Система управления базой данных и производства этих удостоверений была разработана по контракту компанией Thomson ID Matics, являющейся дочерней фирмой военно-промышленной корпорации Thomson, и сдана в эксплуатацию в апреле 1988 года в Вычислительном центре МВД для парижского региона.
В настоящее время централизованно изготавливается 3 млн. удостоверений ежегодно при расчетной мощности 5 млн. карточек для населения в 60 млн. человек. Сбор данных для документов производится около 38 тыс. бюро, расположенных по всей территории Франции. Сведения обрабатываются в 350 отделах префектур и супрефектур.
Автоматизированная система управления включает в себя приемные станции для ввода, обработки и записи данных, содержащих как буквенно-цифровую (сведения ЗАГС) так и графическую (фотография в черно-белом варианте, подпись заявителя-владельца удостоверения, подпись уполномоченного официального лица) информацию.
Система позволяет осуществлять оперативный контроль за изготовлением удостоверений, за прохождением всех процедур с правильным распределением административных обязанностей на каждом этапе, а также управлять центральной картотекой выданных документов, как находящихся в обращении, так и утерянных или украденных, а также пользоваться базой данных о населении.
Аналогичная система по изготовлению и учету видов на жительство проживающих во Франции иностранцев операционна с 1987 года. Она была создана по заказу МВД той же фирмой. Прием документов от заявителей-иностранцев ведется 380 бюро на местах, затем вся информация обрабатывается в 35 центрах. Система рассчитана на централизованное изготовление 2,5 тыс. видов на жительство в день. Ежегодно оформляется 600-700 тыс. удостоверений. База данных содержит сведения приблизительно на 4 млн. иностранцев.
Французский паспорт выдается в Париже отделением Префектуры полиции, расположенным в районной мэрии, а в провинции - в Префектуре или Субпрефектуре округа, где проживает заявитель. Срок действия паспорта - 5 лет. Стоимость 350 фр. Срок выдачи документа от 10 до 45 дней с момента обращения.
Если паспорт никогда ранее не выдавался, нужно представить действующее национальное удостоверение личности. В случае его отсутствия можно представить выписку ЗАГС о рождении, содержащую даты и места рождения родителей, семейную книжку (Livret de famille), содержащую сведения о наличии французского гражданства.
Документом, подтверждающим наличие французского гражданства, может быть: постановление Министерства внутренних дел о предоставлении французского гражданства; справка из мэрии о принятии во французское гражданство, либо о восстановлении в нем, либо документ, подтверждающий французское гражданство, выданный в суде по месту жительства.
Ребенок может получить паспорт без нижнего ограничения возрастного предела. Паспорт не содержит никакой информации об этнической принадлежности или бывшем гражданстве владельца.
Миграция.
Во Франции политика, связанная с действиями в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, внутренних мигрантов и репатриантов, органически охватывается концепцией об интеграции. В официальных документах, посвященных этой проблеме, интеграция рассматривается не как что-то среднее между ассимиляцией и приемом (включением) лиц во французское общество, а как специфический процесс, способствующий активному участию его членов в общественной жизни, несмотря на наличие у них различных этнических, культурных, социальных и морально-психологических особенностей. Политика интеграции призвана учитывать все особенности и интересы членов общества и предоставить каждому ее представителю возможность свободно жить в нем, соблюдая установленные общепринятые правила.
До конца 80-х годов параллельно существовали иммиграционная и интеграционная политики государства в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Франции. И только в 1991 г. правительство начало проводить реформы, направленные на создание <французской модели интеграции> . Были учреждены Министерство социальной деятельности и интеграции, Высший Совет по интеграции, а также приняты соответствующие поправки и дополнения в законодательство страны.
Вопросами приема мигрантов, предоставления правового статуса и социально-бытового обеспечения во Франции занимаются различные государственные, коммерческие и общественные организации.
Высший Совет по интеграции, состоит из 9 членов, подчиняется правительству Франции, в его задачи входит подготовка рекомендаций по разработке и реализации политики интеграции. Председатель Совета г-жа Симон Вейль.
