В качестве центрального вопроса своей внутри- и внешнеэкономической политики правительство Австрии рассматривает полнообъемное участие страны в углублении интеграционных процессов в рамках ЕС и намерено активно продолжать работу в этом направлении, особенно с учетом того, что с 1 июля по 31 декабря 1998 года Австрия председательствовала в Евросоюзе, а с 1 января 1998 года по 30 июня 1999 года входит в \"тройку\" ЕС.
Большое значение правительство придает вступлению Австрии в Валютный союз ЕС в числе первых стран-участников. При этом проводимая Австрией в течение многих лет политика \"твердого шиллинга\" и жесткая привязка его к немецкой марке ФРГ способствовали тому, что многие предпосылки Валютного союза по экономическим показателям Австрией давно выполнены, прежде всего, в отношении уровня инфляции, отсутствия девальваций и значительных колебаний курса валюты к валютам других стран ЕС, уровня процента по долгосрочным государственным ценным бумагам, независимости центрального национального эмиссионного банка. Предпринятые в стране в последние годы решительные меры по санированию и консолидации федерального государственного бюджета позволили добиться соответствия критериям Маастрихтского договора также и остальных показателей (особенно с учетом того, что в последней официальной интерпретации ЕС достаточным является факт наличия тенденции приближения уровня общей государственной задолженности к 60% ВВП).
С декабря 1997 года Австрия начала участвовать в Шенгенских соглашениях, а с 1 апреля 1998 года режим этих соглашений распространился на нее в полном объеме. В связи с этим в 1997 году в Австрии принимались меры по укреплению внешней границы ЕС и обеспечению ее \"непрозрачности\" на Северо-Востоке, Востоке и Юго-Востоке страны, а также по реконструкции венского международного аэропорта Швехат в целях разграничения пассажиро- и грузопотоков, следующих соответственно в воздушном сообщении с ЕС и третьими странами.
Членство в ЕС оказывает существенное влияние на экономические отношения Австрии с третьими странами. Особенно чувствительным в этом плане для Австрии является вопрос взаимоотношений с соседними государствами Восточной и Юго-Восточной Европы, рынки которых традиционно входят в сферу экономических интересов австрийского бизнеса. С одной стороны, Австрия заинтересована в скорейшем начале конкретного переговорного процесса по вступлению этих стран в Евросоюз и проявляет готовность интенсивно сотрудничать с ними в решении экономических и финансовых проблем в ходе подготовки их к вступлению в ЕС, в частности, в таких областях, как транспорт, экология, энергетика, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство. С другой стороны, определенную озабоченность вызывает возможность активного притока на австрийский рынок более дешевой рабочей силы из этих стран, что серьезно обострило бы положение с занятостью в Австрии.
С учетом изменений геополитической ситуации в Европе в последнее время заметно возросло внимание правительства Австрии к вопросам западноевропейской и национальной безопасности. Считая необходимым повышение боеспособности австрийсских вооруженных сил, правительство рассматривает возможность обновления парка истребителей-перехватчиков и наземной бронетехники за счет импорта.
В качестве члена Евросоюза Австрия намерена шире участвовать в системе безопасности и в соответствующих структурах ЕС. В принципе, не исключается в дальнейшем возможность полного членства Австрии в Западноевропейском Союзе. Согласно коалиционному соглашению правительственных партий, Австрия будет динамично развивать также отношения с другими организациями, через которые страны-члены ЕС реализуют свою политику безопасности и оборонную политику, в частности, продолжать принимать активное участие в программе НАТО \"Партнерство ради мира\". В средствах массовой информации и в обществе в целом в последнее время дискутируется вопрос о возможности вступления страны в НАТО. Окончательное решение по этому вопросу, с учетом всех его аспектов, правительством и парламентом (а возможно и референдумом) должно быть принято в 1999 году.
От участия в Валютном союзе ЕС (ЕВС) Австрия ожидает получить такие преимущества, как: экономию на издержках по денежным переводам в другие страны ЕВС, связанных с обменом и пересчетом валют; исключение рисков от изменения валютных курсов и экономия на издержках страхования валютных рисков; возможность использования евро как мировой валюты в качестве валюты расчетов и платежа в сделках с третьими странами вместо доллара США; исключение возможности девальвации валют стран ЕВС, которая сегодня может приводить к нарушению условий конкуренции на внутреннем рынке ЕС; облегчение доступа стран ЕВС на рынки друг друга и улучшение сравнимости цен; стимулирование дальнейшей гармонизации и унификации рамочных условий предпринимательской деятельности на внутреннем рынке ЕС.
Кроме того, некоторые дополнительные выгоды от членства в ЕВС Австрия видит и с учетом своих национальных особенностей. В частности, для экспортоориентированного сектора австрийской экономики введение евро и устранение фактора колебаний валютных курсов имеет особо важное значение, поскольку Австрия относится к странам ЕС с наиболее высоким уровнем производительности труда (большинство австрийских поставщиков товаров и услуг в такие страны с традиционной тенденцией к снижению курса валюты, как Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Португалия, Греция несут дополнительные издержки из-за колебаний курсов).
Австрия рассчитывает также, что создание ЕВС будет способствовать увеличению поступлений от иностранного туризма и повысит привлекательность Австрии для зарубежных туристов по сравнению с такими конкурентами, как Франция, Греция, Италия, Португалия.
Дополнительное преимущество для себя Австрия усматривает и в создании единой Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, в рамках которой решения будут приниматься по принципу \"одна страна - один голос\", что ставит Австрию в равное положение с такими ведущими финансовыми и экономическими державами, как Франция, Германия и Англия, в то время как в ЕС в целом эти страны имеют при принятии решений значительно больший вес, чем Австрия.
Стремление Австрии с самого начала участвовать в ЕВС обусловлено также и тем, что в противном случае австрийский шиллинг будет испытывать сильное девальвационное давление, что не будет способствовать стабильности экономики, окажет весьма негативное воздействие на состояние государственного бюджета, а в конечном итоге приведет к снижению конкурентоспособности австрийских товаров и провалу одной из основных стратегических целей экономической политики правительства - превращения Австрии и ее столицы Вены в один из ведущих мировых центров финансовой, инвестиционной и предпринимательской активности.
Предполагается, что преимущества ЕВС будут носить долгосрочный характер и проявятся, в основном, с течением времени. Издержки же, связанные с переходом на евро, наоборот, имеют краткосрочный, разовый характер и будут сконцентрированы на ограниченном промежутке времени. В частности, в первое время после создания ЕВС в странах с наиболее твердыми валютами, в том числе и в Австрии, возможно некоторое увеличение банковского процента вследствие вступления в зону евро также и стран с менее твердыми валютами. Уровень этого увеличения будет зависеть от конкретного количества участвующих в ЕВС стран с относительно слабыми валютами.