Макроэкономика на Мадагаскаре

Социально-экономическая ситуация тяжелая (по официальным данным, 3/4 малагасийцев живут за гранью нищеты). Обусловлена растущей инфляцией, безработицей, усугубляемыми негативными последствиями приватизации крупных госкомпаний, а также сокращением госрасходов на социальные нужды под давлением МВФ.

Мадагаскар располагает богатейшими по разнообразию и объему запасами полезных ископаемых, высокоценного и стратегического сырья (цирконий, титан, рубин, ниобит, ниобий, драгметаллы и т.д.). В то же время принадлежит к категории 18 беднейших, наименее развитых стран.

ВВП в 1998 г. – 3,7 млрд.долл. (на душу населения – 230 долл). Внешняя задолженность в 1998 г. – 3,8 млрд.долл.

Сельское хозяйство (33% ВВП) – ведущая отрасль экономики страны, обеспечивает 50% валютных поступлений, занятость 85% самодеятельного населения. Объем производства в 1998 г. вырос на 1,5% (1,9% – в 1997 г.). Главные экспортные культуры – кофе, гвоздика, ваниль, а также рыбо- и морепродукты. Потребности страны в продовольствии за счет собственного производства не удовлетворяются, ежегодно импортируется 200 тыс.т. продтоваров, главным образом рис.

Промышленность (14% ВВП) развита слабо. Прирост производства – 4,5% в 1998 г., 4% – в 1997 г. Разрабатываются залежи хромовой руды, слюды, графита и других минералов. Динамично развивается сфера услуг (прирост – 5% в 1998 г. (4% – в 1997 г.), прежде всего турбизнес.

Внешнеторговый оборот – 1200 млн.долл. (1998 г.), в том числе экспорт – 525 млн.долл., импорт – 675 млн.долл. Объемы и структура внешней торговли за три последних года практически не изменились, главные партнеры – страны ЕС (прежде всего Франция), США, Япония.

О стратегии социально-экономического развития. В ходе предвыборной борьбы и непосредственно после возвращения к власти в январе 1997 г. президент Мадагаскара Д.Рацирака уделял большое внимание политико-теоретическим вопросам развития малагасийского общества. Именно в этот период он сформулировал главную цель деятельности своей администрации – построение «экологической и гуманистической республики». В последующем эта идея присутствовала во многих публичных выступлениях президента, что служит подтверждением принадлежности Д.Рацираки к политикам, которые имеют претензии на роль в т.ч. и идеологических лидеров.

Общие контуры программы социально-экономического развития малагасийского общества в наиболее обобщенном виде были впервые изложены в выступлении Д.Рацираки на состоявшейся 15 янв. 1999 г. традиционной церемонии новогодней встречи главы государства с представителями всех ветвей власти и общественности страны.

Цель провозглашенной Д.Рациракой стратегии социально-экономического развития Мадагаскара – борьба с бедностью и повышение темпов экономического роста. Этим концептуальным подходом малагасийские власти руководствовались при разработке бюджета страны на 1999 г., однако, на практике, в условиях, когда мировые цены на товары традиционного малагасийского экспорта продолжают падать, а новые кредиты по линии МВФ-МБРР фактически заморожены, государство вновь оказалось по существу не в состоянии обеспечить полноценное финансирование социально-экономических программ. В этом контексте демарш Д.Рацираки предстает в качестве попытки найти дополнительный внутренний источник финансирования развития страны в опоре на традиционно присущий малагасийцам дух солидарности и взаимопомощи («фивавахана»).

Суть выдвинутых президентом предложений сводится к тому, что борьба с бедностью не может быть успешной, если она опирается исключительно на содействие внешних партнеров, а не основывается на усилиях самих малагасийцев. Отталкиваясь от этой принципиальной установки, Д.Рацирака предложил создать три специальных фонда для реализации программ развития, а также Национальный банк солидарности (НБС), который бы аккумулировал средства этих фондов и работал в области т.н. микрокредитов.

Первый фонд, по мнению президента, мог бы быть создан за счет добровольного перечисления в него госслужащими и работниками частного сектора экономики 3% их заработной платы, что обеспечило бы поступления в размере от 60 до 90 млрд.мал.франков в год. Предполагается, что треть этой суммы будет направлена на финансирование экономического развития и реализацию проектов по созданию рабочих мест, треть – на обеспечение банковских гарантий по кредитам на приобретение жилья и создание малых предприятий, и еще одна треть – депонирована на счет в НБС для получения дохода.

