Нефть в Ливии продолжает оставаться главным источником поступления валютных средств. С 1993 г. ОПЕК в отношении СНЛАД была установлена квота на добычу нефти в размере 1,39 млн.б/д. Ливия была и остается противником увеличения квот ОПЕК на добычу нефти. Так, в середине янв. 1998 г. Ливия призвала ОПЕК отказаться от увеличения квот, отметив при этом, что готова отказаться от своей новой квоты (1,52 млн.б/д.), если остальные члены ОПЕК также пойдут на снижение добычи нефти.
В результате действия международных санкций, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН №731, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.) и запрещающих, в частности, импорт некоторых видов нефтяного оборудования, нефтяная отрасль страны испытывала большие трудности. Увеличение количества добываемой нефти для Ливии весьма проблематично по техническим причинам. К концу 1998 г. экспорт Ливии (95% – это нефть) составил 7,73 млрд.долл., что на 17% меньше по сравнению с 1997 г. К своему прежнему уровню экспорт приблизится, как предполагается, лишь в 1999 г. В 1998 г. валютный дефицит составил 1,9 млрд.долл. (или 15,8% ВНП страны). Правительство страны надеется хотя бы частично компенсировать этот дефицит за счет инокапвложений.
Так, несмотря на серьезные политические противоречия с США, в своем телеобращении в марте 1998 г. М.Каддафи призвал нефтяные компании США инвестировать нефтяную и газовую отрасли страны. (Нефтяные компании США прекратили свою работу в Ливии в 1986 г. в результате запрета США вносить инвестиции в энергетический сектор страны. К тому времени в Ливии работало пять нефтяных компаний США, обеспечивавших производство 25% добычи нефти. Триполи, осознавая их значение в экономике страны и не желая сжигать все мосты, вместо того чтобы национализировать капиталы этих компаний, лишь заморозил их.)
Большие надежды М.Каддафи возлагает и на Италию – традиционно важнейшего торгового партнера страны. Италия постоянно инвестирует в нефтяную и газовую отрасли ливийской экономики. Особенно возросли инвестиции в 1997 г. в связи с началом работ по осуществлению строительства газопровода в рамках проекта «Аджип». ЦБ Ливии, в свою очередь, объявил о намерении Ливии вложить 500 млн.долл. в различные итальянские компании.
В 1997 г. между Ливией и Тунисом подписан контракт о поставке в Тунис 1 млн.т. ливийской сырой нефти и 580 тыс.т. очищенных нефтепродуктов. Стоимость данного проекта – 513 млн.долл.
Стремится к укреплению торговых связей с Ливией и Египет. В четвертом квартале 1997 г. между двумя странами был подписан ряд совместных соглашений в экономической и торговой областях.
В 1998 г., как ожидает Ливия, Мальта предоставит ей возможности для более активного пользования мальтийскими портовыми мощностями для ремонта ливийских судов.
На территории Ливии действуют британские, австрийские, шведские, немецкие и ряд других западноевропейских компаний как в нефтегазовой, так и в других сферах экономики.
Ливия в 1998 г. впервые за несколько последних лет имела отрицательный показатель ВНП – минус 0,5%. Уровень инфляции в 1998 г. составил 24%. Усилению инфляции способствует нежелание правительства страны принимать во внимание факт девальвации динара.
Об отношениях с Германией. Отмечается рост экономической заинтересованности СНЛАД и ФРГ друг в друге. Несколько лет подряд Германия занимае второе место (после Италии) среди стран-импортеров ливийской нефти. В 1997 г. Джамахирия поставила ФРГ 93,5 млн.барр. сырой нефти, на 517,1 млн.дин. (15% всего экспорта). Что касается немецкого импорта в Ливию, то он формируется в основном за счет зерновых, медикаментов, химикатов, стройматериалов, труб, отдельных деталей, оборудования нефтяной промышленности, двигателей, турбин и пр. Доля немецких товаров составлявляет 12,8% от всего импорта Джамахирии и имеет тенденцию к увеличению. С 1997 г. СНЛАД стала вторым по значению торговым партнером ФРГ в Африке. Немцы все активнее начинают проявлять интерес к нефтегазовой отрасли СНЛАД. Так в июне 1997 г. компания МАН выиграла тендер на сооружение участка газопровода Зуэйтина-Бенгази протяженностью в 120 км. Стоимость контракта составляет 60 млн.долл., в качестве подрядчика выступает ливийская «Сирт Ойл Компани». В мае 1998 г. подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, предусматривающее создание совместных экономических объединений, развитие отношений в торгово-экономической и промобластях, а также в сферах туризма и услуг.
