В документе приведен анализ состояния отрасли и отмечены основные направления ее развития. В ТЭК преобладают тенденции слияния газовых компаний и фирм-производителей электроэнергии, расширения рынков природного газа и электричества, а также роста числа маркетинговых компаний. В качестве главного и перспективного энергоносителя назван природный газ. Для уменьшения расходов и повышения эффективности большинство фирм значительно подняли уровень автоматизации производства, расширили компьютерные сети и технически объединили свои компьютерные центры и системы управления производством, администрирования и информационного обеспечения в единый мегацентр. Таким образом, была создана информационная коммерческая система обмена данными и повышения эффективности управления.
В отношении негативных особенностей отмечается, что сеть ЛЭП активно не развивается по соображениям охраны окружающей среды и ни одна из фирм ТЭК не предоставляет полный комплекс услуг для конечного потребителя электроэнергии. Импорт нефти в страну превысил 50%. Существующие НПЗ сворачивают свою деятельность из-за низкой прибыльности и высоких экологических требований, строительство новых мощностей не предусматривается. Это уже привело к потере 400 тыс. рабочих мест за последние 10 лет, что негативно отразилось на экономике в целом.
Существующие <угрозы> для ТЭК страны, по оценке экспертов, делятся на следующие группы: опасность повреждения физической составляющей инфраструктуры террористическими или преступными группам, в том числе направленными враждебно настроенными правительствами, а также недовольными сотрудниками самих предприятий ТЭК (до 80% случаев); несчастные случаи и природные катаклизмы, за последние 15 лет минэнергетики зарегистрировало более тысячи подобных происшествий. Наиболее частой причиной сбоев остается непреднамеренное повреждение подземных кабелей и трубопроводов, не приводящее к общенациональной катастрофе; инциденты, связанные с воздействием на электронные сети и системы управления производством.
Рассчетная модель, использованная комиссией, учитывает те элементы инфраструктуры, вывод из строя которых имеет последствия регионального или национального масштаба, т.е. их испытывают более 500 тыс.чел. или потребителей в течение не менее 12 часов. Уязвимые места выявлены в областях производства электроэнергии, а также добычи и использования энергоносителей: энергоблоки с различными типами генераторов (включая систему обеспечение топливом), система ЛЭП, система распределения энергии между потребителями, система управления и защиты электрических сетей; добыча, транспортировка, хранение и распределение между потребителями нефти и природного газа.
Наиболее опасными в энергетической группе названы: быстро расширяющиеся промышленные информационные системы на основе общедоступных централизованных мультимедийных сетей и систем открытой архитектуры и дистанционного доступа; системы наблюдения, управления и сбора данных, использующие доступное коммерческое оборудование и программное обеспечение и связанные с информационными сетями других фирм; информационные массивы коммерческой внутрифирменной информации, предоставляемой в госорганы; новые не опробованные технологии, в том числе так называемые <инфраструктурные коридоры> . К ним, например, относятся связанные в систему и управляемые общим алгоритмом - телекоммуникационная, электропередающая, трубопроводная и другие подсистемы.
Особую озабоченность вызывают крупные электростанции, в состав которых входят электрогенераторы, ЛЭП свыше 100 кв., около 150 центров управления и подстанций, а также развитые информационные компьютерные сети, в том числе, связанные с другими компаниями.
В группе нефте-, газодобычи, транспортировки, хранения и переработки этих энергоносителей выделены крупные промышленные установки мощностью более 250 тыс.б/д в Калифорнии, Техасе и Луизиане, элементы трубопроводных систем (соединения, клапаны, насосы и компрессоры), участки пересечения магистралей с реками.
