Регион ЮЗШ составляет основу экономики и торговли Швеции. На него приходится больше половины (270 тыс.) всех промышленных предприятий, около 40% (300 тыс. чел.) от всех занятых в промышленности страны. В ЮЗШ находится более 60% (1100) всех быстроразвиваюшихся компаний Швеции (т.е. тех, которые удвоили свой оборот за последние четыре года), из них большинство - в ЮШ. На территории региона производится около половины национальной продукции машиностроения (автомобилестроение - 70% от всей продукции страны), более 60% производства текстильной и фармацевтической отраслей и более 70% продовольствия. ЗШ дает большую часть продукции нефтехимической промышленности. Здесь - один из крупнейших в Европе центров космических технологий, современной электроники и компьютерно-вычислительной техники, подавляющая часть упаковочной, строительной и мебельной промышленности страны. В общем обороте шведских компаний ЗШ принадлежит 23% (около 600 млрд. крон в 1997 г.), и только одному объединенному южношведскому лену (области) Сконе еще 13% (350 млрд. крон).
1997 год стал для компаний ЮЗШ, чьи акции котируются на бирже, одним из самых успешных за всю историю. Всего на Стокгольмской бирже котируются акции более чем 50 компаний ЗШ и около 30 Южной Швеции (ЮШ). Почти 70% \"биржевых\" компаний в ЗШ и 75% в ЮШ добились в 1997 г. увеличения своего оборота, причем многие из них показали высокую прибыльность (в первую очередь ПЛМ, \"Сведала\", \"Сюдкрафт\", \"Треллеборг\", Гётеборгский порт и др.).
Уровень инфляции в регионе составляет более 2% (что совпадает с уровнем по стране). Открытая безработица достигает в среднем 8% (что выше, чем в среднем по Швеции - 7,4%). Самый высокий уровень - в лене Сконе (9%), самый низкий - в Блекинге и Йенчепинге (6%). В целях борьбы с безработицей на юге страны правительство выделило из госбюджета 2,6 млрд. крон властям коммун лена Сконе на <испытательное> проведение (с 1 марта 1998 г. до 2000 г.) более самостоятельной политики на местном рынке труда (с использованием традиционных и нетрадиционных методов повышения уровня занятости).
Инвестиционный климат в ЮЗШ в целом благоприятный. Тем не менее, объемы иностранных инвестиций уступают уровню 1995 г. (50 млрд. крон). Наметился некоторый рост капиталовложений в области машиностроения и пищевой промышленности. Большой активностью третий год подряд отличается рынок недвижимости (преобладают покупатели из Норвегии и США). Доля зарубежных компаний в экономике ЮЗШ заметно выросла особенно в ленах Сконе и Вестра Йоталанд. Эти компании (в основном датские, немецкие, американские, английские и голландские) обеспечивают сегодня около четверти всего экспорта ЮЗШ и больше его половины в сфере услуг. Параллельно с этим высокого уровня достигло иностранное акционерное участие: средняя доля иностранного владения в крупных компаниях ЮЗШ, представленных на бирже, составляет 36%. Деятельность норвежских компаний в Западной Швеции устанавливает последние годы новые рекорды. При этом речь идет как о приобретении норвежцами шведских компаний, так и открытии ими своего производства. В 1998 г. наибольший рост активности норвежских экономических кругов ожидается в районе Дальсланд (б. лен Эльвсборг). Значительная роль в привлечении норвежского капитала принадлежит местным властям и представительству Западной Швеции в ЕС - <Вест Свиден>, которые стремятся таким образом снизить в районе высокий уровень общей безработицы (12%).
Внешнеэкономическая деятельность компаний ЮЗШ не уступает по активности деятельности зарубежных компаний в регионе, а по числу приобретений и открытых производственных точек даже превосходит ее. Особенно в этом активны машиностроительные компании ЮЗШ. Больших успехов в расширении рынков сбыта добились за последнее время машиностроительные, а также медицинские, упаковочные и металлургические компании региона.
