Из уже имеющихся источников поступлений иностранной валюты, в качестве одного из наиболее перспективных направлений, выбрано производство дешевой электроэнергии на местных ГЭС с последующими поставками ее в государства региона. Гидро-электро потенциал Замбии оценивается в 6 тыс.мвт. Действуют несколько ГЭС общей мощностью в 1652 мвт. Все они находятся в собственности гос. «Замбийской корпорации по снабжению электроэнергией» (ЗЕСКО). Ей также принадлежит разветвленная сеть ЛЭП. Вместе с тем эффективность работы компании, несмотря на многочисленные привилегии предоставленные ей правительством, остается крайне низкой. Помимо отсутствия действенной программы обслуживания имеющегося оборудования и инвестиций на его обновление и расширение, ЗЕСКО несет неоправданно высокие расходы на поддержание принадлежащей ей социальной инфраструктуры, в том числе и за счет предоставления значительных льгот для своих рабочих и служащих. Они освобождены от платы за электроэнергию, получают значительные пособия на строительство домов и т.д. В конце 1998 г. при обсуждении совместно с МВФ текущего бюджета и среднесрочной программы реструктуризации экономики завершение процесса приватизации, в том числе и ЗЕСКО, рассматривалось в качестве одного из первоочередных условий возобновления финансовой помощи со стороны иностранных доноров. Государство дало формальное согласие на продажу компании, но реальных шагов для этого до сих пор так и не предприняло.
В 1995 г. правительство одобрило специальный акт, регулирующий производство и снабжение электроэнергией, который отменил главенство ЗЕСКО; в стране появилось первое частное предприятие в энергетической области «Коппербелт», владеющая сетью ЛЭП и подстанций в одноименной провинции.
В начале мая 1999 г. правительство пошло на многочисленные льготы как местным, так и иностранным частным инвесторам, которые намерены вкладывать деньги в производство дешевой электроэнергии.
Правительство отошло от финансирования будущих проектов. Одновременно оно отказывается от предоставления прямых гарантий возврата вложенных средств. Покрытие расходов предполагается осуществлять исключительно за счет эксплуатации объектов и получаемой от этого прибыли. При этом власти не ограничивают возможности для привлечения капитала. Допускается выпуск акций и распространение их через фондовые биржи. Причем создание компаний может идти и без местных партнеров, участие которых во всех остальных случаях предусматривается действующим законодательством.
Одновременно инвесторам предоставляется весомый пакет фискальных и таможенных льгот. Предприятия по производству и транспортировке электроэнергии будут освобождаться от уплаты налогов на прибыль в течение 10 лет с момента пуска объекта в эксплуатацию, а его служащие – от подоходного налога. Компании получают право беспошлинного ввоза в страну любого вида соответствующего оборудования, которое также не подлежит обложению НДС и другими сборами и налогами.
Правительство предоставляет инвесторам право репатриации ввезенных ранее материальных средств и неограниченные возможности для вывоза прибыли.
В качестве гарантий безопасности инвестиций власти предлагают закючать соответствующие соглашения, в которых учитывались бы все моменты, в том числе форсмажорные обстоятельства, будущие изменения в системе налогообложения, конвертируемость квачи и возможность вывоза прибылей. Право собственности на энергетический объект через 30 лет с начала его эксплуатации переходит государству, которое обязано сдать его в аренду на последующие 30 лет. Первый владелец получает преимущественное право на заключение нового соглашения.
Правительство обязуется обеспечить компаниям доступ на длительный срок и по льготным тарифам к ЛЭП и другим объектам уже существующей энергетической инфраструктуры. Льготный режим распространяется также на платежи за пользование водными и земельными ресурсами, при том, что инвесторы должны всеми средствами недопускать нанесения ущерба окружающей среде.
Координирующие функции по реализации программы передаются создаваемому при министерстве энергетики и водных ресурсов Агентству по продвижению частных инвестиций в энергетику. В его распоряжении уже имеется значительный портфель предложений на расширение двух ГЭС на реке Кафуе и строительство высоковольтных ЛЭП Замбия-Намибия и Замбия-Танзания, а также сооружение системы мелких ГЭС в Северо-Восточной провинции. Предполагается широко использовать систему тендеров. Любая информация будет предоставляться при внесении предварительно оговоренного залога.
