Основными органами управления военной экономикой в Испании являются госсекретариат обороны и входящие в его состав главное управление вооружения и военной техники Министерства обороны. Находясь в тесном взаимодействии с другими министерствами и ведомствами страны, они разрабатывают и претворяют в жизнь планы военно-технического оснащения ВС. При этом большое внимание оказывается вопросам промышленной кооперации, участию испанских предприятий в различных международных программах военно-технического сотрудничества.
Консультативная комиссия обороны по вопросам вооружения и военной техники - является коллегиальным совещательным органом министра обороны и входит в структуру государственного секретариата обороны. Главная задача консультативной комиссии (КК) заключается в оказании всесторонней помощи министру обороны в процессе выработки и принятия решений в сфере военно-экономической политики.
КК призвана также решать вопросы взаимодействия между вооруженными силами и предприятиями государственного и частного секторов национальной военной промышленности. В рабочих органах Комиссии рассматриваются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы MО по оснащению ВС вооружением, военной техникой, а также снабжению другими видами материально-технических средств. Выясняются возможности национальной экономики по обеспечению запросов вооруженных сил, а при необходимости вырабатываются предложения и рекомендации по корректировке деятельности некоторых ее секторов в интересах обороны.
Председателем КК является госсекретарь обороны, а заместителем – начальник главного управления вооружения и военной техники МО. В работе генеральной ассамблеи КК принимают участие представители (на уровне начальников главных управлений) министерств иностранных дел, экономики и финансов, промышленности и энергетики, научно-исследовательских центров, а также начальник Генерального штаба и начальники главных штабов видов вооруженных сил. Постоянная комиссия и рабочие группы претворяют в жизнь решения, принятые на генеральной ассамблее, а также занимаются подготовкой ее заседаний. Генеральный секретариат отвечает за общие организационные вопросы деятельности консультативной комиссии. Он возглавляется генеральным секретарем, назначаемым министром обороны.
Одной из важнейших функций генерального секретариата является организация постоянно действующей выставки продукции национальной военной промышленности с целью развития испанского оружейного экспорта. Одной из рабочих групп КК является Управление промышленной кооперации, основной областью деятельности которого являются закупки вооружения, военной техники и материально-технических средств для нужд как Минобороны, так и предприятий национальной военной промышленности.
Важная роль в управлении военной экономикой страны, особенно в государственном ее секторе, принадлежит двум органам, формирование которых было завершено в начале 1997 года. К ним относятся, государственная компания по управлению государственной собственностью в промышленности L-SEPI (Sociedad Estatal de Participaciones Industriales) и государственное промышленное агентство – АIЕ (Agenda Industrial de Estado).
Два этих промышленных государственных холдинга объединяют ведущие госпредприятия различных отраслей военной экономики: нефтегазовый комплекс, металлургию, горнодобывающую промышленность, транспорт, связь, военную промышленность, энергетику и некоторые другие.
Испанская ассоциация производителей вооружений и военной техники (AFARMADE) не является государственной организацией, но данное объединение военных промышленников оказывает существенное влияние на решения госорганов в сфере управления военной экономикой.
Членами данной ассоциации могут быть любые предприятия, занесенные в Регистр промышленных предприятий главного управления вооружения и военной техники Минобороны и занимающиеся на национальной территории военно-промышленным производством и военными НИОКР.
Сфера обслуживания военной экономики включает 105 консалтинговых, аудиторских, инжиниринговых, транспортных и других фирм, предоставляющих разнообразные услуги Министерству обороны.
Торговля объединяет 47 фирм, которые поставляют импортное оборудование, материально-технические средства вооруженным силам или экспортируют продукцию испанской военной промышленности.
В производстве бронетехники, артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов занято 28 различных предприятий и фирм.
В разработке и производстве военной автомобильной техники, других транспортных средств, подъемного, складского и другого оборудования и инженерной техники занято 61 предприятие.
Во вспомогательном секторе насчитывается 113 предприятий, занимающихся обеспечением повседневной деятельности войск, поставками обмундирования, продовольствия, медицинского оборудования, медикаментов, бытовой техники и т.д.
Кораблестроение включает 27 компаний судостроения, ремонта и обслуживания кораблей, предприятий по производству вспомогательного оборудования, а также материально-технического снабжения.
Аэрокосмический сектор объединяет 20 предприятий, которые занимаются разработкой, производством авиационной и космической техники, компонентов для нее, а также техническим обслуживанием и ремонтом.
Сектор электротехники охватывает 22 предприятия по производству для нужд войск электрогенераторов, электродвигателей, аккумуляторов и другого электрооборудования.
В области НИОКР и производства военных систем связи, радиолокации, систем управления огнем, специального программного обеспечения работают 50 фирм.
О некоторых аспектах военно-технического сотрудничества Испании со странами НАТО. В условиях происходящего значительного технологического разрыва между США и остальными союзниками по НАТО перед европейцами встает вопрос о более тесной военно-технической кооперации. Все ведущие страны признают, что совместными усилиями можно использовать больше технологий, избегать дублирования и производства устарелой техники. Приоритеты Испании и области военно-технического сотрудничества укладываются в рамки общеевропейской политики, проводимой в этой сфере, а именно, достижение конкурентоспособности интегрированной военной продукции с перспективой ее выхода на новые рынки.
