

При посещении Петропавловской крепости глава фламандского правительства передал в дар С.-Петербургу изготовленный в Королевской литейной мастерской Petit & Fritsen В. V. колокол, предназначенный для фламандского карийона Петропавловского собора. Это первый колокол из 51, все они будут отлиты на средства, собранные по инициативе фламандской стороны (директор Королевской Школы карийона в Мехелене Ио Хаазен). Л. Ван ден Бранде открыл также выставку современного фламандского искусства (главный координатор с фламандской стороны – искусствовед Г. Ван де Перре, организовавший совместно со своими петербургскими коллегами в январе-марте 1998 г. в ратуше г. Дендермонде экспозицию о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского).

При посещении Юридического фондового центра основное внимание было уделено рассмотрению вопросов реализации проекта МОТ А-45415 «Развитие модульных учебных программ в Санкт-Петербурге», в котором активное участие принимает также Фламандская Служба занятости и профобучения (VDAB). Цель проекта – подготовка кадров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по современным стандартам в области профобучения, переобучения и повышения квалификации взрослых в соответствии с потребностями рынка труда. Сфера деятельности – административно-коммерческий сектор, услуги, общественное питание (всего 12 специальностей). Проект при фламандской поддержке осуществляется с января 1995 г. При этом Фламандское правительство предоставило на его осуществление в 1995-96 гг. 250 тыс. долл., в 1998-99 гг. еще 470 тыс. долл.

Л. Ван ден Бранде подробно ознакомился с ходом реализации совместного российско-бельгийского проекта «Методиус», инициатором которого является Институт Восточной Европы Лувенского Католического университета (проф. К. Малфлит). Названный проект (осуществляется при финансовой поддержке Фламандского правительства с 1992 г.) первоначально был сконцентрирован на взаимодействии между российскими и фламандскими юристами преимущественно в области частного (коммерческого) права, но в дальнейшем его концепция была расширена до исследования специфики методов проведения юридических реформ в различных областях права. Одним из результатов такого подхода явилось подписание договоров о сотрудничестве между коллегиями адвокатов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Брюсселя, Антверпена и Гента, между союзами судей городов Санкт-Петербурга, Брюсселя и Антверпена, между Лувенским Католическим университетом и Санкт-Петербургским государственным университетом. Договор с последним позволил организовать в С.-П. силами бельгийской профессуры магистерский курс лекций по менеджменту и проведению юридических реформ, а также предоставил возможность работы в Бельгии российским студентам юридического факультета.

С сентября 1995 по июнь 1997 года проект «Методиус» финансировался совместно за счет средств программы TACIS-Democracy и Фламандского правительства. Он носил название «Правовая помощь профессиональным группам юристов в Санкт-Петербурге» и включал такие виды деятельности, как семинары в Санкт-Петербурге для отдельных юридических профессий (прокуроров, адвокатов, судей, нотариусов) и стажировки представителей этих профессий в Бельгии для наработки практического опыта, конференцию «Независимость практикующих юристов в России» (С.-П., ноябрь 1995), круглый стол (Лувен, июнь 1996). С июля 1998 года возобновлено финансирование проекта «Методиус» программой TACIS-Democracy и Фламандским правительством.

В канун своей поездки по странам Восточной Европы министр-президент правительства Фландрии утвердил два новых проекта, направленных на расширение сотрудническва с С.-Петербургом: финансирование совместных работ, юридической экспертизы и передачи ноу-хау рыночной экономики, а также подготовка лиц, занятых уходом за подростками с отклонениями в физическом и психическом развитии.

В рамках программы визита Л. Ван ден Бранде посетил также ЗАО «Алкатель», где имел встречу с представителями российско-бельгийского персонала названного предприятия.

При рассмотрении перспектив развития российско-фламандского межрегионального сотрудничества на беседах с руководством города и области основное внимание было уделено следующим вопросам.

Укрепление взаимодействия портов Антверпена, Гента и Зеебрюгге с Большим портом Санкт-Петербурга, возможности содействия со стороны Антверпенского порта в проведении модернизации Санкт-Петербургского порта, перспективы расширения грузопотоков через российские порты Финского залива. Фламандской стороне был представлен проект «Балтийский мост», к которому Л. Ван ден Бранде проявил большой интерес. По его словам, во фламандско-петербургском диалоге все, что можно объединить термином maritiem (морской) – особо перспективно. Он также подчеркнул, что фламандские порты, заинтересованные в обеспечении регулярных и надежных поставок грузов морем в Санкт-Петербург, могут и хотят расширить свое участие в проектах, связанных с развитием Большого порта Санкт-Петербурга. «Тем более, что уже не надо начинать с нуля», – подчеркнул премьер.

