Армия США

О стратегических ядерных силах. Согласно американской военной доктрине, ядерные силы США являются жизненно важным элементом обеспечения безопасности государства, \"гарантом ответных действий\" на возможные акты агрессии со стороны недружественных стран. Исходя из этого, США намерены и впредь поддерживать свои стратегические ядерные силы (СЯС) на максимально высоком боевом уровне. Количество стратегических ядерных боеголовок составляло в февр. 1999 г., также как и в прошлом году, 7200 единиц.

МБР. Сухопутный компонент СЯС США состоит из 550 МБР: 200 ракет \"Минитмен-3\" размещены на базе в Малмстром (шт. Монтана); 150 ракет \"Минитмен-3\" - на авиабазе Минот (шт. Север. Дакота); 150 ракет \"Минитмен-3\" и 50 ракет MX - на авиабазе Уоррен (шт. Вайоминг).

При вступлении в силу Договора СНВ-2 на всех 500 ракетах \"Минитмен-3\" количество боеголовок будет сокращено с 3 до 1. 300 ракет снабжены боеголовками W78 и 200 ракет - W62.

Рассматривается несколько вариантов использования снимаемых с МБР РГЧ: 1) 500 более мощных боеголовок W87, демонтируемых с подлежащих к списанию 50 ракет МХ, предполагается поставить на ракеты \"Минитмен-3\" ; 2)оснащение моноблочными головными частями W78 всех 500 ракет \"Минитмен-3\" ; 3) оснащение 150 ракет \"Минитмен-3\" боеголовками W78, а остальных 350 ракет боеголовками W87 (снятыми с MX). Боеголовки W87 имеют более надежные системы безопасности - противопожарные предохранители, ядерные детонаторы и инертные взрывчатые вещества (W78 имеют только ядерные детонаторы).

Предполагается проведение программы по совершенствованию ракет <Минитмен> в три этапа: а) модернизация центра управления пуска ракет; б) совершенствование систем наведения ракет (в марте 1998 г. компания <Боинг> получила контракт на производство 652 таких систем); в) внедрение более совершенных технологий (твердотопливные ускорители).

ПЛАРБ. 18 подводных лодок класса <Огайо> составляют флот стратегических ядерных ракетоносцев. В шт. Вашингтон (г.Бангор) дислоцируются 8 подлодок, каждая с 24 ракетами <Трайдент-1> (С-4) и 10 подлодок в штате Джорджия (г.Кингс Бэй), каждая с 24 ракетами <Трайдент-2> (D-5).

ВМС США продолжают осуществлять плановую модернизацию 4 подлодок (замена ракет <Трайдент-1> на <Трайдент-2> ). Из запланированного на закупку ракет бюджета Пентагона на 1999 ф.г. (24 млрд.долл.) сразу были приобретены 5 ракет <Трайдент-2> (стоимость каждой ракеты около 60 млн.долл.), а также еще 28 ракет на проведение НИОКР. В случае вступления в силу Договора СНВ-2 у США останется 14 подлодок с ракетами <Трайдент-2> .

В1998 г. на постоянном боевом патрулированиии находилось от 9 до 10 подлодок, что сравнимо с ситуацией периода <холодной войны> . Причем около половины из них поддерживались в состоянии повышенной боевой готовности; остальные подлодки следовали к базам дислокации или к зонам боевого дежурства и могли быть приведены в боевую готовность в считанные часы.

Стратегические бомбардировщики. На начало 1999 г. парк стратегических ядерных бомбардировщиков состоял из 21 самолета В-2 (авиабаза Уайтмэн, шт. Миссури, к 2000 г. все они будут перепрофилированы под обычные вооружения), 94 самолета В-52 (из них 58 на авиабазе Барксдейл, шт. Луизиана и 36 на авиабазе Минот, шт. Сев. Дакота) и 93 самолета В-1 (согласно Договору СНВ-2 все бомбардировщики В-1 будут переоборудованы и выведены из категории стратегических).

