Миграция в Швеции

В январе 1998 г. шведская Комиссия по языкам нацменьшинств представила на рассмотрение правительства пакет рекомендаций. Главными целями предложенных мер названы: сохранение и развитие культуры и языка исторически проживающих на территории страны нацменьшинств и, в конечном итоге, утверждение Швеции как многоэтносового уважающего права человека общества.

Предложено присоединение Швеции к двум конвенциям Совета Европы: \"О защите нацменьшинств\" и \"Об исторических языках нацменьшинств\". Статус национальных меньшинств получают финны, саами, турнедалы (проживающие на Севере коренные шведские финны), цыгане и евреи. Критерием отбора было условие проживания представителей этих национальностей на территории Швеции более 100 лет. Одновременно Комиссия назвала \"историческими\", следовательно требующих государственной защиты и поддержки, языки финский, саами и цыганский. В практическом плане это означает использование этих языков в сфере образования, СМИ, культуры, в госучреждениях и в рамках северного сотрудничества. Имеется также в виду выделение равных госассигнований на учреждение как минимум одного высшего учебного заведения для каждой этнической группы.

В семи северных шведских коммунах - местах компактного расселения саами и турнедалов - предлагается использование местных языков в судопроизводстве и административном управлении, т.е. фактическое предоставление финскому и саами статуса официальных языков.

Министр для иностранцев. С апреля 1998 г. в должность министра интеграции вступил известный функционер СДРПШ Ларе Энгквист. На новом посту у Л.Энгквиста широкий круг обязанностей - помимо проблем интеграции иммигрантов в шведское общество он курирует вопросы, связанные с потребительскими услугами, общественными организациями, молодежью и спортом.

Сам Л.Энгквист заявил, что в качестве первостепенных задач в новой должности он видит расширение программ обучения иммигрантов шведскому языку (который рассматривает как ключевой пункт в деле интеграции) и улучшение их ситуации на трудовом рынке с долгосрочным прицелом на <изменение подходов шведов> к иммиграции и <подготовку шведского общества к будущему, где будет место для многообразия культур> . В вопросе с обучением языку, министр привлек под финансирование образовательных программ дополнительные государственные средства.

Лишь четвертая часть из обучающихся языковым программам иммигрантов достигает установленного необходимого уровня знаний, но даже этого уровня, как показывает практика, не хватает, чтобы успешно конкурировать на рынке труда.

Шведский паспорт. Лицо, приобретшее по своему ходатайству или согласию гражданство иного государства, автоматически теряет шведское подданство. Для этого властям даже нет необходимости совершать какие-то дополнительные юридические действия - подданство считается утраченным с момента приобретения иного гражданства.

Шведское законодательство содержит положения, которые призваны предотвращать возникновение двойного гражданства. При приобретении подданства этой страны требуется представить документ, подтверждающий факт выхода из иного гражданства. Интересно, что шведские власти в начале 90-х годов не требовали таких справок от выходцев из стран СНГ, поскольку считалось, что с распадом СССР они автоматически стали лицами без гражданства.

Вместе с тем, на практике множество шведских граждан имеют паспорта других государств. Такая ситуация может возникнуть, в частности, в случае вступления шведских подданных в брак с гражданами Ирана или Швейцарии. По законодательству этих стран супруги автоматически приобретают местное гражданство.

Ребенок, у которого хотя бы один из родителей, состоящих в зарегистрированном браке, является шведским подданным, автоматически приобретает шведское гражданство.

Заинтересованность в легализации двойного гражданства проявляет союз <Шведы мира>, объединяющий шведских граждан, проживающих за рубежом. Поводом для появления соответствующей инициативы, стало намерение австралийских властей аннулировать у шведов виды на жительство, если последние отказываются подавать ходатайства о приобретении австралийского гражданства.

Шенген. 16 апреля 1998 года шведский парламент большинством голосов (231 против 39) одобрил присоединение страны к Шенгенским соглашениям. Как подчеркивалось в заключении, шенгенское сотрудничество развивается вокруг двух основных вопросов: свобода передвижения, с одной стороны, и совместная борьба с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, с другой.

Обсуждение вопроса в риксдаге проходило достаточно оживленно. Умеренная коалиционная партия, в частности, настаивала на том, чтобы интенсифицировать шенгенское сотрудничество в борьбе с наркотиками. Ее представитель также предложила, чтобы на Иммиграционное Управление была возложена большая ответственность за осуществление контроля на въезде в страну. Она выступила за большую ответственность перевозчиков, не контролирующих должным образом документы, подтверждающие право иностранцев на въезд в Швецию. Заявлялось о необходимости выделения больших ресурсов полиции, в связи с тем, что на нее после присоединения к Шенгену ляжет дополнительная нагрузка, а также создать новую структуру, которая должна была бы способствовать большей скоординированности работы полиции и таможни.

Представитель партии Центра, поддержав ратификацию в целом, оговорился, что наличие компьютерных баз данных, а также порядок их использования не должны ущемлять свободу личности, заключающейся, в частности, в защищенности персональной информации и в ограниченном доступе к ней. Он заявил о необходимости поиска тонкого баланса между правовой эффективностью и правами человека. Кроме того, им была подчеркнута важность выработки в рамках Шенген единой политики в области предоставления убежища.

Критике подверглись также те предложения соглашений, которые предусматривают право полиции одной страны продолжать преследование преступников на территории другого государства, а также неподконтрольность шведским властям процесса предоставления сведений из компьютерных регистров на подозреваемых лиц по запросу из другого государства Шенген.

Отмечалось также, что фактическая потеря Швецией контроля над своими внешними границами не будет способствовать борьбе с контрабандой наркотиков, 85% которых в настоящее время поступает из стран ЕС. Голосование дало необходимые для принятия решения по этому вопросу 3/4 голосов (это требовалось, поскольку соглашения предусматривали передачу части полномочий риксдага наднациональным органам ЕС).

Ожидается, что фактическое присоединение страны к Шенгенским соглашениям произойдет не ранее 2000 года. С вхождением в Шенген Швеция не изменила практики, касающейся граждан стран-членов Северного паспортного союза (Финляндии, Дании, Исландии и Норвегии), в отношении этих лиц никакого паспортного контроля не проводится.

На практике полное осуществление Швецией положений Шенгенских соглашений может потребовать некоторого времени после ратификации, которое понадобится для завершения мероприятий по усилению контроля на шведских границах в тех случаях, когда они являются внешними границами Шенгена. В этой цепи мероприятий наиболее важным считается окончание работы по подключению Швеции к Шенгенской информационной системе (SIS). Потребуется также внесение изменений в ряд положений действующего шведского законодательства.