Ряд исторических и географических факторов, особенности предшествующего экономического развития и рынка труда, в частности наличие высококвалифицированных научных и производственных кадров, определили место Нидерландов в послевоенной Европе и международной экономической системе. Нидерланды всегда стремились играть важную роль в мировой торговле, тяготея, в основном, к посредническим операциям. Образование Европейского сообщества очень выгодно сказалось на нидерландской экономике. Нидерланды стали воротами европейского континента, главным <распределительным> центром Западной Европы.
Возросла транзитная функция Нидерландов. Постепенно они превратились в важнейший в Европе перевалочный пункт нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, ряда других сельскохозяйственных продуктов. Голландия располагает передовой транспортной системой, основой которой являются морские порты Роттердам (крупнейший контейнерный порт в мире) и Амстердам, а также международный аэропорт \"Схипхол\" (самый быстро развивающийся аэропорт в Европе), и специальной дистрибьютерской инфраструктурой. В 1996 г. нидерландские транспортные предприятия перевезли около 300 млн. т. грузов.
Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной системе Западной Европы. Центральное место в стране (по грузообороту) занимает водный и автомобильный транспорт. Регистровый тоннаж морского флота составляет 4,5 млн. б.р.т. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти.
Ввиду благоприятного налогового законодательства количество судов под нидерландским флагом увеличилось за два последних года с 106 до 647. Их общий тоннаж достиг уровня 1986 года.
Грузооборот порта Роттердам составил в первом полугодии 1998 года 157 млн. тонн, на 1,6% больше аналогичного показателя прошлого года. Обработано 280 тыс. контейнеров, на 10,5% больше, чем в первой половине 1997 года. Увеличились перевозки химической продукции (+13,4%), металлов и изделий из них (+6,1%), сырой нефти (+2,0%) и нефтепродуктов (+1,2%). Сократился грузопоток сельхозпродукции (-14,8%) и угля (-13,2%). Значительную часть проходящих через Роттердам грузов составляет сырая нефть. В январе-июне 1998 г. через порт прошло 49 млн. тонн нефти, главным образом из Норвегии и Саудовской Аравии.
Грузооборот порта Роттердам вырос в 1997 году на 5,2% и составил 307,3 млн. тонн. Прирост обеспечен, главным образом, увеличением объема перевозок руд и металлолома (+14,8%), угля (+18,6%) и нефтепродуктов (+37,8%). Грузооборот порта Амстердам составил в 1997 году 56 млн. тонн.
Внутренние судоходные пути (5 тыс. км. или 20% внутренних судоходных путей Западной Европы) обслуживают 6 тыс. голландских судов общим водоизмещением около 5 млн. т. Голландский флот на внутренних водах является крупнейшим в Западной Европе; его доля в международных перевозках составляет 65% грузооборота Нидерландов.
В 1997 году по внутренним водам Нидерландов было перевезено около 320 млн. тонн грузов. Три четверти перевозок было осуществлено голландскими компаниями. 96 млн. тонн грузов предназначалось нидерландским потребителям. В основном это сырье, нефть, природный газ и строительные материалы. 225 млн. тонн грузов было доставлено иностранным потребителям, в том числе 165 млн. тонн в различные порты на Рейне.
Протяженность автомобильных дорог страны - 114 тыс. км. Автопарк составляет 6 млн. ед. (5,4 млн. - легковые автомобили). Автотранспортом перевозится 55-60 млн. пассажиров в год.
Железные дороги имеют протяженность 2828 км. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится более 200 млн. пассажиров и 20 млн. т. грузов.
Гражданская авиация представлена главным образом компанией КЛМ (ежегодно перевозит около 6 млн. пассажиров). Крупнейший аэропорт - <Схипхол> (обслуживает до 28 млн. пассажиров в год - 3 место в Европе). В стране насчитывается 12 международных и 10 внутренних аэродромов. Гражданский воздушный флот состоит из 590 самолетов.
Голландская авиакомпания KLM занимает двенадцатое место среди крупнейших авиакомпаний мира. Ее оборот в 1997 г. - 6,7 млрд. долл. Лидерами рынка являются американская American Airlines (оборот - 18,5 млрд. долл.) и британская British Airways (13,9 млрд. долл.). По перевозкам грузов лидирует германская Lufthansa (более 1 млн. тонн в год).
Если в гульденах, то оборот компании KLM составил в 1997 году 13,4 млрд. гул. (1996 год - 10,4 млрд. гул.). Прибыли достигли рекордного за всю ее историю уровня - 2,2 млрд. гул. (1995 г. - 547 млн. гул., 1996 г. - 231 млн. гул.).
Было перевезено около 13 млн. пассажиров. 25% акций KLM принадлежит нидерландскому правительству. Компания насчитывает в настоящий момент 26 тыс. сотрудников. Летный парк - 119 самолетов, в том числе 30 \"Боинг 747\", 9 \"Боинг 767\", 9 \"МД 11\" .
В декабре 1997 года KLM заключила соглашение о стратегическом партнерстве с итальянской государственной авиакомпанией Alitalia. KLM имеет подобные соглашения с компаниями Northwest Airlines (США), Air UK (Великобритания), Kenya Airlines (Кения). Идут переговоры о сотрудничестве с рядом авиакомпаний из стран Центральной Европы (венгерской Malev) и Юго-Восточной Азии (гонконговской Cathay Pacific). KLM владеет частью акций компаний Martinar, Transavia (Нидерланды) и Braathens Safe (Норвегия).