СЯС США придерживаются уровня, предусмотренного Договором СНВ-1. Если Договор СНВ-2 (с учетом решений, принятых на саммите в Хельсинки, а также Нью-йоркских договоренностей 1997 г.) вступит в силу, то количество стратегических боеголовок будет сокращено к 2007 г. до уровня 3-3,5 тыс. едениц, из которых 1,7 тыс. будут размещены на подлодках. Дальнейшая судьба всех ядерных боеголовок, как считают американские эксперты, будет зависеть от содержания последующих Договоров по СНВ, которыми, возможно, будет определяться и механизм их уничтожения.

Об использовании результатов <революции в военном деле> в сухопутных силах. Военно-политическое руководство США рассматривает использование результатов <революции в военном деле> как инструмент достижения вооруженными силами США подавляющего военного превосходства над любыми потенциальными противниками в XXI столетии.

Одним из наиболее наглядных примеров применения результатов <революции в военном деле> являются сухопутные силы ВС США.

В обнародованном в сент. 1998 г. докладе министерства армии США (Report on the Plan for Fielding the First Division and First Digitized Corps. Presented to the Committee on Aimed Services. U.S. Senate. Second Session, 105-th Congress. June 1998. 68 p.) основное внимание уделено использованию продвинутых цифровых информационных технологий (Digitization) во всех звеньях и структурах сухопутных сил.

По замыслу военного руководства, это позволит войскам и отдельным военнослужащим хорошо ориентироваться в ситуации на ТВД, радикально улучшить систему управления войсками. Главная цель - достижение американскими и союзными им войсками потенциала гарантированного боевого опережения любых ответных действий противника.

Новые подходы военного руководства к перспективному строительству ВС сформулированы в документах <Совместное видение 2010>, <Видение сухопутных сил 2010>, <Силы XXI> . На их основе проводятся экспериментальные мероприятия в войсках (\"Battle Laboratory and Advanced Warfighting Experiments>, , ), которые предполагают объединение усилий организаторов программы, военнослужащих и гражданских подрядчиков по соответствующим контрактам. Считается, что этот процесс должен обеспечивать т.н. <спиральное развитие> новых технологий, предполагающее ускоренную проработку их внедрения. В качестве основного экспериментального формирования (The Task Force XXI Advanced Warfighting Experiment, TFXXI AWE) сейчас используется оснащенная информационными технологиями бригада, состоящая из двух <тяжелых> батальонов, одного <легкого> пехотного батальона, подразделений боевой поддержки и обеспечения.

Продолжается отработка четырех новых стратегических принципов - доминирующего маневра, точной вовлеченности, полноформатной защиты в мирное время, в ходе войны и кризиса, причем на любой стадии конфликта, акцентированного внимания на сферу материально-технического обеспечения. Реализация этих принципов должна привести к обеспечению доминирования ВС США на всех уровнях возможного конфликта, повышению их мобильности, огневой мощи и выживаемости.

Процесс внедрения цифровых информационных технологий в сухопутных силах США предполагает создание дивизии (First Digitized Division, FDD) к концу 2000 ф.г. и корпуса (First Digitized Corps, FDC) к концу 2004 ф.г., организованных на новых технологических принципах управления и оснащенных в соответствии с требованиями информационного века (на базе 4-й пехотной дивизии, 1-й бронетанковой дивизии, 3-го бронекавалерийского полка и вооружения, находящегося на складском хранении). Мероприятиями в этой области охвачены также некоторые подразделения национальной гвардии и резервные компоненты сухопутных сил.

В рамках этого процесса предполагается модернизировать 97 систем вооружений. В бюджете на 1999 ф.г. заложено финансирование этих программ в размере 2,6 млрд.долл. (538 пунктов бюджета). Министр обороны США выделил дополнительно 261 млн.долл. в 1999 ф.г. на цели совершенствования операционной совместимости и структуры, мер интеграции и безопасности, развитие компьютерных сетей. Основная задача - осуществить <горизонтальное и вертикальное> соединение цифровых информационных систем всех уровней на ТВД для достижения информационного доминирования в рамках проведения совместных боевых операций.

