Макроэкономика и финансовый климат Швеции

Темпы прироста ВНП в индустриально развитых странах снизятся под влиянием азиатского кризиса в среднем на 1%. Для Швеции это означает падение темпов роста ВНП в 1998 году с 3,1% до 2,8% по более оптимистичным прогнозам, до 1,8% по другим оценкам.

На долю рынков кризисных стран приходится не более 3% шведского экспорта и прямое воздействие на шведскую экономику от потери этих рынков невелико. Основная проблема для шведских компаний – ожидаемый стремительный рост экспорта дешевой после обесценения национальных валют продукции из кризисных азиатских стран и, соответственно, обострение конкуренции на мировых рынках.

Новым моментом в развитии экономики Швеции стало растущее значение внутреннего потребления. В 1993-97 гг. темпы ежегодного прироста внутреннего спроса росли от 3,2% до 2%. В 1998 году ожидалось сохранение этой динамики, при сокращении темпов роста шведского экспорта до 6%, с 12,2% в 1997 году. Наиболее активен спрос на товары долгосрочного пользования: автомобили, холодильники и т.д. При этом темпы роста частного спроса выше темпов роста реальных доходов населения от повышения заработной платы.

Экономический кризис 1991-93 годов привел к вымыванию из производства устаревших технологий и оборудования, к ускоренному обновлению основных производственных фондов в шведской промышленности (более 40% роста инвестиций в отдельные годы). В послекризисный период рост производства достигнут в значительной степени за счет роста производительности труда – одна из причин относительно скромных успехов правительства в борьбе с безработицей, несмотря на то, что в отдельные послекризисные годы рост ВНП достигал 3,9%.
Промышленное производство на обновленной технической основе является дополнительным фактором устойчивости экономики Швеции, ее способности к адаптации для работы на мировых рынках в условиях усиливающейся конкуренции. В этом же направлении работает и политика интенсивного вложения средств в НИОКР (3,3% от ВНП).

По мнению экспертов ОЭСР, Швеция вошла в полосу «среднеконъюнктурного развития» по американскому типу, при котором исключаются резкие колебания в темпах роста экономики. В ближайшие три-четыре года прирост ВНП Швеции будет находиться в пределах 2-3%. Для условий высокоразвитой экономики это хорошие показатели роста,особенно с учетом влияния азиатского кризиса.
Об итогах парламентских выборов. 20 сентября 1998 г. состоялись очередные выборы в риксдаг. Одновременно прошли выборы в органы местного самоуправления в 21 ландстинге (в правление лена – области) и 272 коммунах.

По итогам голосования наибольшее число голосов избирателей, и право сформировать правительство получила Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) – 36,6% голосов (131 мандат); оппозиционная Умеренная коалиционная партия (УКП) набрала 22,6% (81 мандат); Левая партия (ЛП) – 12% (43 мандата); входящие в буржуазный блок Народная партия-либералы (НП) и Христианские демократы (ХД) – 4,7% и 11,8% (17 и 42 мандата).

На очереди выработка официального отношения Швеции к ЕВС, подготовка к выборам в Европарламент в июне 1999 г. и к председательству в ЕС в первой половине 2001 г.
Международная проблематика практически не прозвучала ни в манифестах, ни в предвыборной кампании в целом. Из «шестнадцати главных для Швеции вопросов» к ней можно отнести лишь вопросы политики Швеции в отношении ЕС и ЕВС, борьбы с глобальными угрозами природе и иммиграционной политики. Можно отметить заявления лидеров УКП о более тесном сотрудничестве с НАТО, в то время как СДРПШ делала упор на необходимости развития европейской интеграции с оказанием помощи странам Прибалтики и Польши по вступлению в ЕС, а также более тесном подключении России к ЕС.

\"Козырями» социал-демократов стали экономические успехи по увеличению объемов торговли и сбалансированности государственного бюджета, что обеспечило рост инвестиций в промышленность, а также личного и общественного потребления. Социал-демократы в своих программных документах предлагали снизить уровень безработицы за счет выделения дополнительных финансовых средств для создания новых рабочих мест и переподготовки кадров (что не могло не привлекать избирателей), тогда как консерваторы видели основную причину проблемы в несовершенстве системы налогообложения.