В приведенном анализе текущих программ в области обеспечения безопасности энергетической инфраструктуры указано, что минэнергетики, являясь головной организацией, все же имеет ограниченные полномочия для их осуществления из-за сложной структуры разделения сфер ответственности. Определением ставок и стандартов на электричество и газ, а также предоставляемые услуги, включая транспортировку, занимается Федеральная комиссия по регулированию в Энергетике (Federal Energy Regulatory Commission, FERC). В компетенции Североамериканского Совета по надежности в электротехнике (The North American Electric Reliability Council, NERC) находится взаимодействие с частным сектором по вопросам надежности энергоустановок. Комитет по безопасности Электротехнического института Эдисона (The Security Commity of the Edison Electric Institute, ЕЕI) организует семинары по вопросам обеспечения физической безопасности для руководителей службы безопасности частных компаний. Национальный нефтяной совет (National Petroleum Council, NPC) является консультативным органом, объединяющим 175 исполнительных директоров (СЕО) частных фирм, а Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API) и Комитет по телекоммуникациям Американской газовой ассоциации (American Gas Association\"s Telecommunications Committee) проводят семинары для специалистов. Электроэнергетический исследовательский институт (The Electric Power Research Institute, EPRI), Институт исследований газа (Gas Research Institute, GRI) и Институт газовых технологий (Institute of Gas Technology, IGT) являются ведущими организациями в области энергетических технологий. Существенный вклад в решение возникающих технических проблем вносят также национальные лаборатории минэнерго. Определенное значение придается деятельности министерской группы по надежности электрических систем (Secretary of Energy\"s Task Force on Electric System Reliability), вырабатывающей ключевые управленческие и технические рекомендации для крупного частного энергетического бизнеса.
Большинство компаний улучшили физическую защищенность своих производственных мощностей. Назрела необходимость применения системного подхода для усиления защиты кибернетических и информационных систем. В частности, NERC начал работу по сбору информации о попытках проникновения в эти системы, ЕЕI организовал взаимодействие всех заинтересованных групп по этой проблеме, EPRI является лидером по кибернетической безопасности для электроэнергетики, а минэнерго осуществляет общее руководство на федеральном уровне. Примером взаимодействия может служить недавняя совместная разработка EPRI и минэнерго системы безопасности для информационной системы Independent System Operator, установленной в Калифорнии. Кроме того, Отдел нераспространения и национальной безопасности минэнерго (DoE\"s Office of Nonprolifiration and National Security) разработал программы по кибернетической безопасности, оценке <угроз> и необходимым действиям при чрезвычайных ситуациях в энергетике.
На основании изложенной информации аналитики рекомендуют: уточнить ответственность и компетенцию федерального правительства и частного сектора в области энергетической инфраструктуры; широко распространить информацию о существующих <угрозах>, признаках их появления. Разработать схемы предупреждения, включая создание общедоступной базы данных, содержащей информацию о попытках проникновения в компьютерные сети; организовать более качественное обучение специалистов; рекомендовать принять единые стандарты и концепцию физической и кибернетической безопасности ТЭК страны.
В отношении частного сектора предлагается: учредить консультативный совет исполнительных директоров (СЕО) компаний, с участием представителей ЕЕI и NPC; создать систему обмена информацией в рамках NERC, API, Межправительственной американской газовой ассоциации (Inerstate Natural Gas Association of America, NGAA) и AGA; выработать нормативную базу для деятельности по обеспечению кибернетической безопасности в EEI, NERC, EPRI, API и AGA; финансировать краткосрочные НИОКР по улучшению безопасности инфраструктуры, проводимые EPRI и GRI; улучшить обучение и переподготовку специалистов на базе NERC и IGT.
Федеральному правительству рекомендуется: осуществлять общенациональное планирование, проводить политику в соответствии с законодательством страны. Основное внимание уделять соответствующим НИОКР, распространению необходимой информации, подготовке персонала, в том числе для действий в чрезвычайных обстоятельствах; усилить координирующую роль DoE среди других федеральных ведомств в области защиты инфраструктуры энергетики; провести разграничение сфер ответственности за безопасность трубопроводов между DoE и минтранспорта (Department of Transportation, DoT); обеспечить соблюдение стандартов безопасности в промышленности с помощью NFERC; определить направления и финансирование НИОКР для национальных лабораторий DoE по защите инфраструктуры; дополнить новыми элементами существующий порядок оповещения о сбоях в энергоснабжении; принять нормативные акты для защиты <чувствительной> промышленной информации; разработать детальную долговременную программу снижения уровня уязвимости энергетики от существующих <угроз>, с привлечением правоохранительных органов и разведывательного сообщества.
