В 1997 году объем производства финской автомобильной промышленности составил 3742 млн. фмк. или 0,6% от ВНП.
Более 70% автотранспортных средств и комплектующих частей к ним изготавливается на фирме \"Валмет Аутомотив\", осуществляющей сборку легковых автомобилей и концерном \"Сису\", специализирующимся на выпуске грузовых и специальных автомобилей.
Сборка легковых автомобилей в Финляндии началась на заводе в г. Уусикаупунки в конце 60-х годов с изготовления автомобиля \"Сааб-96\" из узлов и деталей, импортированных из Швеции; с 1991 по 1997 год на заводе собирались также автомашины \"Опель Калибри\".
Весной 1996 года на дочернем предприятии \"Валмет Аутомотив\" - \"Евромотив\" начато производство автомобилей \"ЕвроСамара\". Контракт между \"Валмет-Аутомотив\", \"АвтоВАЗ\", Автомобильным Всероссийским Альянсом (АВВА) и фирмой \"Евролада\" предусматривает ежегодное производство 20 000 автомобилей для европейского рынка в течение 3-х лет.
Осенью 1997 года началось производство спортивных автомобилей \"Порше-Бокстер\" в количестве 5000 шт. в год. Для сравнения, в Германии на собственных заводах \"Порше\" в год изготовляется 15 000 таких автомобилей. Все узлы и детали для этой модели изготавливаются в Германии. В Финляндии производится только сборка автомобилей, которой занято более 300 человек.
В соответствии с производственной программой в 1997г. было выпущено 33 700 автомобилей, в т. ч. 20 000 \"Саабов\", 7000 \"ЕвроСамар\". 5500 \"Опель-Колибри\" и 1200 \"Порше-Бокстеров\".
Практически 99% собранных автомобилей поставляется на экспорт. Основными покупателями автомобиля \"Сааб\" являются США, страны ЕС, главным образом Германия, Италия, Англия; \"ЕвроСамары\", \"Опель-Колибри\" - Германия.
В настоящее время на заводе работает 1350 человек, имеющиеся производственные мощности позволяют выпускать до 100 000 автомашин в год.
С 1969 года было изготовлено примерно 750 000 легковых автомобилей, из них более 600 000 \"Саабов\", за семь последних лет было выпущено 93000 \"Опель-Колибри\", производство которых завершилось в середине 1997 года.
Производство грузовых и специальных автомобилей сосредоточено на предприятиях сектора \"Сису траке\", бывшего ранее частью концерна \"Сису\", а с января 1997 года вошедшего в состав концерна \"Партек\", одного из мировых лидеров по производству машин и оборудования для перевозки, складирования и переработки тяжеловесных грузов.
Производственные предприятия \"Сису траке\" расположены в городах Карья и Хямеенлинна. В г. Хельсинки находится главная контора, центр запчастей, склад подержанных автомобилей; 15 станций ремонта и техобслуживания расположены в региональных центрах страны.
В г. Карья расположен завод по производству грузовых автомобилей \"Сису Ауто\". Изготавливаются автомобили нескольких серий с числом осей от 2 до 5, грузоподъемностью от 16 до 30 тонн с двигателями мощностью от 305 л. с. до 525 л. с.; супертяжелые транспортные грузовики грузоподъемностью до 120 тонн с двигателями мощностью до 1325 л. с.; специализированные грузовики для перевозки руды.
Завод кооперируется с 1500 поставщиками комплектующих изделий, сырья и материалов, в том числе \"Раутарукки\" (листовая сталь), \"Нокиа\" (шины), \"Комминс\" (двигатели), \"Цанрад-фабрик\" (коробки передач и рулевые механизмы), \"Бош\" и \"Хелла\" (светотехнические приборы) и др.
В 1997 году оборот АО \"Сису-Авто\" составил 346 млн. фмк, было произведено 373 трака, в т. ч. 161 новой модели, более 90% продукции реализуется в Финляндии.
