Экономике Эфиопии

Неправительственные организации и различные благотворительные и донорские фонды играют весьма заметную роль в экономике Эфиопии, участвуя в финансировании и самостоятельной реализации множества, как их принято называть в сегодняшней Эфиопии, «проектов развития». В ряде регионов доля экономической помощи, поступающей по линии различных НПО, сравнима с бюджетными средствами, выделяемыми на нужды социального и экономического развития данных регионов.

Общее число действующих в Эфиопии НПО с трудом поддается учету: свыше 280 неправительственных организаций, вовлеченных в реализацию различных проектов развития, совокупный годовой бюджет которых составил в 1998 г. 350 млн. бырр (46,7 млн.долл.).

Действующие в Эфиопии зарубежные и международные НПО можно условно разделить на несколько групп. Первую группу составляют ПРООН, ВОЗ и им подобные, действующие под эгидой ООН и ЕС. Есть и национальные правительственные организации, специализирующие на предоставлении помощи развивающимся странам, такие, например, как американская USAID, шведская SIDA и прочие. Третью группу составляют разного рода религиозные донорские организации, в том числе и имеющие свои собственные представительства и приходы в Эфиопии. Четвертую группу составляют общественные и частные организации и благотворительные фонды. Практика деятельности международных НПО в Эфиопии такова, что большинство их работает в тесном сотрудничестве с местными неправительственными организациями, выступающими в качестве посредников в получении и распределении поступающей в страну международной помощи или исполнителей-подрядчиков.

Эфиопский фонд развития и социальной реабилитации (ESRDF – Ethiopian Social Rehabilitation and Development Fund) – имеет отделения во всех штатах страны. ESRDF оперирует довольно значительными средствами. Некоторую лепту вносит федеральное правительство и правительства регионов. Добровольно-принудительные пожертвования населения обеспечивают до 10% поступлений Фонда. Фонд является крупнейшим в Эфиопии посредником между иностранными и международными организациями-донорами и местными исполнительными НПО, осуществляющими непосредственную реализацию так называемых проектов развития. Наиболее значительным международным донором ESRDF является UNDP (ПРООН), в чьей пятилетней программе экономической помощи Эфиопии оказание финансового содействия ESRDF внесено отдельным пунктом. Основные проекты, финансируемые ESRDF, – строительство объектов здравоохранения и образования: больниц, медпунктов, ветлечебниц, начальных и средних школ; бурение скважин и колодцев для обеспечения населения засушливых районов питьевой водой.

Помимо общеэфиопского ESRDF, в Эфиопии действуют несколько региональных Ассоциаций развития (РАР). Находящиеся под патронажем местных органов власти, региональные ассоциации развития имеются практически в каждом национальном регионе. Подобные ассоциации занимаются реализацией социально значимых проектов в соответствующих регионах. Источниками их бюджетных поступлений являются ежегодные членские взносы постоянных членов ассоциации, регулярные мероприятия по сбору пожертвований, целевые гранты международных и иностранных организаций-доноров. Кроме того, в их пользу отчисляется некоторая доля местных налоговых поступлений.

Из региональных ассоциаций развития одной из наиболее деятельных и мощных в финансовом отношении является Ассоциация развития Оромо, число постоянных членов которой достигает 400 тыс.чел., а ежегодный доход от взносов превышает 5 млн. бырр. Однако Ассоциация в состоянии ежегодно выделять на осуществление различных проектов развития в регионе Оромия до 80 млн. бырр, которые она получает из различных источников.

В последнее время ESRDF и РАР взяли на себя роль посредника в оказании помощи беженцам из районов эритрейско-эфиопского пограничного конфликта и в качестве посредника получают из-за рубежа весьма значительную гуманитарную и продовольственную помощь, которую распределяют среди нуждающихся.