Несмотря на самые плохие с 1956 г. для социал-демократов итоги выборов, СДРПШ с помпой отметила свою победу и лидер партии Й.Перссон заявил о намерении сформировать однопартийное правительство меньшинства. 6 октября 1998 г. состоялось открытие первой сессии нового состава риксдага, на котором тальман (председатель риксдага) Б.Даль объявила о том, что новым премьер-министром Швеции, обладающим правом формирования правительства, стал Й.Перссон. Глава кабинета выступил с традиционной декларацией правительства, содержащей основные направления его внутри- и внешнеполитической деятельности.

В отношении России было заявлено, что Швеция будет оказывать дальнейшую поддержку демократическому развитию и движению к социально направленной рыночной экономике.

В декларации выражено стремление Швеции всемерно развивать сотрудничество в регионе Балтийского моря, а также на севере Европы во взаимодействии с государствами Балтии. Глава шведского кабинета высказался также против возникновения новых разграничительных линий в Европе и заявил о приверженности принципу нейтралитета и неприсоединения к военным союзам в мирное время. Кабинет намерен также поддерживать стремление государств Балтии и Польши стать членами ЕС. Планируется активизировать сотрудничество Швеции с региональными и международными организациями, в частности СГБМ, а также в рамках Евросоюза.
Среди внутриполитических задач основной упор был сделан на дальнейшее проведение борьбы с безработицей и осуществление запланированных мер в социальной сфере по увеличению социальных пособий и пенсий населению. Программным стало заявление премьера о намерении снизить уровень безработицы в стране до 4% к 2000 году и к 2004 г. добиться 80% занятости населения (что потребует создания около 600 тыс. новых рабочих мест). Темпы ежегодного прироста ВНП определены в размере 2% в год. При этом объявлено о плановом погашении государственного долга и сохранении низкого уровня инфляции.

На первом заседании риксдага Пирссон объявил об изменениях в составе правительства сокращении числа министров с 22 до 20 при сохранении ранее существовавшей пропорции, при которой половину мест в правительстве занимают женщины.
Так, Л.Ельм-Валлен, занимавшая пост министра иностранных дел, стала вице-премьером. В состав правительства на пост руководителя укрупненного министерства экономики, в которое вошли министерства рынка труда, коммуникаций и внутренних дел, назначен Б.Русенгрен, бывший губернатор провинции Норботтен, а его заместителем – М.Салин, занимавшая до октября 1995 года должность вице-премьера в социал-демократическом правительстве И.Карлссона.

Финансы
Определяющая роль в формировании основ деятельности финансовой системы Швеции, ее законодательной базы принадлежит риксдагу. Практическая работа по подготовке решений риксдага и осуществлению парламентского контроля в данной области ведется его финансовой комиссией. Финансовая комиссия разрабатывает основные направления государственной экономической и финансовой политики, бюджетного регулирования и регулирования государственной задолженности, системы страхования предпринимательской деятельности, работы Государственного банка, коммунальной экономической политики, государственного ревизионного контроля, статистики, управления госсобственностью.

В сферу ответственности министерства финансов входят вопросы планирования финансовой политики, формирования госбюджета и контроля за его исполнением, регулирования деятельности денежно-кредитного и страхового рынков, налоговая и таможенная политика, вопросы игорного бизнеса, международное экономическое сотрудничество. В ведении Минфина находится деятельность 12 государственных акционерных компаний (среди них – «Финансирование жилищного строительства», Шведская денежная лотерея, «Винные и спиртные изделия», Управление регистрации ценных бумаг) и около 50 государственных ведомств (среди них – управление по обслуживанию государственного долга, таможня, статуправление, фининспекция, ревизионное и налоговое управления, конъюнктурный институт, лотерейная инспекция, управления госсобственности и общественных пенсионных фондов).

Центральное место в финансовой системе Швеции занимает Государственный банк – старейший в мире центральный банк (образован в 1668 г.). Госбанк обладает монополией эмиссии национальной валюты (печатание банкнот и производство монет осуществляется госпредприятием «Тумба Брук» ), управляет золотым и валютным резервом страны, является главным оперативным звеном платежной системы, отвечает за формирование кредитно-денежной политики. Находится в подчинении риксдага. Управляется Советом уполномоченных (8 человек), 7 из них избираются риксдагом сроком на 4 года. Совет уполномоченных избирает председателя Государственного банка сроком на 5 лет. Главным инструментом контроля за функционированием платежной системы страны является объединяющая все банки Швеции электронная система Госбанка РИКС. Вместе с Государственной финансовой инспекцией Госбанк несет ответственность за поддержание стабильности и эффективности финансовой системы. При этом Госбанку принадлежат функции более общего характера, как, например, анализ того, как повлияет на стабильность и безопасность финансовой системы страны выдача банковской лицензии, в то время, как непосредственный контроль за деятельностью финансовых институтов входит в компетенцию Госфининспекции.