Экспорт продукции компаний ЮЗШ неуклонно растет. Три четверти его приходятся на Данию и Норвегию, а также Германию и Великобританию. Регион поставляет на экспорт более 50% всей своей промышленной продукции и около 65% сельскохозяйственной. Основными странами-импортерами продукции ЮЗШ являются Дания, Норвегия, Германия, Польша и страны Балтии. Среди главных статей экспорта значатся автомобили, бумага, винно-водочные продукты, товары машиностроения и электроники. Импорт в ЮЗШ преобладает из таких стран, как Дания, Норвегия, Германия, США, Португалия и Китай. Основные статьи импорта - нефть, уголь, древесина, продукция машиностроения, продукты питания, текстильные изделия, игрушки.
Финансово-экономический кризис в Азии оказал определенное влияние на компании ЮЗШ. Снизилась курсовая стоимость акций лесных и машиностроительных компаний, в своей деятельности ориентированных на азиатский рынок. С целью снижения затрат компании предприняли меры жесткой рационализации своей деятельности. В то же время усиление конкурентной борьбы в Европе привело к снижению уровня инфляции и процентных ставок, что, в свою очередь, способствует падению цен на товары из Азии, повышению покупательной способности и созданию новых рабочих мест.
Растет торговый оборот компаний ЮЗШ с такими регионами России, как Калининградская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Омская области и др., увеличивается число совместных проектов. Наибольшую активность здесь проявляют лены Вестра Йоталанд, Сконе, Халланд и Блекинге. Компании \"Альфа Лаваль\", \"Тетра Пак\" и др. открыли свое производство в России; в ближайшее время это намерены сделать также ПЛМ и \"Гулльфибер\" . \"Сканска\" и \"Сведала\" осуществляют в Центральном регионе России крупные строительные проекты.
Морпорты. ЮЗШ в рамках страны в целом традиционно играет значительную роль в формировании морского торгово-грузового и пассажирского рынка.
Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем судовладельческих компаний составляет 40 млрд. крон. Шведские пароходства объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов, две трети которых действуют на юго-западе Швеции. Региональные пароходства также располагают наиболее современно технически оснащенными судами (около 120), зафрахтованными на долгосрочной основе. Более половины общего оборота отрасли в ЮЗШ приходится на малые и средние пароходства.
Транспортная сеть ЮЗШ исторически складывалась на базе деятельности крупнейшего в Скандинавии порта Гётеборг. 70% промышленного потенциала северных стран сосредоточено в радиусе 500 км. вокруг Гётеборга; ежегодно в порт заходят более 13 тыс. судов, в 1997 году впервые оборот порта превысил 30 млн. т. обработанного груза и полмиллиона контейнеров. С 1997 года одна из крупнейших в мире компаний контейнерных перевозок <Эвергрин> параллельно с <Маерск лайн> осуществляет прямую транспортировку грузов из Гётеборга на Дальний Восток, прежде всего в Китай. Крупное объединение <Стора груп> продолжает <отрабатывать> европейское направление перевалочных поставок гетеборгского порта.
К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь, ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4 млн. пассажиров и связывающих Гетеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной в будущем коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он будет соединять два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских узла - Мальме и Копенгаген. Эресуннский мост считается наиболее крупным в Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31 метр; ввод в действие моста запланирован на середину 2000 года.
Российская деятельность на транспортном рынке ЮЗШ практически полностью свернута. Заходы российских торгово-грузовых судов в порты региона крайне незначительны как по их количеству, так и по объему доставляемых грузов. В 1998 году на верфях Южной Швеции прошли ремонт и переоборудование три российских судна малой тоннажности. Закончено переоснащение для ведения сейсморазведки проданного в рассрочку норвежцам <Светломора I> . В Гетеборге владелец малого предприятия <Хай си сервисез> арендует российский танкер для дозаправки в открытом море шведских рыболовных судов.
