Торговый флот насчитывает 132 судна грузоподъемностью 1,56 млн.т., которые обслуживают до 25% перевозок внешнеторговых грузов. Мощности морских портов составляют 49,5 млн.т, крупнейшие порты - Александрия, Порт-Саид и Суэц.
Важное значение для экономики страны сохраняет Суэцкий канал, являющийся одним из основных источников поступления в страну инвалюты. В 1998 г. по каналу прошли 14,6 тыс. судов грузоподъемностью 370 млн.т.
Высокими темпами развивается связь. С 1992 г. введено в эксплуатацию около 1,3 млн. телефонных линий, общее число которых достигло 3,3 млн. В 1998 г. в сотрудничестве с Францией был запущен спутник связи, ведутся переговоры по запуску второго такого спутника. В области транспортного строительства представлены проекты инфраструктуры, реализация которых позволила бы создать 5 крупных автодорог класса <хайвей> протяженностью 3,35 тыс.км. (2 млрд.долл.). Прежде всего речь идет о строительстве автомагистрали, которая соединила бы Египет, Ливию, Тунис, Алжир и Марокко по побережью Средиземного моря протяженностью 7 тыс.км., в т.ч. 1,5 тыс.км. прошло бы по территории АРЕ (инвестиционная оценка этой части магистрали - 850 млн.долл.), а также 4 национальные автодороги: Александрия-Файюм (240 км., 360 млн.долл.), Файюм-Асуан (850 км., 525 млн.долл.), Даирут-Фарафра (260 км, - 150 млн.долл.), Харга-суданская граница (500 км., 150 млн.долл.).
В проектах транспортного строительства предусматривается создание аэропортов международного класса в Рас Эль-Накб (Синай), Марса Алям (на побережье Красного моря) и Эль-Аламейн (на побережье Средиземного моря); модернизация и расширение морпортов в Порт-Саиде и Эль-Арише, строительство ж/д линии от Исмаилии через Суэцкий канал до погранпункта Рафах (граница с Израилем).
К строительству крупного моста через Суэцкий канал приступил консорциум японских, немецких и египетских фирм. Мост длиной 4 км. и высотой 70 м. (225 млн.долл.) должен быть пущен в эксплуатацию в 1999 г. Проект <моста мира> выполняет японская сторона, а поставку металлоконструкций для ж/д полотна и оборудования - немецкая фирма <Крупп>. Мост соединит Азию и Африку и позволит значительно облегчить автомобильное и ж/д сообщение с Палестинской автономией (через север Синая) до египетско-израильской границы.
Продолжается строительство метро в Каире. Консорциум 17 французских фирм, при участии японской фирмы <Мицубиси> и ряда английских компаний, предполагает завершить строительство последней очереди в 2001 г. Общая оценка строительства всех трех очередей каирского метро - 3,65 млрд.долл. Обсуждается проект строительства метро во втором по величине городе Египта - Александрии. По программе <Мубарак-Ширак>, это метро будут строить французские фирмы. Общая оценка привлекаемых инвестиций 1,9 млрд.долл., 40% которых будут внесены частными египетскими фирмами на условия БOOT.
Морской транспорт. В июле 1997 г. правительство разрешило частным судоходным компаниям обслуживать грузовые судна до 1500 т.
С мая 1998 г. действует поправка к закону, регулирующему строительство гаваней и портов. Не нарушая принципа полного суверенитета государства над территориальными водами и системой безопасности портов и судов, поправка позволяет инвесторам, египетским или иностранным, строить, управлять и ремонтировать гавани и причалы в существующих портах и взимать плату за их пользование.
После подписания соглашения между АРЕ и ВБ о модернизации мортранспорта правительство начало реализацию программы приватизации госкомпаний, занимающихся портовыми услугами.
