Столь значительный спад в экономике Японии в 1998 г. явился продолжением рецессии, начавшейся в апр. 1997 г., когда правительство увеличило потребительский налог с 3 до 5%, вкупе с утяжелением бремени медицинских услуг и других трат на социальные нужды, оплачиваемые из семейных бюджетов. Общая атмосфера неуверенности населения в перспективах своего материального положения на фоне затянувшихся экономических трудностей значительно сократило личное потребление на протяжении 17 мес. из 21, прошедших с апр. 1997 г.
Спад деловой активности в Японии отсрочил восстановление экономики в странах ЮВА, которые в высокой степени зависят от нее в сфере торговли и капиталовложений, что опять же бумерангом ударило по японским компаниям, вынужденным снижать цены на свою продукцию, урезать зарплату персоналу, сокращать число рабочих мест и уменьшать инвестиции в оборудование.
Вторым после падения личного потребления фактором, способствовавшим углублению текущего экономического спада в Японии, стала напряженность на рынке кредитных ресурсов, усугубляемая громадным объемом так называемых <неработающих> или <безнадежных> долгов, накопленных ведущими финансовыми институтами страны в период экономики <мыльного пузыря> на рубеже 80-90-х гг. Ускорение процесса избавления от <безнадежных> долгов, осуществленное в рамках начавшей действовать с апреля 1998 г. программы дерегулирования финансовой системы (реформы <Биг Бэн>), объективно привело к дальнейшему уменьшению возможностей кредитования, а некоторые банки вообще прекратили выдачу новых кредитов.
Важнейшим фактором затяжного спада в Японии явилось запаздывание со структурной перестройкой японских предприятий, обремененных излишней и зачастую неэффективной (в силу традиционных принципов пожизненного найма и продвижения по службе в зависимости от трудового стажа) рабочей силой, а также избыточными производственными мощностями, и начавших в силу этого терять конкурентоспособность по сравнению с американскими и западноевропейскими компаниями.
Наконец, коренной реструктуризации требует народное хозяйство в целом, которое еще в 80-е гг. исчерпало ресурсы <догоняющей модели развития>, характеризующейся экстенсивными методами роста, и столкнулось с жизненно важной задачей ослабления государственного вмешательства и поощрения действия рыночных сил и механизмов.
В 1998 г., в условиях дальнейшего ухудшения основных макроэкономических показателей и прежде всего резкого падения совокупного спроса со стороны частного сектора, правительство и Банк Японии приняли ряд важных мер по стимулированию деловой активности. Пакет в 24 трлн.иен (200 млрд.долл. по курсу 120 иен за 1 долл.) явился крупнейшим по затратам набором чрезвычайных экономических мер за всю историю Японии. Он, в частности, включает: 8,1 трлн.иен на создание общественной инфраструктуры, сокращение ставки подоходного налога и налога на резидентов с 65% до 50% на сумму 4 трлн.иен, снижение ставки налога на корпорации с 46,36% до 40,87% на сумму 2,3 трлн.иен.
Кроме того, в конце 1998 ф.г. (закончился в марте 1999 г.) правительство начало реализовывать спорный по последствиям план бесплатной раздачи среди семей, имеющих детей в возрасте до 15 лет и пожилых людей старше 65 лет, товарных талонов на сумму 700 млрд.иен. Не знающие прецедента меры стимулирующего характера, принятые в 1998 г., рассчитаны на эффект в 1999 ф.г. и в более отдаленной перспективе. 1998 же год характеризовался, помимо резкого падения ВВП, рядом других негативных макроэкономических показателей.
Число банкротств японских компаниий (учитывались компании, имеющие долги в размере 10 млн.иен и выше) в 1998 г. увеличилось по сравнению с 1997 г. на 17,1%. Это второй по рекордности показатель за весь послевоенный период. Общая сумма долгов, оставленных этими компаниями, составляет 14,38 трлн.иен. 70% банкротств были вызваны такими факторами, как безнадежные займы и низкий уровень продаж в условиях затяжного спада.
Объем промышленного производства в 1998 г. сократился на 6,9%, что означает первое падение за последние 5 лет и самое сильное снижение за последние 23 года (в 1975 г. в связи с <нефтяным шоком> он упал на 11%). Причины падения заключаются в том, что компании снижали производство с целью уменьшить в первую очередь запасы продукции на складах из-за слабого внутреннего спроса. Отгрузки также снизились впервые за последние 5 лет - на 6,4%. Объем розничных продаж уменьшился на 4,7%, несмотря на меры по финансовой накачке экономики, принятые правительством. Общий объем этих продаж в указанном году составил 138,1 трлн.иен.