Аэропорт <Ландветтер> . Расположен в ЮЗШ (Гётеборг), является крупнейшим аэропортом Северной Европы. Считается, что <Ландветтер> заменит международный аэропорт <Каструп> (Копенгаген), если последний будет закрыт по какой-либо причине. В течение года <Ландветтер> может обслужить от 5 млн. пассажиров и обработать 110 тысяч тонн грузов. Международные и чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров.
\"Ландветтер> расположен в центре западной Швеции и находится в 25 км от Гётеборга, который является вторым по величине промышленным, научным и культурным центром страны, а также сравнительно недалеко от крупных городов Уддевалла, Трольхеттан, Алингсое, Бурос, Кунгсбака, Варберг и др. От аэропорта до Гётеборга и Буроса ходят маршрутные автобусы.
\"Ландветтеру> принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полетов в Европе. Ежегодно 99,7% самолетов независимо от погоды и того факта, что аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до 30 мин., на внутренних - до 10 мин. Противопожарная система безопасности аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире: 6 тыс. литров воды в минуту могут достичь любой точки взлетной полосы за 90 сек. (при международной норме в 120 сек.).
В районе аэропорта имеются две платные стоянки. Одна из них для провожающих и посетителей (вмещает 2500 автомобилей); другая - долговременная - для улетающих пассажиров (вмещает 1000 автомобилей).
В аэропорту имеется <команда безопасности> . По всему аэропорту расположены противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов.
Эресунн. Интерес представляет последовательное выдвижение Южной Швеции, прежде всего Мальмё, и района Большого Копенгагена на позиции сдвоенного центра транснационального регионального сотрудничества по обе стороны пролива Эресунн. Речь идет о концентрации в названном районе собственных совокупных ресурсов с подключением финансовых источников ЕС. В 1993 году был создан Эресуннский комитет, являющийся по сути политическим механизмом претворения в жизнь названных замыслов: его почетными сопредседателями являются премьер-министр Швеции Й. Перссон и премьер-министр Дании П. Расмуссен.
Эресуннская транснациональная региональная структура формируется в результате законодательно закрепленного на этот счет решения, принятого датским и шведским правительствами. Дополнительным импульсом в деле его реализации послужило начало строительства комбинированного железнодорожно-автомобильного моста между Копенгагеном и Мальмё. Эта магистраль является составной частью трансевропейской транспортной сети и будет введена в действие в 2000 году.
Население Эресуннского региона составляет 2,9 млн. человек при обшей занятости в 1,4 млн. Он обладает уникальным потенциалом в деле развития межрегиональной торговли.
Гетеборг-Осло. Фopмaльнo закрепленное устойчивое начало трансграничного сотрудничества между Западной Швецией и Южной Норвегией было заложено созданием в 1980 г. Приграничного комитета в рамках соответствующих программ Совета министров северных стран. Далее, в связи с вхождением Швеции в Евросоюз (Норвегия не входит в состав ЕС) на основе подписанного в 1995 г. шведско-норвежского межрегионального соглашения создается единый орган координации сотрудничества - Совет. В его состав вошли представители городских властей Гетеборга и Осло, губернского политико-экономического истеблишмента; двухлетнее председательствование осуществляется поочередно. По февраль 1999 г. трансграничное сотрудничество контролируется Гетеборгом.
В том же, 1995 г., в соответствии с обращением Приграничного комитета Комиссия ЕС утвердила программу межрегиональной кооперации на период до 1999 г. с общим бюджетом в 221 млн. шв. кр. (21% - взнос ЕС, 42% - Норвегии, 37% - Швеции). В сентябре того же года было сформировано представительство Гетеборга в Осло, а в 1996 г. - представительство норвежской стороны в Гетеборге.