Ведущей частной транспортной компанией в Египте является <Эджитранс>, основанная в 30-х гг. семьей Лехета: весь спектр транспортных услуг. В 1964-74 гг. <Эджитранс> была вынуждена в связи с проводимой в то время политикой полной национализации перенести центр своей экономической активности из Египта в Ливан. В 1974 г., после начала проведения политики <открытых дверей>, Лехета вернулся, однако компания продолжала терпеть убытки из-за вмешательства со стороны государства. Прорыв наступил в 1996 г., когда <Эджитрансу> было разрешено построить первый в Египте частный таможенный склад для хранения товаров, не оплаченных пошлиной, на площади в 3,5 тыс.кв.м. в СЭР Насер-Сити в Каире. За очень короткий срок склад был полностью загружен.
<Эджитранс> воплотил идею строительства крупного таможенного склада в 105 тыс.кв.м. в г.6 Октября, быстро растущей промышленной зоне на юго-западе от Каира. На складе будут храниться грузы до тех пор, пока импортеры не захотят их растаможить. Проект будет также включать предоставление услуг по доставке грузов по всей территории Египта. <Эджитранс> обладает 20% пакета акций в новом проекте и будет осуществлять единоличное управление компанией. Совладельцами также являются <Мохандес Банк>, Национальная страховая компания, <Ораском> и бизнес круги г. 6 Октября. Первая стадия комплекса открылась в июле 1998 г.
<Эджитранс> также планирует построить склад для хранения контейнеров в Александрии и склад для хранения грузов, требующих охлаждения, в Дихайле, на западе Александрии. Будет создано СП вместе с Голландией для обслуживания как импортеров, так и экспортеров. В районах <Эджитранс> собирается построить ряд небольших складов с охлаждением для хранения овощей и фруктов, предусмотренных на экспорт. Египет прилагает активные усилия с целью занять ключевые позиции в восточносредиземноморском судоходстве и увеличить доходы от Суэцкого канала (сейчас через него проходит 14% мировой торговли, принося 2 млрд.долл. ежегодной прибыли). Правительство намерено реализовать проект строительства порта, терминалов для перегрузки контейнеров, промышленной и свободной зон на востоке от Порт-Саида. Правительство внесло изменения в конце 1997 г. в соответствующий закон 1964 г., положив конец монополии государства над отраслью - и международные судоходные компании стали проявлять значительно больший интерес к египетским портам. Альянс 5 европейских и дальневосточных линий согласился использовать порт Дамьетту в качестве транзитного пункта для осуществления грузовых перевозок; с этой же целью японско-корейско-американский альянс начал использовать Порт-Саид; датские и французские судовые компании проявляют интерес к Дамьетте и Порт-Саиду.
Значительный скачок произошел в объеме инвестиций, вкладываемых в египетские средиземноморские порты. Александрия достигла предела в расширении, Дамьетта должна увеличить вдвое свою пропускную способность к 2005 г., Порт-Саид инвестирует 70 млн.долл. для увеличения мощностей до 800 тыс. 20-футовых контейнеров к 1999 г., Дихейла (порт на западе Александрии) планирует увеличить пропускную способность до 600 тыс. контейнеров. ВБ намерен финансировать ряд проектов в сфере морского транспорта, в т.ч. модернизацию портов Порт-Саида, Ариша, Суэца, строительство волнореза и заградительных насыпей в порту Дамьетты. Для осуществления проекта строительства нового грузового порта в районе Порт-Саида правительство поручило консалтинговым фирмам из Великобритании и Нидерландов подготовить доклад к июню 1998 г., на основе которого был разработан план в фев. 1999 г. Одобрено создание компании с капиталом 1500 млн.ф. (440 млн.долл.), ответственной за строительство и управление портом. Ее основатели - компании по переработке контейнерных грузов Порт-Саида и Дамьетты, Управление Суэцкого канала и Египетская генкорпорация нефти. Остальные доли будут распределены среди международных инвесторов и через подписку. Компания освобождается от всех видов налогообложения на 20 лет и получает право эксплуатации порта на 50 лет. Кроме того, создается АО с капиталом в 50 млн.ф. для осуществления инвестиций в ремонт контейнеров, починку судов, малого производства запчастей, а также строительство судов водоизмещения.
