Макроэкономика Кении
В экономике Кении в 1998 г. сохранилось замедление темпов развития, которые составили 1,6% (1997 г. – 2,7%), ВВП составил 9,3 млрд.долл. (271 долл. на душу населения). Страна, под давлением доноров, осуществляет финансово-экономические реформы, согласованные с МВФ-МБРР. Инфляция, благодаря экономическому курсу правительства, направленному на жесткую экономию, держится на уровне 10%, бюджетный дефицит удерживается в пределах контрольной цифры 2,4% от ВВП.
В стране имеются разнообразная перерабатывающая промышленность, крупное товарное сельское хозяйство, разветвленная сеть транспортных коммуникаций и иных инфраструктурных объектов (склады, перерабатывающие центры и т.д.). Развиты банковская и страховая структуры. Основу экономики составляет частный сектор – в большинстве своем средние и мелкие предприятия. Под контролем государства находятся часть промышленного сектора, авиа- и железнодорожный транспорт, морские порты.
Ведущей отраслью является сельское хозяйство, дающее 53% экспортной выручки, доля которого в ВВП составляет 28,8%. В нем занято 73% рабочей силы. Основные культуры:
чай (в 1998 г. произведено 294 тыс.т. (первое место в мире) на 450 млн.долл., 33% всего экспорта), кофе (произведено в 1998 г. 53 тыс.т., доход составил 260 млн. долл.), кукуруза (2,3 млн.т.), пшеница (279 тыс.т.), хлопок (36 тыс.т.), рис (47 тыс.т.), сахарный тростник (производство 410 тыс.т. при внутреннем потреблении – 484 тыс.), продукция садоводства (в 1998 г. произведено 1,4 млн.т., доходы от экспорта – 34 млрд.кен.шилл.) и цветоводства (ежегодно экспортируется до 35 тыс.т., из них розы – 18 тыс.), а также сизаль – второе место в мире по производству (27,1 тыс.т.). Кения ежегодно экспортирует до 7 тыс.т. пиретрина (экстракта пиретрума), занимая первое место в мире и обеспечивая 80% мирового производства. Развиты мясное и молочное животноводство (в 1998 г. насчитывалось 13 млн. голов крупного рогатого скота, 19 млн. овец и коз, 94 тыс. верблюдов, 37 тыс. свиней), птицеводство (разводится до 25 млн. кур), рыболовство (вылов рыбы – 165 тыс.т., доход от экспорта – 300 млн.долл.).
Протяженность береговой линии –
480 км. вдоль Индийского океана. 13,6 тыс.кв.км. приходится на внутренние водные пространства – озера Виктория, Туркана и ряд других. 19% территории страны может быть использовано под земледелие. На плодородных почвах вулканического происхождения (пров. Центральная, средний пояс Рифт-Вэлли, Западная и Ньянза) держится весь экспортный агрокомплекс страны. Еще 30% земельных угодий подходит для пастбищ. Леса занимают 3,7% площади страны.
Климат – субэкваториальный, средние колебания температуры: 12-24°С в июле и 14-27°С в янв. Выпадение осадков – от 250 мм. в год в засушливых районах до 2000 мм. на Восточно-африканском плоскогорье. Горная вершина Кения, давшая название стране, – 5199 м., вторая в Африке после Килиманджаро. Пик Элгон на западе Кении 4321 м. Имеется
59 национальных парков и заповедников (занимают 9% территории страны), проводится строгая природоохранная политика.
Полезными ископаемыми бедна – имеются сода, свинец, известняк, цинк, в незначительных количествах – золото и поделочные камни.