Французское бюро помощи беженцам и апатридам (OFPRA), занимается вопросами рассмотрения ходатайств лиц, ищущих убежища, и предоставления статуса. Оно подчиняется МИД Франции, его директор одновременно является сотрудником МИД.
Апелляционная комиссия (CRR), рассматривает заявления лиц, не согласных с отказом OFRA в предоставлении им статуса беженца. Ее возглавляет член Государственного Совета. Работа CRR строится по секциям, каждая из которых состоит из трех членов: профессионального судьи (обычно из Государственного совета или других административных судов), представителя Совета OFPRA и представителя УВКБ ООН.
Специальный департамент Министерства труда и солидарности занимается практическими вопросами интеграции иностранных граждан и лиц без гражданства, а также разрабатывает политику интеграции. Департамент состоит из трех подразделений: первое ведает вопросами выдачи иностранцам разрешений на работу, второе - вопросами приема (воссоединения) семей иммигрантов и работы с общинами, третье - вопросами натурализации (находится в г. Нанте).
Специальная служба помощи эмигрантам (SSAE), оказывает финансовую помощь всем лицам, ищущим убежища, до момента регистрации их ходатайств.
Фонд социальных действий (FAS), занимается предоставлением пособий и финансовым обеспечением программ обучения иммигрантов. Деятельность FAS контролируется Министерством труда и солидарности. Министерством финансов. Директора FAS назначает правительство страны.
Бюро по международной миграции (ОМI), государственный орган, осуществляющий выдачу разрешений иностранным гражданам, желающим работать во Франции, обеспечивающий обязательное медицинское обслуживание иммигрантов. Он осуществляет контроль за законностью использования иностранной рабочей силы, условиями проживания семей рабочих-иммигрантов. В его бюджет поступают средства, отчисляемые работодателями за использование иностранной рабочей силы, продление разрешений на работу, вызов семьи иностранного рабочего.
Центры по приему лиц, ищущих убежища (CADA). В стране действуют 54 таких центра, рассчитанных на 3300 человек.
Центры временного размещения лиц, получивших статус (СРН). Функционирует 35 центров временного размещения, способных принять 1240 человек.
Большинство центров CADA и СРН распределены по территории страны в сельской местности и пригородах, каждый из них может принять до 60 человек. Координацию государственной системы приема лиц, ищущих убежища, осуществляет организация France terre d\"asile. Государство передало ейобязанности по управлению центрами и оплачивает все расходы, связанные с их работой.
Предоставление убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства регулируется <Декретом об условиях въезда и пребывания иностранных граждан во Франции> от 2 ноября 1945 г. В этот документ неоднократно вносились поправки и дополнения. Его нынешняя редакция воплощает в себе положения Женевской Конференции 1951 г. относительно статуса беженца, другие законодательные установки, касающиеся иммиграционной политики государства, и подтверждает принципы допуска к процедуре предоставления статуса всех лиц, ищущих убежища. В частности, законами от 24 августа и 30 декабря 1993 г. в Декрет были внесены положения, касающиеся иммиграционного контроля, условий въезда и пребывания иностранных граждан во Франции, а закон от 2 мая 1995 г. определял условия, при которых УВКБ ООН и некоторые неправительственные организации могут посещать лиц, ищущих убежища, находящихся в т. н. зонах ожидания (в международных транспортных пунктах).
Наибольшее число ходатайств о предоставлении статуса беженца - 61422 - было подано в 1989 г., затем отмечалось последователное снижение числа заявителей. Если в конце 80-х годов OFPRA ежегодно предоставляла статус беженца 8-10 тыс. иммигрантов, то с 1995 г. это числе снизилось до 4,5 человек. В 1996 г. было принято 17 405 ходатайств.
Предварительный <отсев> лиц, ходатайствующих о предоставления убежища, происходит на границе. Представитель OFPRA принимает решение, позволяющее иностранному гражданину или лицу без гражданства подать ходатайство и допустить его к дальнейшим процедурам, связанным с предоставлением статуса. Лица, получившие отказ, подлежат депортации, а допущенные к дальнейшим процедурам самостоятельно следуют в центры приема беженцев. Иммиграционная полиция в таких случаях оплачивает расходы на проезд.