Второй фонд Д.Рацирака предложил подчинить задаче поддержки животноводства, представляющего собой основу экономической системы страны. Формировать его средства предполагается за счет добровольных пожертвований животноводов в расчете 3-4% от стоимости реализованного скота, что может составить в год до 120 млрд.мал.франков. Треть этой суммы предназначалась бы для обеспечения бесплатного ветеринарного обслуживания скота, треть – для финансирования мероприятий по развитию животноводства в целом, и треть – для извлечения дохода через помещение на счет в НБС.

Деятельность третьего фонда малагасийский президент считает необходимым ориентировать на поддержку экспортных отраслей промышленности. Формировать его средства планируется за счет добровольного перечисления предпринимателями 10% доходов от экспортных сделок, что могло бы дать 300 млрд.мал.франков в год. Треть этой суммы предполагается использовать в целях улучшения условий производства путем сооружения дорог на селе, финансирования селекционных работ, треть – направить на нужды стабилизации доходов от экспорта и треть – поместить в НБС для получения дохода.

С учетом того, что финансируемые внешними партнерами проекты развития на Мадагаскаре зачастую характеризуются весьма скромными результатами в силу недостаточной компетентности местных властей, нецелевого расходования средств и ряда других факторов, малагасийский президент выступил также с инициативой создания «образцовых деревень XXI века», жители которых имели бы возможность приобрести на льготных условиях достаточно комфортабельное жилье, а все «общинные» программы социально-экономического развития, в т.ч. в таких сферах, как образование, здравоохранение, защита окружающей среды и т.д., осуществлялись бы в тесной координации собственных усилий местного населения с деятельностью внешних инвесторов. Предполагается, что жизнь такой общины будет строиться на основе уважения традиционных моральных ценностей, присущих малагасийскому обществу, что призвано оградить население и особенно молодежь от таких бед, как рост преступности и насилия, деградация нравственности и т.п. Примечательно, что Д.Рацирака выразил намерение финансировать данный проект на первом этапе за счет своих личных средств.

Представленная президентом социально-экономическая программа свидетельствует о заметной эволюции его взглядов относительно форм и путей развития малагасийского общества. Раньше, до конца 80-х гг., находясь под влиянием социалистических идей, Д.Рацирака считал, что оно должно основываться на коллективных усилиях населения страны при доминирующей роли государства в организации этого процесса. Уже тогда, проводя социально ориентированную политику, Д.Рацирака пытался претворить в жизнь некоторые из своих нынешних взглядов. В настоящее время президент признает важную роль в обеспечении общественного прогресса в т.ч. и частного предпринимательства, однако, считает, что рынок и экономическая либерализация являются источником многих зол в современном мире, и в этом контексте подвергает резкой критике попытки западных держав под прикрытием рассуждений об императивах глобализации международной экономики и необходимости повсеместного утверждения свободной конкуренции установить в мире «диктатуру капитализма-убийцы» и тем самым обеспечить свои эгоистические экономические интересы за счет всех остальных государств. В этих условиях, по его мнению, приоритетное значение имеет всемерное укрепление традиционных духовных устоев малагасийского общества, более полное задействование его собственных сил и возможностей в разумном сочетании с внешней помощью.

Выступление Д.Рацираки получило в стране значительный резонанс. Сторонники президента, поддержав его инициативы, тем не менее, старались на первых порах избегать комментариев, связанных с практическими аспектами их реализации. Политические партии, занимающие центристские позиции, отреагировали на инициативу президента более осторожно, но в целом благожелательно, подчеркивая, что они готовы поддержать любую идею, направленную на вывод страны из нынешнего кризисного положения и обеспечение условий для ее устойчивого развития.

Оппозиционные силы крайне негативно встретили предложения Д.Рацираки. По мнению оппозиции, программа президента носит во многом утопичный характер, имеет популистскую направленность и не может быть реализована на практике, особенно с учетом уже имеющегося негативного опыта, связанного с провалом подобных начинаний во времена Второй республики. В этом плане особо отмечается, что, как показала практика последних лет, любые попытки целевого сбора добровольных пожертвованиий граждан (проекты восстановления сгоревших Дворца королевы и мэрии Антананариву), оканчиваются, как правило, безрезультатно. Подчеркивается низкая вероятность того, что малагасийские госслужащие, с трудом сводящие концы с концами, согласятся добровольно перечислять часть своего заработка на реализацию программы, имеющей достаточно общий и неконкретный характер; указывается на то, что малагасийские предприниматели тоже вряд ли будут готовы выделять средства в предлагаемые к созданию фонды, особенно на фоне обострения в последнее время их отношений с правительством. Критике подвергается и идея создания НБС в условиях, когда правительство осуществляет приватизацию существующих госбанков.