Целью создания шведско-норвежской трансграничной структуры является усиление сотрудничества историко-этнически близких народов двух стран. Регион включает в себя около 10% территории каждой из сторон и почти 3,5 млн. человек; в нем сосредоточено около половины промышленного потенциала Скандинавии, развитие которого стимулируется высокоразвитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой. Cтороны исходили из предпосылки, что включаемые в сферу общей деятельности территории не имеют принципиальных отличий в уровне экономического развития, а во многих важных областях являются взаимодополняющими. С учетом линии шведских властей на возможное широкое привлечение в Западную Швецию иностранных инвестиций, взаимодействие с норвежцами считается здесь оптимально выгодным. Норвегия второй в мире экспортер сырой нефти. После введения в строй месторождения природного газа <Тролль> она стала одним из основных поставщиков газа в Европу. Экспорт углеводородов обеспечивает норвежцам высокий, даже по европейским меркам, жизненный уровень.
Развивающееся в последние годы норвежское предпринимательство с одной стороны рассматривается в Гетеборге в качестве <иностранного инвестора>, а с другой, - принимая в расчет упомянутые историко-культурные связи и взаимозависимую трансграничную экономику, относится к разряду <родственной межсоседской> интеграции. Таким образом перетекающий через госграницу капитал рассматривается в качестве <общерегионального достояния> . Беспрепятственность его внедрения обеспечивается двусторонним режимом наибольшего благоприятствования. В результате, в 1998 г. количество обосновавшихся здесь норвежских компаний превысило триста единиц; примерно столько же действует с норвежским долевым участием, при этом уровень прямых норвежских инвестиций за пять лет взаимодействия достиг 27 млрд. шв. крон. Наряду с этим только в районе Большого Гетеборга насчитывается 473 крупных и средних трансатлантических и <континентальных> компаний.
Их привлекает сюда налог на корпорации на уровне 20%; высокий уровень производительности труда; конкурентоспособные уровни зарплаты; первоклассные сети телекоммуникаций и вычислительной техники и т.д. Промышленное развитие обеспечивается наличием хорошо развитой транспортной сети: международные аэропорты Гетеборга (Ландветтер) и Осло (Гардермуэн и Форнебу), крупнейшие порты - Осло и Гетеборг, паромное сообщение (в год перевозится до 120 тыс. грузовых автомашин); шоссейная сеть, паромами связанная с Данией и Германией. Несмотря на свои внушительные размеры, регион оказывается достаточно компактным. Два его центра - Осло и Гетеборг напрямую связаны шоссе Е6, всего 310 км.
В шведской части региона действуют два автомобилестроительных концерна - <Сааб> и <Вольво> ; здесь находятся их правления и основные производственные мощности. На них работают 250 субподрядчиков в разных городах региона.
Химическая промышленность и нефтепереработка - значительна высоким уровнем продукции и широтой ассортимента, представлена помимо нефтепереработки специальными химическими производствами. Здесь находятся скандинавские штаб-квартиры ряда иностранных компаний: \"Акцио Нобель\", \"Бореалис\", \"Гидро\" .
Информационная технология - ее уровень в регионе отражает положение в целом в Норвегии и Швеции, являющихся одними из передовых в мире стран по насыщенности персональными компьютерами и телефонами сотовой связи. Здесь действуют такие компании, как \"Эриксон\", \"Хассельблад\", \"Кунгсберт Норконтроль\", \"Сааб Эриксон Спейс\", \"Тандберг Дата\" . Всего в регионе около 4000 компьютерных компаний.
Фармацевтическая, биотехническая отрасли, производство медоборудования, продукция которых характеризуется высоким качественным уровнем, - в этой сфере действуют несколько сот компаний.
В регионе Осло-Гетеборг сосредоточена треть всего производства продовольствия Швеции и Норвегии. Наиболее важной компанией является \"Орила\" .
Текстильная, швейная и обувная промышленность - в регионе наибольшая в Скандинавии концентрация предприятий этих отраслей.