Значительным событием для отношений двух стран стали переговоры в Бонне в середине июня 1998 г. ливийской делегации, возглавляемой минфинансов СНЛАД М.Бейт аль-Малем, с минэкономики, заммининдел и председателем ЦБ ФРГ в продолжение уже имевших место аналогичных контактов в 1997 г. в Триполи. В рамках визита делегации СНЛАД прошло два раунда переговоров по долгу Ливии ФРГ в 200 млн.марок.
Ливийско-французские отношения. Одним из приоритетных направлений внешней политики СНЛАД является всестороннее развитие отношений с европейскими государствами Средиземноморья, в том числе Францией. На протяжении нескольких последних лет эта страна стабильно занимает четвертое место среди торговых партнеров Джамахирии.
Главной статьей ливийского экспорта во Францию является нефть (60 тыс.б/д.). В условиях действовавшего до недавнего времени режима антиливийских санкций ООН, введенных в 1992-93 гг., французские компании сумели укрепить свои позиции в нефтегазовом секторе СНЛАД. Компания Total в составе европейского консорциума, куда входят также испанская Repsol и австрийская OMV, успешно осуществляет (в рамках EPSA-3 – «Соглашения о разведке и долевом участии в разработке») развитие крупного Мурзукского нефтяного месторождения. К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 200 тыс.б/д. Помимо этого, Total является оператором нефтяного поля в Мабруке (15 тыс.б/д.). ELF Aquitaine, в 1996 г. возобновившая работы в Ливии, приступила к освоению нового месторождения на границе с Тунисом, запасы нефти которого оцениваются в 100-150 млн.барр. ELF уже осуществила бурение первой скважины, и в 2001 г. намерена начать здесь промышленную добычу. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, французы рассматривают возможности для диверсификации сфер своих капвложений в Джамахирии, где перспективными им представляются коммунальная инфраструктура и нефтепереработка. Компания Suez-Lyonnaise des eaux подписала технический протокол с Генеральной водной компанией Ливии по сооружению опреснительной станции в Триполи. Соглашение стало результатом поездки в Париж в конце лета 1998 г. минпланирования СНЛАД Д.Тальхи. Он также встречался с представителями французских корпораций, работающих в секторе водных ресурсов, и обсуждал с ними ряд инвестиционных проектов, подчеркнув, что в последующие несколько лет его страна намерена вложить 2,5 млрд.долл. в развитие отечественной инфраструктуры.
В 1998 г. общий товарооборот между двумя странами неожиданно ощутимо снизился. Французский импорт из Ливии составил 1,8 млрд.франков (в 1997 г. – 2,8 млрд.), а экспорт – 1,8 млрд.франков (годом ранее – 2,08 млрд). В нояб. 1998 г. Ливия объявила о прекращении практики импорта продовольственных и промышленных товаров из Франции. Демарш ливийцев был вызван их крайним неудовольствием по поводу неучастия во французско-африканском саммите, который проходил в Париже и куда Джамахирию «забыли» пригласить. Следует отметить, что подобные ливийские демонстрации носят в основном пропагандистский характер, подтверждением чему служит «реабилитация» французской продукции в 1999 г.