В соответствии с решением правительства Финляндии от ноября 1996 года об интеграции ВПК страны подразделение \"Сису-Дефенс\" выпускающее бронетранспортеры, военные траки, вездеходы, передано в управление государственной компании \"Патриа Индастриз\" в подразделение \"Патриа Виикалс\". В 1997 году объем производства данного подразделения составил 88 млн. фмк, численность персонала 220 человек.
Сборкой автобусов в Финляндии занимаются фирмы: \"Виима\", \"Айокка\", \"Дельта-план\", \"Киитокори\", \"Лахти\". Около 50% произведенных машин используется на внутреннем рынке, порядка 45% экспортируются в Скандинавские страны, единичные поставки осуществляются в Россию, другие страны СНГ, ЕС.
Завод \"Виима\" в г. Вантаа, производственная мощность 200-250 автобусных кузовов в год, персонал - до 280 человек. Специализируется на производстве городских и пригородных автобусов.
Завод \"Айокка\" в г. Тампере, производственная мощность - 200-250 автобусных кузовов в год, персонал - 215 человек. Изготавливает международные и туристские автобусы.
Завод \"Дельта-план\", г. Лиэто, производственная мощность - 150-180 автобусных кузовов в год, персонал - 240 человек. Выпускает туристские автобусы высшего класса.
Завод \"Киитокори\", г. Каусала, производственная мощность - 150 специальных кузовов в год, персонал - 100 человек. Изготавливает различные специальные кузова (автобиблиотеки, автолавки и т. д.).
До середины 1997 года заводы \"Виима\", \"Айокка\", \"Дельта-план\". \"Киитокори\" входили в концерн \"Каррус\", который первые три продал концерну \"Вольво\".
Ряд финских предприятий изготавливают различные типы автомобильной техники, в частности, на шасси грузовых автомобилей различные спецнадстройки - гидравлические краны, цистерны, системы мультилифт, пожарные машины и другие.
Значительное количество предприятий занято производством автомобильных компонентов. Номенклатура автомобильных изделий финского производства составляет более 100 наименований и включает такие крупные элементы как сварка кузовов, автоматическая крыша \"Софтоп\" для открытого автомобиля, сидения в сборе, осветительное оборудование, ветровые стекла, обивка салона, аккумуляторы, пластмассовые бензобаки и т. д.
Несмотря на уже относительно высокую долю финского труда (включая рабочую силу и комплектующие это составляет более 50% по отдельным автомобилям) в конечном продукте, остальное поступает по импорту из многих стран мира. Так, для производства \"ЕвроСамар\" из Тольятти поставляются практически все комплектующие (кроме кузовов), двигатели и коробки передач передач поступают из Швеции, элементы тормозной системы из Англии.
Все большее распространение получает заключение с поставщиками этих узлов и деталей \"договоров качества\", по которому продукция поставщиков не подвергается проверке, и вся ответственность за качество поставляемых деталей переносится на поставщика.
Экспорт автомобилей в Россию в 1997г. составил 522 млн. фмк (доля легковых автомобилей 87%) или 3,37% от всего финского экспорта автомобилей. Почти все эти машины были произведены автомобильными корпорациями вне Финляндии и только реализованы через финские фирмы.
Судостроение.
По состоянию на 01. 04. 98 года в Финляндии функционировали две крупнейшие судостроительные компании \"Квэрнер Маса-Ярдз\" (верфи в г. Хельсинки, Турку и завод каютных модулей в г. Пииккио) и \"Акер Финнярдз\" (две судоверфи в г. Раума, завод \"Финярдз электроникс\" ). Судоремонт осуществлялся на специализированной ремонтной верфи в г. Турку. В отрасли занято более 6500 работающих. Оборот в 1997 году составил около 8,64 млрд. фин. марок, что на 8%. превышает уровень 1996 года.