Регион отличает наибольшая плотность в скандинавских странах предприятий деревообрабатывающей и мебельной отраслей. Имеющий мировые позиции, в том числе действующий в России, производитель мебели ИКЕА разместил в регионе завод по производству офисной мебели и центр развития.
Значительная доля производимых в Швеции и Норвегии бумаги, целлюлозы и упаковочных материалов приходится на регион. Мировое значение имеют фирмы по производству упаковочного картона \"Стура\" и \"Боррегор\" .
Приоритет экологической проблематики в Швеции и Норвегии определил значительный уровень инвестиций на улучшение состояния окружающей среды для компаний, разрабатывающих экологические технологии.
Строительные компании региона имеют большой опыт в строительстве туннелей в скальных породах, портовых сооружений, подводных туннелей. Развито строительно-дорожное машиностроение.
В регионе, в первую очередь, в норвежской его части, развито одно из наиболее передовых в мире по уровню НИОКР машиностроение для подводной добычи нефти и газа. Здесь размещены головные конторы таких компаний, как \"Квернер\", \"Акер\", \"Гидро\", АББ. Объем инвестиций во все виды технологии, связанной с добычей нефти и газа на континентальном шельфе, составит в течение предстоящих 25 лет 2 млрд. долл.
Деловые и политические круги региона используют поддерживаемые в прекрасном состоянии природные ландшафты (леса, озера, шхерное морское побережье протяженностью в 400 км и т.д.) для развития туризма. Посетителей привлекают в регион наличие развитой сети учреждений культуры и отдыха. Значительную коммерческую роль для обеспечения гостиничной отрасти играет проведение в городах региона нескольких сот международных выставок и съездов ежегодно. О масштабах туризма говорит то, что в летний сезон мост через Свинесунд пересекает до 40 тыс. человек в день.
Судовладельцы региона (в первую очередь норвежцы) контролируют более 10% мирового морского торгового флота. Здесь действует крупнейший рынок морского страхования, уступающий только лондонскому \"Ллойду\" . В регионе - головная контора компании \"Стена Лайн\", ведущей компании мира по паромным перевозкам.
Как и в случае Эрессунского сотрудничества, стороны-участницы при формировании трансграничного пространства уделяют особое внимание деятельности общего рынка занятости. Он создается усилиями Совета путем взаимной адаптации шведской и норвежской систем социального страхования и условий найма на работу; вырабатывается единая система повышения квалификации. При отсутствии визового режима трансграничного передвижения считается реальным выработка унифицированной сетки оплаты проездных документов.
Складывающийся опыт комплексного регионального развития продемонстрировал необходимость создания научно-образовательного и информационного центра. Решение на сей счет было принято Советом в 1996 г. В регионе сосредоточены крупные вузы, одновременно осуществляющие прикладные и фундаментальные исследования. Речь идет об университетах в Гетеборге и Осло ( 30 и 35 тыс. обучающихся), Чалмерском технологическом институте - 8 тыс. студентов. Высшей коммерческой школе в Осло - 13 тыс. студентов. Считается, что приоритетным направлением для шведско-норвежских коммун, участвующих в более чем 50 проектах, является защита окружающей среды, создание новых рабочих мест, повышение профессиональной квалификации, энергетика, транспорт, космические исследования, биотехнология, пищевая промышленность, туризм и выставочно-зрелищные мероприятия.
Результаты принесла деятельность рабочей группы по коммуникациям. К середине 1998 г. открыты четыре паромные линии из ЗШ в Норвегию: из Стремстада в Халлен, Фредрикстад, Лангесунн и на Валерские острова. В 1997 году открыты две новые авиалинии через Осло и Гетеборг в континентальную часть Европы. После окончания проводимых работ по реконструкции европейская автомагистраль Е6 станет на 23 км. короче на участке между Гетеборгом и Осло; достроенная железная дорога сократит вдвое время пути из Гетеборга в Осло, доведя его до двух часов.