Доля промышленности в ВВП – 14%, она дает до 26,1% экспортной выручки и представлена в основном предприятиями по переработке продукции сельского хозяйства. Имеются также текстильные, автосборочные, нефтеперерабатывающие, металлообрабатывающие, химические и лесопильные предприятия, 3 цементных завода. В промышленности занято 250 тыс.чел. из 11,5 млн. работающих по найму, в кустарном производстве насчитывается 910 тыс. предприятий с 2 млн. занятыми (17% всей рабочей силы, доля в ВВП – 9%). Установленные мощности по производству электроэнергии – 730 мвт., само производство колеблется в пределах 570 – 620 мвт., максимальное потребление – 768 мвт., из Уганды ежегодно импортируется до 30 мвт. (из-за нехватки электроэнергии в стране практикуется регулярное кратковременное отключение потребителей от сети).
Эмиссионным банком является Центральный банк Кении. Денежная единица – кенийский шиллинг В янв.-марте 1999 г. курс составлял около
62,8 кен.шилл. за 1 долл. В обращении находятся банкноты в 1000, 500, 200, 100, 50 и 20 кен.шилл., а также монеты достоинством 20, 10, 5, 1 шилл. и 50, 10 центов. В стране зарегистрировано более 50 коммерческих банков.
Протяженность железных дорог – 2,1 тыс.км (одноколейные), в 1998 г. перевезено 3,6 млн. пассажиров и 1,5 млн.т. грузов; автодорог – свыше 73 тыс.км., из них 8,6 тыс.км. – с асфальтовым покрытием, автопарк составляет 700 тыс. автомобилей. На автомобильный транспорт приходится до 92% пассажиро- и 78% грузоперевозок. Уровень смертности от ДТП – один из самых высоких в мире. В 1998 г. зафиксировано 14342 ДТП, в которых погибли 2,9 тыс. кенийцев, повреждения различной степени тяжести получили 25 тыс.чел.
Международные аэропорты – Найроби (в 1998 г. перевезено 1,2 млн. пассажиров на международных рейсах и 1,5 млн. – на внутренних), Момбаса, Эльдорет. Национальная авиакомпания «Кениан Эйруэйз» – 26% акций принадлежат голландской КЛМ, 23% – кенийскому правительству, 51% – частному капиталу, имеет 11 собственных самолетов и 4 арендованных.
Имеется нефтепровод Момбаса-Найроби (450 км.), продолжается его прокладка на Накуру, Эльдорет и далее в Уганду.
В экономике сильны позиции иностранного капитала (Англия, ФРГ, США, Франция). Сейчас кенийское правительство активно «работает» на азиатском и особенно тихоокеанском направлениях (Иран, Китай, Ю. Корея, Япония), стремясь привлечь в страну инвесторов из этих стран. Законодательством Кении доля участия инофирм в национальных предприятиях ограничена 49%.
Внешний товарооборот в 1998 г. составил 5,3 млрд.долл. (экспорт – 2,1 млрд. и импорт – 3,2 млрд.).
На основные экспортные культуры – кофе и чай – приходится до 50% поступлений от экспорта. Импортируются станки, оборудовагие, нефть и нефтепродукты (97% из Ирана).
Основные торговые партнеры – Англия (помощь – 25 млн.фт.ст., 1 млрд.фт. инвестиций, 195,7 млн. – экспорт в Кению и 238,2 млн. – импорт из нее в 1996 г.), ЮАР (товарооборот – 331 млн.долл., экспорт Кении – 18 млн., импорт из ЮАР – 313 млн.), ФРГ (помощь 49 млн.долл., инвестиции – 100 тыс. долл., товарооборот – 240 млн.), Япония (помощь 70 млн.долл.), США (капвложения – 285 млн.долл., товарооборот – 340 млн., кенийский экспорт – 115 млн., импорт из США – 225 млн.), Франция (товарооборот – 1,1 млрд.фр.), Италия (товарооборот – 158 млн. долл., кенийский экспорт – 60 млн, импорт 98 млн.), Нидерланды (товарооборот 150 млн.), Уганда, Танзания, страны Бл. Востока, включая Египет (товарооборот 66,5 млн.долл.), Израиль, ОАЭ и Саудовскую Аравию, Пакистан (экспорт в Кению – 3,95 млрд.кен.шилл., импорт – 5,49 млрд.), Индия (товарооборот – 85 млн.долл.).