По-настоящему серьезной острой проблемой, омрачавшей до недавнего времени двусторонние отношения, было «дело ЮТА» – катастрофа в 1989 г. самолета французской авиакомпании, в результате которой погибло 170 человек. Причастность ливийских граждан к этому теракту в свое время спровоцировала создание «западной тройки» (США, Великобритания, Франция), выступавшей в отношении Джамахирии с единых позиций и блокировавшей ее участие в политической жизни средиземноморского региона. Однако если англосаксы с самого начала настаивали на выдаче им двоих подозреваемых по «делу Локерби», то Франция избрала другую тактику и предпочла провести заочный судебный процесс, который состоялся в марте 1999 г. в Париже. В итоге 6 ливийцев (среди них А.Сенусси, зять М.Каддафи) были признаны виновными в совершении убийства посредством осуществления теракта и приговорены (заочно) к пожизненному тюремному заключению, при этом ордера на их арест переданы в Интерпол. Тем не менее, Париж по-прежнему не настаивает на выдаче осужденных, осознавая, что педалирование этой темы повлечет за собой лишь резкую отповедь со стороны М.Каддафи. Ливийский лидер, в свою очередь, неоднократно делал заявления о готовности выплатить компенсацию родственникам жертв катастрофы. Еще в 1996 г. французский судья Ж.-Л.Брюгьер посетил Триполи и произвел допрос ряда ливийских официальных лиц в связи с «делом ЮТА». Кроме того, ему была предоставлена возможность ознакомиться с документами из архивов спецслужб Ливии. Позднее, в 1998 г., судья отметил содействие, которое оказывалось ему со стороны ливийских властей. Учитывая эти обстоятельства, французское руководство считает, что СНЛАД в достаточной степени выполнила требования о конструктивном сотрудничестве по «делу ЮТА», содержащиеся в резолюциях СБ ООН.
Успешное начало разблокирования «локербийского кризиса», приостановка воздушного эмбарго и других антиливийских санкционных мер способны оказать положительное воздействие на темпы развития ливийско-французских отношений. В Париже пристально следят за резко возросшей внешнеполитической активностью М.Каддафи, стремящегося сделать Триполи «третьим Римом» миротворческого процесса на Африканском континенте, где у Франции имеются свои многолетние, многоплановые интересы. В начале июня 1999 г. Ливию посетил личный эмиссар президента Франции Ж.Ширака, советник по африканским вопросам М.Дюпуш. Он встретился с М.Каддафи, обсудив с ним ливийские мирные инициативы по урегулированию конфликтов в Африке. Ему было передано послание от Ж.Ширака, в котором высказывалась поддержка упомянутых инициатив и готовность к сотрудничеству для их осуществления. Директор Парижского института арабского мира М.Кабана в ходе своего пребывания в Триполи обсудил с руководством МИД (О.Мунтасером и А.А.Трейки) широкий спектр контактов в области культуры. Было подписано рамочное соглашение, предусматривающее организацию в 2001 г. в Париже, а затем и других европейских столицах выставки культурных, исторических и научных достопримечательностей Джамахирии. Цель мероприятия – показать миру Ливию во всем многообразии.
Ливийско-испанские отношения. Испания на протяжении нескольких последних лет стабильно занимает наряду с Великобританией, третье место (после Италии и ФРГ) среди торговых партнеров Ливии, закупая ежегодно около 10% экспортируемой ливийской нефти, нефтепродуктов и природного газа (в 1997 г. – на 853 млн.долл.). В 1998 г. Испания предприняла активные шаги к углублению этой позитивной тенденции. В марте премьер-министр Испании направил М.Каддафи послание, в котором подтверждалось стремление развивать политический диалог, а также взаимовыгодные экономические связи с Ливией. Месяцем ранее состоялся визит в Триполи заммининдел Испании по международному сотрудничеству (первый с 1991 г. визит высокопоставленного испанского чиновника в Ливию). В ходе переговоров была выражена заинтересованность Испании в увеличении ее экспорта (в основном, продовольствие) в Джамахирию, в 1997 г. составлявшего 153,6 млн.долл. Обсуждалась также проблема ливийской задолженности в 110 млн.долл., существующей с 1980 г. (испанские кредиторы – это главным образом различные строительные фирмы и корпорации).
Ливийцы намерены предложить новые, более выгодные условия в рамках EPSA-3(«соглашения о разработке и долевом участии в производстве») для испанской нефтяной компании Repsol, которая активно работает в Ливии, являясь оператором месторождения нефти на юге страны производительностью 75 тыс.б/д. Вместе с австрийской OMV и французской Total, Repsol владеет 25% акций концессии (остальная часть принадлежит ливийской государственной Национальной нефтяной корпорации). Repsol также подписано соглашение об исследовании и разработке еще двух месторождений в Мурзуке площадью в 23 тыс.кв.км., где ей будет принадлежать 32% акций. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, испанцы рассматривают возможности для диверсификации сфер капвложений в Ливию, где перспективными им представляются нефтепереработка и дорожно-транспортная инфраструктура. С целью стимулировать дальнейшее развитие взаимовыгодного партнерства минэнергетики СНЛАД в июле 1998 г. выезжал в Мадрид, где по результатам его переговоров с министром промышленности и минеральных ресурсов Испании был подписан двусторонний договор о поддержке и укреплении сотрудничества в нефтегазовом секторе, в сфере нефтепереработки, энергетики и минеральных ресурсов.