К 2003 ф.г. предполагается увеличить ежегодные ассигнования на эту сферу до 3,1 млрд.долл. Важнейшей задачей здесь рассматривается достижение информационной технологической совместимости с вооруженными силами союзников США по НАТО.

В рамках движения к меньшим по численности, технологически более оснащенным и обладающим большими боевыми возможностями сухопутным силам, по взглядам американских военных специалистов, требуется обеспечение более специализированной подготовки квалифицированного рядового состава. Военнослужащие на уровне младшего сержантского состава должны будут обладать качествами системных управляющих. Уровень старшего сержантского состава будет предполагать способности интегрирования системных компонентов. Потребуется больше капиталовложений в профессиональную подготовку каждого военнослужащего, учитывая, что новые технологические возможности будут постепенно превращать каждого отдельного солдата в полностью самостоятельную и даже автономную боевую единицу, способную индивидуально вести боевые действия в условиях постоянно меняющейся боевой обстановки (т.н. <концепция бойца XXI> - Warfighter XXI). Имеется в виду обеспечить условия для полного раскрытия индивидуальной инициативы и <человеческого потенциала> в целом. Однако, учитывая, что для достижения синергетического эффекта необходимо не механическое сложение, а определенное сочетание боевых возможностей отдельных систем вооружений, основную подготовку войск рекомендуется проводить в формате подразделений.

Параллельно проводятся мероприятия по долгосрочному прогнозированию характера боевых действий в XXI столетии в рамках проекта <Сухопутные силы после нового этапа> . Считается, что повышение в будущем темпа боевых действий в результате внедрения информационных технологий выдвинет на первый план необходимость постоянной перегруппировки войск на ТВД. Неизмеримо возрастет роль руководства боевыми операциями на всех уровнях. Новые требования мобильности предполагают в два раза более быстрое развертывание войск, чем это было в ходе операции <Буря в пустыне> .

О разработках в области стрелкового вооружения и оружия <несмертельного действия> . В США продолжают уделять значительное внимание совершенствованию стрелкового оружия. Несмотря на то, что концептуальный вопрос о роли и месте пехотных подразделений в будущих гипотетических сражениях остается дискуссионным, в Пентагоне исходят из того, что новые технологии, прежде всего individual technologies, открывают большие возможности для кардинального качественного повышенния боеспособности военнослужащих. Благодаря внедрению таких технологий предполагается значительно увеличить <летальность> действий американских ВС и одновременно значительно сократить их потери. Уже в начале следующего столетия военнослужащие сухопутных подразделений ВС США, оснащенные индивидуальными миникомпьютерами и системами связи, будут способны принимать данные со спутников и самолетов-разведчиков, подключаться к навигационным спутникам, передавать друг другу, своим командирам, а также расположенным на значительном удалении от них ракетно-артиллерийским батареям и самолетам живые картинки вражеских позиций и передвижений противника независимо от времени суток.

Как здесь считают, одна из основных задач новейших систем стрелкового оружия - дать возможность военнослужащему не только определить противника как цель, но и поразить его на как можно дальнем расстоянии. При этом основной упор делается на проведении боевых операций в ночное время. В текущем году планируется начать оснащение пехотных подразделений миниатюрными прицелами ночного видения, в том числе с лазерным искателем, а также приборами, определяющими местонахождение человека по количеству выделяемой им теплоты. Данные приспособления будут монтироваться на новых винтовках М-4, которые меньше по размерам, чем М-16, но превосходят их по боевым характеристикам.