Ходатайства рассматриваются в одном из <географических> отделов OFPRA. Всего их три: по Ближнему Востоку, Европе, Средиземноморью; по Африке и Америке; по Азии. Имеется также юридический отдел, подготавливающий дела и информацию для работы CRR и заключения по решениям <географических> отделов, а также отдел документации лиц, получивших статус. Свидетельство, выданное после регистрации ходатайства, дает иммигранту право при каждом обращении продлевать вид на жительство дополнительно на три месяца. Срок рассмотрения ходатайства от 4 до 12 месяцев, в среднем около 9 месяцев. Если ходатайствующее лицо два раза не является в отдел OFPRA для проведения собеседования, то автоматически принимается решение об отказе в предоставлении статуса.
По прибытии на территорию Франции все лица, ищущие убежища, получают т. н. <пособие по ожиданию>, размер которого составляет 2000 фр. (380 долл.) для взрослого и 700 фр. для ребенка. Для получения этого единовременного пособия иммигрант должен представить в SSAE разрешение на временное проживание и удостоверение о регистрации ходатайства. В случае, если лица, ищущие убежища, размещаются на жительство самостоятельно, им выплачивается ежемесячною пособие <по интеграции> в размере 1300 фр. (240 долл.) в месяц на одного взрослого человека. Пособие выплачивается Ассоциацией производственной и коммерческой занятости (ASSEDIC) максимум в течение 12 месяцев с момента регистрации лица в Государственном агентстве занятости (ANPE).
При размещении в центрах CADA иммигранты теряют право на <пособие по интеграции>, а лица, проживающие в центрах СРН получают по 10 фр. в день (1,8 долл.) на каждого взрослого или ребенка в возрасте до 3 лет и по 5 фр. на детей в возрасте от 3 до 16 лет.
Все иностранцы, проживающие во Франции, должны получить медицинскую справку о состоянии здоровья от ОМI. В рамках французского законодательства члены семей иммигрантов, предпринимающие шаги по воссоединению семей, обязаны пройти медицинский осмотр в стране их пребывания до того, как они будут допущены на территорию Франции. Такие медицинские освидетельствования обычно проводятся отделениями ОМI, находящимися при посольствах Франции за рубежом. Иммигранты, не проживающие в центрах временного размещения, обязаны пройти медицинский осмотр в ОМI. Его стоимость 330 фр. (63 долл.). Лица, размещенные в приемных центрах, проходят обязательный медицинский осмотр, включающий клиническое обследование, флюорографию, дополнительное обследование по выявлению заразных заболеваний.
Лица, ищущие убежища, и не имеющие разрешения на временное проживание, а также те, кому отказано в предоставлении убежища, могут получать бесплатную медицинскую помощь от государства, если это связано с необходимостью стационарного лечения. Такие некоммерческие организации как Comede, Avre, Medecins du monde, Medecins sans frontieres также оказывают медицинскую помощь иммигрантам.
С 1 января 1996 г. лица, ищущие убежища, подлежат индивидуальному страхованию. Страховые взносы выплачиваются в рамках системы социальной помощи, а стоимость медицинских услуг оплачивается французской организацией здравоохранения.
Курсы по изучению французского языка считаются первым шагом интеграции беженцев в общество. Центры временного размещения организуют языковые курсы, программы и методы преподавания которых определяются государством. Лица, проживающие в них, должны в обязательном порядке посещать занятия, объем которых составляет не менее 520 часов в год. Иммигранты, не проживающие в центрах временного размещения, имеют возможность посещать бесплатные языковые курсы, организованные неправительственной организацией CIMADE.
При получении статуса беженца иммигранту предоставляется право на работу в течение трех лет, которое может быть продлено до десяти лет. Беженцам оказывается содействие в устройстве на работу и профессиональной ориентации на общих основаниях с гражданами Франции. Лица, проживающие в центрах временного размещения, имеют большие возможности выбора работы, услуг, а также получения консультаций со стороны сотрудников этих центров.
Беженцы старше 25 лет, ранее не работавшие во Франции, или работавшие в течение непродолжительного периода, но в данный момент являющиеся безработными, получают т. н. <минимальный доход на интеграцию>, который может составлять до 450 долл. в месяц на человека.
