Одновременно вступил в силу измененный Закон о Банке Японии, придавший его деятельности более независимый, в частности, от минфина, и более открытый характер.
5 июня был принят Закон о реформе финансовой системы в 1998 г., содержавший пакет поправок к законам о ценных бумагах и биржах, об инвестиционных трастах, о банках, о страховом бизнесе и др., большая часть которых вступила в действие с 1 сент. и 1 дек. 1998 г.
В условиях сложившейся на рынке ситуации ограничения кредита Банк Японии впервые за последние 3 года был вынужден пойти на смягчение кредитной политики и объявить о снижении с 9 сент. процентной ставки по межбанковским однодневным ссудам с уровня, близкого к 0,5%, до 0,24%.
Аналогичная ситуация сложилась и на рынке долгосрочных заимствований, где падение ставок продолжалось вплоть до октября. Пик падения процентной ставки по 10-летним государственным облигациям №203 с купоном 1,8% и сроком погашения в 2008 г. был зафиксирован 7 окт. (0,695%). В ответ на объявленное правительством намерение осуществить в 1999 ф.г. широкую программу мер экономического стимулирования, финансируемую за счет выпуска государственных облигаций на сумму более 70 трлн.иен, и вызванное этим ожидание появления избыточной массы облигаций рынок отреагировал ростом процентной ставки. В большой мере рост процентной ставки был также спровоцирован сделанным 22 дек. заявлением министра финансов К. Миядзавы о прекращении с 1 янв. 1999 г. закупок государственных облигаций через Бюро доверительного фонда минфина. К началу февраля процентная ставка выросла почти в 3 раза и достигла 3 фев. 1999 г. максимального уровня (2,44%), создав реальную угрозу роста курса иены и падения на фондовой бирже курса акций ориентированных на экспорт крупных японских компаний.
Обеспокоенное тем, что дальнейший рост процентных ставок может осложнить выход экономики из состояния депрессии, правительство вынуждено было предпринять ряд мер. Было оказано серьезное политическое давление на Банк Японии с целью побудить его руководство либо согласиться восстановить запрещенную нынешним законодательством довоенную практику прямых закупок у правительства государственных облигаций, либо увеличить объем закупаемых банком гособлигаций в ходе осуществляемых им на вторичном рынке и разрешенных законом обычных операций. Отказавшись подчиниться давлению в связи с опасностью инфляции, Банк Японии тем не менее во второй раз на протяжении одного финансового года - 9 фев. 1999 г. - принял решение снизить процентную ставку по межбанковским однодневным ссудам с 0,24% до 0,15%, пойдя при этом на беспрецедентное признание возможности при необходимости довести процентную ставку до нулевого уровня. 16 фев. правительством было объявлено о возобновлении практики закупок через Бюро доверительного фонда минфина государственных облигаций. Все эти шаги, подкрепленные мерами Банка Японии в области денежной эмиссии, дали свои результаты и привели к постепенному снижению процентных ставок, относительной стабилизации курса иены и ситуации на фондовой бирже.
Смягчение денежно-кредитной политики, проводимой Банком Японии, оказало непосредственное влияние и на динамику процентных ставок, устанавливаемых основными коммерческими банками, а также в государственной системе почтовых сбережений. 8 марта 1999 г. пять крупнейших банков (<Токио-Мицубиси>, <Санва>, <Дайити кангё>, <Фудзи> и <Сакура>) одновременно снизили процентные ставки по большинству видов срочных депозитов. 18 марта аналогичный шаг был предпринят банком <Токио-Мицубиси> (за которым, как отмечалось, последуют и другие) и в отношении обычных депозитов. С 8 марта правительство снизило процентную ставку по почтовым сбережениям до 0,15%. При этом было объявлено, что в ближайшее время ставка может быть снижена еще больше.
Уровень официальной учетной ставки, установленной 8 сент. 1995 г. в пределах 0,5% (самый низкий из всех западных стран), на протяжении всего года оставался неизменным.