Крупные японские компании ожидают, что их текущая (т.е. до уплаты налогов) прибыль за 1998 ф.г. снизится на 22%. В то же время, по данным двух ведущих частных исследовательских институтов Японии, снижение должно было составить 27-30%. Последний раз подобный спад в прибылях крупных компаний в стране был зафиксирован в 1975 г. - 33,8%.
В 1998 г. в Японии продолжали снижаться цены на землю (восьмой год подряд): земля под жилье обесценилась на 3,8%, для коммерческого использования - на 8,1%, в целом по стране - на 4,6%.
Тяжелое финансовое положение японских фирм-производителей заставляет их свертывать масштабы зарубежной деятельности. По данным Экспортно-импортного банка Японии, зарубежные капиталовложения и кредиты этих фирм в 1998 ф.г. сократятся на 23,4% по сравнению с предшествующим годом как из-за хозяйственного спада в самой Японии, так и экономического кризиса в Азии. По прогнозу того же банка, в ближайшие 3 года не следует ожидать активизации японских фирм-производителей в сфере зарубежного инвестирования.
Уровень безработицы в марте 1999 г. достиг 4,6%, но этот рекорд за все послевоенное время может быть побит, если оправдаются прогнозы о том, что в 1999 ф.г. (кончается в марте 2000 г.) показатель безработицы возрастет до 5%.
Несмотря на массу серьезных негативных тенденций и явлений, охвативших японскую экономику в последние годы, особенно в 1998 г., было бы преждевременным говорить о том, что в стране развиваются необратимые хозяйственные процессы. Фундаментальные основы экономики Японии, на которую приходится 14-15% ВВП мира, пока остаются не затронутыми серьезной эрозией. Страна по-прежнему является мировым кредитором номер один и лидером среди государств-доноров официальной помощи развитию. Наконец, Япония располагает мощнейшим производственным и научно-техническим потенциалом, опираясь на который, она при условии выработки адекватной современным реалиям экономической стратегии неизбежно, рано или поздно, выйдет на траекторию устойчивого хозяйственного роста.
Именно на это нацелен рассчитанный на 10 лет (1999-2008 ф.гг.) экономический план, разработанный по указанию премьер-министра К.Обути им же созданным консультативным органом под названием Совет по экономической стратегии. План предусматривает перестройку экономики и финансовой системы в три этапа. На первом этапе он предполагает в течение 2001 ф.г. выйти на темпы прироста ВВП в 2%. На этом же этапе власти намерены проводить такую фискальную и денежную политику, которая позволила бы избавиться от прессинга дефляции.
На втором этапе (2001-2002 ф.гг.) после того, как экономика вернется на путь самодостаточного развития, правительство должно отойти от практики стимулирования экономики с помощью фискальных мер.
На третьем этапе (2003-2008 ф.гг.) будет проводиться нейтральная денежная политика с тем, чтобы дать правительству возможность реструктурировать свою дефицитную систему финансов. С этой целью план предусматривает сокращение госрасходов и продажу значительной части госсобственности.
Важным направлением деятельности японских правящих кругов по выводу страны из затянувшейся полосы экономических неудач и создания хозяйственной модели развития, отвечающей требованиям глобальной мегаконкуренции, стало принятие кабинетом Хасимото в марте 1998 г. рассчитанной на 1998-2000 гг., программы дерегулирования, сутью которой явилась либерализация по 624 позициям в 15 секторах экономики. В развитие этого направления правительство Обути 30 марта 1999 г. расширило указанную программу на 292 пункта с целью усиления рыночной конкуренции в стране и создания новых возможностей для бизнеса.
Очевидно, что в ходе претворения программы в жизнь правительству придется преодолеть сопротивление как со стороны бюрократии, не желающей выпускать из своих рук бразды экономического правления, так и части предпринимательских кругов, не сумевших в тепличных условиях протекционизма приспособиться к суровым условиям внешней конкуренции. Однако кабинет Обути на этом пути вдохновляет то, что за период в восемь лет, закончившийся в 1997 ф.г., дерегулирование уже создало спрос на 8,3 трлн.иен, что составляет 1,73% ВВП страны. Более того, некоторые японские аналитики именно дерегулирование называют <ключом к здоровью экономики>.