Правительствам штатов рекомендуется обеспечить поддержку деятельности федеральных органов и частного бизнеса, в том числе при содействии Национальной ассоциации руководителей энергоустановок (National Association of Regulatory Utility Commissioners, NARUC).
Усилия в области НИОК как частного, так и государственного секторов планируется сосредоточить на следующих направлениях: каскадный эффект, приводящий к скачку напряжения, что является наиболее актуальным сбоем для крупных электростанций; оценка безопасности установок и ЛЭП, включая оценку энергетического потока; технологии передачи и распределения электроэнергии, включая управление в реальном масштабе времени; крупномасштабное моделирование поведения больших энергосистем и трубопроводных сетей; оценка экономической эффективности зарубежных аналогов. Комиссия дополнительно предлагает минэнергетики активизировать свою деятельность в следующих областях: разработка совместного с частным сектором плана мероприятий по защите энергетической инфраструктуры; координация деятельности по разработке стандартов физической и кибернетической безопасности совместно с NERC, EEI, EPRI, IEEE, GRI, AGA и API; разработка и осуществление специальных программ по подготовке и переподготовке специалистов по безопасности в ТЭК; обеспечение технической поддержки компаний с использованием технической и научной базы национальных лабораторий для оценки уязвимости энергосистем; финансирование экспериментальных программ повышения уровня безопасности в энергетике; координация совместных с МО и негосударственными предприятиями разработок методики, программного обеспечения (ПО) для работы в условиях нештатных ситуаций, ПО и оборудования для оценки уязвимости систем и определения попыток проникновения в информационные сети; пересмотр и доработка нормативных актов, регулирующих предоставление правительству <чувствительной> проминформации, а также определяющих взаимодействие производителей в случае аварийных ситуаций; организация постоянно действующего центра из представителей компаний и органов госуправления для распространения информации среди заинтересованных сторон о существующих <угрозах>, уязвимости и методах обеспечения безопасности в области ТЭК.
Рекомендации указанной комиссии были учтены в Президентской директиве № 63, от 22 мая 1998 г. В соответствии с ней учреждены: Пост национального координатора (National Coordinator), отвечающего за вопросы внутренней и внешней безопасности всей критической инфраструктуры страны; Центр защиты национальной инфраструктуры (National Infrustructure Protection Center - NIPC) на базе ФБР, с участием представителей ряда федеральных ведомств (включая DoE) и частного бизнеса; Центр анализа и распространения информации (Information Sharing and Analysis Center, ISAC), обеспечивающий взаимодействие частного сектора и федерального правительства; Совет защиты национальной инфраструктуры (National Infrastructure Assurance Council) в рамках которого предусматривается совместная деятельность руководителей предприятий и местных властей; Офис по защите критической инфраструктуры (Critical Infrastructure Assurance Office), предназначенный для дальнейшего развития национальных программ и разработки плана действий под руководством Национального координатора.
Перспективы добычи нефти и газа на Аляске. Там находится 31% разведанных запасов нефти США, здесь сосредоточено 23% ее производства по стране. В соответствии с конституцией шт. Аляска все его сырьевые ресурсы <являются собственностью жителей> (ст.8, раздел 2, Общие положения). Администрация штата рассматривает природные ресурсы в качестве основного источника развития экономики и решения социальных проблем его жителей. На эти цели направляется 25% стоимости добываемой в штате нефти в виде перечислений за аренду земли, за право добычи, налогов с продаж и пр.