В целях поддержания достаточной ликвидности и ослабления напряженности на рынке кредитных ресурсов Банк Японии осуществлял регулирование объема денежной массы, возросшей (по, формуле M2+CD) в 1998 г. по сравнению с предыдущим годом на 4% (с 1 апр. 1998 г. в связи с дерегулированием финансовой системы в статистику по денежной массе в обращении стали включаться данные финансовых активов иностранных банков в Японии и иностранных трастовых банков, имеющих лицензии на ведение операций в Японии).
В абсолютном выражении среднегодовой баланс денежной массы в обращении (по той же формуле) составил 592,4 трлн.иен. Это самый высокий показатель начиная с 1990 г., свидетельствующий о постепенном смягчении курса, проводимого правительством в области монетарной политики. Многие связывают факт возрастания денежной массы и с тем, что компании, а также юридические лица в условиях затянувшейся депрессии предпочитали держать большие объемы наличных денежных средств под рукой.
В фев. 1998 г. правительством Р. Хасимото в рамках мер, впоследствии получивших название японского варианта реформ <Биг-Бэн>, был принят пакет законов в сфере банковской деятельности в объеме 30 трлн.иен и осуществлено очередное вливание на сумму 1,8 трлн.иен. В июне 1998 г. в ходе реорганизации минфина был создан новый государственный орган по финансовому надзору - Финансовое контрольное управление (ФКУ), которому было поручено осуществить в кратчайшие сроки проверку деятельности 19 самых крупных комбанков Японии. Указанные меры в силу своего половинчатого характера желаемого эффекта не дали. В сентябре лопнуло одно из крупнейших дочерних предприятий Банка долгосрочного кредитования (БДК) - лизинговая компания <Джапан Рису>, а вскоре, по завершении проверки ФКУ, обнаружилось, что и сам БДК находится на грани банкротства.
После прихода к власти кабинета во главе с К. Обути процесс выработки законодательного механизма по реформированию деятельности финансовых институтов был начат заново. В окт. 1998 г. была принята серия законов, предусматривающих, в частности, создание непосредственно при премьер-министре относительно независимой от минфина Комиссии по восстановлению финансов, наделенной фактически отсутствовавшими ранее функциями по предотвращению и регулированию банкротств банков и других финансово-кредитных учреждений.
В конце окт. 1998 г., в соответствии с новым законом, правительство под давлением оппозиции было вынуждено объявить о национализации БДК. В декабре такая же участь постигла Кредитный банк Японии. Весной 1999 г. правительство завершало работу над выработкой новых, более жестких критериев проверки финансового состояния учреждений, занимающихся кредитно-финансовой деятельностью.
В целях укрепления капитальной базы банков и защиты интересов вкладчиков правительство разработало и провело через парламент пакет законодательных мер, осуществление которых потребует 60 трлн.иен.
Одним из первых шагов Комиссии по восстановлению финансов (далее <Комиссия>), приступившей к работе с дек. 1998 г., стала подготовка плана осуществления масштабного вливания государственных финансовых средств в банковский сектор в целях его оздоровления. 12 марта 1999 г. Комиссия приняла решение поддержать поданные 4 марта 15 банками заявки (8 городских банков, 5 трастовых, 1 - долгосрочного кредитования и 1 - региональный) на получение ими государственных финансовых средств в объеме 7,45 трлн.иен на цели рекапитализации. Планом предусмотрено пополнение капитальной базы указанных банков после списания ими до конца 1998 ф.г. <неработающих долгов> на 9,3 трлн.иен.
В соответствии с одновременно представленными указанными банками планами реструктуризации их деятельности предполагается, в частности, значительное сокращение в течение 4-х финансовых лет персонала банков и, соответственно, связанных с этим издержек, осуществление ряда других мероприятий, направленных на повышение эффективности банковской деятельности и возвращение (начиная с 2003 ф.г.) в течение 5-12 лет полученных от государства средств.