Активное участие Испании в общеевропейских военных программах обусловлено стремлением использовать совместные наработки для модернизации национальных ВС, их переоснащения современной военной техникой и строительства профессиональной армии. Кроме того. участие в европейских проектах приносит и дивиденды социального характера, такие, как создание новых рабочих мест, освоение и продвижение новых технологий и пр.
Испанским правительством дорабатывается вопрос о выделении финансовых средств на участие в трех крупных европейских военных программах по производству истребителя EF-2000, фрегата F-100 и танка Leopard-2Е. Предполагается, что для ВПК Испании будут выделены госинвестиции на развитие этих проектов в объеме 13 млрд. долл. сроком на 10 лет. Доля Испании в мировом экспорте вооружений составляет 0,5%. В мировом рейтинге экспортеров оборонной продукции страна занимает 20-е место.
Основными европейскими партнерами Испании в этой сфере являются Великобритания, Франция, Германия. Поставки в эти страны производятся, как правило, на базе участия в различных европейских военных программах и представляют собой, в основном, узлы и запасные части к военной технике. Примерно 50% испанского военного экспорта составляет авиационная техника и запчасти к ней. На втором месте стоит стрелковое оружие (15%). на третьем – взрывчатые вещества и горючее для военной техники. Первое место в испанском экспорте военной продукции продолжают занимать США (28%).
Министерство обороны активно подключилось к идее формирования европейского рынка вооружений, подписав совместный меморандум с участием глав военных ведомств Великобритании, Франции, Германии, Италии и Швеции о намерении приступить к интеграции национальных оборонных индустрий через создание производственных консорциумов и реализацию совместных проектов. В первую очередь речь идет о производстве европейского транспортного самолета FLA, а в дальнейшем создании новых видов бронетехники, военных судов, спутников слежения, осуществлении общих программ в области телекоммуникации.
В этой связи представители испанского министерства промышленности ведут ряд переговоров о продаже части активов национальных оборонных предприятий европейским промышленным гигантам. В частности, испанцы заявили о своем участии в создании крупного европейского предприятия по аэронавтике. Испанская CASA, лидер национальной аэрокосмической промышленности, имеет долю 4,2% в капитале Airbus и намерена повысить процент своего участия в создаваемом холдинге. Ведутся переговоры с французской Aerospaсiale и британской British Aеrospace об их вхождении в капитал испанского предприятия. CASA традиционно ориентируется на экспорт (85% всей продукции), благодаря программам производства самолетов С-235, C-212 и С-295. Компания примет участие и проекте по созданию европейского транспортного самолета FLA. Однако главным событием для СASA является участие к программе EF-2000, что предполагает получение контрактов на 3 млрд. долл. и позволит освоить передовые европейские технологии. Другим крупным проектом испанского правительства является идея продажи большей части активов национального предприятия Santa Barbara немецкому консорциуму Rheinmetall, что, позволило бы влиться в состав одного из крупнейших в Европе военно-промышленных гигантов и участвовать в развитии производства современной бронетанковой техники. В настоящее время Santa Barbara принимает участие в программе производства 235 танков Leopard-2E, на что планируется выделение средств в размере около 2 млрд. долл.
Гибралтар. На прошедших в штаб-квартире НАТО в г. Брюсселе в начале декабря 1997 года консультациях по проблеме реформирования военной структуры блока, представитель Великобритании заявил о согласии его страны ликвидировать командование четвертого уровня «Гибмед», расположенное в Гибралтаре, а также об изменении позиции в отношении создания нового субрегионального командования альянса на территории Испании. Таким образом было преодолено последнее препятствие, формально сдерживавшее окончательное присоединение Испании к военной структуре блока НАТО.
При этом в контексте испано-британского переговорного процесса о суверенитете колонии, начатого в столице Бельгии в 1984 году, Великобритания вновь отвергла предложение испанской стороны о совместном контроле территории аэропорта Гибралтара, указав на возможность введения подобной меры лишь в отношении воздушного пространства над полуостровом. Ссылка Великобритании на возможность введения совместного контроля воздушного пространства над полуостровом носит скорее символический характер, поскольку воздушное пространство над территорией Гибралтара, не превышающей по площади 5,5 кв.км., и без того находится под контролем Испании.
Принятие предложения Испании означало бы создание прецедента по переводу части территории колонии под двойной суверенитет, и явилось бы, по замыслу испанского МИД, первым весомым шагом в направлении разрешения проблемы Гибралтара, стоящей на повестке дня с момента подписания Утрехтского договора (1713 г.).
В ожидании ответной уступки, а также под предлогом неправомерности создания каких-либо помех между союзниками по одному блоку, Великобритания потребовала снятия ограничений по использованию морского порта и аэропорта Гибралтара. Известно, что среди ранее наложенных Испанией ограничений значится запрет на заходы судов в морские порты Испании и на посадку самолетов на испанской территории непосредственно перед и после их пребывания в Гибралтаре. В случае отказа Испании снять вышеназванные ограничения, представитель Великобритании указал на возможность возвращения к мерам по блокированию переговорного процесса относительно введения на испанской территории субрегионального командования НАТО.
