Макроэкономика Эфиопии

Эфиопия – экономически отсталая аграрная страна. Относится к группе наименее развитых стран мира (НРС) с годовым доходом на душу населения около 130 долл.

Госбюджет. 29 июня 1999 г. СНП одобрил бюджет Эфиопии на 1999/2000 ф.г. в 13,9 млрд. бырр. Из них 8,2 млрд. – на текущие расходы, а 2,5 млрд. – на капстроительство. Основные суммы капитального бюджета предполагается использовать на реализацию 206 незавершенных и 9 новых федеральных проектов в области сельского и водного хозяйства, горнодобычи, энергетики, дорожного строительства, здравоохранения, образования и в различных отраслях промышленности. 3,1 млрд. бырр будут распределены между различными регионами страны в форме федеральных субсидий. Особое внимание будет уделено защите национального суверенитета страны, обслуживанию внешнего долга, а также соблюдению бюджетной дисциплины по основным расходам правительства.

Главная отрасль экономики – сельское хозяйство, на долю которого приходится 49% ВНП и 85% экспорта. 75% населения страны заняты в сельском хозяйстве и соответствующей перерабатывающей отрасли, которые испытывают серьезные трудности из-за регулярных стихийных бедствий. К этому добавляются недостаток капиталовложений и современной агротехники, а также малоземелье при сохраняющейся государственной собственности на землю. Страна вынуждена импортировать многие продукты питания или получать их в виде чрезвычайной продпомощи. Дефицит продовольствия последних четырех лет оценивался в 10-30 млн. центнеров в год и покрывался за счет зарубежных поставок.

К началу 1999 г. в Эфиопии насчитывалось 741 промпредприятие, большинство из которых с числом рабочих мест 4-6. На долю промышленности приходится 10-20% ВВП страны и 15% экспортных поступлений. Основные мощности приходятся на переработку с/х продукции (продсырье, текстиль) и изготовление простейших потребтоваров. В то же время имеющиеся мощности загружены далеко не полностью из-за узости внутреннего рынка, недостатка квалифицированных кадров и финансовых проблем в деле снабжения. Лишь 51% промышленных предприятий рентабельны.

Приватизация и рыночные реформы. До недавнего времени доля госсектора в промышленности составляла 70%. С 1995 г. были приватизированы 183 предприятия в сфере промышленности, торговли и услуг. Выручка государства составила 2,8 млрд. бырр. В авг. 1999 г. Эфиопское агентство по приватизации объявило о планах приватизации еще 123 госпредприятий в течение ближайших трех лет. Продаже крупных предприятий госсобственности предшествует их акционирование. В 1996-98 гг. были приняты законодательные акты, регулирующие инвестиционную и банковскую деятельность, страховые операции, налоговую политику, предпринимательскую деятельность в агропроме и лесном хозяйстве, разработку минеральных ресурсов. Отменены налоги и пошлины на экспортируемые товары (кроме кофе), существенно снижены налоги на продажу импортных товаров, приняты законодательные акты по аренде городской земли.

Полезные ископаемые. В Эфиопии мало разведанных, а тем более эксплуатируемых месторождений. К началу 1990-х гг. подробными геологическими картами были обеспечены не более 20% территории страны, в то время как общие геологические характеристики региона позволяют предполагать наличие значительных запасов как рудных, так и нерудных полезных ископаемых. Уже обнаружены проявления руд меди, цинка, никеля, тантала. В конце 1980-х гг. советскими специалистами были открыты промышленные запасы природного газа. Есть указания на потенциальные запасы нефти, имеются промышленные месторождения золота, разрабатывается месторождение платины. Практически неисчерпаемой кладовой минеральных солей являются впадины Ассале и Афар, однако их промразработка затруднена отсутствием соответствующей инфраструктуры и тяжелыми климатическими условиями. На востоке и северо-востоке страны широко распространены известняки, гипсы. Велики запасы мрамора, строительных и декоративных камней, высококачественных кварцевых песков, пемзы. Эфиопия обладает большими запасами сырья для химической промышленности, в том числе для производства удобрений и для промышленности строительных материалов. В зоне грабенов выявлены большие запасы геотермальных соленых и пресных вод. Так или иначе большинство месторождений полезных ископаемых разведаны далеко не полностью и не разрабатываются. Помимо этого, Эфиопия богата гидроресурсами (Голубой Нил и т.д.), которые, однако, используются лишь на 1%.

Внешняя торговля.С отделением Эритреи Эфиопия лишилась выхода к морю. До 1998 г. внешнеторговые грузоперевозки осуществлялись через морские порты Асэб (Эритрея), Джибути (Респ. Джибути) или воздушным путем, через аэропорт Аддис-Абебы. После начала эфиопо-эритрейского вооруженного конфликта в мае 1998 г. порт Асэб был закрыт для Эфиопии. По этой причине все внешнеторговые морские грузоперевозки были переключены на порт дружественной Джибути.

Автодорожная сеть развита слабо – только 9 тыс.км. дорог являются всесезонными. Железная дорога одна – между Аддис-Абебой и портом Джибути. Построенная в начале XX века, она давно требует модернизации.