К 2006 г. сухопутные войска должны принять на вооружение новые винтовки OICW (Objective Individual Combat Wepon), способные поражать противника, находящегося за укрытиями. Из таких винтовок наряду с обычными пулями можно будет вести огонь небольшими 20-мм. снарядами, запрограммированными на взрыв в воздухе сзади или над целью и поражающими противника за стенами домов, другими укрытиями, а также в траншеях. Принцип действия такой системы состоит том,что находящийся на винтовке лазерный искатель-дальномер измеряет расстояние до скрытой цели и передает полученную информацию на маленький компьтер, который программирует разрыв боеголовки снаряда на заданных высоте и расстоянии от вражеского солдата. В марте 1998 г. минобороны заключило контракт на производство такого оружия с <Элайент Техсистемз> (г. Минниаполис), после того как она разработала полностью действующий прототип винтовки. По словам одного из менеджеров этой фирмы, не существует технологических препятствий, чтобы такие винтовки поступили в войска, причем это можно будет сделать на три года раньше запланированного срока.

Специалисты США продолжают разрабатывать новые виды и типы оружия временного поражения или <несмертельного оружия> (НСО), предназначенного главным образом для использования полицейскими и специальными подразделениями. Повышенное внимание к такому виду оружия обусловлено тем, что производители НСО, поставлявшие его непосредственно в армейские структуры, ищут выход на новый рынок из-за сокращения оборонного финансирования. К тому же местные власти беспокоит рост числа обращений граждан с судебными исками на полицейских по поводу неадекватного применения последними огнестрельного оружия.

НСО применяется американскими полицейскими для обезвреживания преступников, использующих холодное оружие, а также во время борьбы с уличными беспорядками, при освобождении заложников, подавлении криминальных выступлений в тюрьмах и т.п. В дополнение к уже относительно давно применяемым типам НСО (резиновые дубинки, перцовый распылитель, слезоточивый газ и т.д.) американская полиция получает на вооружение пистолеты с удлиненными стволами большого калибра для стрельбы так называемыми пулями <бинбег> (beanbag), резиновыми и деревянными пулями, а также короткими стрелами с электрическим зарядом и мягким наконечником, преднозначенными для того, чтобы на короткое время оглушить или обездвижить человека.

Пули <бинбег> относятся к типу гибких пуль-снарядов, которые при соприкосновении с поверхностью цели принимают ее форму. Эти пули представляют собой мешочки из очень прочной материи, заполненные специальными шариками. Сама пуля 12 калибра имеет длинну 37 мм. и летит со скоростью 60-90 метров в секунду. Стрельба такими пулями ведется с расстояния от 4,5 до 9 м.

Резиновые, пластиковые и деревянные пули, считаются негибкими пулями-снарядами. Они имеют те же размеры и такую же скорость полета, что и пули <бинбег> . Стрелы (дротики) с электрическим зарядом до 50 тыс. вольт выстреливаются из короткого ружья за счет сжатого воздуха и наносят удар в кожный покров металлическим наконечником с расстояния до 3 м.

При стрельбе гибкими и негибкими пулями-снарядами в качестве места для прицеливания выбирается нижняя часть тела человека для предотвращения серьезных ранений или смертельного исхода.

Для каждого оружия определено минимальное расстояние, ближе которого оно не может применяться. Чтобы получить право обучать личный состав обращению с такими НСО, инструкторы обязаны сами до этого пройти специальные курсы подготовки.

К другим новым типам НСО относятся спецсети и липкая пена. Липкая пена парализует человека за счет входящего в ее состав тяжелого полимера. Однако она почти не применяется, так как является трудно смываемым веществом. Производителями НСО также ведутся эксперименты с использованием световых вспышек высокой интенсивности, лишающих человека ориентации; низкочастотных звуков, вызавающих тошноту, а также приборов, влияющих на движение автотранспортных средств.

О программе минобороны об использовании в военных целях коммерческих технологий. В США с 1994 г. по инициативе минобороны успешно осуществляется программа Advanced Concept Technology Demonstration (ACTD), целью которой является совершенствование военной техники путем применения в ней продвинутых и уже законченных научно-технических разработок из исследовательского и коммерческого секторов. Возникновение программы было вызвано наметившимся опережением темпов развития отдельных коммерческих отраслей (электроника, средства телекоммуникации, новые материалы) по сравнению с военными разработками, и возникшей необходимостью абсорбции технических новинок для использования в военных системах. Программа ACTD вызвала большой интерес со стороны конгресса, который регулярно контролирует ее выполнение.