Новым элементом в развитие позиции Испании в отношении определения будущего Гибралтара является тезис о том, что военное использование сооружений Гибралтара не имеет решающего значения для НАТО. В качестве аргументации к вышеизложенному представители МИД Испании привели следующие сведения:
1. В течение 1996-97 гг. только 12 боевых кораблей НАТО совершили заходы в морской порт Гибралтара. За аналогичный период времени в портах Испании, расположенных в зоне пролива, в разное время находилось на плановой стоянке 288 кораблей союзников по блоку.
2. В период с 1996-97 гг. в аэропорту Гибралтара осуществлялись посадки боевых самолетов НАТО со средней периодичностью 8 раз в месяц. За аналогичный период времени только с испанских авиабаз «Морон», «Рота» и «Эль-Ретин» CШA, Великобритания и другие союзники по блоку совершили 5.300 тренировочных самолето-вылетов.
В ходе мероприятий по подготовке военной операции против Ирака в начале февраля 1998 года, правительство Испании санкционировало использование собственной территории для организации воздушных перебросок сил и средств США, в частности базы «Морон-де-ла-Фронтера» (г. Севилья) для развертывания 30 самолетов-заправщиков типа КС-130.
В отношении Гибралтара, на ближайшую перспективу, Испания высказывается за введение жесткого финансового контроля за деятельностью аккредитованных там банков и компаний со стороны ЕС. Наличие в банках Гибралтара запасов валюты на сумму 600 млрд. песет (около 4,2 млрд. долл.), а также деятельность 53 тыс. офшорных компаний, уводящих от налогообложения значительные денежные суммы, вызывает озабоченность испанской стороны
Очередной этап двусторонних испано-британских консультаций но проблеме Гибралтара состоялся 10 декабря 1997 года в Лондоне. В связи с отсутствием каких-либо договоренностей, в совместной декларации было показано, что в интересах дальнейшего поиска путей разрешения спорных вопросов стороны обязуются вскоре рассмотреть не только формулировки Великобритании, но и предложения представителей Гибралтара в отношении углубления экономических связей полуострова с соседними провинциями Андалусии.
Уступка, последовавшая со стороны лейбористского правительства Великобритании в вопросе вступления Испании в структуру нового военного командования НАТО подверглась жесткой критике со стороны консервативной партии. Указывается, что, с учетом поспешности предоставления этой уступки, утрачена возможность адекватного воздействия на правительство Испании в том случае, если последняя попытается наложить вето па предстоящее присоединение Великобритании к Шенгенскому договору. Известно, что Испания получила это право заблаговременно, еще на заседании Совета Европы в Амстердаме в июне 1997 года. По мнению британских консерваторов, данная уступка может дорого стоить народу Гибралтара в том случае, если Испания попытается использовать свое право в интересах достижения «прогресса» па переговорах в отношении будущего колонии Великобритании.
С учетом сложности создавшейся ситуации, в ходе визита министра иностранных дел Абеля Матутеса в США в декабре 1997 года обоим союзникам по блоку было предложено отказаться от увязывания переговорного процесса в отношении суверенитета Гибралтара с темой реформирования структуры военного командования блока НАТО.
В конце декабря 1997 года достоянием гласности стало решение правительства Испании о полном снятии ранее установленных ограничений на военное использование как морского порта, так и аэропорта Гибралтара. Его принятию способствовала демонстрация явного и безоговорочного политического превосходства Великобритании в сравнении с зависимым в военном и экономическом отношении новым партнером по военной инфраструктуре блока НАТО. Факт снятия ограничений со стороны Испании достаточно красноречиво свидетельствует о реальной расстановке сил в нынешнем руководстве альянса, диктующего сценарий развития событий в регионе, исходя из оценки долгосрочных политических целей и стратегических ориентиров.
Одновременно с утратой очередного шанса на восстановление суверенитета над Гибралтаром Испания в стратегическом отношении фактически лишается права на осуществление контроля за действиями, осуществляемыми США и Великобританией на полуострове, несмотря на его расположение в зоне ответственности вновь образуемого на ее территории субрегионального командования, поскольку не получает право доступа к военным терминалам и складам союзников на территории полуострова.
Несмотря на оказываемое давление со стороны более сильных союзников, Испания никогда не отказывалась и, видимо, не откажется от претензий на восстановление суверенитета над полуостровом Гибралтар. Все фракции парламента Испании на заседании 18 февраля 1998 года вновь единодушно высказались за предоставление Гибралтару статуса особой автономии, механизм предоставления которой включал бы период нахождения полуострова под двойным суверенитетом с Великобританией, который мог бы служить гарантом реализации прав населения региона. При этом вновь утверждалось, что экономика Гибралтара не может сохранять свою жизнеспособность вне Испании, которая, в свою очередь, обладает правом осуществления более жесткого контроля за исполнением действующих норм Европейского экономического сообщества.