Программа развития ООН – United Nations Development Program (UNDP) сотрудничает с Эфиопией уже 50 лет. Ежегодно UNDP предоставляет Эфиопии помощь на многие миллионы долларов. В последние 7 лет объемы этой помощи существенно выросли. Как правило, выделяемые UNDP средства распределяются по нескольким конкретным проектам, тщательно разработанным совместно представителями Программы и правительства. В целом для программ UNDP характерна высокая проработка и детализация проектов. Из числа самых последних проектов UNDP в Эфиопии можно упомянуть, в частности, достигнутую в начале марта 1999 г. договоренность между правительством Эфиопии и UNDP о выделении Эфиопии безвозмездной помощи на 900 млн. бырр (120 млн.долл.) на ближайшие три года на реализацию программы повышения эффективности работы госучреждений в сфере социально-экономического развития. Главные составляющие согласованной программы: материально-техническое обеспечение и обучение персонала более эффективным методам работы. Выбраны две приоритетные сферы, в которых данная программа будет реализовываться: здравоохранение и сельское хозяйство. В предшествующие годы UNDP уже осуществляло совместно с правительством программы по повышению эффективности работы эфиопского парламента, рационализации деятельности таможенной службы, организации стажировок за границей для выпускников Колледжа гражданского управления.
          Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оказывает Эфиопии помощь в строительстве объектов здравоохранения и социальной реабилитации, финансирует мероприятия по вакцинации населения, преимущественно в восточных районах Эфиопии, на границах с Сомали, а также в районах, подверженных регулярной засухе и голоду.
          Мировая продовольственная программа (World Food Programme – WFP) оказывает помощь беженцам и вынужденно перемещенным лицам, жителям городских трущоб, жертвам засухи и голода, а также школьникам из беднейших семей. При содействии WFP осуществляются и некоторые программы в области аграрного развития. Годовой бюджет эфиопского представительства WFP – 30 млн.долл.
          «Международное глобальное видение» (World Vision International) открыла свой офис в Аддис-Абебе. За 24 года своего постоянного пребывания в Эфиопии вела работу в большинстве регионов. Эта организация была одной из первых, кто откликнулся на призыв эфиопских властей, когда в начале 70-х гг. страна оказалась пораженной тяжелейшей, катастрофической засухой. World Vision-Ethiopia (WVE) имеет широко разветвленную по стране сеть отделений. Среди наиболее крупных проектов, осуществленных WVE в последние годы, – госпиталь в Мехал-Меда, стоимостью в 10 млн. бырр (зона Северное Шоа), завершенный в конце 1998 г. На 1998-2002 гг. организация запланировала участие в 14 региональных программах развития в штатах Тыграй, Оромия, Амхара, Южных народностей, а также в столице. На эти цели предполагается выделить свыше 300 млн. бырр (40 млн.долл.). Организация особенно активизировала свою деятельность в южных районах Эфиопии, в которых будет осуществляться 6 из 14 региональных программ. Организация накопила громадный опыт работы в Эфиопии и наладила успешное сотрудничество с правительственными ведомствами на всех уровнях, а также с местными НПО.
          Американское агентство международного развития (United States Agency for International Development – USAID). Является одним из крупнейших доноров Эфиопии. Принимает участие в реализации различных программ развития, как посредством предоставления целевых займов и грантов, так и в качестве партнера других организаций. В окт. 1998 г. USAID предоставило грант в 226 тыс.долл. Эфиопской организации аграрных исследований, а также грант на 199 тыс.долл. эфиопскому министерству торговли и промышленности на системное развитие и ввод автоматизированной системы регистрации и лицензирования в системе торговли на федеральном и региональном уровнях.
