Энергетика и автомобильная промышленность ФРГ

После объединения ФРГ и ГДР был начат процесс перестройки ТЭК бывшей ГДР, основными целями которого было улучшение технической и экономической эффективности, а также снижение нагрузки со стороны энергокомплекса на экологию. Для достижения поставленных целей были предприняты следующие меры: приватизация, введение конкуренции и освобождение цен на энергоносители и электроэнергию.

С учетом того, что бурый уголь являлся основой энергетики ГДР, составляя около 70% «первичной энергии» и использовался для генерирования электро- и теплоэнергии (в первую очередь, для обогрева помещений), а также для производства газа, наибольшие изменения коснулись именно данного сектора ТЭК.

В организационном плане угольная промышленность ГДР состояла из крупных комплексов, включающих в себя горные разработки, обогатительные предприятия, станции по газификации угля и тепловые электростанции. В результате перестройки горные разработки были выделены в отдельную отрасль и переданы на приватизацию. Проведенные анализы показали, что угольная промышленность будет иметь перспективу лишь в случае концентрации усилий на нескольких крупных открытых разработках. В конце концов было сохранено лишь два угледобывающих района – 5 угольных разрезов Lausitz Revier (Дрезден), а также 3 Mitteldeutsches Revier (Лейпциг), во владение которыми в результате приватизации вступили LAUBAG (ФРГ) и англо-американский консорциум MIBRAG. На настоящий момент угледобывающий сектор имеет следующую структуру: LAUBAG владеет 5 разрезами, суммарная производительность которых в перспективе должна будет находиться в пределах 50-55млн. т./год; MIRBAG - 3 разреза (15-20 млн. т./год). Кроме того каждая из компаний имеет установки по брикетированию угля. На долгосрочную перспективу предполагается стабилизировать добычу на уровне 70млн. т./год (в 1989 г. было З00 млн. т./год). При этом общее количество занятых в секторе сократится до 16 тыс. (в 1989 г. их было 96 тыс. человек). Некоторое время будет использоваться еще ряд небольших шахт, расположенных в непосредственной близости от ТЭС и предназначенных исключительно для снабжения их топливом. Однако вопрос об их закрытии будет решаться одновременно с выводом станций из эксплуатации. Завершение данного процесса ожидается к концу 1999 года.

Коренным изменениям подверглись также рынок и система нефтеснабжения. Реконструкцией отрасли занимались зарубежные нефтяные фирмы. 

Процесс приватизации нефтеперегонных заводов привлек различные национальные и зарубежные компании. Предприятие Schwedt было приобретено фирмой Veba/Dea, а часть акций перешла итальянской Agip, французским Elf и Total. Управление предприятиями в Leuna и Zeits было передано Elf Aquitaine. Совместно с фирмой Thyssen Elf осуществил строительство нового завода Leuna-2000, суммарные затраты на который оцениваются в 4,8 млрд. марок. Структура нефтеперерабатывающих предприятий задумана таким образом, чтобы удовлетворять новой рыночной ситуации.

Несмотря на то, что потребление автомобильного топлива в целом увеличилось на 144%, тем не менее мощности заводов Schwedt и Leuna превышают потребности рынка НФЗ. Именно это и явилось одной из основных причин сокращения числа занятых в секторе с 28 до 6 тыс. человек. На настоящий момент основные усилия сосредоточены на резком повышении качества выпускаемой продукции, доведении ее до уровня европейских стандартов. На эти цели уже инвестировано около 1,2 млрд., и до конца 2000 года предполагается вложить еще около 7 млрд. марок.

Система газоснабжения ГДР главным образом основывалась на так называемом «бытовом газе», 80% которого генерировалось из бурого угля, а также на поставках природного газа из СССР (большей частью также перерабатывался в бытовой газ).

Реконструкция сектора была главным образом направлена на: изменение структуры снабжения; перевод хозяйства с бытового газа на природный(требует изменения стандартов безопасности и замены оборудования более чем у 2,8 млн. частных потребителей); расширение сети газопроводов; расширение и диверсификацию источников газа; развитие рынка газа.

