В отличие от американской, основополагающим принципом шведской социальной модели является ее универсальность, т.е. охват всех слоев населения. Равным образом все граждане вне зависимости от их социального статуса принимают участие в ее финансировании, внося соразмерный своим доходам вклад (принцип солидарности). Государство же берет на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции - до 67%, один из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и нищетой и соответственно прочной политической стабильностью.
\"Золотой век\" шведской социальной модели приходится на 60-ые - начало 70-х годов, когда Швеция по показателю национального дохода на душу населения занимала 3 место в списке богатейших стран. За последние 25 лет в результате замедления темпов экономического роста она переместилась на 18 место. С появлением безработицы (8% в открытой форме), стремительным \"старением\" населения оставшийся прежним объем оплачиваемых населению социальных услуг резко подорожал. С начала 90-х гг. власти вне зависимости от политической ориентации правящего кабинета ведут дело к сокращению госфинансирования социального страхования. Наметилась тенденция к пересмотру объемов пособий, ограничению временных рамок их получения, сокращению числа занятых в социальном секторе.
В парламенте и ряде политических партий обсуждаются идеи перехода от всеобщего к избирательному принципу социальной защиты, т.е. к поддержке лишь наиболее уязвимых групп населения. Подобный сценарий структурной реформы таит в себе немалый политический риск. Создававшаяся десятилетиями социал-демократами \"уравнительная\" система имеет сильную поддержку не только среди левых, но и либерально-консервативных избирателей. Даже умеренное сокращение госрасходов на социальную сферу вызывает болезненную реакцию населения и профсоюзов. С такими настроениями обязано считаться и нынешнее социал-демократическое правительство. Премьер-министр Й.Перссон, например, неоднократно заявлял, что сокращение расходов на соцстрахование является вынужденной временной мерой и что для Швеции в принципе неприемлем англо-американский образец социальной защиты населения.
Всеобщее медицинское страхование. В отличие от других западных стран система здравоохранения в Швеции на 95% является государственной. Гарантируется сохранение доходов в размере 75-85% от зарплаты в случае болезни взрослого или по уходу за больным ребенком. Дополнительно предусматривается: бесплатное приобретение лекарств и консультации врачей для хронических и тяжелых больных; для остальных - полная компенсация затрат, превысивших в течение года сумму в 2,5 тыс. крон (средняя зарплата рабочего/служащего крупной фирмы - 20,5 тыс. крон в год); бесплатная стоматологическая помощь до 19 лет и 25-70% компенсация затрат, превышающих 5 тыс. крон в год, для остальных возрастных категорий; 100% компенсация дохода в результате полученного на производстве тяжелого увечья или полной потери трудоспособности.
Страхование от безработицы. Охватывает 90% работающего по найму населения и предусматривает в случае потери работы компенсацию до 80% от заработанной платы на неограниченный срок при условии активного поиска работы.
В среднем пособие фонда профсоюзных страховых касс по безработице составляет 9 тыс. крон (при максимуме в 12 тыс.) в месяц. Фонды страховых касс по безработице, которыми пользуются 68% потерявших работу, формируются из отчислений работодателей (72%), перечислений из госбюджета (25%) и взносов лиц наемного труда - членов кассы (3%).
Всеобщее пенсионное обеспечение. Пенсии начисляются по достижении 65 лет и состоят из основной и дополнительной. Их минимальный размер составляет 4 тыс. крон (октябрь 1996 г.). В среднем же шведская пенсия составляет 60-65% от прежнего дохода (2/3 усредненной зарплаты работающего за 15 лет его самой высокооплачиваемой работы). Государственные пенсионные фонды формируются за счет отчисления определенного процента с фонда заработной платы предприятий. С физических лиц пенсионные отчисления не взимаются. Наряду с низкооплачиваемыми категориями населения все пенсионеры пользуются дотацией на жилище.
Социальные льготы семье и престарелым. При рождении ребенка родители получают 12-месячный оплачиваемый отпуск, а также не облагаемое налогами ежемесячное пособие до достижения ребенком 16 лет, разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 18 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. В целом, средняя шведская семья с учетом всех пособий, но без вычета налогов имеет доход в 25-28 тыс. крон (свыше 3 тыс. долл.) + 640 крон на каждого ребенка в месяц. Семьи, имеющие доход ниже 25 тыс., получают жилищную дотацию, а малообеспеченные - еще и социальную помощь. Коммунальные органы власти субсидируют детские сады, полностью оплачивают начальное и среднее школьное образование (для получения высшего образования государство предоставляет льготные займы). В ведение муниципалитетов входит также содержание домов для престарелых.
Система социальной помощи. Обеспечивает защищенность категориям населения, которые не могут в полной мере воспользоваться или не имеют доступа к перечисленным системам социального страхования и по существу является шведским гарантированным социальным минимумом. По данным Ассоциации коммунальных органов власти (именно в их ведении находится выплата социальных пособий), правом на получение социальной помощи регулярно пользуется 10% работоспособного населения страны. Социальное пособие состоит из рекомендованной государством нормы (4 тыс. крон в месяц), а также включает стоимость квартплаты, расходы на общественный транспорт и профсоюзные взносы. Дополнительно могут быть выделены средства на медицинскую помощь, проведение отпуска, ведение хозяйства, приобретение мебели, оплату долгов и пр.