В отсутствие достаточных собственных запасов энергетического сырья, решение проблемы эффективного и надежного обеспечения энергоресурсами играет для Италии особую роль. Политика итальянского правительства в области энергетики направлена, прежде всего, на диверсификацию источников снабжения, расширение стран-поставщиков с целью минимизации политических и экономических рисков и создания конкурентной среды, повышения в энергобалансе удельного веса природного газа.
Необходимо отметить, что ведущая энергетическая группа Италии - ЭНИ, исходя из стратегических интересов обеспечения страны энергоносителями, прежде всего нефтью и газом, проводит достаточно активную политику на внешних рынках. В течение 1997г. ЭНИ открыла и получила право на обустройство и эксплуатацию новых месторождений нефти и газа в Египте, Анголе, в Северном море (Великобритания, Норвегия, Голландия). Среди приоритетных регионов дальнейшей производственной экспансии ЭНИ - Россия (в 1998r. ЭHИ пoдпиcaлa с РАО <Газпром> соглашение о стратегическом сотрудничестве), Казахстан, Азербайджан, страны Африки и Ближнего Востока. В 1997г. группой разработана программа на период 1997-2000гг., предусматривающая общий объем инвестиций в размере 36 трлн. лир (около 20 млрд. долл.), 40% которых будет осуществлено за рубежом, главным образом, в разведку и добычу углеводородного сырья.
В декабре 1997г. в рамках ЕС была завершена разработка программы демонополизации европейской газовой отрасли. В соответствии с этой программой в течение первого года после вступления в силу данного документа каждая страна ЕС должна либерализовать не менее 20% рынка, в течение последующих 5 лет - 28% и через 10 лет - не менее 33% (для Италии были согласованы соответственно 36,38 и 44%). Предусматривается также, что наиболее крупные фирмы-потребители газа получат право самостоятельного выбора поставщика: на первоначальном этапе речь идет о компаниях с объемом потребления не менее 25 млн. куб. м. газа в год, в течение последующих 5 лет - не менее 15 млн. куб. м. в год и через 10 лет после вступления в силу указанной выше договоренности такую возможность будут иметь фирмы с объемом потребления не менее 5 млн. куб. м. в год.
Страны ЕС договорились также о том, что новые правила не затронут действия долгосрочных соглашений о поставках газа, предусматривающих условие take or рау; в то же время, контракты, которые будут подписаны после вступления в силу вышеуказанных договоренностей, будут представляться в КЕС на предмет изучения их соответствия нормам свободной конкуренции.
Потребность в демонополизации европейской газовой и электроэнергетики вызвана, как представляется, необходимостью распространения рыночных принципов и на эти отрасли экономики, которые по степени концентрации производства явно не соответствуют критериям <общего рынка товаров и услуг> ; кроме того, постепенное наращивание в Европе мощностей по производству энергоносителей крупными частными компаниями (в Италии - фирма <Эдисон> ), в условиях фактической монополизации энергетики государственными группами, не дает возможности и стимулов для дальнейшего расширения производства энергоносителей автономными компаниями.
Агропром.
Доля АПК в валовом внутреннем продукте Италии составляет 15,3%, в том числе сельское хозяйство - 2,8%, перерабатывающая промышленность - 2,4%, производство основных средств для АПК - 1,9%, производство оборотных средств для сельского хозяйства (удобрений, семян, концентратов, пестицидов, топлива и энергии) - 1,1%, реализация и маркетинг продукции - 7,1%. В общей стоимости продукции АПК на долю с/х продукции приходится 18,1%, что превышает аналогичные показатели в других странах ЕС. Удельный вес Италии в общем объеме с/х производства ЕС равен 15%.
В сельском хозяйстве занято 7,5% от общего числа занятых в стране, что заметно выше, чем в других странах ЕС (Франции - 4,9%, ФРГ - 3,3%, Великобритании - 2,l%). В 1995-97 гг. число занятых в сельском хозяйстве сократилось более чем на 7%.
В Италии на долю с/х угодий приходится 49% от общей территории страны. Наиболее ориентированы на сельское хозяйство южные регионы, где удельный вес с/х угодий достигает 56%. Основу сельского хозяйства составляют мелкие фермы. Три четверти всех собственников земли владеют земельными наделами, не превышающими в среднем 5 га. При этом более трети итальянских фермеров имеют участки земли размером менее 1 га. Только 1,6% от общего числа землевладельцев владеют земельными наделами свыше 50 га. У них сосредоточено около 35% всех с/х угодий страны, где производится около 25% стоимости конечного продукта сельского хозяйства (за минусом оборотных средств).