В 1998 ф.г. на реализацию 46 проектов программы было затрачено 172 млн.долл., в 1999 ф.г. сумма затрат составит 116,4 млн.долл., при этом число проектов возросло до 64. В соответствии с существующими требованиями на осуществление проекта отводится от 2 до 4 лет. За этот период разработчик, используя уже законченную или продвинутую коммерческую технологию во взаимодействии с военными представителями, обязан создать экспериментальный прототип нового вида вооружений, после чего осуществляется закупка пробной партии для проведения полевых испытаний.

В случае их успешного завершения новый вид вооружений включается в планы перспективных закупок Пентагона по обычной схеме. Практика показывает, что лишь 10-15% от общего числа проектов доходят до своего логического завершения и реализуются в военной технике, тем не менее, по оценкам специалистов, экономическая эффективность программы ACTD достаточно высока.

Процесс отбора кандидатов на участие в программе ACTD является многоступенчатым. На первом этапе, как правило, объявляется конкурс на выдвижение проектов, в котором участвуют представители различных родов войск, подразделений минобороны, исследовательских центров. Первичный отбор проводится аппаратом замминистра обороны по новой технике, после чего оставшиеся проекты подвергаются оценке группой независимых экспертов. Наиболее перспективные из них после обсуждения в Совете по соблюдению общих требований к военной технике и определения приоритетности утверждаются замминистра обороны США по закупкам и технологиям.

После двухлетнего цикла разработки и проведения демонстрации изделий в полевых условиях возможно дополнительное финансирование проектов еще в течение двух лет на их доводку. В этот период министерством обороны могут осуществляться закупки некоторого числа изделий для проведения испытаний. По итогам принимается решение о принятии системы на вооружение и она включается в общий план закупок министерства обороны.

Программы ПРО в проекте военного бюджета на 2000 ф.г. Согласно заявлениям администрации США представленный запрос по бюджетным расходам на цели ПРО на 2000 ф.г. демонстрировал в начале 1999 г. твердость ее намерений ускоренными темпами продвигаться по пути создания противоракетного потенциала <по защите страны, союзников и американских войск за рубежом от ракетных угроз> . Бюджетные ассигнования на противоракетные программы планируется увеличить с 4 до 4,3 млрд.долл. Источником заложенного в бюджет прироста в 300 млн.долл. должны стать деньги из т.н. чрезвычайного фонда на цели ПРО в размере 1 млрд.долл., одобренного конгрессом в конце 1998 г.

Централизированное руководство реализацией большинства противоракетных проектов продолжает осуществлять пентагоновская организация по обороне от баллистических ракет (ОПОБР), в руках которой будут сосредоточены основные бюджетные источники - около 4 млрд.долл. Остальные финансовые ресурсы выделяются по линии ВВС (программы создания лазеров воздушного и космического базирования) и сухопутных войск (программа <Аэростар> ).

Наибольший прирост бюджетных ассигнований планируется на разработку национальной системы ПРО (НПРО) (с 1 млрд. до 1,2 млрд.). Основная часть бюджета на НПРО предназначалась для проведения намеченных на ближайшее время двух испытаний по перехвату реальных целей (первое - в июне 1999 г.).

Совокупные ассигнования на программы разработки систем тактической ПРО на 2000 ф.г. планируются в размере 2,9 млрд.долл., что соответствует примерно уровню текущего года. Из них 2,6 млрд. выделяются на НИОКР и 355 млн. - на закупки <низкоскоростных> систем. Новым моментом является то, что Пентагон стремится форсировать темпы разработок своих <высокоскоростных> систем ПРО ТВД (ТХААД и NTW) и намерен увеличить финансирование этих программ. Кроме того, ОПОБР в 1999 г. приняла решение кардинально изменить свой подход к реализации обоих проектов. Через год она проведет комплексную оценку состояния НИОКР по ТХААД и NTW, по итогам которой одна из программ получит приоритетный статус и соответствующий прирост финансирования за счет другой. <Проигравший> в конкурсе проект будет финансироваться по остаточному принципу, и сроки его реализации соответственно замедляются. Принятый Пентагоном план нацелен на то, чтобы сохранить на перспективу возможность создания как сухопутного, так и морского варианта ПРО ТВД <верхнего эшелона> и одновременно ускорить принятие на вооружение наиболее перспективного комплекса уже к 2007 г. По обеим программам Пентагон намерен увеличить ассигнования по сравнению с текущим годом и довести их в 2000 г. по ТХААД - до 611 млн.долл., по NTW - до 323 млн.