          Шведское международное агентство развития (Swedish International Development Agency – SIDA). Агентство принимает активное участие в реализации проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и водоснабжения. Кроме этого, SIDA специализируется на проектах в сфере совершенствования управления, в частности, организует семинары и специальные курсы для руководителей государственных ведомств. Довольно часто SIDA выступает в качестве соспонсора проектов, инициируемых правительственными ведомствами Эфиопии или другими неправительственными организациями. Среди наиболее крупных проектов SIDA, запланированных на текущий год, – строительство 30 начальных школ в административном районе Аддис-Абеба, 11 начальных школ и 95-километровой грунтовой дороги в зоне Южное Уолло (регион Амхара).
          «Люди для людей» («Menschen fur Menschen» – MfM) – германский благотворительный фонд, основанный в начале 1980-х гг. немецким предпринимателем Карлом Хайнцем Бомом, который является и его бессменным председателем. Фонд специализируется в Эфиопии на крупных долгосрочных проектах. Финансирование предоставляется в значительных объемах. Менеджеры «Меншен фюр Меншен» «ведут» проект от начала и до конца, в частности, если это госпиталь, то от закладки здания до установки медоборудования. Проекты MfM пользуются неизменной поддержкой населения, которое добровольно и бесплатно участвует в их реализации, покрывая до 20% общих расходов, в то время как у других НПО это участие не превышает, как правило 5-10%. Наиболее значительные проекты последних лет, реализованные МfM – строительство и оборудование крупного госпиталя в г. Алем-Кетема (регион Амхара) стоимостью 12,5 млн. бырр (1,67 млн.долл.), строительство госпиталя в г. Майчеу стоимостью 18,7 млн.бырр, постройка нового корпуса на 166 коек для госпиталя в г. Мету (штат Оромия) стоимостью 45 млн.бырр (6 млн.долл.), а также продолжающаяся уже второе десятилетие программа комплексного аграрно-инфраструктурного развития Мерхабет (Merhabet Integrated Rural Development Project) в регионе Амхара.
          Plan International – базирующаяся в Великобритании неправительственная организация. В Эфиопии имеет свое представительство. Осуществляет проекты в сфере развития социальной инфраструктуры в наиболее бедных городских районах. В частности, ведет строительство нескольких объектов инфраструктуры в Аддис-Абебе и Лалибеле стоимостью 84 млн. бырр. Организация специализируется на ремонте пришедших в ветхость жилых домов, сооружении пешеходных аллей и тротуаров, оборудовании общественных туалетов, водоразборных колонок и резервуаров с водой.
          Эфиопская Евангелическая церковь Мекане Иисус. Проекты, реализуемые ЭЕЦМИ, лежат преимущественно сфере сельского хозяйства, ирригации, развития инфраструктуры, охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также в области здравоохранения и образования. В настоящее время церковь осуществляет 25 проектов развития в разных районах Эфиопии. Многие крупные проекты, особенно в области ирригации, ЭЕЦМИ осуществляет совместно с Всемирной лютеранской конфедерацией. При реализации своих проектов, особенно таких трудоемких как ирригационные, ЭЕЦМИ широко применяет труд местного населения по схеме «Продовольствие за работу» (Food-for-work programme).
          Эфиопская ортодоксальная церковь является одним из крупных внутренних доноров. Выступая в сент. 1998 г. глава ЭОЦ абуна Паулос заявил, что церковь в ближайшие три года готова осуществить дополнительные мероприятия в интересах развития страны, выделив на эти цели 145 млн. бырр (19,3 млн.долл.). Львиная доля выделяемых ЭОЦ средств поступает в ее фонды из-за рубежа. Так 56 млн. бырр из упомянутой суммы – пожертвования церковных организаций Америки и Европы, а остальная часть средств будет предоставлена по линии USAID.
          В марте 1999 г. на форуме в Аддис-Абебе, на котором присутствовало 165 из числа действующих в Эфиопии НПО, был принят выработанный и предложенный правительством кодекс поведения, призванный повысить доверие к деятельности НПО и помощь им, наладить взаимодействие с правительственными и региональными ведомствами на всех уровнях.