Указанный план - лишь первый шаг на пути радикальной перестройки финансовой системы Японии. Следующим этапом, для осуществления которого также потребуются новые вливания со стороны государства, станет реорганизация самого банковского сектора с упором на такие меры, как поощрение процесса укрупнения банков, сопровождающегося сокращением их численности в результате слияний и поглощений.
Несмотря на то, что первые шаги по оздоровлению банковского сектора вызвали неоднозначные мнения среди специалистов, рынок в целом отреагировал положительно. В частности, размер <японской премии> на Лондонском межбанковском рынке опустился 8 марта до отметки, едва превышающей 0,1%, а для ряда первоклассных заемщиков <японская премия> практически исчезла.
В процессе реорганизации банковской системы, обнаружившей в условиях усиливающейся глобализации хозяйственных связей свою неэффективность и отсталость, а также в целом неспособность гармонично вписаться в общую структуру мировых финансовых рынков, многим банкам предстоит пережить процесс существенной трансформации своей деятельности. В 1998 г. стало также еще более очевидным, что решать проблемы финансового сектора страны только монетаристскими методами (путем регулирования процентных ставок, денежной массы в обращении и др.) стало невозможно. Назрела необходимость осуществления глубокой структурной перестройки экономики в сочетании с широким комплексом мер в бюджетной области, системе налогообложения и др.
В соответствии с требованиями вступившего в силу в дек. 1997 г. Закона о реформе фискальной структуры, государственный бюджет на 1998 ф.г. (1 апр. 1998 г.-31 марта 1999 г.) был составлен в режиме жесткой экономии в объеме 77,7 трлн.иен (на 3,5% меньше предыдущего года). Статья \"текущие расходы\" (основная статья бюджета) впервые за весь послевоенный период была также сокращена на 1,3% или на 570,5 млрд.иен. Однако из-за ухудшения общей экономической ситуации, а также в связи с необходимостью осуществления комплекса мер по экономическому стимулированию правительству пришлось трижды принимать дополнительные бюджеты, приостановив действие Закона о реформе фискальной структуры до 2000 ф.г.
1998 ф.г. стал рекордным по объему выпущенных правительством облигаций государственного займа. По данным минфина, общая их сумма по состоянию на 31 марта 1999 г. составила 76,43 трлн.иен. Из них 34 трлн. предназначено для финансирования правительством серии принятых мер экономического стимулирования, а остальные - для покрытия бюджетного дефицита. Баланс непогашенных государственных облигаций, по предварительным данным, достиг к концу 1998 ф.г. 299 трлн.иен, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 44 трлн.иен (на 31 трлн.иен больше, чем первоначально планировалось).
19 фев. 1999 г. палата представителей японского парламента одобрила проект первоначального государственного бюджета на 1999 ф.г. 17 марта, несмотря на вето верхней палаты, где правящая коалиция не располагает большинством мандатов, бюджет согласно соответствующим конституционным положениям, отдающим приоритет в бюджетной сфере решениям нижней палаты, вступил в законную силу.
Общий объем утвержденного первоначального бюджета составляет 81,86 трлн.иен, на 54% больше, чем в 1997 ф.г.
Отличительной особенностью структуры доходной части нового бюджета является резкое - на 19,5% до 47,12 трлн.иен - сокращение налоговых поступлений (впервые после 1988 г. менее 50 трлн.иен). Это, в частности, объясняется намерением правительства осуществить крупномасштабные меры по снижению налогов на общую сумму 9,4 трлн.иен, а также падением деловой активности, вызванной общим ухудшением состояния экономики, переживающей самую продолжительную за весь послевоенный период полосу депрессии.