Основные сферы осуществляемого Госфининспекцией контроля – денежно-кредитный и страховой рынки. Под надзором инспекции находится 2,5 тыс. финансовых институтов и физических лиц (банки, фондовые компании, финансовые группы, частью которых являются банки и инвестиционные компании, Стокгольмская фондовая биржа. Управление регистрации ценных бумаг, брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен», страховые компании и маклеры).

Важным звеном финансовой системы является Управление по обслуживанию государственного долга. Его основные функции – предоставление госзаймов, обслуживание госдолга, предоставление (наряду с Госуправлением гарантирования экспортных кредитов) госгарантий. Управление является также «внутренним банком» госучреждений и держателем «государственной кассы» . Общественные пенсионные фонды формируются за счет пенсионных отчислений работодателей. Находящиеся в управлении 6 фондов активы составляют более 600 млрд. крон.

600 компаний работают на страховом рынке. Подавляющая их часть – небольшие фирмы, работающие в сфере страхования от материального ущерба. Только деятельность 85 компаний распространяется на территорию всей Швеции. Около 30 компаний и 100 страховых обществ действуют на рынке страхования жизни, при этом 5 крупнейших компаний контролируют около 75% рынка данного вида услуг. Услуги предоставляются непосредственно самими страховыми компаниями, но в последнее время заметно возрастает число независимых маклеров. В настоящее время на шведском рынке работает 280 страховых маклерских фирм. В 1997 г. совокупная прибыль страховых компаний Швеции составила 96 млрд. крон, из них – 64 млрд. крон на рынке страхования жизни. Как институциональный инвестор страховые компании предоставили в управление инвестиционных компаний и фондов Швеции более 1,2 трлн. крон.

Кредитный рынок Швеции представлен 196 финансовыми институтами, 20 из них являются акционерными банками, 87 – сберегательными банками, 73 – кредитными фирмами, 17 – филиалами зарубежных банков и кредитных институтов.

Среди акционерных банков есть как т.н. банки полного спектра услуг, так и специализированные. Работа первой группы основана на покрывающей всю территорию Швеции деятельности широкой сети филиалов, представляющих все свойственные банкам виды услуг. Специализированные акционерные банки как правило имеют лишь одну главную контору, услуги обычно оказываются по телефону (т.н. банки по телефону), через Интернет, почтовую систему жиросчетов.

Сберегательные банки осуществляют свою деятельность на географически ограниченной территории, чаще всего в пределах одной или нескольких коммун. Деятельность главным образом ориентирована на кредитование частного жилищного строительства.

Крупнейшими банками Швеции являются «Свенска Хандельсбанкен» (на конец 1997 г., до слияния с Государственным ипотечным банком, оборотный капитал составил 7,8 трлн. крон), «Ференингс Спарбанкен» (6,5 трлн. крон), «Нурдбанкен» (6 трлн. крон, до слияния с финским «Мерита» ), «Скандинависка Эншильда Банкен» (3,1 трлн. крон, до слияния с крупнейшей страховой компанией страны «Трюгг-Ханса» ).

Среди кредитных фирм доминирующее положение по объемам кредитования занимают ипотечные институты. Большинство из них структурно входят в какой-либо финансовый концерн, материнской компанией которого является банк. Крупнейшим ипотечным институтом Швеции и одним из основных эмитентов облигаций негосударственных финансовых институтов является Государственный ипотечный банк – 400 тыс. клиентов; в 1997 г. совокупный заем составил 300 млрд. крон, оборотный капитал – 3 трлн. крон.

540 финансовых институтов (биржи, брокерские, клиринговые, фондовые, инвестиционное компании, их зарубежные филиалы) действуют на рынке ценных бумаг. Крупнейшие из них – брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен», принадлежащая ему Стокгольмская фондовая биржа, «Банкжиро», Управление регистрации ценных бумаг, «Постжиро» . Рынок ценных бумаг – наиболее подверженная колебаниям и интернационализации часть финансовой системы Швеции. Многие из институтов данного сегмента финансового рынка являются составной частью крупных концернов, в состав которых входят банки или страховые компании.