После пятилетнего обсуждения в риксдаг внесено совместное предложение Дорожных управлений двух стран о строительстве между Швецией и Норвегией нового Свинесуннского моста (длина - 600 м., стоимость - 649 млн. шв. крон) на 1,2 км к западу от нынешнего. Против этого предложения выступают власти норвежской коммуны Халлен, требующие построить новый мост к востоку от нынешнего. Это, однако, считается более трудоемким и дорогостоящим проектом. Принятие решения риксдага по этому вопросу ожидается в 1999 г.
Проводимый процесс полностью отвечает поставленной задаче: от регионального и национального к межрегиональному и трансграничному сотрудничеству. Он вполне отчетливо сочетается с целенаправленной политикой шведов по реализации \"Инициативы ЕС в отношении Балтийского региона\" (предусмотрено выделить 4,6 млрд. экю). На основе уже достигнутого, в схему процесса вписывается интенсивно прорабатываемая сейчас концепция создания промышленно-торгового и коммуникационного узла Гётеборг-Осло-Копенгаген-Мальмё.
Атомная энергетика. Решение правительства Швеции о закрытии с 1 июля 1998 г. первого реактора АЭС \"Барсебек\" - первый шаг по реализации принятого по инициативе правящей социал-демократической партии Закона о закрытии шведских АЭС, за который риксдаг проголосовал 18 декабря 1997 г.
Социал-демократов поддерживают левая партия, партия центра, зелёные. Против выступают либералы, консерваторы и христианские демократы. Юридическую базу курса СДРПШ составляет проведенный еще в 1980 г. референдум, в ходе которого большинство проголосовало за закрытие всех 12 реакторов шведских АЭС к 2010 г.
За прошедшее с момента референдума время настроения в обществе изменились. Движение за запрещение атомной энергетики ничем себя не проявляет. В ходе многомесячной дискуссии перед принятием вышеназванных решений риксдага и правительства профсоюзы, экономические круги, оппозиционные партии выступали в большей своей части против закрытия АЭС. Замена АЭС на электростанции на угле, нефти и газе приведет к росту выбросов в атмосферу двуокиси углерода (превышение нормативов ЕС по этому показателю составляет в Швеции 9%, в случае закрытия \"Барсебека\" оно вырастет еще на 10%).
Особое место занимает в конечном решении вопроса о сворачиванин шведской атомной энергетической программы вопрос обеспечения безопасности. С самого начала подвергалось сильной критике место размещения реакторов \"Барсебека\" - в непосредственной близости от Копенгагена и третьего города Швеции - Мальмё. С июня 1992 г. \"Барсебек\" закрывался на период около года из-за выявившихся серьезных дефектов в системе охлаждения.
Последние два года на рынке электроэнергии в Швеции цены пошли вниз, что привело к снижению прибылей владельцев АЭС. Владельцам энергетических фирм, строившим реакторы с 60-х по 80-е годы, затратив при этом около 30 млрд. крон, до сих пор не удалось полностью возместить все эти расходы. Они заинтересованы в продолжении функционирования АЭС или в получении компенсации. В этой связи показательна позиция владельца \"Барсебека\" - южношведской фирмы \"Сюдкрафт\", намеревавшейся прибегнуть к защите своих интересов в судах Швеции и ЕС. \"Барсебек-1\" является с начала 80-х годов приносящим наибольшие прибыли реактором Швеции.
В 1996 г. доля АЭС в энергообеспечении Швеции составляла 52%. Реальное закрытие хотя бы части из 12 шведских атомных реакторов может вызвать рост потребительских цен на электроэнергию в 2-3 раза в течение года. Указывают на то, что нет реальных способов получения электроэнергии в Швеции, кроме как активизацией работы электростанций на угле, нефти и газе, что приведет к ухудшению состояния окружающей среды. В случае закрытия \"Барсебек\" начнутся компенсирующие поставки электроэнергии компании \"Ваттенфалль\" по более высокой цене; в перспективе рассчитывают на получение энергии с финских (на газе) и датских (на угле) электростанций. Такой поворот событий стал бы существенным ударом по бюджету населения Швеции, где до последнего времени электроэнергия была одной из самых дешевых в Европе.