Еще одной особенностью бюджета является рекордный для одного ф.г. объем выпуска новых облигаций государственного займа - 31,05 трлн.иен, почти в 2 раза больше, чем по первоначальному бюджету в 1997 ф.г., в том числе 21,71 трлн.иен (в 3 раза больше, чем в предыдущем году) на покрытие бюджетного дефицита. С учетом того, что на цели рефинансирования (размещение новых гособлигаций для погашения тех, срок которых подошел к концу) планируется выпуск гособлигаций на сумму 40,82 трлн.иен, общий объем выпуска гособлигаций в 1999 ф.г. составит 71,87 трлн.иен.
За счет выпуска облигаций государственного займа планируется обеспечить 37,9% общих поступлений в бюджет. Это самый высокий уровень после 1979 г. (39,6%). В итоге общий объем непогашенных облигаций государственного займа к концу марта 2000 г. составит 327 трлн.иен. Суммарный дефицит бюджетов центрального правительства и местных администраций составит 9,2% ВВП - самый большой среди промышленно развитых стран.
Важной особенностью расходной части бюджета является весьма заметный рост по статье текущих расходов (46,88 трлн.иен, рост на 5,3%, что является рекордным уровнем за последние 19 лет). На 5% возрастут ассигнования на осуществление программ общественных работ (9,43 трлн.иен), расходы в сфере здравоохранения и социального обеспечения увеличатся на 8,4% до 16,09 трлн.иен, на образование и науку - на 2% до 6,47 трлн.иен. Расходы на программу правительственной помощи зарубежным странам возрастут незначительно - на 0,2% до 1,04 трлн.иен.
С другой стороны, сократятся расходы на оборону (на 0,2% до 4,93 трлн.иен), доля которых в ожидаемом в 1999 г. ВВП составит 0,99%. Предполагается незначительное - на 0,3% - увеличение расходов на программу правительственной помощи зарубежным странам.
Расходы на обслуживание внутреннего госдолга вырастут на 14,9% до 19,83 трлн.иен. В связи с ожидаемым сокращением налоговых поступлений объем выделяемых центральным правительством местным администрациям субвенций сократился на 14,8% до 13,52 трлн.иен.
Новый бюджет является очевидным отражением отхода от политики жесткой бюджетной экономии, проводившейся прежним правительством Р. Хасимото. Его принятию предшествовало принятое 11 дек. 1998 г. решение парламента заморозить и фактически отменить вступивший в силу в дек. 1997 г. Закон о реформе фискальной системы, предусматривавший установление жестких ограничений на рост бюджетных расходов.
Комментируя позицию правительства по проекту бюджета, минфинансов К. Миядзава заявил, что <перевод экономики на путь позитивного роста является самой приоритетной задачей, и запланированный массированный рост расходов является жизненно необходимым, несмотря на то, что государство находится в тяжелом финансовом положении>.
Одновременно с принятием госбюджета была одобрена представленная правительством очередная государственная программа займов и инвестиций (<дзайто>), за счет которой финансируется деятельность общественных корпораций, принадлежащих государству или местным администрациям, а также государственных финансовых институтов, мелких и средних предприятий, не получающих средств из государственного бюджета. Общие расходы по указанной программе вырастут по сравнению с 1997 ф.г. на 5,9%, составив 52,89 трлн.иен.
Намеченное правительством в рамках указанной программы увеличение расходов, как и государственный бюджет, ставит своей целью способствовать скорейшему преодолению экономического застоя через стимулирование инвестиций и побуждение финансовых институтов к проведению более активной деятельности в области кредитования.