На ранее запланированном уровне предусмотрено финансирование разработок <низкоскоростных> систем ПРО ТВД - РАС-3 и Navy area theater ballistic missile defense (NATBMD), ранее называвшийся NAD. По наиболее продвинутой программе <Патриот> основные ресурсы (300 млн.долл.) будут направлены на закупку (первые комплексы по плану должны поступить на вооружение в войска в I кв. 2000 г.), а совокупные расходы на РАС-3 составят 410 млн.долл. Морская система NATBMD будет профинансирована в размере 323 млн.долл. (268 млн. - НИОКР и 55 млн. - закупки).

Под общим руководством ВВС будут продолжены разработки противоракетного лазерного оружия, на которые предусмотрено выделить около 450 млн.долл. Третий год подряд идет увеличение расходов (до 308 млн.долл.) на НИОКР лазера воздушного базирования ABL, который по-прежнему в Пентагоне фигурирует как программа ПРО ТВД. Конгресс сократил на 1999 ф.г. на 25 млн. ассигнования на ABL, и в будущем году Пентагон будет пытаться восполнить дефицит средств на разработку этого проекта. Около 140 млн.долл. направляются на продолжение исследований по созданию лазера космического базирования SBL.

В процессе подготовки проекта бюджета Пентагон принял решение пересмотреть свои подходы к программе разработки армейского комплекса ПРО-ПВО MEADS. Суть объявленной <реструктуризации> - США продолжают участвовать в совместных с Италией и Германией НИОКР по MEADS, однако сокращают до минимума финансирование своей доли в проекте. Формальным предлогом для этого шага американцы называют необходимость сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на уже готовой к принятию на вооружение, как они говорят, почти аналогичной по назначению системы РАС-3. Фактически, как считают аналитики, за этим стоит стремление США навязать в будущем закупки ракет <Пэтриот> своим союзникам и незаинтересованность в появлении экспортного конкурента. Затраты на MEADS планируются Пентагоном пока только до 2001 г., а на будущий год они закладываются в размере 49 млн.долл.

На реализацию других совместных проектов с зарубежными странами в области тактической ПРО администрация США предполагает затратить около 53 млн.долл. Основная часть средств должна пойти на содействие Израилю в создании им собственного противоракетного потенциала, прежде всего на разработку комплекса ПРО ТВД <Эрроу>, а также на реализацию проекта THEL.

Об основных рынках сбыта американского оружия в странах АТР. Основную часть военного экспорта составляют новые или модернизированные системы оружия, что обеспечивает значительное количество иностранных заказов американскому ВПК. В 1997 г. стоимость таких заказов составила около 13,2 млрд.долл. По объему расходов на военные нужды АТР отводится третье место после Сев. Америки и Зап. Европы, а по своей емкости и перспективам данному региону определено второе место в мире после Бл. Востока. В ближайшем десятилетии потребности стран АТР в военной технике могут составлять около 3 тыс. самолетов и 350 боевых кораблей.

Основными импортерами американского оружия в АТР являются Тайвань, Ю. Корея, Япония, Сингапур, Австралия и в меньшей степени Таиланд и Малайзия. При этом Тайвань, Ю. Корея и Япония входят в число десяти стран мира - крупнейших потребителей американских вооружений. В период с 1990 по 1995 г. на закупку оружия из США Тайвань израсходовал 11 млрд.долл., Ю. Корея - 7,2 млрд., Япония - 5,2 млрд.долл.