Отношения со странами АТР. Ливийское руководство стремится развивать отношения практически со всеми странами этого региона. Идеологическая основа этих отношений была заложена М.Каддафи, неоднократно в своих публичных заявлениях и посланиях подчеркивавшего возрастающую роль в мире Китая (особенно в контексте идеи о многополярном мире), Японии, других бурно развивающихся государств региона.
Китаю отведена роль лоббиста политических интересов Триполи в СБООН, связанных с санкционной проблематикой; Ю. Корее и в определенной степени Японии – важных торгово-экономических партнеров в регионе. Другие государства АТР привлекают Ливию как поставщики дешевой рабочей силы (КНДР, Филиппины, Таиланд), и в какой-то степени в контексте общности религиозных интересов (Малайзия и Индонезия). Вьетнам, Лаос и Камбоджа выглядят здесь явными аутсайдерами по всем показателям.
В 1998 г. в Ливии побывали только две китайские делегации: парламентская (в окт.) и от Общества китайско-ливийской дружбы (в нояб.). Запланированная на конец года очередная сессия МПК на уровне министров экономики так и не состоялась. Годовой товарооборот между двумя странами снизился в 1998 г. на 30%, составив 70 млн.долл. (в основном из-за падения цен на нефть). Традиционные статьи китайского экспорта (продукты питания, одежда и дешевая электроника) сохраняются без существенных изменений. На проекте ВИР работают несколько тысяч китайских специалистов.
В последние годы наиболее заметной сферой ливийско-южнокорейского сотрудничества является сооружение амбициозного проекта ВИР, где главным подрядчиком выступал консорциум «Донг А». Он осуществил реализацию 1-й и 2-й очередей этой «стройки века». Сумма контрактов составила 3,5 и 4,6 млрд.долл., соответственно. Предполагалось, что контракт на сооружение 3-ей и 4-й очередей ВИР будет также предоставлен «Донг А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Ливийцы, из-за нехватки валютных средств, были вынуждены изменить планы реализации 3-ей и 4-й очередей стройки с целью минимизации расходов. Аналогичная ситуация стала складываться и с участием иностранной рабочей силы в реализации этого проекта (всего около 14 тыс.чел.; из них порядка 1,5 тыс.чел. – южные корейцы). Местные власти приняли решение в целях экономии привлечь к работе на ВИР ливийских граждан, причем их количество не должно быть менее 50% от общего числа занятых на стройтельстве.
Уменьшение притока нефтедолларов в ливийскую казну привело к снижению объема традиционного южно-корейского экспорта в Джамахирию (текстиль, радиоэлектроника), что частично было компенсировано поставкой сюда 15 тыс. легковых автомобилей «Нубира» по единовременному контракту с фирмой «Дэу». Благодаря именно этой сделке товарооборот между PK и СНЛАД в 1998 г. составил почти 200 млн.долл. (в 1997 г. товарооборот между двумя странами оценивался в 175 млн.долл., причем автомобили тогда не поставлялись).
Ю. Корея, несмотря на имеющиеся трудности, нацелена в перспективе на продолжение и развитие экономсотрудничества со СНЛАД. В Ливии действуют 15 компаний этой страны, открыты представительства трех крупнейших из них: «Хюндай», «Дэу» и «Донг А». Качественно новым моментом является подписанное в середине 1998 г. соглашение о сооружении в Джамахирии линии по сборке легковых машин «Дэу». Предполагаемая мощность беспрецендентного для Ливии производства – 20 тыс. автомобилей в год.
В 1997 г. Японии удалось занять третье место среди стран, экспортирующих свою продукцию в Ливию, уступив только Италии и ФРГ и обойдя даже РК. Такой «прорыв» стал возможен благодаря поставкам в СНЛАД по единовременным контрактам легковых автомобилей «Мицубиси» и «Ниссан» в количестве более 27 тыс.шт., что обеспечило порядка 50% всего годового товарооборота между двумя странами (в 1997 г. 500 млн.долл.). Другими основными статьями японского экспорта в Джамахирию явились стальные трубы и радиоэлектроника. В том же 1997 г. Япония продала Ливии нефтяной танкер.