В 1998 г. правительством был принят и осуществлен в качестве временной меры план всеобщего сокращения подоходного налога на сумму 4 трлн.иен. В дек. 1998 г. специальной правительственной комиссией был разработан и обнародован план осуществления всеобъемлющей налоговой реформы на 1999 ф.г. Этот план предусматривает самый крупный объем налоговых сокращений за весь послевоенный период - 9,3 трлн.иен, причем ряд мер уже начал действовать с 1 апр. 1999 г. Среди этих мер следует, в частности, выделить следующие:
- сокращение в объеме 4 трлн.иен подоходного налога на 20% и резидентного налога на 15% для физических лиц со снижением максимальной ставки подоходного налога с 65 до 50%;
- сокращение в объеме 2,3 трлн.иен налогов на доходы корпораций благодаря снижению ставки корпоративного налога с 46,36 до 40,87%;
- снижение корпоративного налога с мелких и средних предприятий с годовым доходом до 8 млн.иен с 25 до 22%;
- предоставление налоговых льгот на общую сумму 1,2 трлн.иен лицам, впервые приобретающим в кредит жилье площадью свыше 50 кв.м. в течение 1999 и 2000 ф.гг. ;
- увеличение вычетов из подоходного налога для семей с детьми, находящимися на иждивении родителей;
- замораживание на 2 года специального (1,17%) налога на корпоративные пенсионные резервы;
- досрочное введение с 1 апреля в действие меры по отмене налога на биржевые сделки с акциями и другими ценными бумагами;
- в целях поощрения инвестиций в оборудование осуществление масштабной ускоренной амортизации (уценки) по компьютерам стоимостью до 1 млн.иен, которые будут закупаться в течение 1999 ф.г.;
- вычеты из подоходного налога сумм, используемых на приобретение транспортных средств, обеспечивающих сохранение окружающей среды, в частности, на автомобили с гибридными типами двигателей.
- освобождение с 1 сент. 1999 г. от 18% налога, взимаемого с нерезидентов на доходы от процентов по краткосрочным гособлигациям и ценным бумагам;
- введение, с учетом отмены запрета на холдинги, с 2001 г. системы налогообложения корпораций на консолидированной основе.
Планом также предусмотрено продолжить изучение таких вопросов дальнейшего реформирования налоговой системы, как введение единой нумерации для всех категорий налогоплательщиков, создание унифицированной налоговой базы по всем видам доходов, возможность использования поступлений от потребительского налога для финансирования мероприятий в области социального обеспечения и изменение в сторону повышения самой 5%-й ставки налога на потребление, определение степени целесообразности взимания налога с индивидуальных лиц или на посемейной основе и др.
Предполагается, что осуществление заложенных планом мер приведет налоговую систему Японии в соответствие с существующими международными стандартами, поставив ее в один ряд с аналогичными системами, сложившимися практически во всех других промышленно развитых странах.
Серьезные изменения в 1998 г. затронули деятельность фондового рынка Японии. С 1 сент. вступило в действие законодательство, открывшее путь к созданию \"компаний со специальными целями\" для ликвидации определенного вида активов, что сделало возможным проводить их \"секьюритизацию\", т. е. осуществлять операции с ценными бумагами в процессе приобретения, управления и ликвидации такого рода активов. Новым законом предусмотрено введение широкого комплекса мер, способствующих развитию такого относительно мало распространенного в Японии вида деятельности, как паевые инвестиционные (или, как их называют в США, \"совместные\") фонды. Отменено, с некоторыми оговорками, ограничение на создание холдинговых компаний, либерализован процесс определения размера комиссионных по сделкам с ценными бумагами на суммы свыше 50 млн.иен. Лицензионный порядок для начинающих свою деятельность компаний по операциям с ценными бумагами заменен регистрационным. Снято требование о сосредоточении операций с акциями на биржах и расширены функции внебиржевого фондового рынка.
В целях обеспечения прозрачности и справедливого характера деятельности рыночных субъектов предусматривается введение более строгих норм по предоставлению ими отчетных данных. В этих же целях введено положение о создании Фонда защиты инвестора с обязательным присоединением к нему всех брокерских компаний.