Основные экспортные товары: кофе, кожсырье и изделия из кожи, мрамор, гранит, золото, семена бобовых и масличных культур, меласса, живой скот, мясопродукты, жмыхи и другие побочные продукты сельхозпроизводства, овощи, фрукты. В последние 12 лет валютные поступления от экспорта кофе составляют 55-60% от стоимости всего экспорта. В 1997 г. было экспортировано 160 тыс.т. кофе на 356 млн.долл.

Эфиопия импортирует: сырую нефть, нефтепродукты, авиа- и автотранспортные средства, строительное и промоборудование, запчасти, стройматериалы, химпродукцию для промышленности и сельского хозяйства, с/х машины, ирригационное оборудование, удобрения, фармацевтическую продукцию, товары народного потребления.

Ежегодный внешнеторговый товарооборот Эфиопии составлял в 1995-97 гг. 1000-1250 млн.долл., в том числе экспорт – 300-450 млн.долл., импорт – 700-850 млн.долл. Основными партнерами во внешней торговле Эфиопии являются Саудовская Аравия (общий товарооборот 160 млн.долл., в том числе экспорт – 30 млн., импорт – 130 млн.), США (110 млн.; 15,3 млн.; 94,7 млн.), Италия (89 млн.; 17,7 млн.; 71,3 млн.), Джибути (69 млн.; 35 млн.; 34 млн.), Япония (68 млн.; 32 млн.; 36 млн.).

Финансы
Основным нормативным актом, регламентирующим валютно-финансовые отношения в Эфиопии, является Постановление № 83/1994 «О валюте и банковских операциях».

Денежной единицей Эфиопии является бырр. Все расчеты по стране должны производится в эфиопских быррах. Расчеты в инвалюте могут производится только по контрактам, обслуживающим сделки по импорту товаров и услуг в Эфиопию. Данные контракты должны быть утверждены ЦБ, что позволяет импортеру обменять бырровую денежную массу на инвалюту, необходимую для оплаты контракта. Однако выдача банком наличной валюты не производится, оплата контракта должна быть осуществлена в безналичном порядке. Экспортные сделки также оплачиваются иностранной валютой, но эфиопский экспортер должен обменять всю валютную выручку на национальную валюту по курсу, установленному ЦБ, в установленный банком срок. Ни физические, ни юридические лица в Эфиопии не имеют права производить какие-либо финансовые операции в иностранной валюте кроме как с уполномоченным и ЦБ. Хранение наличной иностранной валюты без законных оснований запрещено. Несмотря на наличие в уполномоченных банках Эфиопии пунктов обмена валют, обменять эфиопские бырры на наличную иностранную валюту можно только при наличии документа, подтверждающего намерение человека выехать из страны. Таким документом может быть авиабилет или паспорт с действительной выездной визой. На одного человека выезжающего из страны отделение валютного обмена уполномоченного банка выдает 1200 долл., по курсу ЦБ. Валюта других стран обменивается пропорционально долларовому лимиту. О факте покупки инвалюты в паспорте делается отметка, а также ставится штамп уполномоченного банка на авиабилете покупателя. Ввоз в страну наличной иностранной валюты не ограничен, однако, ввезенная валюта должна быть задекларирована при пересечении таможенного контроля при въезде. Вся сумма ввезенной иностранной наличной валюты должна быть обменена на эфиопские бырры в течение трех месяцев со дня оформления декларации.

Помимо инвалюты существуют ограничения в обращении национальной валюты, так, например, вывоз за пределы Эфиопии национальной валюты запрещен. В отличие от основной массы законодательных актов Эфиопии, большая часть которых носит декларативный характер, требования по выплате выполняются, так как за нарушение предусмотрена уголовная ответственность, пределом которой является лишение свободы на срок до 15 лет и конфискация имущества на 20 тыс. эфиопских бырр.

Внешняя экономическая помощь Эфиопии в условиях эфиопо-эритрейского конфликта. Нынешняя ситуация военно-политического противостояния Эфиопии и Эритреи, при всем негативном ее влиянии на экономическую и внутриполитическую обстановку в обеих странах, в экономическом аспекте выглядит все же значительно безболезненнее для Аддис Абебы, чем для Асмары.

Проявленная правительством Мелеса Зенауи с самого начала этого конфликта политическая сдержанность (которая его оппонентами трактовалась по меньшей мере как нерешительность) позволила Эфиопии сохранить лояльное отношение своих традиционных доноров и за последнее время даже несколько расширить их число.

Находясь под жестким прессингом «ястребов» внутри и вне правительства, эфиопскому руководству необходимо было делом доказывать своим оппонентам правильность избранной им линии, и оно старалось это делать, заметно активизировав свою внешнеполитическую деятельность с тем, чтобы обеспечить непрекращающийся приток в страну иностранной помощи.

Вот лишь некоторые из соглашений в рамках программ развития, которые были подписаны Эфиопией в последние месяцы 1998 г. когда на эритрейско-эфиопской границе царило временное затишье.