За пять последних лет, впервые за все послевоенное время, на верфях Финляндии не было построено ни одного судна для российских заказчиков. Это вынудило финские судостроительные компании более активно искать новых заказчиков на западном рынке. В связи с этим портфель заказов судостроительных компаний Финляндии существенно изменился. В настоящее время в нем практически отсутствуют суда тех типов, традиционными заказчиками которых были российские судовладельцы: научно-исследовательские суда и суда технического флота. Тем не менее, проводятся переговоры о размещении российских заказов на строительство трех газовозов для PAO \"Газпром\", ледокола класса \"река-море\", а также трех геофизических судов в рамках пилотных проектов по заказу ПО \"Союзморгео\" .
Финансовые затруднения финских судостроительных компаний привели к их переходу в собственность норвежских судостроителей. В 1997 году последняя судостроительная верфь Финляндии \"Финнярдз\" была приобретена компанией <Акер Маритайм> (Норвегия) и переименована в \"Акер Финнярдз\" .
Основной потенциал судостроения Финляндии направлен на строительство крупных лайнеров высокой комфортности, пассажирских паромов, танкеров, спрос на которые растет и по которым финские верфи могут успешно конкурировать на мировом судостроительном рынке.
АО \"Квэрнер Маса-Ярдз\" (оборот 6,3 млрд. марок) и АО \"Акер Финнярдз\" (оборот 1,4 млрд. марок) строят суда для США, Германии, Нидерландов, Италии, Греции и Норвегии, в том числе круизные теплоходы-гиганты водоизмещением 136 тыс. тонн и даже нефтяные платформы для бурения в открытом море.
В 1997 году по объему портфеля заказов своих судостроительных верфей Финляндия вышла на 7 место среди мировых судостроителей, при этом доля экспорта составила 70% от общего объема производства. Общее число строящихся и заказанных судов в Финляндии по состоянию на 01. 04. 1998 года составляло 15 единиц.
Особое место в структуре судостроительной промышленности Финляндии занимают НИОКР отраслевого и академического направлений, в которых работает более 200 специалистов. Научный потенциал этих учреждений позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектировке судов, но и вырабатывать новые концептуальные направления в судостроении. В частности, дочерняя компания концерна \"Квэрнер Маса-Ярдз\" - \"Квэрнер Маса Марин\" совместно с \"Дженерал Электрик\" (США) проводят работы по созданию скоростного контейнеровоза в рамках проекта ВАТНМАХ 1500. Продолжаются исследования в области программы развития судостроения Ship of the Future. Имеют место и совместные технологические проекты с российскими организациями. Успешно развивается сотрудничество с верфью в г. Выборге. В целом на научно-исследовательские работы в 1997 году было выделено около 150 млн. фмк.
В области судоремонта российские заказы продолжали оказывать существенное влияние на загрузку производственных мощностей финских верфей. Так, в течение 1997 года на верфи в г. Турку были отремонтированы суда из России на общую сумму 37,4 млн. фмк. или 20% от общего оборота компании. Единственным заказчиком было Мурманское морское пароходство. Контроль за проведением ремонтов возлагался на представителей судовладельцев, прибывших на борту судов. По состоянию на 1. 4. 1998 года на ремонтной верфи в г. Турку было размещено российских заказов на 30 млн. фмк.
В 1997 году в порядке совместного технического сотрудничества продолжали выполняться заказы фирм Финляндии на судостроительных заводах России. Так, на судостроительном заводе в г. Новая Ладога в течение года выполнены заказы на изготовление различных металлоконструкций по 8 контрактам на общую сумму около 6 млн. фмк. В Североморске компанией \"Квэрнер Маса-Ярдз\" размещены заказы на изготовление 8 гребных винтов для круизных судов. Этот вид сотрудничества является достаточно перспективным и дальнейшая кооперация, при соответствующей государственной поддержке, может привести к совместному строительству судов. Конкретные проекты по строительству сухогрузов и танкеров рассматриваются Министерством транспорта России и руководством верфи \"Квэрнер Маса-Ярдз\" .
В течение 1997 года продолжались поставки судового комплектующего оборудования, изделий морского приборостроения и запчастей согласно ранее заключенным контрактам по линии ВО \"Судоимпорт\".