В 1996 г. производство зерна (без крупяного) составило свыше 17 млн. т., в том числе (в млн. т.) пшеницы - 7,8, кукурузы - 7,7 и ячменя - 1,5. Производство зерна в 1997 г. увеличилось незначительно, до 17,3 млн.т., или на 1%, за счет роста урожаев кукурузы. В 1997 г. ее урожай составил около 8 млн. т. Производство пшеницы и ячменя в 1997 г. практически осталось на уровне предыдущего года. В связи с неблагоприятными климатическими условиями производство риса в 1997 г. несколько сократилось и составило приблизительно 1,4 млн. т.
Производство масличных культур выросло в 1997 г. на 2% по сравнению с 1996 г. и составило свыше 1,3 млн. т. При этом рост был вызван исключительно увеличением урожая маслосемян сои до 0,85 млн. т. при сохранении в целом характерной для последних пяти лет понижательной тенденции в сборе урожая маслосемян подсолнечника. За период 1993-97 гг. ежегодный сбор маслосемян этой культуры уменьшался в среднем на 7% и составил в 1997 г. 0,48 млн. т.
Производство сахарной свеклы после резкого падения в 1996 г. на 12% до 12,3 млн. т. несколько стабилизировалось, однако, по-прежнему сохранилось на достаточно низком уровне в 11,5 млн. т.
Сбор табака составил 0,12 млн. т.
Производство овощей и фруктов в 1997 г. осталось на уровне 1996 г., соответственно 10,5 и 9,5 млн. т., со специализацией на выращивании томатов, моркови, бобовых, капусты, лука, огурцов, салатов, картофеля, яблок, груш, персиков, абрикосов, киви и цитрусовых.
Увеличилось производство винограда. В 1995 г. на 10% до 8,4 млн. т. В 1997 г. было собрано 9,5 млн. т., что позволило увеличить производство вин до 60 млн. гектолитров. Сбор оливок увеличился на 6% до 3 млн. т.
В 1996-97 гг. сохранялось стабильное положение в животноводстве. Выпуск животноводческой продукции в 1996 г. увеличился на 1,4% до 5,1 млн. т. за счет роста производства говядины и свинины соответственно на 3 и 2,4%. В 1997 г. уровень производства практически не изменился. В Италии было произведено (в убойном весе) 1,6 млн. т. говядины, 1,6 млн. т. свинины, 1,4 млн. т. мяса птицы. Улучшилось положение в производстве молока. В результате повсеместно начатого процесса переоснащения молочных ферм современным доильным оборудованием в 1996-97 гг. не только была приостановлена тенденция ежегодного сокращения производства молока (в 1993-95 гг. в среднем на 1,2% ежегодно), но и имело место увеличение его производства соответственно на 2,5 и 2%. В 1997 г. производство коровьего молока достигло 104 млн. т.
В перерабатывающей промышленности Италии в 1996-97 гг. впервые с 1984 г. отмечался некоторый спад производства, что явилось результатом падения потребления внутри страны и сокращения экспорта. В наибольшей степени сократилось производство сахара (в среднем на 11%), готовых мясопродуктов (на 5%), кондитерских изделий (на 4%), пива (на 10%), ликеро-водочных изделий (на 9%). Рост производства отмечался лишь в отраслях по производству детского питания и диетических продуктов (6,5%), макаронных изделий (5%), консервированных овощей и фруктов (4,5%). Потребление макаронных и хлебобулочных изделий (115 кг. в год на душу населения) на 40% выше, чем в среднем в ЕС (81 кг.), овощей и фруктов (150 кг.) - на 30% (в ЕС - 116 кг.). Потребление мяса и мясопродуктов, особенно из свинины, заметно ниже - 33 кг. против 41 кг. в среднем по ЕС.
Объем производства с/х продукции и продовольствия в Италии меньше объемов потребления. Уровень самообеспеченности сельхозпродукцией и продовольствием составляет около 86%.
В общем объеме итальянского импорта на долю продукции АПК приходится около 15%, экспорта - 7%. Основными товарными экспортными позициями Италии традиционно являются свежие и переработанные овощи и фрукты, включая оливки (23% от стоимости агропродовольственного экспорта); вина (12%); макаронные изделия (7%). В импорте преобладают мясо (13%); молоко и молочные продукты (11%); рыба и рыбопродукты (9,5%); пшеница, в основном для фуражных целей (7%); кофе, какао (3%); семена масличных культур (1,5%).