Имеется ряд крупных компаний, в частности, из Италии, проявляющих заинтересованность в инвестировании средств в производство энергии на территории Замбии. Несмотря на значительный объем первоначально вкладываемых средств, их окупаемость произойдет в достаточно короткие сроки, учитывая наличие большого спроса в регионе (ЮАР, Зимбабве, Намибия, Танзания) на дешевую электроэнергию.
О деятельности энергетической компании ЗЕСКО. В 1991—97 гг. потребление электроэнергии в стране выросло с 6022 до 6422 млн.квт.ч. Существующая система электропередач покрывает Коппербелт, Южную, Центральную и часть Восточной и Северной провинций Замбии.
Инфраструктура энергетической отрасли Замбии была сформирована 30-40 лет назад. С тех пор она претерпела лишь незначительные изменения. В последнее время отчетливо стала проявляться необходимость не только ремонта и обновления оборудования системы энергоснабжения, но и расширения мощностей, строительства магистральных и распределительных сетей и подстанций.
С 1996 г. в связи с введением в действие «Акта о контроле за электроэнергией» и общей либерализацией сектора, энергетическая компания ЗЕСКО приступила к осуществлению ряда проектов. Были увеличены тарифы за пользование электроэнергией. Ведение прибыльного бизнеса, ориентированного на потребителя, помимо изложенного, позволило улучшить систему энергоснабжения государственного и частного секторов экономики, повысить надежность и качество обслуживания клиентов.
Помимо обеспечения внутренних потребителей ЗЕСКО экспортирует энергию в Зимбабве, Танзанию и Намибию. Планируется построить новые ЛЭП в направлении Малави, Намибии, Ботсваны и ЮАР. В 1998 г. клиентами компании являлись 172 тыс. промышленных и коммерческих предприятий, городские службы, частные потребители.
В конце мая 1999 г. в Лусаке прошла презентация широкомасштабной программы действий компании на ближайшие 3 года. Осуществление программы потребует привлечения 210 млн.долл. Свое участие в ее финансировании уже подтвердили ВБ, Европейский инвестиционный банк, Банк развития Южной Африки, Шведское международное агентство развития, Норвежское агентство развития сотрудничества, Французский банк развития, Финское международное агентство развития и правительство Замбии. 10% от стоимости проекта предполагает взять на себя ЗЕСКО.
В рамках проекта планируется:
1. Обновить 3 крупнейшие ГЭС: Кафуе Гордж, Северная Кариба и Виктория Фолз. Намечаются замена трансформаторов и коммуникаций, модификация дренажной и фильтрационной систем, установка дополнительных мощностей для повышения эффективности станций. Дополнительная, устаревшая и экономически нерентабельная, электростанция на Виктории Фолз будет превращена в музей гидроэнергетики.
2. Ремонт высоковольтных линий и мачт; замена устаревшего оборудования на электроподстанциях; строительство новой подстанции на западе Лусаки и 42 км. между Кафуе и Лусакой.
3. Модернизация системы распределения энергии (замена распределяющих устройств, силовых трансформаторов, кабелей и линий низкого напряжения) в Лусаке, Ндоле и Китве. Запланировано также строительство новых подстанций в Луангве и Мушиле.
4. Перестройка системы работы с потребителем; установка современных счетчиков во всех обслуживаемых районах, открытие центров услуг потребителям с единой компьютерной информационной системой.
5. Строительство дорог вдоль берегов оз. Кариба, связывающей Сиавонгу, Гвембе и Синазонгве; улучшение снабжения этих районов водой через постройку колодцев и небольших плотин; обеспечения электричеством Чипено, Гвембе Бома и Синазезе, а также других прибрежных районов.
Помимо вышеприведенного проекта у компании ЗЕСКО имеется несколько долгосрочных планов. Водные ресурсы страны используются лишь на треть от имеющихся возможностей. Большинство провинций испытывают серьезную нехватку электроэнергии, а в некоторые районы она вообще не поступает: В провинциях Луапула и Северо-Западная имеются все условия для строительства плотин и электростанций: в сезон дождей выпадает достаточное количество осадков, чтобы обеспечить бесперебойное поступление воды в реки Калунгвиши, Луапула (пров. Луапула) и Кабомпо, Луфубу, Уэст Лунгва и Замбези (Северо-Западная пров.). Провинции обладают высоким потенциалом для развития сельского хозяйства, рыбной промышленности и туризма. Обеспечив данные районы электроэнергией, ЗЕСКО может привнести ощутимый вклад в бюджет Замбии и укрепление ее экономики.