Для получения гражданства иностранцу необходимо прожить во Франции 5 лет, иметь право на работу, стабильный доход, исправно платить налоги, знать французский язык и иметь семью во Франции. Ходатайство о приобретении гражданства подается в префектуру, откуда оно направляется в Министерство труда и солидарности. На работу с заявителем уходит около 8-10 месяцев.
Ребенок, родившийся во Франции в семье иностранцев, может получить французское гражданство в 18 лет, если в течение последних 7 лет (накануне восемнадцатилетия) 5 лет он постоянно проживал во Франции.
Франция признает двойное гражданство. Любой француз может жить и работать в другой стране неограниченное время, сохраняя гражданство Франции, если регулярно поддерживает связь со своим консульством.
Ежегодно около 50 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства получают французское гражданство. Из 58-миллионного населения Франции более 3,5 миллиона ее граждан (6%) являются натурализованными иностранцами.
В целом миграционная обстановка во Франции не вызывает особого беспокойства ее властей. Осуществляемая интеграционная политика, сопряженная с четким соблюдением иммиграционного законодательства и мерами по борьбе с незаконной миграцией, ставят ее в один ряд с наиболее благополучными в миграционном отношении странами. Вместе с тем, удобное географическое расположение, наличие множества международных маршрутов авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, высокий жизненный уровень населения делает Францию привлекательной для иммигрантов как из стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, так и европейских стран с нестабильной этнополитической обстановкой или испытывающих трудности экономического характера, в том числе из Российской Федерации, других государств-участников СНГ и прибалтийских республик.
Виза. Длительная дискуссия во французских общественно-политических кругах по вопросам легального пребывания иностранцев во Франции привела в последнее время к известным изменениям законодательства и нашла теперь отражение в упрощении процедуры оформления французских виз для иностранцев, въезжающих в страну по частному приглашению.
С лета 1998 г. вводится новый порядок выдачи виз. В качестве основы принят избирательный критерий рассмотрения вопросов о выдаче виз по частным приглашениям. Фактически провозглашается, что преимущественным правом при прочих равных условиях на получение виз по частным приглашениям пользуются чиновники, деловые люди, студенты, деятели науки и культуры, а также те лица, у которых имеются родственники во Франции.
В связи с предстоящей отменой прежней формы приглашения (certificat d\"hebergement) консульским учреждениям было предложено принимать наряду с приглашениями старого образца также заявления-приглашения (declaration de prise en charge), составленные в свободной форме, в которых заинтересованные лица заявляют о готовности принять во Франции того или иного гостя и обязуются обеспечить его пребывание (без какой-либо регистрации со стороны местных властей).
По мнению МИД Франции, общая либерализация и определенная классификация в оформлении частных приглашений служит французским интересам и больше соответствует международным нормам, обеспечивающим соблюдение прав человека.
Таким образом, существенно меняются правила оформления приглашений иностранцев из стран, для граждан которых требуется виза. Причем данные изменения технических формальностей обусловлены новым политическим подходом к проблеме, характерным для левого правительства во главе с социалистом Л.Жоспеном. Нынешние власти весьма критически оценивают решения прежних правых правительств, которые стремились скорее ограничить частный въезд, не особо вдаваясь в категорию приглашаемых лиц. На практике ежегодное количество <частных> виз сократилось с 5,6 миллиона (в 1987 г.) до 2,3 миллиона (в 1994 г.). Отчасти это сокращение связано с установлением безвизового режима с США и другими странами. Однако, при этом в 3 раза сократилось также число <частных> виз, выданных гражданам <неблагополучных> стран - Алжира, Туниса, Марокко, Турции, что в действительности не смогло остановить потоки нелегальной иммиграции.
Иностранцам, легально находящимся во Франции, также предоставляется возможность приглашать в гости других иностранцев с указанием в приглашении данных о французских документах, регламентирующих право на проживание первых. В частности, для дипломатов и сотрудников посольств будет достаточно представить приглашение с данными об их дипломатической или специальной карточке, выданной МИД.