Тенденции развития промышленности. В 1998 г. ситуация в промышленности Японии заметно ухудшилась. Развитие негативных тенденций в экономике страны в последние годы, и в первую очередь дальнейшее сужение внутреннего и внешнего спроса на фоне дефляции и напряженности в кредитной сфере, привели к значительному снижению капиталовложений в основной капитал и, как следствие, к сокращению производства почти во всех отраслях японской промышленности. Со второй половины 1998 г. в отчетах ведущих правительственных и частных экономических организаций и институтов при характеристике ситуации в промышленности термин <застой> был заменен на <спад>. Меры по структурной перестройке промышленности по темпам отставали от быстро развивающихся кризисных явлений, что привело к ухудшению почти всех основных показателей промышленного производства.
Так, объем промышленного производства впервые за последние пять лет сократился на 6,9%, а индекс промышленного производства (базовый уровень 1995 г. - 100), с учетом сезонного фактора составил 98,7 (в 1997 г. - 106), став самым низким показателем за последние 23 года. Причем индекс промышленного производства на месячной основе на протяжении всего 1998 г. был ниже соответствующих показателей 1997 г.
Вчерной металлургии зафиксированы самые низкие показатели производства за последние 27 лет, в цветной металлургии за последние 6 лет, в электромашиностроении, промышленности строительных материалов, целлюлозно-бумажной промышленности за последние 5 лет, в производстве пластмасс за последние 4 года, транспортном и точном машиностроении за последние 3 года.
В 1998 г. произошло сокращение почти всех видов промышленной продукции, по которым Япония занимала лидирующее место в мировом производстве. В стране произведено меньше стали (-10,5%), цветных телевизоров (-16,4%), легковых автомобилей (-5,2%), электронно-коммутационных схем (-27,6%), фотоаппаратов (-2,5%), этилена (-4,5%), синтетических волокон (-5,7%), красок и красителей (-9,1%) и т.д.
О спаде в промышленности свидетельствует и резкое снижение объема заказов на машины и оборудование со стороны частного сектора. Данный показатель, исчисленный на базе 280 ведущих компаний для всех обрабатывающих отраслей промышленности, исключая судостроение, составил в 1998 г. 12,69 трлн.иен, что на 17,1% ниже соответствующего показателя 1997 г. (15,31 трлн.иен).
Приведенные данные подтверждают мнение японских экономистов о том, что в настоящее время экономика Японии попала в порочный круг, в котором <снижение эффективного спроса приводит к эрозии реального сектора экономики, что в свою очередь ослабляет функции финансовой системы, еще больше ослабляющей здоровье реального сектора экономики>.
С целью оживления деловой активности в промышленности страны, в конце 1998 г. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии разработало меры под названием <Основные направления оживления деловой активности в промышленности Японии>, которые были утверждены в янв. 1999 г. Меры МВТП включают основные направления.
Создание новых видов деятельности и рабочих мест, в том числе:
- Поддержка новых видов деятельности.
- Упрощение процедуры регистрации и гарантий при получении кредитов, с тем, чтобы бывшие чиновники и лица без должного опыта могли получить необходимые средства для начала нового бизнеса.
- Создание Инновационного исследовательского центра по поддержке мелких и средних предприятий для обеспечения их последними технологическими разработками.
- Снижение реальной налоговой ставки для японских корпораций с 46,36% до уровня передовых западных стран - 40,87%.
- Создание финансовой системы гарантирования кредитов и выпуска акций для поддержки организации нового бизнеса на дочерних компаниях (филиалах).
- Ускорение создания <Программы развития развивающихся 15 секторов промышленности>.
- Стимулирование развития технологий по защите окружающей среды, в частности, связанных с явлением общего потепления климата, переработкой вторичного сырья и отходов и снижением выбросов токсичных веществ.
- Разработка автомобилей с низким выбросом токсичных веществ и низким потреблением топлива.
- Предоставление информации по развитию биотехнологий и генной инженерии (отраслей, где Япония отстает от передовых промышленных стран).
- Внедрение легальных мер, основанных на рекомендациях Центрального Совета по обеспечению трудоустройства, с целью дальнейшего расширения видов работ, которые могут быть использованы частными агентствами по найму.
- Изменение в системе налоговых стимулов для поощрения частного сектора с целью увеличения инвестиций в научно-исследовательские разработки.
- Ускорение развития интеллектуальной инфраструктуры, включая информацию о стандартах мер и справочных материалах, с тем чтобы достичь европейского уровня к 2000 г.
