Агропром Швеции

В 1996 году в Швеции имелось 90 488 фермерских хозяйств с площадью земли на одну ферму от 2 га и выше. Общая площадь пахотных земель в этих хозяйствах - 2,8 млн. га пашни (в среднем по 30,9 га), пастбищ - 446 тыс.га (по 4,9 га на хозяйство). Кроме этого, в собственности этой категории фермеров находится 4,1 млн. га леса (45 га на хозяйство в среднем).

К категории фермерских хозяйств относится также 205 518 хозяйств с площадью пахотной земли менее 2 га на хозяйство. На их долю приходится около 230 тыс. га пашни, 247 тыс.га пастбищ и 22,3 млн.га леса (по 108 га леса). Вторая категория фермеров не играет какой-либо роли в с/х производстве. Основные районы с/х производства находятся в южной и центральной части страны.

Механизм кредитования фермеров. Получение финансовых ресурсов под залог недвижимости - основная форма кредитования с/х производства в Швеции. Большая часть таких операций осуществляется банком \"Ференингс Спарбанком\" и финансовым учреждением \"Ландсхипотек\" .

При решении вопроса о выделении фермеру кредита под залог его недвижимости, наличие у фермера \"чистой\", незаложенной недвижимости является только лишь одним из факторов, определяющих окончательную позицию банка.

При обращении в банк фермер должен предоставить информацию как по характеру запрашиваемого кредита (величина, на какие цели он будет использован, сроки возврата, гарантии), так и по экономическому положению фермерского хозяйства.

По Национальному регистру недвижимости, доступ к которому для любого учреждения или гражданина свободный, проверяется соответствие величины запрошенного кредита стоимости недвижимости, находящейся в собственности фермера.

Любая форма недвижимости фермера (как и любого другого собственника в стране) имеет две оценки: рыночную и налогооблагаемую.

Рыночная оценка недвижимости (земли, экономических и жилых построек и др.) проводится ежегодно экспертами- оценщиками частных фирм. Используется покупателями и продавцами для ориентации при совершении сделок по приобретению и продаже земли, домов и и.д.

Налогооблагаемая оценка недвижимости проводится госэкспертами и в среднем составляет 75% от рыночной стоимости. Но этот разрыв может быть и значительно больше. Налогооблагаемая оценка используется для рассчета сумм налога с недвижимости, а также банками в качестве основной оценки при решении вопроса о выделении кредита под залог недвижимости.

Налогооблагаемая оценка недвижимости ранее проводилась раз в 10 лет, затем раз в 5 лет и с 1997 года проводится ежегодно. В Национальном регистре недвижимости Швеции имеются полные данные о налогооблагаемой стоимости всего хозяйства и о всех кредитах, выданных под залог недвижимости (при выдаче кредита оформляется \"залоговое письмо\", т.е. своего рода договор о взаимных обязательствах сторон, и информация о всех \"залоговых письмах\" обязательно заносится в Национальный регистр недвижимости, в электронную ячейку о данном собственнике).

Например, налогооблагаемая стоимость всего фермерского хозяйства \"А\" равна 5 млн.крон. Регистр недвижимости показывает, что на данного фермера уже оформлено 4 \"залоговых письма\" на общую сумму 3 млн.крон. Соответственно, банк может рассматривать запрос о выдаче кредита на сумму не более 2 млн.крон.

После первичной оценки, сделанной на основе данных Регистра недвижимости и если она положительна, эксперты банка проводят, в зависимости от величины запрошенного кредита, изучение состояния фермерского хозяйства и \"историю\" экономического поведения фермера, т.е. имел ли банк ранее дело с этим фермером, насколько он оказался добросовестным в выполнении своих обязательств и т.д.

Для выдачи небольшого кредита может быть достаточно информации о наличии у фермера незаложенной недвижимости. Однако, как правило, эксперт банка проводит серьезную работу по оценке экономического положения хозяйства и если он находит, что данные о динамике развития фермы за последние годы или другие показатели не позволяют ему сделать однозначный вывод о гарантированном возврате кредита, кредит не будет выдан, независимо от его обеспечения недвижимостью. Банк стремится избежать ситуации, когда ему потом придется заниматься организацией возврата денег через процедуру банкротства и проведения аукционов.