Основной поток экспорта агропродовольственной продукции (66,5%) идет в страны ЕС, в т. ч. в Германию (26%), Францию (13,5%), Великобританию (8%). Свыше 7,5% экспорта приходится на США, 3,5% - на страны ЦВЕ, 2,3% - СНГ.
Большая часть импорта (68%) приходится также на страны ЕС (Францию - 20%, Германию - 13%, Нидерланды - 10%). На импорт из США приходится 3,7%, стран ЦВЕ - 2,4%, СНГ - 2,1%.
Доля России в общем объеме внешней торговли Италии с/х сырьем и продовольствием составляет 1,8%.
О деятельности <Пармалат> в России. Фирма <Пармалат> - одна из крупнейших компаний Италии в области переработки молока и производства продуктов питания. Годовой объем продаж только на внутреннем рынке превышает 160 млрд. лир. Фирма имеет 10 предприятий в Италии с общим количеством занятых на них 2 тыс. человек. Основной упор руководство компании делает на расширение продаж за рубежом, доля которых составила в 1997 году около 70%.
Итальянская компания присутствует на российском рынке с 1992 года: тогда в Москве было создано первое СП с лианозовским молочным заводом, открыта компания <Пармалат-Россия> . В 1992 году <Пармалат> подписала также соглашение о сотрудничестве с петербургским молочным заводом, приобретя 29% акционерного капитала общества <Петмол> .
По вышеуказанным двум проектам у итальянской компании возникли серьезные проблемы. Как говорил вице-президент и совладелец компании Дж. Танци, и в Москве, и в Петербурге российские компаньоны по разным причинам не намерены расширять производство, к чему призывает <Пармалат>, а пытаются ограничиться уже существующим на сегодняшний день объемом выпускаемой продукции. В этой связи <Пармалат>, вероятно, выйдет из числа акционеров этих предприятий. Определенные трудности появились у итальянцев и по их участию в АО <Лактис> (переработка молока) в г. Горки-2 (Московская область), где российский партнер также не собирается модернизировать основные фонды.
Теперь итальянцы предполагают изменить тактику и стратегию своего участия в российских предприятиях, поставив для себя главной целью приобретение контрольного пакета приватизируемых российских предприятий.
Интересным с точки зрения руководства компании становится проект в г. Липецке. <Пармалат> уже имеет 49% акционерного капитала предприятия по производству фруктовых соков, ранее принадлежащих фирме <Тетрапак> . Российский партнер выставил на продажу еще 26% акций, и итальянцы намерены выкупить указанную долю, вложив в российское предприятие дополнительно 6 млн. долларов.
В г. Бор (Нижегородская область) <Пармалат> приобрела 2 корпуса существующего комплекса зданий и после проведения перестройки предполагает с 1999 года начать переработку молока. (Заявка итальянцев на приобретение всех имевшихся в комплексе пяти корпусов удовлетворена не была.)
В Екатеринбурге итальянцы приобрели ранее производившее фруктовые соки предприятие и уже поставили линии по переработке молока с тем, чтобы с 1998 года начать выпуск молочной продукции.
В Туле фирме <Пармалат> предложен контрольный пакет общества <Алимента>, которая выпускает яблочный сок. Предложение изучается.
Кроме переработки молока, <Пармалат> также участвует в СП по выпуску минеральной воды в Москве. Муниципальная администрация предлагает итальянцам увеличить их долю участия, передав контрольный пакет. Это предложение находится на рассмотрении итальянской стороной.
> армалат> продолжает инвестировать в российские проекты (объем капвложений составил 20 млн. долл., планируется увеличить его до 70 млн. долл) в отсутствие поддержки со стороны государственных органов Италии. При этом руководство <Пармалат> сетует и на большие проблемы в том, что касается поставок первичного сырья (молока и яблок). Весьма придирчивы к деятельности итальянцев, по мнению <Пармалат>, санитарные и налоговые органы России. Настороженно ожидает <Пармалат> и новых нормативов, касающихся участия в приватизации в России иностранцев. Несмотря на это, руководство компании твердо намерено расширять свое присутствие на российском рынке и расчитывает, что в этом деле ее инициативы будут поддержаны как на федеральном, так и на региональном уровне.