Добыча нефти осуществляется сравнительно высокими темпами на побережье моря Бофорта. Здесь работают в основном компании <Эксон>, <Арко> и <Бритиш Петролеум> (БП). Специфическое положение нефтяной промышленности штата состоит в том, что добыча нефти в этом регионе связана с высокими производственными расходами, обусловленными тяжелыми климатическими условиями, удаленностью мест добычи от мест переработки и потребителей, высокими транспортными расходами. Пока этим производителям удается получать прибыль. Вместе с тем, кризис в Азии сказался на их финансовом положении. Снизился экспорт добываемой нефти. БП объявила о предстоящих в 1999 г. сокращениях на 30% рабочих мест и некотором свертывании своей активности.
В то же время здесь обнаружен ряд новых месторождений, расчетная производительность которых может сделать рентабельной их промразработку. Планируется продолжить разведку новых месторождений. Наиболее перспективными считаются районы к северо-западу от нефтеносного района Прудоу Бей, такие как Купарук и Алпин.
Власти Аляски сталкиваются с проблемой привлечения американских и иностранных инвесторов в нефтяной сектор. Главным сдерживающим фактором выступает низкая оборачиваемость капиталовложений из-за длительных сроков реализации даже очень выгодных проектов. Не проявляют интереса к разработке нефти на Аляске компании <Амоко> (прекратила операции в 70-е гг.), <Шелл> и <Тексако> . Невысока активность здесь компании <Мобил> . Предполагается, что слияние двух крупнейших компаний <Амоко> и БП положительно повлияет на ситуацию с реализацией аляскинских нефтедобывающих проектов.
В качестве серьезных соперников в вопросе привлечения инвесторов и в будущем торговых конкурентов на рынках азиатско-тихоокеанского региона здесь рассматривают попытки организовать добычу нефти на Сахалине (проекты <Сахалин-1>, <Сахалин-2> ).
Месторождения газа на северном побережье Аляски считаются самыми крупными в США и насчитывают более 3,5 трлн.куб.м. Пока местный газ находит использование лишь как побочный продукт нефтедобычи. На некоторых месторождениях его закачивают в пласты для повышения производительности нефтяных скважин.
Проблема заключается в доставке газа к потребителю. Существующие способы предполагают переработку его в жидкую фракцию путем охлаждения до низких температур, что потребует соответственно строительства газопровода и танкеров для его перевозки. Другой способ перевода природного газа в жидкое состояние заключается в специальной химической переработке, которая позволит получить природный газ в жидкой форме при комнатной температуре. В этом случае для транспортировки газа могут быть использованы существующие нефтепроводы, что существенно снизит расходы на транспортировку. Недостатком этого способа сжижения природного газа является длительный срок его реализации, что по сравнению с традиционным низкотемпературным способом сжижения может сыграть решающую роль в выборе окончательного варианта переработки газа.
Сейчас основные компании, оперирующие на Аляске, вкладывают крупные средства в разработку экономически обоснованного способа доставки газа на рынок. <Экссон> и <Бритиш петролеум> работают совместно (возможный способ сжижения газа держится в секрете).
Компания же <Арко>, располагающая правами на добычу газа больших объемов, чем эти две компании, в сотрудничестве с корпорациями <Марубени>, <Юкон Пасифик>, компанией <Филипс Петролеум> и фирмой <Футхилс Пайп Лайнс>, похоже, остановилась на технологии, основанной на низкотемпературном охлаждении. Разрабатывается проект строительства установок для сжижения газа, и прокладки газопровода до незамерзающего порта Валдез или до одного из поселков в районе залива Кука.
Проект консорциума компаний, возглавляемых <Арко>, пользуется поддержкой губернатора штата Т.Ноулза. В интересах развития газовой промышленности в штате весной 1998 г. был принят ряд законодательных актов, дающих право администрации реструктурировать налоги на компании, занятые строительством газопровода. Предположительно реализация проекта начнется в 2007 г. Планируется осуществлять поставки газа главным образом в страны АТР.
\"Оксидентл Петролеум Компани> (ОПК). Является одной из ведущих нефтегазовых и нефтехимических компаний США с числом работников 14,2 тыс.чел. и объемом продаж 10,6 млрд.долл. (данные здесь и далее 1997 г.). Штаб-квартира компании расположена в г. Бейкерсфилд в Юж. Калифорнии. Она специализируется на добыче нефти и газа, производстве химпродукции, а также транспортировке и распределении природного газа.