Деловые круги ЮЗШ о деятельности в России. Приоритетным направлением деятельности предпринимателей ЮЗШ считается развитие связей с российскими северо-западными регионами. Особое внимание этому району, по мнению шведов, уделяется с точки зрения его потенциально вoзpacтaющeй роли в кaчeствe связующего звена между Россией в целом и Евросоюзом; он является важной составляющей замысла строительства \"единой Европы балтийского направления\" .
Местные административные структуры продолжают проводить линию на задействование средств и ресурсов Евросоюза на решение в упомянутых российских регионах социально-экономических и экологических проблем. Шведы по согласованию с российской стороной придерживаются практики подписания \"зональных протоколов\" между руководителями соответствующих губернских центров. Эти протоколы определяют основные направления и объемы предполагаемого сотрудничества. К протоколам, ныне дающим реальную практическую отдачу относится документ, подписанный властями Калининграда и Мальмё. Помимо намерений по открытию бизнес-центра, установлению прямых контактов между заинтересованными государственными и частными институтами, участию шведов в становлении \"свободной экономической зоны\" требуемое значение в протоколе уделено статьям по конкретному решению задач ликвидации экологического загрязнения района Калининграда, действенной борьбе с эпидемией СПИДа в области. Очевидная собственная заинтересованность в радикальном решении этих проблем территориально близлежащего региона послужила дополнительным стимулом для мобилизации как чисто шведских возможностей, так и соответствующих фондов ЕС.
Участие в разработке значительных интеллектуальных ресурсов, научно-технического потенциала российского северо-запада, прямо сочетается со шведскими национальными интересами. С учетом такого подхода предпочтение отдается <специализированному сотрудничеству\" . Оно подразумевает создание совместных российско-шведских рабочих групп ученых, деятельность которых, с точки зрения шведов, связана с наиболее перспективными изысканиями. Такие группы, как правило, действуют в рамках шведских и российских университетских центров. Помимо этого, шведы на контрактной основе подключают российских ученых к работе в различного рода технологических бюро непосредственно в сфере промышленного производства. Вносимые российской стороной предложения и идеи нередко служат питательной средой научно-технического прогресса, являются генератором дальнейшей реализации наиболее современных тенденций в прикладных и фундаментальных исследованиях.
Деятельность на российском рынке концерна \"Вольво\" сводится к тому, что поставки готовой продукции, комплектующих запчастей и сервисное обслуживание осуществляются напрямую через головные представительства компаний \"Вольво\" в Москве и Санкт-Петербурге (\"Вольво-Пента\" ). В целях минимизации финансового риска реализация проектов сборочного производства идет по пути предварительного согласования их оправданности с центральными ведомствами (Минтранс РФ) и руководством российских региональных администраций. Так обстояло с открытием завода по сборке автобусов в Омске, с обкаткой проекта сборки автобусов в Вологде. Значительный импульс запланированному руководством <Вольво> пятикратному расширению деятельности концерна на российском рынке был придан в ходе визита Б.Е.Немцова в Гётеборг в декабре 1997 года.
Все наиболее значимые компании региона открыли свои представительства в крупнейших российских административных центрах. По мнению шведов, такой метод способствует более четкому анализу существующих в России реалий при разработке принципиальных концепций двустороннего взаимодействия. К числу продуктивно действующих в России компаний и предприятий ЮЗШ относятся \"Вольво\", \"Сканска\", \"Сааб\", \"Астра Хессле\", \"Авеста Шеффилд\", \"Стена Груп\", \"Тетра Пак\", СКФ, \"Стура Папирус\", \"Треллеборг\".