Ранее газовая промышленность имела «очаговый» характер, центрами которых являлись крупные комбинаты, занятые производством и межрегиональной транспортировкой газа к районным предприятиям. Восточногерманская компания Verbundnetz Gas была преобразована и основным держателем акций стал крупный западногерманский концерн Ruhrgas, 20% акций принадлежит зарубежным газовым предприятим. Образование после объединения новых административных единиц потребовало увеличения количества региональных распределительных станций до 23 (ранее – 15), от которых были проложены газопроводы к локальным станциям, ответственным за продажу газа потребителям и сервисные услуги (120 в общей сложности). Доля участия VNG в данном нижнем звене составила 15%.

Помимо распределительных станций система газоснабжения включает в себя 3 системы трубопроводов – высокого давления, протяженностью около 13 тыс. км., среднего и низкого давления – 30 тыс. км. Для обеспечения надежного и бесперебойного снабжения газовая сеть НФЗ была интегрирована в общеевропейскую газовую систему (стыки между Vitzeroda и Zwickau, Stegal, Steinnitz и Bemau). В результате длина магистральных трубопроводов возросла с 1000 до 9000 км.

Параллельно с технической интеграцией предполагается провести диверсификацию газового снабжения. Хотя Россия и останется основным поставщиком, предполагается существенно расширить поставки и из Норвегии.

В период до конца 1997 года на реконструкцию газового сектора затрачено 10 млрд. марок, такую же сумму предполагается инвестировать до конца 2000 года.

Коренная реконструкция была проведена и в электроэнергетике. Основная цель перестройки была – без ущерба для потребителей провести техническое переоснащение существующих и построить новые электростанции, ориентируясь при этом на местный бурый уголь. Руководство данным сектором осуществляется VEAG, основными держателями акций которого являются крупные западногерманские электроэнергетические компании Вау-Ernwerk, Preussen-Elektra и RWE.

Система электроснабжения НФЗ состоит из 3-х уровней: VEAG, 14-ти региональных компаний и локальных муниципальных предприятий – распределителей. VEAG, осуществляющий генерирование и «транспортировку» по высоковольтным линиям электропередач, продает электроэнергию региональным компаниям, которые в свою очередь перепродают ее локальным предприятиям. Последние обеспечивают доведение электроэнергии до конечного потребителя. Кроме того, локальные предприятия имеют право самостоятельно производить электроэнергию, однако, не более 30 % от общего объема.

Система электрогенерирующих мощностей в ГДР (общая мощность станций разного типа – около 23000мвт.) имела следующую структуру:
- ТЭС на буром угле составляли основу сектора, их суммарная мощность – 18500 мвт. В эксплуатации находилось 10 блоков по 500 мвт., 16 по 210 мвт., 32 по 100 мвт., а также значительное количество малых энергоблоков (менее 100 мвт.) суммарной мощностью 6940 мвт.);
- АЭС реакторы водо-водяного типа ВВЭР российского производства (суммарная мощность – 1800 мвт.);
- ГЭС (суммарная мощность – 1700 мвт);
- ТЭС на газе (суммарная мощность – 1000 мвт).

Программа эксплуатации АЭС была пересмотрена и все ядерные станции восточных земель были выведены из эксплуатации с перспективой последующего демонтажа. По мнению германских энергетиков, возможность возобновления использования ядерной энергии даже в отдаленной перспективе представляется маловероятной.

Из всех угольных ТЭС лишь 8 энергоблоков, работающих на буром угле (Boxberg – 2х500 мвт. и Jaenschwalde – 6х500 мвт.) могут быть переоборудованы под современные требования (допускают возможность установления устройств для удаления соединений серы из дыма). Ряд станций, общей мощностью 6000 мвт. предполагается выводить из эксплуатации по мере замены на новые в Schwarze Pumpe, Boxberg и Lippendorf (в общей сложности 6 энергоблоков по 800 мвт.), которые планируется ввести в строй до 2000 г. Уже закончено строительство новой станции в Schkopau (900 мвт.). Кроме того в дополнение к станции в Rostok (550мвт.), работающей на буром угле, предполагается строительство еще 2 новых блоков в Stendal.

Часть бывших восточногерманских ТЭС (2500 мвт.) были закрыты сразу же после объединения Германии из-за крайне низких экологических показателей.

В соответствии с программой реконструкции предполагается строительство и введение в эксплуатацию ряда «газовых» ТЭС, однако, специалисты VEAG считают, что основу составят все-таки угольные станции, на которых к 2005 году будет генерироваться около 90% электроэнергии.