          KOMECА
          Региональная организация, созданная в дек. 1994 г. на базе существовавшей с 1981 г. субрегиональной Зоны преференциальной торговли. COMESA, сокращение от английского Commom Market for East and South Africa, объединяет 21 государство с населением 385 млн.чел.: Ангола, Бурунди, Конго, Джибути, Египет, Кения, Коморские о-ва, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Намибия, Руанда, Свазиленд, Сейшельские о-ва, Судан, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве, Эритрея и Эфиопия. Совокупный ВВП стран-участников этого торгово-экономического блока составляет от 155 до 170 млрд.долл. в год; совокупный объем импорта – около 32 млрд.долл., экспорта – 23 млрд.долл. в год.
          Предусматривается трансформация этого регионального блока в зону свободной торговли (ЗСТ) к окт. 2000 г. К числу промежуточных целей относятся: либерализация торговли; налаживание таможенного сотрудничества (включающее создание единой компьютеризированной информационной сети); оптимизация управления транспортными потоками и коммуникациями; создание на соответствующей юридической базе благоприятной инвестиционной среды, способной стимулировать рост частного сектора; принятие единой системы стандартов; согласование макроэкономической и валютной политики. Рассматриваются предложения по развитию приграничной торговли, формированию общей промышленной политики и введению системы взаимосвязанных курсов нацвалют.
          Высшим органом является ежегодный саммит КОМЕСА. Регулярно проходят совещания минииндел и министров экономического блока. Общая координация осуществляется Секретариатом КОМЕСА в Лусаке. Работают 12 технических комитетов и ряд других консультативных органов. В рамках КОМЕСА созданы: Банк торговли и развития – в Найроби; Расчетная палата и Ассоциация комбанков – в Хараре; Институт кожевенного производства – в Аддис-Абебе; объединенная страховая компания – в Найроби. С 1998 г. в Лусаке функционирует Арбитражный суд КОМЕСА.
          Страны-партнеры достигли договоренности относительно образования таможенного союза, в рамках которого товары и услуги, импортируемые из стран, не являющихся членами блока, будут облагаться единым согласованным для всех членов КОМЕСА тарифом. На повестке дня установление единого визового режима, обеспечивающего свободное перемещение граждан, а также создание единого платежного союза, что в перспективе должно привести к образованию валютного союза и введению единой валюты.
          На последнем саммите (Найроби, 24-25 мая 1999 г.) были определены окончательные сроки создания ЗСТ – 31 окт. 2000 г.), а также введения к началу 2004 г. согласованных внешних тарифов. В 1998 г. страны-члены КОМЕСА в совокупности экспортировали товаров лишь на 23 млрд.долл., что составило 0,45% от объема мирового экспорта, для Африки же в целом этот показатель составил 2% от общего объема мировой торговли. При том незначительном объеме ВВП, который производят страны-члены КОМЕСА вместе взятые (он не превышает 170 млрд.долл., что меньше, чем дает один только американский штат Техас), единственный выход для слабых экономик африканских стран заключается в объединении их ресурсов.
          14 стран-членов КОМЕСА уже сократили тарифы во взаимной торговле на 60-90%. Предпринимаются усилия по внедрению системы прямых расчетов между экспортерами и импортерами, которая позволит им осуществлять платежи и через коммерческие, а не только через центральные банки стран-членов, с которыми они ведут торговлю.
          Уже после состоявшегося саммита КОМЕСА сообщила о намерении образовать комитет, состоящий из экспертов по валютно-финансовым вопросам, который займется конкретными вопросами формирования экономического союза и введения предполагаемой единой денежной единицы. В комитет войдут управляющие центробанками, а также эксперты финансовых и других заинтересованных ведомств.
          Несколько вразрез с оптимистическими планами о скором демонтаже всех внутрирегиональных торговых барьеров прозвучали слова главного советника КОМЕСА по вопросам регионального сотрудничества Марка Пирсона, что реализация экономического союза потребует довольно длительного времени. «Настоятельно необходимо, – сказал М. Пирсон, – в первую очередь стабилизировать общую макроэкономическую ситуацию, а также пересмотреть массу ныне действующих кредитно-денежных норм и правил, которые должны быть согласованы, прежде чем будет образован экономический союз и введена единая валюта».
          По признанию Пирсона, программа создания общей валюты встречается с рядом затруднений, вызванных слаборазвитостью экономик стран-членов КОМЕСА и тем, что большинство стран блока переживают переход от командной экономики к экономической либерализации, который приводит к временным экономическим деформациям. Одной из важнейших проблем государств, входящих в группу КОМЕСА, является, по признанию Пирсона, их сильная экономическая зависимость от продажи на мировой рынок одного-двух экспортных товаров, приносящих им валютные поступления, что делает их чрезвычайно уязвимыми от внешних потрясений.
          Серьезным препятствием для экономической интеграции стран региона является то, что инфраструктурные связи между многими из них или слабы или вообще отсутствуют. Страны, подписавшие договор КОМЕСА, помимо того, весьма значительно различаются между собой по уровню развития. Вот почему, по мнению некоторых аналитиков, больший шанс преуспеть в достижении поставленных целей имеют более мелкие по числу входящих в них членов субрегиональные блоки, например такие, как Восточно-Африканское Сотрудничество (East African Cooperation). Марк Пирсон также сказал о необходимости начать проверку эффективности выработанной для КОМЕСА программы экономической интеграции с реализацией ее первоначально именно в странах ВАС, которые уже достигли свободной конвертируемости своих национальных валют на открытом рынке.
          Одним из самых серьезных препятствий на пути реализации амбициозных целей КОМЕСА являются также противоречия политического характера. На сегодняшний день едва ли не половина стран-членов блока находятся или в состоянии войны друг с другом, как Эфиопия и Эритрея, или страдают от гражданских войн и внутренних конфликтов, в которых антиправительственные группировки зачастую пользуются открытой или тайной поддержкой какой-либо из соседних стран.
          Само участие некоторых стран в последнем саммите государств-членов КОМЕСА оказалось заложником различных конфликтов. Так, руководители Эфиопии и Эритреи прислали вместо себя министров, а Ангола, страдающая от многолетней гражданской войны, вообще не прислала своего представителя.
          Не случайно, генеральный секретарь КОМЕСА подчеркнул в своем выступлении, что одна из важнейших задач экономической интеграции в Африке, как и в послевоенной Европе, – содействовать установлению мира на континенте, развивая торговые связи и крепя взаимные экономические интересы.