Контейнерный терминал будет располагаться на площади в 2 тыс. акров. Еще 12 тыс. акров будет отведено под складские помещения, хранилища и промзону. Порт будет первоначально иметь причал длинной в 1 км. и 10 портальных кранов; его пропускная способность будет 1 млн. 20-футовых контейнеров. Главным преимуществом порта станет глубина в 63 фута, благодаря чему он сможет принимать грузовые суда 8-го поколения с 18 тыс. контейнеров на борту.
Предварительные оценки западных специалистов подтверждают осуществимость проекта, но только в том случае, если правительство возьмет на себя ответственность по созданию инфраструктуры в районе объектов. Правительство мобилизует ресурсы для строительства телекоммуникаций, авто- и ж/д путей, аэропорта, подводки энергетических (запланировано строительство двух электростанций) и водных ресурсов. В 25 км. южнее Порт-Саида строится ж/д мост через Суэцкий канал, начата работа по возведению подвесного автомобильного моста с привлечением японского капитала.
Общая стоимость проекта оценивается в 10 млрд.долл., включая 1 млрд.долл. на строительство самого порта. Проект должен обеспечить рабочие места для 500 тыс. человек. Завершение работ запланировано к 2006 г.Новый порт будет управляться совместно с соседними портами, т.е. с Порт-Саидом и Дамьеттой. Правительство уверено в осуществимости проекта и видит заинтересованность крупнейших судоходных компаний в управлении или частичном владении новым портом, т.к. у него есть одно очень важное преимущество - порт будет расположен прямо на пути следования судов, а не в стороне, и на пересечении трех континентов.
Строительство порта позволит увеличить долю Египта в контейнерных перевозках с 2 до 5 млн. контейнеров в год и значительно интенсифицировать загрузку Суэцкого канала, что приведет к росту его доходности. Порт-Саид должен превратиться в международную биржу важнейших стратегических товаров и стать своего рода артерией, через которую будет осуществляться египетский экспорт.
Среди других важных проектов в сфере мортранспорта можно назвать план строительства порта севернее Айн-Сухны, контейнерного терминала в Адабии (около г.Суэца) и промышленной и торговой зон. Стоимость проекта оценивается в 700 млн.долл. Должны состояться торги и будет выбран иностранный инвестор для участия в реализации проекта и его управления. Среди компаний, участвующих в тендере, - <Эджитранс>, кувейтская <Эль-Джассен>, <Ораском> и Каирский финансовый дом <Эль-Ахли>. В мае 1998 г. правительство заключило 4 контракта о предоставлении 280 млн.кв.м. земли для развития зоны Суэцкого канала, в т.ч. 50 млн.кв.м. египетско-китайскому СП для строительства морпорта в Айн-Сухне.
О других проблемах Суэцкого канала. Председатель Администрации Суэцкого канала (АСК) адмирал А.Фадель заявил весной 1998 г. о решении продать 30% принадлежащих АСК акций в относительно небольшой (с капиталом 2 млн.ф.) компании <Суэз Кэнэл Инвестмент>, занимающейся оказанием портовых и навигационных услуг. Это решение обусловлено взятым правительством курсом на свертывание госучастия в деятельности СП. Сам Суэцкий канал останется собственностью государства и подобная позиция пересмотру не подлежит.
Суэцкий канал сталкивается с трудностями, велики его эксплуатационные расходы, существует потребность в модернизации канала и связанных с ним портов (углубление русла и т.п.). Доходы от канала в 1998 г. уменьшились на 5,3% по сравнению с 1996 г.
В 1999 г. эта тенденция могла еще более усугубиться вследствие уменьшения мировой добычи и перевозок нефти, а также финансового кризиса в ЮВА (число судов, направляющихся через канал в этот регион и из него, заметно сократилось). Основными агентскими компаниями, обеспечивающими судам проход Суэцкого канала, являются Asswan, Daman Hur, El Menia и El Suid. Все четыре являются государственными. Наряду с ними в г. Порт-Саид и г. Суэц действует ряд более мелких негосударственных фирм, также обсуживающих проходящие через Суэцкий канал суда. В обслуживание входит взимание платы за проход канала, лоцманское обеспечение, заправка топливом и водой, снабжение продовольствием.
Негосударственным фирмам разрешается обслуживать только мелкие суда, до 1,5 тыс.т. водоизмещением. Всеми крупными судами, танкерами и военными кораблями занимаются госкомпании.