В настоящее время в Швеции действует около 90 инвестиционных компаний и 395 инвестиционных фондов, находящихся в управлении 65 фондовых и 8 инвестиционных компаний. В 1996 г. объем средств, находящихся в управлении инвестиционных фондов составил 360 млрд. крон, при этом 80% находилось в управлении фондовых компаний, деятельность которых непосредственно связана с банками.

Одним из основных инструментов платежной системы Швеции является система почтовых жиросчетов. Ежегодно через нее осуществляется около 400 млн. финансовых операций, или 1,1 млн. операций – ежедневно. Ежегодный объем платежей составляет 5 трлн. крон. Клиентами «Постжиро АБ» является около 700 тыс. частных лиц и фактически все шведские компании и учреждения. Практически все шведские компании и организации являются также клиентами «Банкжиро АБ» . Ежегодный объем финансовых операций, осуществляемых через систему банковских жиросчетов, составляет 2,6 трлн. крон (ежедневно – 1,2 млн. операций объемом в 10,5 млрд. крон).

Одним из главных актеров на рынке ценных бумаг, в задачу которого входит ведение регистра владельцев акций входящих в его систему компаний и организаций, является АО «Управление регистрации ценных бумаг» . Другая важная сфера деятельности АО – взаимный зачет платежей по ценным бумагам. В его систему входят около 60 крупнейших финансовых институтов страны (все шведские банки, филиалы иностранных банков и фондовых компаний). В 1997 г. ежедневный оборот Управления составлял в среднем 331 млрд. крон. В феврале 1998 г. активы финансовых институтов Швеции составляли около 4 трлн. крон, при этом 58% активов приходилось на банки, 31% – ипотечные институты, 3% – финансовые компании, 2% – инвестиционные компании, 6% – на остальные финансовые институты. 2,1 трлн. крон находилось в займе, предоставленном небанковскому сектору, 41% заемных средств приходилось на банки, 48% – ипотечные, 11% – на остальные финансовые институты. Совокупный депозит небанковского сектора составлял 900 млрд. крон, 95% вкладов приходилось на банки, 1% – ипотечные институты, 4% – остальные финансовые институты. 66% ценных бумаг было эмитировано ипотечными институтами, 20% – банками.

Структура минфина. В министерстве финансов Швеции работает 330 служащих. В руководство Минфина входит министр по вопросам налогообложения. Оба министра имеют по одному заместителю. Структурно министерство подразделяется на 7 функциональных департаментов и один секретариат.

Руководство Политического департамента осуществляется непосредственно министром финансов и министром по вопросам налогообложения. Отвечает за вопросы долгосрочного планирования экономической и финансовой политики. Особенностью департамента является то, что все его сотрудники (около 20 чел.) назначаются по политическому принципу (принадлежности к правящей партии/коалиции). Самое крупное подразделение министерства – Налоговый департамент (около 60 служащих). В департаменте работают 8 отделов: налогообложения предприятий, НДС, налогообложения капитала, международный, налогообложения физических лиц, акцизный, таможенный.

Особое место в структуре министерства финансов занимает Правовой секретариат. Он отвечает за разработку законопроектов, относящихся к функциональным сферам деятельности бюджетного, экономического, международного департаментов, департамента управления и является их, а также административного департамента юридическим консультантом.

С 1992 г. в рамках правительственной программы технического содействия России министерством финансов осуществляется Шведско-российский проект сотрудничества (ШРПС). В его реализации с российской стороны принимают участие минфин, госналогслужба и миниэкономики. Основная форма работы – проведение семинаров, посвященных анализу, оценке и обмену опытом деятельности министерств финансов двух стран в данных областях финансовой политики. Наиболее активно сотрудничество в рамках проекта осуществляется в сфере регулирования аудиторской деятельности. В 1992-97 гг. шведской стороной под данный проект было выделено более 3,5 млн. долл. В декабре 1997 г. по просьбе минфина России правительство Швеции приняло решение о продолжении реализации программ ШРПС и выделении на эти цели в 1998 г. 1 млн. долларов. Вопросы осуществления проекта курируются международным департаментом минфина Швеции.