Объем продаж на Токийской фондовой бирже в 1998 г. превысил уровень предыдущего года на 15,2%. В то же время среднегодовой показатель, подсчитываемый на основе котирующихся на Токийской фондовой бирже акций 225 ведущих компаний, индекс \"Никкей-225\", достаточно точно отражающий динамику деловой активности, за год снизился на 16,4% с 18,365.17 иен до 15,359.83 иен. Понижательная тенденция сохранялась (за исключением I квартала, июля и последних двух месяцев) на протяжении всего года. Наиболее резкое падение было отмечено в октябре, что связывалось в условиях развернувшейся в парламенте острой дискуссии вокруг нового пакета законодательных мер с неясностью в отношении дальнейших путей реформирования банковского сектора страны. Пик падения был зафиксирован 9 окт., когда \"Никкей-225\" на момент закрытия биржи понизился до 12,879.97 иен, самого низкого показателя за период с дек. 1985 г.
Большие надежды в оживлении фондового рынка связываются со вступившими в силу 1 дек. 1998 г. законодательными положениями, разрешившими филиалам всех банков и страховых компаний осуществлять операции по продаже инвестиционных трастов физическим лицам. Этой акции предшествовал период интенсивной подготовки, в ходе которой многие банки и страховые компании провели соответствующую работу по обучению персонала. 1998 г. отмечен резкой активизацией деятельности по заключению различного рода соглашений о совместной деятельности на этом сравнительно новом для японских индивидуальных инвесторов рынке между коммерческими банками, страховыми компаниями, брокерскими домами.
Большую заинтересованность к возможности воспользоваться существующей клиентской сетью, а также получить доступ на рынок личных активов, объем которых оценивается гигантской суммой 1200 трлн.иен, проявляют известные иностранные (главным образом, американские) компании, накопившие в подобного рода деятельности богатый опыт. Многие из них, в частности, \"Мерилл-Линч\", \"Фиделити-Инвестмент\", \"Пруденшиал Иншуаренс\", \"Джей-Пи-Морган\", \"Голдман-Сакс\" и др. либо создали совместные с японскими партнерами предприятия, либо заключили различного рода соглашения о совместной деятельности.
Первые итоги работы на данном направлении показывают сравнительно осторожную реакцию населения. Однако специалисты считают, что новый рынок, несмотря на традиционно осторожное отношение японцев к бизнесу, где следует принимать на себя большую степень ответственности за риск, имеет большие перспективы. Это открывает возможность получать и больший доход на вложения, что в условиях сохранения низких процентных ставок по банковским депозитам, а также усиливающегося процесса старения населения, вынужденного во все большей мере полагаться на доходы от своих личных сбережений, становится все более актуальным для Японии.
Платежный баланс и валютное положение страны. В 1998 ф.г. По данным минфина Японии, положительное сальдо баланса текущих платежей достигло рекордного за весь послевоенный период уровня - 15,86 трлн.иен, увеличившись на 38,7% по сравнению с 1997 ф.г. Главной причиной продолжающегося второй год подряд роста сальдо платежного баланса страны является резкое падение импорта, вызванное заметным сокращением объема внутреннего спроса.
Положительное сальдо торговых платежей увеличилось на 29,9%, составив 15,99 трлн.иен (экспорт - незначительное сокращение на 1,3% до 48,87 трлн.иен; импорт - резкое падение на 11,7% до 32,87 трлн.иен). Сокращение баланса торговых платежей одновременно по экспорту и импорту отмечается за последние пять лет впервые.
Произошло незначительное - на 2,2% до 6,40 трлн.иен - сокращение дефицита баланса услуг, что связано с уменьшением числа японских туристов, выезжавших за рубеж, а также уменьшением объема платежей по фрахту.
Продолжало наблюдаться резкое усиление оттока капитала за границу. По данным минфина, отрицательное сальдо по статьям, связанным с движением капитала, за 1998 ф.г. выросло по сравнению с 1997 ф.г. на 15,5% до рекордно высокого уровня, составив 17,14 трлн.иен. Особенно заметно (на 1,44 трлн.иен) возрос вывоз долгосрочного капитала. Отрицательное сальдо баланса финансовых операций (краткосрочный капитал) выросло на 5,9% до 15,20 трлн.иен.