В начале 1998 г. ситуация в двусторонних отношениях несколько изменилась, когда Япония поддержала американские воздушные рейды против Ирака (фев.). Правительство Ливии ответило введением бойкота на импорт японских товаров – все госкомпании СНЛАД отменили свои заказы на японскую продукцию.
Для отношений Ливии с КНДР характерен постоянный политический диалог. Сев. Корея последовательно выступает в поддержку позиции СНЛАД по «делу Локерби» и призывала к снятию антиливийских санкций. В авг. 1998 г. здесь с визитом был заммининдел этой страны, подписавший с ливийской стороной межправительственное соглашение о сотрудничестве. В нояб. Ливию посетил министр внешней торговли КНДР, который принял участие в 13-й сессии совместной МПК в качестве сопредседателя. Подписан протокол переговоров о сотрудничестве в сферах экономики, торговли, науки, техники и культуры. В ходе работы МПК обсуждалась (безуспешно) также проблема задолженности Джамахирии за построенные северокорейскими строителями рыболовецкие порты в г.г. Сирт и Аль-Бейда.
Малайзия поддерживает Ливию по «делу Локерби» в контексте резолюций ЛАГ, ОИК, ДН, ОАЕ, последовательно выступает против закона д’Амато, ограничивающего деятельность в Ливии иностранных нефтяных компаний. В конце мая 1998 г. заммининдел СНЛАД С.М.Муджбир в рамках своего азиатского турне посетил Куала-Лумпур. Он передал малайзийскому премьер-министру, другим политическим и религиозным деятелям приглашения принять участие в исламском фестивале в г.Аль-Бейда, приуроченном к празднованиям по случаю дня рождения пророка Мухаммеда (всего на праздник приехали 34 религиозных и политических деятеля этой страны).
В 1997 г. товарооборот между двумя странами достиг 10 млн.долл. и имеет тенденцию к росту. Джамахирия продает Малайзии углеводороды, которые являются практически единственной статьей ливийского экспорта в эту страну. Малайзийская нефтяная компания «Петронас» совместно с саудовской «Нимр Петролеум Компани» подписала в начале 1997 г. соглашение типа «продакшн-шеринг» с ливийской ННК и тунисской «Энтерприз д’активите петрольер» на бурение трех нефтяных скважин на совместном ливийско-тунисском месторождении «7 нояб.». Стоимость контракта – 30 млн.долл. «Петронас» также проявляет интерес к покупке у СНЛАД сырой нефти с последующей ее переправкой танкерами на НПЗ в Малайзии.
Ливийцы закупили в 1998 г. опытную партию малайзийских легковых автомобилей марки «Протон» (20 шт.), собираемых по лицензии фирмы «Мцубиси», которые значительно дешевле японских аналогов.
В настоящий момент ливийско-филиппинские отношения не отличаются высокой динамикой, как это было в 70-80 гг. Причина – неурегулированность проблемы задолженности ливийской стороны, не оплатившей Филиппинам выполненные контракты на сооружение здесь мостов, дорожных развязок и пр. (порядка 200 млн.долл.). В течение последних нескольких лет М.Каддафи выступал в качестве посредника между президентом Филиппин и оппозиционным Национальным движением освобождения Моро. Торговля между двумя странами практически отсутствует. В СНЛАД работают 15 тыс. филиппинских граждан, из них на проекте ВИР занято 1200 чел. Остальные – в основном медсестры, которые в скором времени собираются покинуть Джамахирию из-за низкого уровня зарплаты и плохих жилищных условий.
Отношения СНЛАД с Вьетнамом заметного развития не получили. Годовой товарооборот между двумя странами составляет 10 млн.долл. Вьетнамский экспорт в Ливию формируется в основном за счет поставок кофе, чая, риса и консервированного тунца. В Джамахирии на строительстве объектов системы ВИР работают порядка 2000 вьетнамских рабочих. В фев. 1998 г. состоялась 8-я сессия совместной МПК по сотрудничеству.