Основными причинами такого положения являются: ускоренные темпы экономического роста стран АТР и расширение их возможностей по закупке вооружений (до недавнего времени ежегодный прирост ВНП составлял в Индонезии - 6,7%, Малайзии - 8,5%, Филиппинах - 1,6%, Сингапуре - 8,2%, Таиланде - 8,3%, Вьетнаме - 7,3%); слаборазвитая структура сухопутных сообщений и доминирующая роль морского транспорта (в последнем десятилетии торговый флот таких стран, как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, увеличился почти на три тысячи судов и возрос с 4 до 6,7 тыс. единиц, а объем перевозок грузов морскими путями увеличился более чем в два раза); сохранение определенной напряженности и территориальных претензий между отдельными странами региона (Северная-Ю. Кореи, Вьетнам-Китай).

В 1996 г. минобороны уведомило конгресс о продаже Тайваню 1300 ракет <Стингер> и специального оборудования к ним на сумму около 420 млн.долл. В 1997 г. объем продаж составил более 1 млрд.долл. и включал поставки вертолетов AH-1W, OH-58D с боекомплектами, управляемые противотанковые ракеты TOW2A и автомобили высокой проходимости. В 1998 г. Тайваню было продано три модернизированных фрегата класса КНОКС, общей стоимостью 300 млн.долл., снятых с вооружения ВМС США, и предполагается продажа очередной партии ракет <Стингер> .

Наиболее крупной продажей американского вооружения в Ю.Корею за последние годы явилась поставка четырех самолетов системы раннего радиолокационного обнаружения <АВАКС Е-767>, стоимостью 3 млрд.долл. (уведомление конгресса прошло 8 сент. 1997 г.). В 1996 г. Ю. Корее было продано 46 противокорабельных ракет <Гарпун> и ракет <Си-Спароу> для оснащения ими корейских эсминцев KDX-1 и дизельных подводных лодок класса SS209. Компания <Локхид Мартин> имеет контракты на поставку до 2000 г. партии комплексов РСЗО южно-корейским сухопутным войскам.

Отличительной особенностью американо-японского военно-экономического сотрудничества является предоставление Японии со стороны США самых современных технологий и новейшего вооружения. Так, компания <Локхид-Мартин> на госуровне оказывает помощь в разработке перспективного японского истребителя F-2 с использованием опробированных технологий создания перспективных истребителей ВВС США F-22 и JSF. Компания также выполняет японские заказы по производству современной корабельной системы боевого управления оружием <Иджис> и ее установки на корабли ВМС Японии. В 1997 г. американская компания <Грумман Эйркрафт> получила контракт стоимостью 400 млн.долл. на проведение модернизации самолетов РЭБ Е-2С японских ВВС. В 1999 г. японцам продана партия морских и авиаракет <Стандарт-2> и АМРААМ.

В 1998 г. США продали Сингапуру восемь вертолетов AH-64D <Апач> и оказывают услуги в модернизации ранее закупленного вооружения. Годовой объем продаж составил 800 млрд.долл.

В сент. 1998 г. Австралия заказала у США 12 транспортных самолетов последней модификации C-130J.

Отмечается некоторое снижение (в стоимостном исчислении) объемов продаж американского оружия странам региона. Это объясняется как возрастающей конкуренцией со стороны ведущих экспортеров военной продукции - Франции, Великобритании, России, Германии и Китая, так и отходом правительств ряда стран АТР от идеологических принципов в вопросах закупок вооружений и их ориентацией на экономическую выгоду. Например, в ходе переговоров о продаже Индонезии партии американских истребителей F-16, ранее проданных, но не поставленных Пакистану, индонезийская сторона увязала данный вопрос с предоставлением ей долгосрочных кредитов на их оплату, одновременно с этим рассматривая возможность закупки многоцелевых самолетов у России.