Наоборот, при высокой оценке результатов деятельности данного фермерского хозяйства за многие годы, высокой личной деловой и этической характеристике фермера,банк может принять решение о выдаче кредита, сумма которого будет больше, чем имеющаяся <чистая> (незаложенная) налогооблагаемая стоимость недвижимости. Но в то же время сумма выдаваемого кредита не должна превышать рыночную стоимость имеющейся незаложенной недвижимости.

Под анализом экономического положения фермерского хозяйства понимается не просто оценка хозяйства, например, по его рентабельности за один-два последних года, а часто это оценка развития хозяйства в контексте экономической конъюнктуры на ближайшие годы для данного вида производства, оценка тенденций развития сельского хозяйства в этом регионе и т.д.

Аграрная политика до вступления страны в члены ЕС в 1995 году. Гарантированные закупочные цены на основные виды с/х продуктов ежегодно, в январе-феврале, согласовывались на трехсторонних переговорах. Согласованные цены и объемы субсидий утверждались окончательно в риксдаге Швеции и становились законом, обязательным для выполнения всеми сторонами.

Механизм административно-рыночного регулирования с/х производства гарантировал сбыт произведенной продукции (высокими импортными пошлинами закрывался от внешней конкуренции внутренний рынок, экспортными субсидиями обеспечивалась реализация на внешнем рынке излишков продукции).

Одной из целей аграрной политики было гарантированное обеспечение фермерам доходов, сравнимых с доходами других социальных групп общества. При такой политике труд фермера был одним из наиболее престижных. Рост производительности труда при ограниченности земельных ресурсов ведет к естественному сокращению объема труда в с/х производстве, но процесс оттока из сельского хозяйства фермеров или рабочих в силу неудовлетворенности своим экономическим положением отсутствовал.

В 1991-95 гг. в сельском хозяйстве Швеции реализовалась программа переходного периода, направленная на подготовку аграрного сектора страны к работе в условиях открытой конкуренции со стороны сельхозпроизводителей других стран членов ЕС.

Программа представляла собой детально расписанный план, по которому часть фермеров, которым грозило разорение при открытом рынке, досрочно уходила на пенсию (все потери государство брало на себя), на других фермах проводилась реструктуризация производства с переориентацией его на более конкурентоспособные направления, начинающие фермеры получали <стартовые субсидии> и т.д. В сельском хозяйстве Швеции, после вступления страны в ЕС, разорилось бы до 30% фермеров, если бы не была реализована правительственная программа переходного периода.

Аграрная политика Швеции как члена ЕС. Во всех странах-членах ЕС действует Единая Аграрная Политика ЕС. По сути ее принципы и механизм действия такой же, каким он был в Швеции до вступления ее в ЕС. Только этот механизм защиты работает по границам не отдельных стран, а всего ЕС.

Основные цели аграрной политики ЕС: предпочтение своим товарам в торговле на рынках ЕС; защита внутреннего рынка ЕС (импортными пошлинами, квотами и др.); гарантированный минимальный уровень закупочных цен на основные с/х товары; субсидирование с/х производства, достигающее в ряде стран ЕС 50-60% к затратам производства.

Дополнительными факторами защиты с/х производства и, соответственно, сохранения рабочих мест в Швеции являются:
Мощное кооперативное движение с/х производителей, позволяющее фермерам и предприятиям фермерской переработки обеспечивать защиту своих экономических, а вместе с крестьянской партией (Партия Центра), и политических интересов.
Многочисленные курсы повышения квалификации фермеров.
Процедура банкротства предприятий изменена в сторону роста возможностей для компании провести санацию, найти пути экономического оздоровления предприятия без его ликвидации.
В отношении с/х производителей действует система <инвестиционных> фондов (банковских счетов), позволяющая фермерам платить более низкие налоги (почти в два раза меньше) с той части прибыли, которая направляется в эти фонды на развитие производства. Причем, это гибкая система. Фермер может изъять средства со своих специальных счетов в любое время и на любые цели. Но, если это не цели развития производства, то на сумму изъятых средств будет немедленно начислен полный налог (к уплаченной льготной сумме начисляется недоплаченная часть).