- Обустройство максимального количества школ компьютерными системами, подключенными к Интернету.
- Ускорение инвестиций корпораций в информационное оборудование через систему ускоренного изъятия из обращения устаревшего информационного и телекоммуникационного оборудования.
- Инвестиции в передовые системы логистики, продвижение передовых информационных технологий с целью повышения качества системы распределения продукции в Японии, включая такие системы как Интеллектуальная система распределения (ITS).
Деятельность японских компаний по снижению издержек производства. Побудительным моментом послужили негативные результаты деловой активности не только рядовых фирм, но и многих японских ведущих фирм-производителей, таких как <Ниппон Стил> в металлургии, <Ниссан Мотор> в автомобилестроении, <Хитати>, НЭК и <Тосиба> в электротехнической и электронной отраслях промышленности и др.
Так, в марте 1999 г. лидер мирового производства электронной бытовой техники (2-е место в мире) компания <Сони> объявила о мерах <агрессивной реорганизации> компании, которые включают последовательное сокращение персонала на 17 тыс.чел. (10% от числа работающих) к 2003 г. В этот период компания также планирует сокращение числа производственных предприятий с 70 до 55.
Подобные действия предприняли и другие лидеры электронной и электротехнической промышленности <Хитати> и <Мицубиси>, которые также объявили о намерении сократить свой персонал к середине 2000 года на 10%, т.е. соответственно на 6,5 и 14,5 тыс. чел. Причем <Мицубиси> намерена провести сокращение персонала как за счет ограничений при приеме новых сотрудников (около одной трети от числа сокращаемого персонала), так и за счет перевода части сотрудников на фирмы, с которыми она имеет устойчивые деловые отношения (около двух третей). При этом отделы и сектора фирмы с низкой доходностью будут проданы более преуспевающим фирмам, а акцент в новой производственной стратегии фирмы будет смещен в сторону развития телекоммуникационного бизнеса.
Ведущие компании в различных секторах промышленности с целью снижения издержек стали практиковать объединение усилий при разработке новых передовых изделий, имеющих спрос на рынке.
Так, фирмы <Фудзицу> и <Хитати> подписали, широкомасштабное целевое соглашение о совместной разработке цветных плазменных панелей (PDP) с высокой разрешающей способностью для информационных дисплеев и цифровых телевизоров.
Крупная японская фирма-изготовитель бытовой электроники <Саньё Електрик> и крупнейшая в мире компания по производству фотооборудования и материалов <Истман Кодак> подписали соглашение о производстве с середины 2000 года органических электролюминесцентных панелей для дисплеев.
Одно из последних значительных слияний в автомобильной промышленности произошло между второй по величине японской фирмой <Ниссан> и лидером французского автомобилестроения <Рено>. Глобальное соглашение о партнерстве между двумя фирмами было подписано 28 марта 1999 г. В рамках данного соглашения
Новая объединенная компания станет четвертой по величине автомобильной компанией в мире с общим производством 4,8 млн.автомобилей в год.
Промышленность Японии вошла в стадию сложной и болезненной для большинства компаний структурной перестройки, направленной на создание новых видов производств продукции с высокой степенью добавленной стоимости, которые, по мнению японских экономистов, должны привести к развитию экономики с <высокой прибылью и высоким уровнем доходов>.
Ключом к решению данной проблемы может стать внедрение в производство новых технологических процессов, включая и новые методы управления. Приоритетными сферами внедрения новых технологий должны стать: информатика и телекоммуникации, энергетика, производство новых материалов, защита окружающей среды, включая переработку вторичных отходов и т. д.
Ассоциация корпоративных руководителей (<Кэйдзай доюкай> или Japan Association of Corporate Executives). Была создана в апр. 1946 г. Первоначальной программой <Кэйдзай доюкай> являлось содействие восстановлению и перестройке разрушенной войной японской промышленности. В настоящее время основными целями <Кэйдзай доюкай> являются содействие экономическому развитию Японии и развитию частного предпринимательства, изучение и подготовка рекомендаций по теоретическим и практическим аспектам широкого круга экономических и социальных проблем, вопросам образования, культуры, защиты окружающей среды, а также достижения тесного взаимодействия и сотрудничества между предпринимателями и наемной рабочей силой.
С момента своего образования <Кэйдзай доюкай> уделяла большое внимание исследованию вопросов повышения производительности труда в японской промышленности и прежде всего достижению <сотрудничества> между руководителями предприятий и профсоюзами. Кроме того, в поле зрения <Кэйдзай доюкай> постоянно находятся вопросы модернизации управления производством и повышения его эффективности, подготовки руководителей предприятий с учетом стоящих перед японской экономикой задач.