Так, 7 сент. Эфиопия подписала три грантовых соглашения с Японией на общую сумму 37,7 млн.долл. из которых 32,2 млн.долл. планируется израсходовать на создание системы водоснабжения в городских центрах, а остальные 5,5 млн. обозначены в соглашении как первая часть нового гранта, уже обещанного Японией, на восстановление 300 км. шоссе Аддис-Абеба – Дебре Маркос. Суммарная стоимость этого ремонтно-дорожного проекта оценивается в 77,9 млн.долл. Причем правительство Японии берет на себя все затраты по данному проекту, в результате чего он обещает стать самым крупным проектом, когда-либо осуществлявшимся Токио в странах Африки или Бл. Востока в рамках безвозмездной помощи.

10 сент. было подписано два соглашения Эфиопии с Нидерландами о гранте на 12,9 млн.долл., из которых 8,9 млн.долл. выделено на поддержание и расширение канализационной сети в Аддис-Абебе, а остальные 4 млн.долл. – на приобретение необходимых стране лекарств и медикаментов.

14 окт. Эфиопия подписала два соглашения с США о предоставлении безвозмездной помощи на сумму 23,4 млн.долл. в области здравоохранения и образования.

18 окт. ЕС объявил о начале осуществления в Эфиопии 13 крупных проектов в рамках программ развития общей стоимостью 4,5 млрд. бырр (619 млн.долл.), выделяемых в соответствии с протоколом Ломейской конвенции. Крупнейшим из финансируемых ЕС проектов станет проект реконструкции 335 км. асфальтового шоссе из Аддис-Абебы в Джимму общей стоимостью 223 млн.долл. Значительные средства (27,5 млн.долл.) предполагается выделить на постройку складов и зернохранилищ.

20 окт. минздрав объявил, что ВБ и Африканский банк развития (АБР) намерены предоставить Эфиопии безвозмездный заем в 130 млн.долл. на реализацию госпрограммы в области здравоохранения.

25 окт. 1998 г. Франция предоставила Эфиопии целевой грант в 10 млн.долл. на совершенствование системы водоснабжения в столице.

Наконец, следует отметить, что 8 нояб. 1998 г. такой традиционно важный для Эфиопии донор, как ПРООН, заявил о намерении увеличить в 1999 г. разностороннюю помощь Эфиопии. В своем заявлении ПРООН отметила, что правительству Эфиопии удалось предложить вполне реальную и жизнеспособную программу развития мелкой промышленности и стимулирование участия частного бизнеса в развитии страны, и выразила готовность оказать поддержку этой программе.

Перечисленные выше соглашения – только небольшая часть двухсторонних соглашений, заключенных Эфиопией в последние месяцы 1998 г.

Следует также отметить, что даже такой чувствительный к конъюнктурным колебаниям инвестиционный сегмент как прямые иностранные инвестиции, не испытал ощутимого негативного влияния регионального конфликта. Хотя доля прямых иностранных инвестиций остается сравнительно невелика, однако и тенденции к ее снижению нe наблюдается.

Напротив, у правительства Эфиопии появились основания рассчитывать на то, что нынешний, довольно низкий уровень прямых иностранных частных инвестиций в экономику страны сможет в недалеком будущем существенно возрасти. Эти ожидания связываются с инициативой, предпринятой ЮНКТАД совместно с Международной торговой палатой (МПТ), направленной на стимулирование прямых инвестиций в шесть наименее развитых стран (НРС) мира. В фев. 1999 г. в Аддис-Абебе в отеле «Хилтон» состоялся первый рабочий семинар, организованный совместно ЮНКТАД, МПТ и эфиопским управлением по инвестициям (ЭУПИ), который был посвящен проблемам стимулирования прямых иностранных частных инвестиций в экономику НРС.

По словам представителя ЮНКТАД Карла Сована, Эфиопии в этом проекте отводится особая роль. Она станет первой из числа шести избранных стран, в которой начнется реализация этого проекта. Этот опыт в дальнейшем будет использоваться в остальных пяти ПРС, в числе которых вошли Бангладеш, Мадагаскар, Мали, Мозамбик и Уганда. Эфиопия была выбрана первой за ее, по выражению Карла Сована, «заслуживающую одобрения экономческую политику и упорные усилия, которые предпринимает ЭУПИ, чтобы как можно шире использовать мировые инвестиционные возможности».

Проект ЮНКТАД-МПТ включает в себя два компонента. Первый – это подготовка инвестиционных гайдов, иными словами специальных путеводителей, освещающих инвестиционные возможности страны, цель которых предложить потенциальному инвестору перспективные объекты для инвестиций с подробной и достоверной информацией о них. Второй компонент проекта – реализация мер по расширению имеющихся инвестиционных возможностей и предложений. Поддержав инициативу ЮНКТАД, генсек ООН Кофи Аннан назвал данный проект «показательным», призванным «наглядно продемонстрировать выгоду от партнерства между деловыми кругами и структурами ООН». Финансовая поддержка данной инициативы будет обеспечиваться на первых порах правительствами Франции, Норвегии, Китая и Финляндии.