Продолжался рост доходов, получаемых японскими инвесторами от вложений за рубежом. Их объем в 1998 ф.г. увеличился на 10% и составил 7,42 трлн.иен.
В 1998 г. золотовалютные резервы Японии сократились по сравнению с 1997 г. на 2,2%, составив 215,9 млрд.долл. Наиболее заметное - на 7,9% - сокращение наблюдалось в апреле, а также незначительное сокращение в июне, после чего объем золотовалютных резервов неуклонно возрастал. По состоянию на конец янв. 1999 г. объем золотовалютных резервов составил 222,2 млрд.долл., увеличившись по сравнению с декабрем 1998 г. на 6,3 млрд.долл.
1998 г. характеризовался тенденцией к дальнейшему снижению курса японской национальной валюты по отношению к доллару. Среднегодовой курс иены (межбанковский курс на базе спотовых сделок) понизился на 8,4% до 131,02 иены за доллар. Максимально низкие показатели курса иены (самые низкие после авг. 1990 г.) были зафиксированы 12 июня (144,75) и 24 авг. (144,84). Обеспокоенность по поводу дальнейшего падения курса иены, достигшей критически опасной черты, грозившей обрушить валютные курсы и фондовые рынки азиатских стран, побудили правительства Японии и США принять срочные меры по исправлению создавшегося положения. 17 июня Банк Японии совместно с Федеральной резервной системой США в целях поддержания курса иены прибегли к интервенции на рынке, произведя массированную скупку долларов. В конце августа падение иены было остановлено, и ее курс начал расти.
Относительно плавный характер роста курса японской иены, к полной неожиданности для большинства наблюдателей, сменился к концу первой декады октября ее лавинообразным взлетом, потрясшим до основания всю систему международных валютных расчетов. Причиной явилась паника, возникшая на международных рынках спекулятивных валютных операций после того, как стало известно о возможном крахе одного из крупнейших американских хедж-фондов <Лонг Терм Капитал Менеджмент>. 8 окт. на валютной бирже в Лондоне иена (чей курс накануне, на момент закрытия торгов в Токио, составлял 128,17 иен за доллар) стремительно поднялась до отметки 111,45 иен за доллар, продемонстрировав таким образом самый резкий рост в течение столь короткого промежутка со времени введения в 1973 г. системы плавающих валютных курсов. В течение недели курс иены вырос более чем на 13%, нанеся тем самым серьезный удар по позициям крупных японских экспортеров, что нашло свое отражение в показателе \"Никкэй\", опустившегося до самого низкого с дек. 1985 г. уровня - 12,879.97 иен. В ответ на настойчивые просьбы Японии, высказанные ею во время очередной встречи министров финансов и руководителей ЦБ стран \"семерки\" в октябре 1998 г. в Лондоне, принять меры по сдерживанию роста курса иены участники встречи уклонились от каких-либо конкретных действий ограничившись выражением общей озабоченности и призывом к Японии ускорить осуществление реформы ее финансовой системы.
Начиная с середины октября, после того, как спекулятивный ажиотаж на рынке пошел на убыль, курс иены начал вновь постепенно падать. Этому в определенной степени способствовало и принятие парламентом упоминавшегося выше пакета законодательных мер. К концу 1998-началу 1999 гг. курс постепенно стабилизировался в пределах колебаний 118-122 иен за доллар.
В целях предотвращения новых потрясений на международных валютных рынках, подобных тем, что имели место в 1998 г. и привели к фактическому краху финансовых систем ряда стран Азии, Лат. Америки, а также и России, Япония выступила инициатором идеи перехода к новому механизму регулирования валютных курсов и, соответственно, серьезной перестройке деятельности ряда международных финансовых организаций, в частности, МВФ.