Об основных рынках сбыта американского оружия в странах Бл. Востока. США являются крупнейшим экспортером военной продукции, доля которой на мировом рынке в последние годы достигает 55%. Такому положению в немалой степени способствует проводимая политика американской администрации и ряд существующих программ оказания помощи иностранным государствам. В соответствии с программой DELG (Defense Export Loan Guarantee Program), для закупки американских вооружений в 1998 г. иностранными государствами было получено в форме займов (под гарантию минобороны США) 10 млрд.долл. В 1999 г. администрация Б.Клинтона готова была выделить на эти цели еще 14 млрд.долл. Другой важной программой является выделение значительных гос. финансовых средств на военную помощь дружественным иностраным государствам FMF (Foreign Military Financing Program). По итогам 1996 г. общий объем экспорта американских вооружений как на госуровне, так и от прямых поставок оружия американскими компаниями по лицензии составил 23,5 млрд.долл. Значительная часть из этих средств должна пойти в ближневосточный регион, занимающий наиболее важное место в сфере политических и военных интересов США, в том числе как самый емкий и стабильный рынок поставок американского оружия.

Так, в бюджете США на 2000 год предусматривается выделить 3,4 млрд.долл. на программу FMF. При этом 94% этих финансовых средств предполагается выделить Израилю и Египту, 1,9 млрд. и 1,3 млрд.долл. соответственно. Иордании выделяется 75 млн.долл. При этом по расходам на импорт вооружений ближневосточные страны значительно опережают другие регионы. Например, в 1993-95 гг. на покупку систем оружия Саудовская Аравия израсходовала 22 млрд.долл., Египет - 4,5 млрд., Израиль - 2,1 млрд., Кувейт - 2,1 млрд., ОАЭ - 1,7 млрд.долл.

Основными причинами такого положения являются: многолетняя нестабильность в регионе и вооруженные конфликты на почве территориальных претензий и национально-религиозных разногласий (Израиль-Палестина, Ирак-Иран, Ирак-Кувейт); слаборазвитая индустриальная база (за исключением Израиля), что не позволяет наладить собственное производство оружия и военной техники; большая заинтересованность США нефтяными запасами региона и политика укрепления американского влияния в странах Бл. Востока путем оказания различной помощи, и в первую очередь военной, лояльным государствам.

Израиль традиционно является самым близким союзником и партнером США. Несмотря на то, что в последнее время американская администрация выступает с критикой израильского руководства за нежелание идти на компромиссное урегулирование накопившихся проблем с палестинцами и соседними арабскими государствами, на практике США расширяют сотрудничество и военную помощь Израилю. Так, в 1999 г. на программу FMF для Израиля выделено 1,8 млрд.долл., а в 2000 г. планируется уже 1,9 млрд. В 1986-96 гг. США поставили Израилю вооружений на 27,9 млрд.долл., в том числе по программам оказания военной помощи FMF (17,9 млрд.долл.) и MAP (Military Assistance Program - 45,3 млн.долл.).

Наиболее крупными продажами Израилю американского вооружения явились: апр. 1994 г. - 25 истребителей F-15 (24 млн.долл.); май 1996 г. - комплексы РСЗО MLRS (363 млн.долл.); окт. 1995 г. - 14 боевых вертолетов АН-1Е (военная помощь); июнь 1996 г. - два комплекса огневой поддержки ближнего действия <Фаланг> (755,5 млн.долл.); апр. 1997 г. - 15 вертолетов UN-60L <Блэк хок> (200 млн.долл.); сент. 1998 г. - 60 многоцелевых истребителей F-15C/D (2,5 млрд.долл.); сент. 1998 г. - 30 истребителей F-15I (2,5 млрд.долл.). Кроме того, США поставляют в ВС Израиля значительные партии боеприпасов, топлива, автомобили высокой проходимости, современные комплексы ПВО <Пэтриот> .

После подписания в 1978 г. Кэмп-дэвидского соглашения Египет стал вторым по значимости (после Израиля) американским союзником на Бл. Востоке. Ежегодно Египет в качестве военно-экономической помощи получает от США вооружение, технику и различные военные услуга на сумму 2,1 млрд.долл. При этом 1,3 млрд.долл. - за счет программы FMF и 800