С петербургской стороны было предложено рассмотреть возможности осуществления совместных проектов в таких областях, как расснаряжение боеприпасов; строительство мусороперерабатывающих заводов; охрана водной и воздушной среды.
Исходя из готовности фламандцев предпринять практические шаги, направленные на поддержку экспорта во Фландрию российского каменного угля, леса и продукции деревообрабатывающей промышленности через морские терминалы Петербурга, фламандской стороне было предложено рассмотреть возможность оказания технического содействия в обучении менеджеров петербургских предприятий-экспортеров и в проведении маркетинга петербургской технологической продукции в странах Бенилюкса.

Предприятие «Русские самоцветы», включающее в себя как мощности по огранке драгкамней, так и ювелирное производство, готово рассмотреть возможности сотрудничества с фламандскими гранильными и ювелирными предприятиями. Можно было бы подумать о своеобразном треугольнике «Антверпен – С.-Петербург – Саха-Якутия».

Наличие во Фландрии ряда крупнейших ТНК с передовыми технологиями открывает хорошие перспективы для привлечения прямых инвестиций. Опыт «Алкатель» показывает, что дела здесь уже идут, но город хочет больше таких проектов. Для этого в С.-Петербурге создаются благоприятные условия, решаются многие вопросы по адаптации правил и норм к требованиям ЕС. Совместно работают юристы (см. уже упомянутый проект «Методиус» ). Фламандцам был передан каталог инвестиционных проектов города, комплект инвестиционных законов на английском языке.
В ходе обсуждения был проявлен взаимный интерес к сотрудничеству в сфере реставрации и охраны историко-архитектурных памятников (в контексте подготовки С.-Петербурга к своему 300-летию и богатого опыта фламандцев по восстановлению зданий и ансамблей г. Брюгге).

Отмечена активность двусторонних связей между провинцией Антверпен и Ленинградской областью (обмен визитами между губернаторами области и провинции, подписание рамочного соглашения и т. д.). Л. Ван ден Бранде проявил готовность принять 12-15 руководителей муниципальных образований для прохождения ими стажировок во Фландрии (конкретные предложения будут сформулированы в письме губернатора области). Были переданы каталог свободных производственных площадей и материалы, подготовленные правительством Ленинградской области к Петербургскому экономическому форуму (июнь 1998 г.).

Фламандская сторона, отметив уникальность геополитического положения области (имеет прямую границу с Финляндией, т. е. с ЕС) предложила глубже изучить вопрос развития здесь одного из еврорегионов. По мнению фламандцев, Ленинградская область может стать активным членом Ассоциации регионов Европы (председателем этой организации в настоящее время является Л. Ван ден Бранде).

Повышенный интерес вызвало обсуждение возможности реализации проекта «Искусство на мостах» (Bridge art – выставок, особенность которых состоит в том, что при разведении моста его внутренние поверхности оформляются живописными полотнами); проект предложен мэром города Антверпен г-жой Леоной Детьеж. Подобные проекты уже осуществлялись силами санкт-петербургских художников. Петербургский вариант может быть интересен, но условия его реализации требуют проработки.

Глава фламандского правительства поддержал предложение губернатора С.-Петербурга о целесообразности начала совместной работы над подготовкой рамочного, однако, исключительно конкретного соглашения о сотрудничестве, в которое могли бы в качестве самостоятельных пунктов войти многие из перечисленных выше вопросов. За основу можно было бы также принять уже «почти готовое» соглашение между Московской областью и Валлонским регионом Бельгии. Его подписание предполагается приурочить к пребыванию В. А. Яковлева во Фландрии.

К этому же времени (ориентировочно февраль-март 1999 г.) Л. Ван ден Бранде готов организовать специальный семинар по вопросам инвестиций для представителей российских и фламандских деловых и финансовых кругов, на котором смог бы выступить губернатор С.-Петербурга.

В кабинете Л. Ван ден Бранде отмечали содержательный характер состоявшихся встреч и бесед с руководством С.-Петербурга и Ленинградской области, свидетельствующих о качественно более высоком уровне российско-бельгийских отношений в целом.