В соответствии с положениями декрета и мидовскими указаниями французским консульским учреждениям предоставляется значительно большая, чем прежде самостоятельность в решении вопросов о выдаче виз по оформленным приглашениям фактически без согласования с Центром. В то же время КЗУ должны мотивировать отрицательные решения в случае отказов выдачи визы. Данные на \"отказников\" направляются в Центр и систематизируются в консульских подразделениях филиала МИД в г. Нанте.
Гражданство. Французское законодательство по гражданству допускает в принципе возникновение двойного гражданства. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса (далее ГК) любой француз, приобретающий гражданство другого государства, сохраняет за собой гражданство своей страны.
В то же время с принятием французского прежнее гражданство может быть утрачено, если законы страны происхождения не предусматривают двойного гражданства или если это не регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями. Если страна происхождения также признает институт двойного гражданства, то возможно одновременное наличие и другого гражданства. Любой француз, имеющий второе гражданство, может получить разрешение на выход из французского гражданства, с последующей публикацией соответствующего правительственного декрета.
В соответствии с Гражданским кодексом гражданином Франции считается: тот у кого по крайнем мере один из родителей имеет французское гражданство; родившийся во Франции, у кого один из родителей также родился на территории Франции; родившийся во Франции до 01. 01. 94 у иностранца самого родившегося на территории, бывшей в этот момент французской; родившийся во Франции, один из родителей которого родился в Алжире до 03. 07. 62. Это положение не может применяться к детям, родившимся после 31. 12. 93, если их родители-алжирцы не в состоянии подтвердить непрерывного легального проживания во Франции свыше 5 лет; родившийся во Франции у родителей-иностранцев, если по иностранным законам он не получил гражданства ни одного из родителей (то же, если родители - лица без гражданства). Последние законы о приобретении гражданства были приняты во Франции в 1998 г.
Прохождение воинской службы лицами, имеющими двойное гражданство, достаточно регламентировано. Франция заключила двусторонние договоры о прохождении воинской службы с рядом стран, что позволяет избежать двойного прохождения службы, и определить страну, в вооруженные силы которой будет призываться лицо с двойным гаржданством.
В любом случае, лицо с двойным гражданством должно информировать военные власти обеих стран-участниц договора (для Франции - Управление национальной службы или консульское учреждение).
Следует отметить, что французское законодательство не предполагает особых ограничений в правах тех граждан, которые имеют гражданства других государств. Однако, гражданские и уголовные дела рассматриваются, как правило, с точки зрения примата французского гражданства, что в принципе не противоречит Гаагской конвенции от 12 апреля 1930 г., статья 3 которой гласит: <лицо, имеющее гражданство двух или нескольких государств, может считаться каждым из этих государств только в качестве своего гражданина> .
Соцобеспечение для иностранцев. В соответствии с Кодексом социального страхования (КС) она включает в себя три раздела: страхование по болезни (заболевания, инвалидность, травмы на производстве, профзаболевания, материнство-беременность, смерть); страхование по старости; семейные пособия.
Иностранцы, проживающие во Франции и отвечающие общим условиям подчиненности местному законодательству, имеют право пользоваться пособиями Кассы социального страхования (КСС) на тех же условиях, что и французские граждане, получать в натуральной форме и в денежном выражении все те пособия, которые полагаются при страховании по болезни.
Условия открытия правового статуса для иностранцев по режиму страхования те же, что и для французов. Однако первые должны представить доказательства их регулярного проживания во Франции в сроки свыше 6 месяцев или иметь один из следующих документов, дающих право проживания в стране: карта постоянного жителя (резидана); карта временного проживания или временный вид на жительство (ВВЖ); справка о направлении ходатайства о возобновлении одного из указанных документов.
Французский работодатель обязан в 8-дневный срок после найма иностранца подать заявление в кассу страхования по болезни для постановки на учет.
Согласно КС, работодатель должен проверить, прошел ли работник предварительную медицинскую проверку до въезда в страну. Иностранцам из стран ЕС это делать не нужно. На практике работодатели ставят условием найма наличие у иностранца учетного номера в КСС. Родственники иностранца пользуются предоставляемыми ему правами по соцстрахованию. Для этого им достаточно проживать во Франции с кормильцем даже непродолжительное время, например, во время каникул и отпусков. При лечении детей за счет КСС следует представлять в качестве доказательства проживания справку о посещении ими школы. Все родственники иностранца по принятой в КС терминологии называются <обладающие правом> .