Важным источником поступления твердой валюты в казну государства является иностранный туризм, доля которого в ВВП составляет 11%. В 1998 г. Кению посетило 600 тыс. интуристов (в 1997 г. – 710 тыс.). Доля туризма в ВВП – 22%.
Велика зависимость Кении от донорской помощи. По оценке МВФ потребность страны во внешних финансовых средствах на 1998 г. составляла порядка 800 млн.долл. Она имеет два основных назначения – на осуществление проектов развития и на прямую поддержку платежного баланса страны. Помощь оказывается в виде безвозмездных субсидий, беспроцентных или на льготных условиях займов и кредитов, поставок машин, оборудования и продовольствия, направления в страну оплачиваемого донорами квалифицированного персонала, бесплатной подготовки за рубежом кенийских специалистов и т.д.
В стране аккредитовано 97 представительств иногосударств, в том числе 69 посольств, находящихся непосредственно в Найроби. В Найроби размещены штаб-квартиры ЮНЕП и Хабитат, имеются представительства 21 международных и 14 региональных организаций.
Кения имеет посольства в 32 странах мира, постоянные представительства в Нью-Йорке и Женеве, а также представительства при ЮНЕП и Хабитат (Найроби).
О подготовке программы экономического развития на 1999-2001 гг. Правительство Кении при осуществлении перспективного экономического планирования готовит и публикует два основных документа: пятилетние Планы национального развития (действует 8-й План, рассчитанный на 1997-2001 гг.), а также трехгодичные «Рамочные документы об экономической политике» (последний – на 1996-98 гг.), которые частично корректируют долговременный экономический курс правительства и его валютно-финансовую программу. В прошлом принятие таких документов, как правило, совпадало с переговорами с МФО о выделении очередных кредитов, причем сами доноры использовали эту возможность для воздействия на экономическую политику страны.
Очередной Рамочный документ на 1999-2001 гг. должен был, по замыслу министерства национального планирования и развития, увидеть свет в I кв. 1999 г. Однако работа над ним затянулась в ожидании начала переговоров с МВФ. Кенийское руководство ставит перед собой трудно выполнимые задачи: добиться темпов роста ВВП 4% в 1999 г., 5% – в 2000 г. и 7% – в 2001 г. (хотя в последние годы эти темпы постоянно снижались: с 4,6% – в 1996 г. до 1,6% – в 1998 г.), при этом не указываются источники, за счет которых будут обеспечены эти темпы. Прогнозируемые правительством высокие цифры прироста ВВП можно объяснить тем, что в действующем 8-м Плане национального развития поставлена цель – добиться для Кении статуса новой индустриальной страны к 2020 г., а для этого экономика страны должна развиваться темпами не ниже 7% в год. Поскольку в последнее время происходит их явное снижение, авторам Документа приходится плавно подводить реальные показатели к планируемым.
Основные направления экономического курса правительства определены в предисловии Документа, подписанном президентом Д.Мои: создание благоприятных условий для деятельности местных и иностранных инвесторов; оказание помощи фермерам в производстве и сбыте продукции; ускорение приватизации, увеличение самостоятельности госпредприятий, перевод их, где это возможно, на коммерческие принципы работы; рационализация госслужбы, сокращение занятых в ней и снижение расходов по содержанию госаппарата. Для реализации этих мероприятий в Найроби рассчитывают на внешние заимствования в 2,8 млрд.долл. И хотя доля МВФ и ВБ (190 и 470 млн.долл. соответственно) в финансировании программ кенийского правительства составляет 23%, сам факт выделения этих сумм может существенно повысить доверие к Кении как получателю кредитов и оказать соответствующее влияние на других доноров. Тем более, что от них ожидается поступление основных средств: 1,5 млрд. предполагается получить от двусторонних и многосторонних доноров (причем 370 млн. – в виде безвозмездных займов и 1,12 млрд. – в форме льготных кредитов); 650 млн. должны поступить от частных зарубежных инвесторов.