<Кэйдзай доюкай> содействует развитию тесных связей между деловыми и научными кругами Японии. По инициативе <Кэйдзай доюкай> было создано несколько научных организаций. В целом в деятельности организации наблюдается тенденция к изучению экономических проблем перспективного плана.
<Кэйдзай доюкай> имеет тесные отношения с рядом влиятельных зарубежных экономических организаций, в том числе с американским, австралийским комитетами по экономическому развитию, европейским объединением по экономическому и социальному развитию, а также с соответствующими организациями ФРГ, Англии, Франции, Испании и Швеции, занимается также изучением экономических тенденций в бывших социалистических странах и в КНР.
Особенностью <Кэйдзай доюкай> является то, что в отличие от других крупнейших экономических организация Японии ее построение основано на индивидуальном членстве и это, по мнению организации, позволяет обеспечить свободное выражение мнений независимо от интересов каких-либо фирм или отраслей промышленности, исходя из национальных интересов или интересов мировой экономики. И хотя <Кэйдзай доюкай> считается ассоциацией частных лиц, ее членами и прежде всего руководителями этой организации являются наиболее влиятельные лидеры делового мира страны - руководители крупнейших торговых, промышленных и энергетических компаний и финансовых институтов Японии, имеющие реальные возможности претворять в жизнь рекомендации <Кэйдзай доюкай>.
В составе ассоциации насчитывается свыше 1600 членов от 900 компаний. Правление <Кэйдзай доюкай> насчитывает около 270 человек, которые избираются общим собранием ее членов. Непосредственное руководство осуществляется Советом директоров (11 человек), председателем которого с 1995 г. является Дзиро Усио - председатель совета директоров фирмы-производителя специальных ламп <Усио Дэнки>.
Практическая работа <Кэйдзай доюкай> осуществляется специальными рабочими комитетами, которые изучают соответствующие проблемы и представляют по ним свои рекомендации.
В структуре <Кэйдзай доюкай> существуют 9 постоянно действующих страновых комитетов. Среди них Комитет по вопросам взаимоотношений СНГ и Японии. Комитет состоит из 20 членов (по состоянию на 9 дек. 1997 г.). Председателем этого Комитета с 1997 г. является Юкихару Кодама, президент Банка <Секо Тюкин> (The Shoko Chukin Bank).
Прогноз развития экономики на 1999 ф.г. Правительство ставит перед собой три основных задачи в сфере управления экономикой. Во-первых, достигнуть обещанного увеличения ВВП на 0,5%, во-вторых - предотвратить дальнейший рост безработицы, и, в-третьих - предпринять необходимые шаги в области международного сотрудничества.
В целях достижения экономического роста правительство будет использовать наращивание общественных работ и снижение налогов с тем, чтобы обеспечить расширение внутреннего спроса. Как уже отмечалось ранее, в 1999 ф.г. расходы на общественные работы возрастут примерно на 10%, а снижения налогов превысят сумму в 9 трлн.иен.
На фронте борьбы с безработицей правительство планирует начать осуществление программы на сумму в 1 трлн.иен на цели расширения занятости в условиях меняющейся промышленной структуры и оказания поддержки предпринимателям, развивающим новые виды бизнеса.
В сфере международного сотрудничества предусмотрена специальная кредитная линия в объеме 600 млрд.иен, рассчитанная на три года и имеющая своей задачей стабилизацию экономик азиатских государств, что, в свою очередь, должно способствовать увеличению внешнего спроса для экономики Японии. Кроме того, правительство будет стремиться в 1999 ф.г. расширять импорт и содействовать притоку иностранных инвестиций в страну.
Однако на пути к достижению объявленной цели - прироста экономики на 0,5% - правящим кругам Японии придется столкнуться с рядом трудных проблем, от решения которых будет зависеть успех достижения этой цели.
Одна из таких проблем заключается в том, возрастут ли потребительские расходы в результате постоянного снижения государственных и местных налогов. В свете весьма вероятного продолжения и в 1999 ф.г. кризисной ситуации в сфере найма и доходов в связи с тем, что корпорации продолжат усилия по своей реструктуризации, восстановление стабильных потребительских настроений, как ожидают, будет исключительно медленным и постепенным. Несмотря на то, что расходы на потребление могут выйти из наихудшей фазы их текущего спада, темпы их восстановления будут крайне низкими и составят, по прогнозам независимых экспертов, всего 0,5%.