Иностранцы, не имеющие права пользоваться общим режимом обязательного страхования по болезни и беременности, приписываются к режиму персонального страхования, что дает им право на частичное возмещение расходов, связанных с болезнью. При этом иностранцы должны представить доказательства не менее чем 3-месячного пребывания в стране.
Включение в режим личного страхования может осуществляться в любой момент или в кассе соцстрахования по месту жительства, или в бюро социальной помощи при мэриях.
В некоторых случаях взносы за иностранца в КСС могут вноситься частично или полностью Кассой социальных пособий, Кассой взносов и консигнаций, а также бюро социальной помощи. В последнем случае будет проведено расследование источников доходов иностранца и наличия иждивенцев в семье.
Личная страховка прекращает действие, если иностранец становится клиентом КСС, а также в случае продолжительного постоянного проживания его за границей.
Независимые работники из числа иностранцев (коммерсанты, предприниматели, владельцы фирм, банков, ремесленники, кустари) приписываются к режиму работников, не получающих зарплату, и несельскохозяйственных профессий. Для получения пособий они должны регулярно и своевременно вносить паевые взносы. Это право они получают с начала своей деятельности. При этом в отличие от общего режима для таких иностранцев не существует условий минимальной продолжительности трудовой деятельности. Теми же льготами пользуются проживающие с ним родственники.
Для ищущих или потерявших работу иностранцев при условии их постановки на учет в Национальном агентстве по найму (НАН) существуют следующие режимы:Безработный без пособий - право на медицинские пособия сохранятся в течение 1 года с момента прекращения трудовой деятельности. Безработный, получающий пособия. Иностранец и его родственники сохраняют право на медицинское обслуживание на весь период внесения отчислений. Для этого ему выдается карточка соцстрахования. По окончании периода получения пособия по безработице медицинское пособие сохраняется еще 12 месяцев. В дальнейшем медобслуживание обеспечивается только в форме бесплатного ухода и лечения, а не в виде денежных компенсаций.
При временном выезде на родину (в отпуск) иностранец и члены его семьи имеют право бесплатного медицинского обслуживания за счет КСС в виде натуральной оплаты медуслуг или денежной компенсации. Это положение действует только для стран, с которыми у Франции есть двусторонняя конвенция о взаимных компенсациях.
В случае временного пребывания иностранца во Франции, при его постоянном месте работы вне ее пределов, он также может пользоваться услугами французской КСС, если он заболевает. При этом он обязан привезти во Францию специальный формуляр. Данная льгота распространяется только на служащих и работников частного сектора.
В случае, если семья иностранного работника остается на родине, а между Францией и государством его происхождения существует двусторонняя конвенция о взаимности расходов по КСС, ее члены имеют право на бесплатные медицинские услуги у себя в стране. При этом работник должен взять в КСС и направить семье справку о своей приписке к определенной кассе во Франции. Льгота имеет только натуральное (в виде бесплатного обслуживания), но не денежное выражение компенсации услуг. Французская справка действует 12 месяцев. Для ее возобновления необходимо обращаться в Центр соцстрахования работников-иммигрантов.
Студент-иностранец, занимающийся во Франции помимо учебы трудовой деятельностью неполный рабочий день (20 часов в неделю), имеет право пользования общим режимом КСС, начиная от минимально отработанного объема на производстве в 200 часов в квартал или 120 часов в течение первого месяца. Однако постоянный характер работы может лишить студента этого режима.
Беженцы и претенденты на политическое убежище имеют право на все те же медицинские пособия с первых месяцев пребывания во Франции, но при условии постановки на учет в НАН и получения пособия по подготовке к трудовой деятельности. При наличии этих условий такие лица обращаются за регистрационным номером КСС в Центр соцстрахования своего района, где им выдается временная карта. При предъявлении ее и справки из больницы КСС возмещает частично расходы по медобслуживанию.
Для выходцев из стран ЕС во Франции действуют специальные положения страхования работников и членов их семей, перемещающихся внутри Шенгенского пространства, а также инструкция, определяющая весь порядок выплат и компенсаций. Все положения устанавливают принцип равноправия в получении медицинских услуг выходцам из различных стран ЕС.