Минимальная плата, за которую небольшое судно может пройти канал, составляет 6-10 тыс.долл. Стоимость прохода канала большим танкером или авианосцем доходит до 1 млн.долл.
Агентские фирмы при обслуживании небольших судов предпочитают получать деньги наличными. Возможно внесение платы через банковский перевод, однако в любом случае деньги должны поступить до начала прохода. В противном случае судно будет вынуждено ожидать поступления денег на рейде.
Местные власти применяют практику ареста судов после прохода канала на том основании, что судовладелец в свое время не завершил взаиморасчеты с агентирующей фирмой при оплате прохода другого судна. Это происходит несмотря на то, что плата за проход попадающего под арест судна была внесена полностью. Дела быстро передаются в судебные инстанции, которые всегда принимают сторону местной фирмы. В случае отсутствия у команды или судовладельца финансовых средств на погашение определенной судебным органом суммы, судно и груз могут быть проданы на аукционе. Если покупатель не будет найден, судно оставляется на внешнем рейде на неопределенное время.
Капитаны судов, пользовавшиеся при проводке обязательными услугами местных лоцманов, неоднократно сообщали об их ненадежности в критической ситуации. В результате недостаточной профессиональной подготовки и, зачастую, плохого знания английского языка, лоцманы часто создают аварийные ситуации при проводке и швартовке судна. В случае, если становится очевидной невозможность предотвратить аварию, лоцманы самоустраняются от своих обязанностей и лишь наблюдают за происходящим. При разборе происшествия они заявляют, что капитан, якобы, не следовал их инструкциям, и возлагают на него всю вину.
Интернет в Египте. В окт. 1993 г. Интернет был представлен широкой публике, однако доступным для потребителей он стал с марта 1996 года, когда было принято решение о развитии сети частных компаний-провайдеров, обеспечивающих доступ пользователей к мировой спутниковой системе компьютерной связи. В АРЕ насчитывается около сорока частных провайдеров, обеспечивающих электронную связь в большинстве провинций страны.
Каждый частный провайдер находится под наблюдением специального государственного информационного центра (ГИЦ), с помощью которого обеспечивается спутниковая связь. Этот центр, в принципе, может закрыть доступ к определенным файлам, но, в отличие от некоторых других арабских стран, в Египте практикуется более либеральный подход к отбору информации (цензура в области Интернет фактически отсутствует). При содействии ГИЦ ведутся переговоры с западными компаниями о поставке в Египет новейших компьютерных систем, технологий и т.д. В мае 1998 г. в Каире при поддержке Центра прошла выставка компьютерного и телекоммуникационного оборудования с участием крупнейших компаний-производителей из 11 европейских государств, США, Иордании, Кувейта, Сирии, ОАЕ.
В рамках ГИЦ в АРЕ функционирует египетское общество <Интернет> (консультативный орган, объединяющий всех провайдеров и наиболее крупных пользователей). В результате удается удерживать достаточно низкие потребительские тарифы (среднемесячная стоимость подписки без ограничения времени составляет 30 долл.) и постоянно расширять ассортимент предлагаемых пользователям услуг.
В 1998 г. в Египте было официально зарегистрировано 80 тыс. подписчиков Интернет, однако эта цифра не отражает реального числа потребителей, имеющих доступ к этой сети, поскольку зачастую одним подписным номером могут пользоваться большие группы пользователей: в отличие от развитых стран, почти 100% подписчиков в АРЕ являются юридическими лицами (около 15% - госструктуры, 35% - наука и образование, 50% - частный бизнес). Такое положение объясняется рядом объективных факторов: высокие пошлины на ввозимое компьютерное оборудование при почти полном отсутствии местного производства, низкая покупательная способность большинства населения, невысокий образовательный уровень, недостаточная развитость телекоммуникаций в целом по стране и т.д.
Создается сеть ретрансляторов единой системы компьютерной и радиотелефонной связи. В мае 1998 г. запущен первый египетский спутник <Найлсат>, в результате чего появилась возможность существенно снизить расходы по аренде каналов связи.