Специалисты отмечают, что одним из важнейших шагов, предпринятых после объединения Германии стало подсоединение восточногерманской сети UCPTE к западной. 3 линии связи уже закончены, а еще 4 находятся в завершающей стадии строительства. По ряду оценок, по завершении реконструкции система электроснабжения НФЗ станет самой совершенной в Европе. Определенные позитивные моменты реконструкции проявляются уже и сейчас. Так если средняя интенсивность выброса двуокиси углерода составляла в 1989 г. 0,62кг. на квтч, 1991 г. – 0,55, то к 2005 г. прогнозируется уровень в 0,23кг/квтч.

Общие затраты на реконструкцию ТЭК ГДР оцениваются в 100 млрд. марок.
Несмотря на наличие целого ряда сходных моментов в структуре ТЭК ГДР со странами СНГ и Восточной Европы, западные специалисты считают, что чисто механический перенос опыта восточных земель Германии на другие государства приведет лишь к негативным последствиям. В частности, из-за отсутствия у последних достаточного объема средств. Отдельные технические решения могут быть позитивно использованы в процессе реконструкции энергетики данной группы стран.

Автомобильная промышленность ФРГ.
Автомобильная промышленность ФРГ начала выходить из продолжавшегося несколько лет периода спада. Предприятия автомобильной индустрии стали развиваться более динамично, производство стало гибче, возросла производительность, значительно сократились сроки разработки и внедрения новых моделей автомобилей и технологического оборудования, увеличился приток инвестиций. Так, в 1996 году в автомобилестроение было дополнительно вложено 14,2 млрд. марок, т. е. на 25% больше, чем в 1995 году, а за 1997 год объем инвестиций увеличился еще на 13%.

Только ассигнования на НИОКР в 1997 году составили 13,6 млрд. марок (на 50% больше, чем в 1990 году). При этом число рабочих мест в немецкой автоиндустрии с 1991 году увеличилось на 14 тыс. мест и достигло 670 тыс. человек, что соответствует ежегодному росту примерно на 3%. Если сохранится достаточно высокий уровень спроса на легковые автомобили в мире, объемы продаж немецкой автомобильной промышленности достигнут в 1998 году рекордного уровня и составят 4,95 млн. штук легковых автомобилей, перекрыв рекордные показатели 1992 года, когда было выпущено 4,86 млн. машин.

Производство немецких автомобилей значительно быстрее развивается за границей, где только за вторую половину 1997 года прирост составил 13%. Развитие сети сборочных и полномасштабных производств немецких автомобилей по всему миру кардинально измененило структуру сотрудничества между собственно автомобильными фирмами и субподрядчиками, производящими отдельные детали и компоненты основных систем автомобильной техники.

Субподрядчикам на конкурсной основе переданы заказы на производство не отдельных элементов различных автомобильных систем, как то – датчиков, серводросселей, аккумуляторов и т. д., а целых модулей, например панелей приборов, рулевого управления с сервоприводами, топливных систем и т. п., которые будут непосредственно поступать на сборочные конвейеры автомобильных фирм. Такие заказы могут выполнить только крупные фирмы-субподрядчики, типа «Бош» . В результате произойдет концентрация заказов автомобильных фирм у нескольких мощных субподрядчиков. Это позволит последним расширить выпуск автомобильных модулей до масштабов крупносерийного и массового производства, что соответственно приведет к снижению цен на данную продукцию и даст им возможность увеличить номенклатуру подобных изделий. Фирмы-субподрядчики будут стремиться более активно внедрять в производство автомобильных модулей новейшие технологии, созданные как ими самими, так и в кооперации с другими, в том числе зарубежными, фирмами, прежде всего из стран, где будут располагаться немецкие автомобильные предприятия. При этом мощный субподрядчик, который будет работать сразу на несколько автомобильных фирм, сможет для снижения собственных издержек привлекать более мелкие региональные фирмы для поставки отдельных компонентов автомобильных модулей.

За счет такой структуры распределения производства немецкая автомобильная промышленность сможет обеспечить поставку на рынок по приемлемым ценам автомобилей, удовлетворяющих индивидуальным требованиям конкретного заказчика, что, по мнению экспертов, в ближайшие годы станет основным фактором в конкурентной борьбе на мировом автомобильном рынке.