Проблема номер два состоит в том, как долго продлится нынешний спад инвестиций в основной капитал. Откладывающееся восстановление прибылей корпораций и другие факторы, как ожидают, вынудят предпринимателей продолжить регулирование товарных запасов, которое стало осуществляться с начала 1998 ф.г. Как полагают японские аналитики, исходя из уровня избыточных мощностей, существующих в настоящее время, инвестиции в частный капитал могут оставаться ниже уровня предшествующего года вплоть до середины 2000 года.
Третья проблема связана с тем, какую поддержку в 1999 ф.г. японская экономика получит со стороны внешнего спроса. По мнению специалистов из частных исследовательских организаций, чистый внешний спрос в 1999 ф.г. вряд ли будет такой же опорой для экономики Японии, какой он был в 1998 ф.г., поскольку темпы роста американской экономики, которой грозит падение цен на акции, снизятся, а в Европе текущее замедление экономического роста может продлиться. К тому же, хотя иена уже вздорожала с осени 1998 г., замедленный хозяйственный рост в США, риск падения акций американских компаний и другие факторы могут вызвать дальнейший рост курса иены, который негативно скажется на внешнем спроса. Следовательно, доля положительного сальдо текущих платежей в номинальном ВВП страны может постепенно снижаться от ее пика в 3,8%, достигнутого в третьем квартале 1998 г.
Исходя из этих и других неблагоприятных факторов частные исследовательские структуры в Японии, а также специалисты из США и международных организаций дают прогнозы темпов прироста ВВП Японии в 1999 ф.г., значительно менее благоприятные, чем правительственные. К тому же среди них существует довольно значительный разброс.
Так, некоторые специалисты, отдавая должное тому факту, что благодаря вливанию в ведущие банки страны общественных средств на сумму свыше 7 трлн.иен ситуация в финансовой сфере несколько стабилизировалась, подчеркивают, что в реальной экономике дела обстоят все еще плохо. По их мнению, отрицательные темпы прироста ВВП в 1999 ф.г. составят 0,8% или 0,9%, а для того, чтобы достичь афишируемых правительством положительных 0,5%, требуются дополнительные стимуляционные меры в размере примерно 7 трлн.иен.
По данным доклада Японского центра экономических исследований, составляемого на основе прогнозов, которые были сделаны сорока семью частными исследовательскими институтами, реальный ВВП Японии в 1999 ф.г. в среднем должен сократиться на 0,5%.
Что касается реального выражения, то наиболее оптимистический прогноз составляет плюс 0,4%, а самый пессимистический - минус 2,2%. Только семь из вышеуказанных исследовательских организаций ожидают рост ВВП в 1999 ф.г. Тридцать семь предвидят сокращение третий год подряд, а три прогнозируют нулевые темпы роста.
Некоторые частные организации дают еще более пессимистические прогнозы относительно ВВП. Так, исследовательский институт компании <Дайва секьюритиз> считает, что в 1999 ф.г. ВВП Японии сократится на 2,1% по сравнению с падением на 2,7% в 1998 ф.г.
По данным опроса ста японских частных компаний, проведенного агентством <Киодо цусин>, 70% бизнесменов страны выражают сомнение в прогнозе правительства. Большинство полагает, что темпы прироста ВВП будут где-то в диапазоне от минус 1% до 0. Некоторые считают, что они будут ниже 2%.
МВФ в дек. 1998 г. на основе анализа тенденций спроса и предложения изменил полярность своего сентябрьского прогноза прироста японского ВВП с плюс 0,5% на минус 0,5%.
Многие американские специалисты также выражают сомнение в том, что правительству Японии удастся реализовать свои наметки и обеспечить в 1999 ф.г. позитивный рост ВВП в 0,5%. При этом ряд японских и зарубежных экспертов считает, что было бы преждевременным рассматривать некоторые признаки восстановления японской экономики, такие, например, как элиминирование <японской премии> (дополнительная сумма, которую японские заемщики должны были платить на международных финансовых рынках сверх установленной средней процентной ставки в связи с недоверием к ним со стороны зарубежных кредиторов) или одномоментные превышения в марте 1999 г. показателем <Никкэй> отметки в 16 тыс. и др., как свидетельство начала выхода экономики Японии из нынешнего затяжного спада. По мнению некоторых аналитиков, этот процесс начнется не ранее второй половины 1999 ф.г.