Зимбабвийский инвестиционный центр (ЗИЦ). Основан в 1993 г. в качестве единственного института, призванного отслеживать и стимулировать приток частных инвестиций в экономику страны. Члены правления ЗИЦ утверждаются правительством и являются представителями местных деловых кругов.
Основными структурными подразделениями Центра являются департаменты маркетинга, содействия инвестициям и аналитический.
В соответствии с законодательством каждый инвестиционный проект должен быть зарегистрирован и одобрен ЗИЦ, исходя из «государственной целесообразности». Срок рассмотрения заявлений ограничивается 45 днями. В случае одобрения проекта инвестору выдается соответствующий сертификат, дающий право на ведение бизнеса в Зимбабве.
Если зарубежный партнер инвестирует средства в зарегистрированную (действующую) на местном рынке компанию, то он обязан также получить одобрение Департамента валютного контроля Резервного банка Зимбабве на перевод конкретных средств.
Что касается льгот для инвесторов, то их спектр достаточно широк и зависит от сферы приложения капитала. Стратегия ЗИЦ в этом вопросе базируется на привлечении прямых инвестиций прежде всего в такие сектора экономики, как обрабатывающая промышленность, горнодобыча, туризм, воздушные перевозки и их обслуживание, сельское хозяйство, садоводство (цветоводство), где иноинвесторам предоставлено право на 100% собственности. Многие инвесторы предпочитают, однако, работать в рамках СП, ввиду того, что эта форма сотрудничества дает ряд привилегий на приобретение по льготной цене недвижимости и оборудования на местном рынке. По подобной схеме работает здесь ВО «Зарубежгеология», занимающееся добычей аллювиального золота. Сумма его вложений в СП составила в 1997 г. 2,7 млн.долл.США.
Что касается таких секторов, как консалтинг и строительство, то доля иностранного капитала здесь ограничена 70% участия.
В 1995 г. местные деловые круги заручились поддержкой правительства, которое в законодательном порядке лимитировало деятельность иноинвесторов до 35% в следующих отраслях: с/х производство; транспорт; оптовая и розничная торговля; торговля недвижимостью; производство вооружений и их продажа; трудоустройство; производство табака, сахара и др. с/х продуктов; животноводство; леспром.
Законодательство не оговаривает максимальную сумму инвестиций, за исключением случаев, когда иностранец обращается с просьбой предоставить ему вид на жительство. Если иностранец инвестирует не менее 1 млн.долл.США, проект, как правило, автоматически одобряется и его инвестор получает вид на жительство. В случае внесения зарубежным инвестором в СП не менее 100 тыс.долл.США, он получает вид на жительство сроком до 3-х лет с возможностью его дальнейшего продления.
Капиталовложения могут быть как чисто финансовыми, так и в виде техники и оборудования. Так ОАО «Зарубежстрой», являющееся соучредителем СП «Зирус Констракшн», вложило в 1997 г. в его капитал оборудование на 600 тыс.долл. США.
По данным ЗИЦ, основными инвесторами в экономику Зимбабве в 1998 г. явились: Великобритания – 1367 млн.долл.США (из них 1189 – торговля, 132 – горнодобыча, 32 – туризм); США – 377 млн.долл.США (359 – стройиндустрия, 16 – обрабатывающая промышленность); ФРГ – 128 млн.долл.США (126 – обрабатывающая промышленность, 1,4 – торговля, сельское хозяйство и туризм).
Иноинвестиции в экономику Зимбабве в 1998 г. распределялись: строительство – 48,1%, обрабатывающая промышленность – 25,6%, горнодобыча – 10,7%, туризм – 7,4%, торговля – 7,1%, сельское хозяйство – 1,1%, транспорт – 0,1%.
Открытие частного дела иностранцами и порядок регистрации инокомпаний.
Если по проекту принимается положительное решение, то Z1C выдает иностранцу Investment Certificate, после чего происходит регистрация компании.
Заявители должны также сообщить в Службу регистрации имена и адреса основных акционеров, директоров и лиц, ответственных за управление компанией, а также намечаемую сферу ее деятельности. Иностранная компания может сохранить в названии дочернего филиала свое имя. По существующим в стране правилам один из директоров и секретарь компании должны быть зимбабвийскими гражданами. Иностранные юридические и физические лица могут зарегистрировать свою компанию под новым названием, а в случае необходимости срочного начала деятельности купить в аудиторской конторе уже зарегистрированную, но бездействующую компанию т.н. «шелф» название которой позднее можно изменить».
Кроме того, иностранная компания, создающая дочернее или смешанное предприятие должна сообщить в своей заявке в Z1C предполагаемый оборот на предстоящие 5 лет, прогнозируемую прибыль. в том числе в инвалюте, объем капиталовложении, их источники. количество создаваемых рабочих мест, объем производства, его номенклатуру и др. По истечении первых 18 месяцев после регистрации компания должна представить первые данные о своих доходах, в последующем она должна делать это через каждые 15 мес.