С учетом введения с 1 янв. 1999 г. 11 странами-членами ЕС единой валюты евро, Япония предложила разработать новый механизм поддержания стабильности на мировых валютных рынках, который основывался бы на координации курсов трех ключевых валют - доллара, евро и иены. Эта идея активно отстаивалась премьер-министром К. Обути во время его визита во Францию. Италию и Германию в янв. 1999 г. Руководители трех европейских государств высказались в целом за необходимость стабилизации валютных курсов, подчеркнув необходимость продолжить обсуждение японской инициативы в дальнейшем. Ссылаясь на то, что японское предложение идет вразрез с принципами рыночной экономики, США фактически с самого начала заняли по данному вопросу резко негативную позицию. Данный вопрос будет сохранять свою актуальность и в дальнейшем. Он стал одним из основных в повестке дня на встрече <семерки> в Кельне в июне 1999 г.
Министерство финансов. Штатная численность центрального аппарата - 22166 чел., является одним из ведущих органов в системе центральных правительственных учреждений Японии, играющих ключевую роль в разработке и принятии решений по вопросам экономического развития страны. По традиции, министр финансов рассматривается в качестве одного из претендентов на пост премьер-министра Японии.
Организационно министерство состоит из Секретариата министра и 6 основных департаментов:
1. Департамент бюджета - подготовка проекта и контроль за исполнением госбюджета, в частности, разработка планов распределения бюджетных средств между различными министерствами и ведомствами, контроль за их расходованием.
2. Департамент налогов - изучение, планирование и подготовка предложений по вопросам налоговой системы, составление планов налоговых поступлений и др.
3. Департамент таможни и тарифов - изучение, планирование и подготовка предложений по системе тарифов, вопросы участия в международных тарифных соглашениях, осуществление руководства и надзора за деятельностью таможен, ведение внешнеторговой статистики.
4. Департамент финансов - решение комплекса вопросов, затрагивающих движение финансовых средств государства, в частности, контроль за выпуском, размещением и погашением государственных облигаций, а также облигаций, выпускаемых местными органами власти; вопросы денежной эмиссии, составление проектов и представление проектов ежегодной <программы займов и инвестиций> (т. н. <второй бюджет>); осуществление контроля за использованием объектов, находящихся в госсобственности (земельные участки, недвижимость и пр.); решение вопросов, затрагивающих монополию государства на производство табачных изделий, в частности, контроль за деятельностью табачного предприятия <Нихон табако сангё>.
5. Департамент планирования финансовой системы - создан в июне 1997 г. вместо существовавших ранее 2 департаментов ценных бумаг и банков. В функции департамента входит изучение, планирование и подготовка предложений по вопросам финансовой системы, операций с ценными бумагами, решение вопросов, связанных с деятельностью Банка Японии, выполняющего функции центрального банка страны, а также работа по подготовке и аттестации кадров государственных аудиторов.
6. Международный департамент - проведение исследований, планирование и подготовка предложений по вопросам, затрагивающим сферу международных финансов и валютного обмена; регулирование платежного баланса страны, работа в международных организациях, занимающихся вопросами экономического сотрудничества и оказания содействия осуществлению проектов развития в других странах. Большое число сотрудников Международного департамента командируется на ротационной основе для работы за рубежом в составе посольств и таких организаций, как ОЭСР, МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР и др.
При минфине имеется два специальных органа - Департамент монетного двора и Типографский департамент, в ведение которых, соответственно, входит чеканка монет, изготовление и реализация соответствующей продукции (юбилейные монеты, слитки драгоценных металлов, государственные наградные знаки и пр.), сертификация изделий из драгоценных металлов, а также изготовление печатных денежных знаков, государственных облигаций, гербовых марок и открыток, выпуск всех официальных печатных правительственных изданий.
Помимо центрального аппарата в структуру министерства также входят региональные (9) и местные (40) управления финансов, таможни (8) и многочисленные