Все компенсации расходов на медобслуживание гражданам ЕС, находящимся в турпоездке во Франции, осуществляются на родине при наличии подтверждающих документов, а также из расчета таких компенсаций по тарифам КСС Франции, а не страны его проживания.
Любые отказы от включения в режимы КСС Франции могут опротестовываться в судах по делам соцстрахования. На начальном этапе споры выносятся на рассмотрение Комиссии по решению тяжб на основе взаимного согласия в сроки не позже 2 месяцев с момента возниковения конфликта. Решения комиссии в свою очередь уже могут опротестовываться или рассматриваться судами спустя не более 2 месяцев по заявлению в секретариат суда заказным письмом. Суд по делам соцстрахования правомочен решать споры по материальным претензиям размером до 13 тыс. франков (2 тыс. долл.). Свыше этой суммы процессами занимается Социальная палата кассационного суда территориальной компетенции и в сроки не позднее 1 месяца со дня подачи жалобы.
Диаспора.
Обеспечением прав и интересов французских граждан, находящихся за рубежом непосред ственно занимается Управление МИД по вопросам французов за рубежом и иностранцев во Франции и консульские загранучреждения.
Консульская регистрация французских граждан, проживающих за границей традиционно является необязательной и носит факультативный характер. В то же время консульства всячески побуждают французских граждан к добровольной регистрации. Поэтому из примерно 1 млн. 700 тыс. французов, проживающих за пределами Франции, в КЗУ зарегистрированы более 920 тыс. Например, из проживающих в России порядка 2500 французских граждан около 1880 зарегистрированы в консульствах. Граждане, состоящие на учёте, имеют регистрационную консульскую карточку и получают ряд прямых и косвенных льгот (содействие в юридических консультациях, социальном обеспечении, учёба детей в школе, предоставление стипендий и т. д.). В консульствах имеется информационно-справочная документация по различным вопросам жизни за рубежом, которая распространяется бесплатно.
Консул вносит предложения относительно предоставления материальной помощи, по которым окончательное решение принимается в МИД Франции. Обычно необходимые средства предоставляются консулом попавшему в тяжелое материальное положение гражданину только после того, как его родственники внесли на счет (чеком) МИД соответствующую сумму. Такие финансовые вопросы решаются в течение одних-двух суток.
В исключительных случаях на основании заключения консула может быть принято решение МИД о выделении безвозмездной материальной помощи пострадавшему из Фонда помощи министерства.
Обычно за рубежом формируются неформальные функциональные группы по 50-100 человек из числа французских граждан, состоящих на консульской регистрации. По инициативе консульства и с учётом общих интересов назначается координатор группы из уважаемых и известных граждан (часто преподаватели, врачи, бизнесмены). В чрезвычайных условиях координаторы информируют консульство о положении членов своей группы, их передвижениях.
В чрезвычайных ситуациях в МИД создается кризисная группа из сотрудников территориального отдела и Управления по вопросам французов за рубежом при возможном участии сотрудников других подразделений МИД. На предэвакуационном и эвакуационном этапах устанавливается оперативная связь с Минобороны, спецслужбами, Минтранспорта. По такой схеме недавно проводилась эвакуация из Конго, откуда была репатриирована значительная часть из 1650 французских граждан.
Аналогичная система оповещения и формирования групп применяется посольствами других стран - членов ЕС, причем в состав групп могут входить одновременно граждане из ряда стран ЕС. Координатором избирается представитель наиболее многочисленной иностранной колонии. Например, в Казахстане и в среднеазиатских республиках координаторами групп граждан стран ЕС обычно избирается представитель ФРГ. Ежемесячно в Брюсселе проводятся консультации консульских работников, специально командируемых МИД стран-членов ЕС, по вопросам защиты интересов их граждан и взаимной координации усилий.
Высший Совет французов за границей. ВСФГ представляет собой высший выборный орган, представляющий интересы французов, проживающих за рубежом. Через его структуры они получают возможность участвовать в социально-политической жизни французского общества. Совет выступает также представителем французов зарубежья перед официальными учреждениями, защищает их инт