Головным предприятием ОПК в области нефтедобычи является <Оксидентл Ойл энд Гэз Корпорейшн> (ООГК), участвующая в проектах как на территории США, так и за ее пределами. Число работников ООГК составляет 4,5 тыс.чел., объем продаж 3,7 млрд.долл.
На территории США ООГК ведет разведку и производство нефти и газа в шт. Калифорния, Канзас, Оклахома, Луизиана, Миссисипи, Нью-Мексико, Техас, а также в Мексиканском заливе. Ежедневная добыча нефти составляет 57,2 тыс.барр., газа - 601 млн.куб.футов.
За пределами США ООГК участвует в проектах в 31 стране, из которых в 10 (Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Йемен, Катар, Оман, Конго, Пакистан, Нидерланды и Россия) ведет добычу нефти и газа, в остальных - геологоразведочные работы. Объем производства в международных проектах составляет более 280 тыс.барр. нефти и 716 млн.куб.футов газа в день. Запасы нефти на принадлежащих корпорации месторождениях составляют 897 млн.барр., газа - 2,5 трлн.куб.футов. Стратегической линией ООГК в области нефтедобычи является, помимо активной геологоразведки и расширения резервной базы с вводом в действие новых месторождений, использование передовых методов и технологий для увеличения производства на действующих стареющих месторождениях. По такой схеме она работает, в частности, в Катаре, России и Венесуэле.
Филиалом ОПК, специализирующимся в области химпроизводства является компания <Оксичем> со штаб-квартирой в г. Далласе, шт. Техас. Общий объем продаж <Оксичема> составляет 4,3 млрд.долл., число работающих на принадлежащих ей 43 предприятиях как в США, так за рубежом - 7,5 тыс.чел. Компания производит четыре категории химпродукции - базовые химикаты, товары нефтехимии, полимеры и пластиковые материалы, феноловые резины и их компоненты. Она является крупнейшим в США производителем хлористо-щелочных химикатов, занимает третье место в стране по производству поливинилхлоридных резин. Ей также принадлежат ведущие позиции в мире по производству ряда химпродуктов, относящихся к области ее специализации. За пределами США <Оксичем> имеет предприятия в Бельгии, Бразилии, Канаде, Чили, Сингапуре и Таиланде.
Подразделением ОПК, занимающимся транспортировкой и распределением природного газа, является корпорация <Мидкон> с собственными специализированными филиалами, со штатом в 1,7 тыс.чел. и объемом продаж 2,6 млрд.долл. Корпорация продает и транспортирует примерно 10% всего потребляемого в США природного газа.
\"Мидкон Гэз Сервисез> предоставляет услуги по энергоснабжению и управлению энергоресурсами, включая продажу, транспортировку и хранение газа. Она имеет собственный газопровод протяженностью в 3250 миль, а также хранилища вместимостью 102 млрд.куб.футов газа в шт. Иллинойс, Техас и Делавар. Другой филиал <Мидкон> - <Мидкон Пауэр Сервисез> занимается сбытом электроэнергии по всей территории США. <Мидкон> принадлежит трубопроводная сеть протяженностью 13,2 тыс.миль, а также 9 подземных хранилищ еще в четырех штатах вместимостью около 600 млрд. куб. футов газа.
Хотя ОПК имеет богатую историю сотрудничества с российскими партнерами, в особенности в те времена, когда ее возглавлял А.Хаммер, она участвует только в одном проекте на территории РФ. В 1991 г. ОПК совместно с российской компанией <Черногорнефть> создала СП <Ванюганнефть> по освоению месторождений <Ванюган> и <Айюган> в Зап. Сибири. Это СП является самым крупным из всех действующих в России. В 1997 г. она добыла около 2,7 млн.т. нефти, из которых экспортировала более 1 млн.т.