Авиакомпания KLM подписала с властями КНР соглашение об увеличении своих рейсов в Китай. Отныне еженедельно будут осуществляться три рейса компании в Пекин и два в Шанхай. Переговоры о расширении полетов KLM в Китай шли несколько лет и осложнялись тем фактом, что KLM осуществляет регулярные рейсы на Тайвань.
В Нидерландах обсуждаются планы приватизации столичного аэропорта \"Схипхол\" . 75,8% акций аэропорта принадлежит голландскому государству, 21,8% - властям Амстердама и 2,4% - мэрии Роттердама. Оборот \"Схипхола\" в 1997 году составил 1,1 млрд. гул. (+13% по сравнению с 1996 годом). Доходы достигли 247 млн. гул. (1996 г. - 174 млн. гул.). Пассажирооборот в 1997 году - 31,6 млн. (+13,6%). \"Схипхол\" - четвертый по значимости аэропорт в Европе (после Лондона, Парижа и Франкфурта). По прогнозам администрации \"Схипхола\", инвестиции в его развитие составят в ближайшие пять лет около 3 млрд. гул.
Пассажирооборот амстердамского аэропорта <Схипхол> увеличился в первом полугодии 1998 г. до 15,7 млн. чел. Его рост по сравнению с предыдущим годом составил 11%. Это произошло, прежде всего, за счет увеличения пассажиров на авиарейсах в Северную Америку, Африку и Европу. Количество чартерных рейсов выросло на 4,4%, в основном в связи с проведением в мае 1998 г. в Амстердаме финального матча Евролиги по футболу. Грузооборот аэропорта вырос на 3,7% и достиг 587,5 тыс. тонн.
Энергетика.
Компания Wartsila NSD Nederland (40% капитала принадлежит концерну <Сторк>, 60% - финско-шведской фирме Wartsila NSD) подписала контракт о поставках оборудования для двух строящихся в КНДР электростанций. Хотя стоимость сделки невелика (около 8,1 млн. гул.), местные аналитики отмечают ее значение ввиду того, что это первый случай сотрудничества Северной Кореи с зарубежным партнером в области энергетики после прекращения ее связей в этой сфере с бывшим СССР. Предприятия компании Wartsila NSD Nederland расположены в городе Зволле и специализируются на выпуске энергоустановок для электростанций и кораблей. Оборот компании - 744 млн. гул. Доходы в 1997 году - 1,3 млн. гул.
Нидерландское правительство дало согласие на поставки компанией Urenco уранового топлива для двух атомных электростанций на Тайване. Подробности сделки не сообщаются. Urenco - объединение ряда нидерландских, британских и германских фирм. Местные специалисты отмечают, что это первый прорыв голландских поставщиков урана на рынок Юго-Восточной Азии, где доминируют американцы и французы.
Строительство.
Лидерами списка крупнейших строительных компаний Нидерландов являются, - в скобках указан оборот в 1997г. в млрд. гул.: HBG (оборот в 1997 г. - 10,7); Volker Wessels Stevin (4,6); Ballast Nedam (4,3); NBM Amstelland (4,28); TBI Holding (2,2); Heijmans (1,98); Koop Tjuchem (1,65); ВАМ (1,6); Wilma (1,3); IBC Best (0,89).
Нидерландская строительная фирма Holland beton group получила крупный подряд в США на реконструкцию моста в Калифорнии. Стоимость заказа составляет 180 млн. гул.
Оборот одной из крупнейших голландских строительных фирм Ballast Nedam составил в 1997 году 4,3 млрд. гул., чистая прибыль - 100,3 млн. гул. Количество сотрудников увеличилось до 8,3 тыс. чел. Общая сумма заказов и подрядов фирмы составляет в настоящий момент 3,3 млрд. гул.
Оборот инжиниринговой компании Arcadis составил в 1997 году 1,3 млрд. гул. (1996 г. - 1,1 млрд. гул.), доходы - 43 млн. гул. (1996 г. - 26 млн. гул.). 79% оборота фирмы составляют консультационные услуги, 21% - непосредственное участие в проектах. 47% деятельности Arcadis сосредоточено в Нидерландах, 21% - в США. Весьма сильные позиции фирма имеет в Великобритании, Чили и Польше. Особое внимание уделяется расширению деятельности в Латинской Америке (до 20% оборота), где в настоящее время сосредоточено 4% оборота компании. С этой целью ведутся переговоры с рядом бразильских фирм.
Банк ING Barings, принадлежащий банку ИНГ и Нидерландскому банку, предоставил кредит в размере 100 млн. долл. российской компании \"Вымпелком\" (мобильная телефонная связь, торговая марка \"Би Лайн\"). Срок погашения кредита - 5 лет. Полученные средства предназначены на развитие сети мобильной связи в российских регионах.
Инвестиционный фонд Rabo Black Earth Regional Venture Fund, созданный \"Рабобанком\" при содействии ряда нидерландских и международных финансовых институтов, вложил 6 млн. гул. в реконструкцию предприятия по изготовлению строительных материалов \"Стройдеталь\" в Липецке.