Иностранная компания ежегодно должна представлять в Службу регистрации баланс и счет прибылей и убытков по своим операциям в Зимбабве. Она имеет возможность пользоваться кредитами местных банков на сумму равную акционерному капиталу. Кредиты свыше 5 млн.долл. США подлежат одобрению Резервным банком.
Репатриация дивидендов разрешается на всю сумму, оставшуюся после уплаты налогов. Филиалы инокомпаний облагаются дополнительным, помимо корпоративного (подоходного), налогом в 8,4%.
При осуществлении соглашений об избежании двойного налогообложения уровень этого дополнительного налога может понижаться до 5% (по специальному договору с Великобританией) или 2,5% (по договору с Германией).
Иностранный персонал СП по прибытии в страну получает временный вид на жительство. Это предоставляет ему право беспошлинно импортировать в течение трех месяцев бытовые товары длительного пользования для личных целей.
Таможенные льготы для некоммерческих представительств иностранных организаций, связанные с импортом офисного оборудования и товаров личного пользования, предоставляются в течение первых шести месяцев после их открытия.
Об инвестиционном форуме по возобновляемым источникам энергии в Африке. В Хараре с 29 по 31 марта 1999 г. в рамках реализации Всемирной программы по солнечной энергии 1996-2005 гг. под эгидой Всемирной комиссии по солнечной энергии прошел Инвестиционный и деловой форум по возобновляемым источникам энергии в Африке. В нем приняли участие 150 делегатов из стран Африки, Европы и Японии, в т.ч. чиновники соответствующих подразделении ЮНЕСКО (во главе с генсеком Всемирной комиссии Б.М.Борковским), ЕС, ВБ, ПРООН, САДК, представители национальных агентств развития, министры и члены правительств стран-участниц Всемирной программы. В задачи Форума входило обеспечение финансовой и технической помощи странам Африки в приобретении технологий в области возобновляемой энергии.
Всемирная программа была одобрена Комиссией по солнечной энергии (Нью-Йорк 1997 г.) вскоре после саммита по солнечной энергии Хараре (сент. 1996 г.) и предусматривает реализацию многочисленных национальных и региональных проектов использования возобновляемых источников (солнечной энергии, термальных, геотермальных, фотоэлектрических, приливных, биомассных, океанических, ветровых и др.) во всех регионах мира, в т.ч. и в России (Комиссия по солнечной энергии уже договорилась в ЕБРР о выделении 97,5 млн.долл.США на создание геотермальной электростанции на Камчатке). Подобные инвестиционные форумы в 1998 г. прошли в Мали, Грузии, Эквадоре и на Канарских о-вах.
Выступая по открытии форума, президент Зимбабве Р.Мугабе (который также является председателем Всемирной комиссии по солнечной энергии) подчеркнул, что частный сектор и национальные агентства развития «должны помочь усилиям развивающихся стран в использовании возобновляемой энергии путем инвестирования в соответствующие проекты». По его мнению, эти источники энергии особенно важны в условиях чрезмерной дороговизны для стран Африки расширения уже существующих энергосетей.
Особое внимание в этой связи президент уделил проблемам своей страны, отметив, что несмотря на большой потенциал: солнечной (свыше 3 тыс.солнечных часов в год) и ветряной (средняя скорость ветра 4-5 м/с в день) энергетики, из проживающего в сельской местности 70% населения страны только 2% имеют доступ к электричеству. Для сравнения: по данным ЮНЕСКО, по всей Африке из 30% сельского населения пользуются электричеством 25%.
С целью решения этой проблемы правительство определило приоритетный проект развития системы солнечной энергетики, который предусматривает к уже электрифицированным 66 объектам (предприятия, жилые комплексы, системы водоснабжения) добавить еще 562 объекта по всей стране. Комиссией по солнечной энергии определены еще 22 приоритетных проекта на территории Зимбабве общей стоимостью 286 млн. долл.США.
Зимбабве довольно успешно использовала прошедший Форум, как и в целом свое участие в Программе и председательство в Комиссии по солнечной энергии. Всего под эгидой ООН с 1993 г. по всей стране было установлено 10 тыс.систем домашнего энергоснабжения. С 1996 г. иностранные доноры (в основном ЕС, правительства Германии, Японии, Китая, Италии) благодаря Комиссии профинансировали проекты в этой области на 24 млн.долл.США. Под упомянутые проекты Зимбабве получит 7,3 млн.долл.США (в основном от правительства Италии), а также часть из 30 млн.долл.США, выделяемых ВБ на эти цели по всей Африке. Оказать помощь Зимбабве в этой области пообещали также правительства Франции и Испании.
В целом по всей Африке Всемирной программой по солнечной энергии определены более 300 проектов энергоснабжения общей стоимостью 6,3 млрд.долл.США.