Комиссия Индийского океана (КИО) была образована в 1984 г. по инициативе Маврикия, Мадагаскара и Сейшел. Первоначально эта региональная организация задумывалась как инструмент для развития прежде всего политического и гуманитарного взаимодействия между тремя островными государствами юго-западной части Индийского океана. В соглашении, учреждающем КИО, задачами Комиссии провозглашались «укрепление уз дружбы между народами стран Индийского океана» и «создание основ для обновленного, плодотворного и долгосрочного сотрудничества».
С вступлением в КИО в 1986 г. Комор и Франции (о.Реюньон), а также под воздействием внешних факторов (окончание холодной войны, процесс либерализации мировой торговли) Комиссия стала решать проблемы региональной экономической интеграции и повышения уровня социально-культурных связей между странами-членами.
Развитие деятельности КИО осуществляется за счет финансовой поддержки ЕС, являющегося ее основным донором. По Ломе-II, Ломе-III, Ломе-IV и Ломе-IV (бис) ЕС выделил КИО 100 млн.экю. В 90-х гг. при активном участии ЕС были разработаны основные программы КИО (торгово-экономического сотрудничества, развития туризма, программа развития сотрудничества в области метеорологии и др.).
Торговый оборот в рамках КИО остается на уровне 3-4% от общей суммы торгового оборота в регионе в связи с тем, что Маврикий, Сейшелы, Коморы и Мадагаскар ориентируются на торгово-экономическое взаимодействие с традиционными партнерами. Кроме того, эти четыре страны отдают предпочтение участию в других региональных блоках (КОМЕСА, САДК).
В апр. 1998 г. в Порт-Луи состоялась 15-я сессия Совмина КИО, по итогам которой были утверждены основные принципы долгосрочного плана действий этой организации: развитие политического диалога между странами-членами; подготовка региона к глобализации экономической жизни; пропаганда культуры и традиций стран юго-западной части Индийского океана; защита экономических интересов островных государств Индийского океана в региональных и международных финансово-экономических организациях; привлечение населения и экономических операторов стран-членов к более активному участию в программах КИО. На встрече были укреплены организационные структуры КИО, расширены полномочия генсека, а также привнесено политическое измерение в деятельность организации. Впервые за всю историю своего существования КИО выступила по политическому вопросу, официально заявив о позиции по коморскому кризису. Ведется поиск форм сотрудничества КИО с САДК, КОМЕСА и АРСИО. Между КИО и КОМЕСА было подписано соглашение о совместных действиях по созданию зоны свободной торговли.
Региональная программа развития торгово-экономического сотрудничества (ПРАЙД) была разработана в 1996 г. Ее основными задачами являются создание зоны свободной торговли в регионе и повышение уровня торгового оборота между странами-членами. Реализован ряд мер по поощрению региональных экономических связей, стандартизации и улучшению качества товаров, сбору и распространению деловой информации. Основным достижением ПРАЙД стало снижение в 1999 г. таможенных тарифов в рамках КИО на 80%. Продолжается работа по координации внешнеторговой и инвестиционной политики стран-членов КИО с тем, чтобы уже к янв. 2000 г. запустить зону свободной торговли. Евросоюзом создан фонд ПРАЙД в 5 млн.экю для оказания финансовой поддержки предприятиям, участвующим в данной программе (выделение дополнительных сумм на проведение региональных торговых ярмарок, улучшение системы подготовки кадров и т.д.). Наиболее эффективно в рамках ПРАЙД пока осуществляются торгово-экономические связи в области пищевой и с/х промышленности.
Одной из приоритетных программ КИО является программа по развитию туризма, который является одним из основных источников доходов для Сейшел, Маврикия и Реюньона. Ее основной целью является координация национальной политики стран-членов по привлечению туристов и совершенствованию туристической инфраструктуры. Программа обеспечивает совместное участие стран КИО в международных туристических салонах.
Удачно претворяется в жизнь программа КИО по охране окружающей среды. Ведется работа по созданию единой системы законодательства. В этой сфере подготовлен ряд долгосрочных планов по защите природных ресурсов прибрежной зоны, намечен к реализации проект по подготовке специалистов в области окружающей среды, проведены несколько исследований по прогнозированию развития экологической ситуации в регионе. Программу предполагается завершить до конца 2000 г.
В качестве примера диверсификации источников финансирования КИО можно отметить новую программу по борьбе с нефтевыбросами, которая осуществляется за счет средств ВБ (4 млн.долл.). В программе участвуют все страны КИО, за исключением о.Реюньон. Проект предусматривает разработку региональных соглашений о взаимодействии в борьбе с этим видом экологической катастрофы, подготовку соответствующих кадров, ввод в действие необходимого оборудования, ратификацию странами КИО всех международных конвенций и совершенствование национального законодательства в этой области. При этом КИО исходит из того, что ежегодно нефтеперевозки через юго-западную часть Индийского океана составляют 500 млн.т., что значительно повышает риск экологической катастрофы.
Основным гуманитарным проектом КИО является программа по развитию Университета Индийского океана, который был открыт на Маврикии в начале 1999 г. Пока в нем проходят обучение 23 студента из всех стран-членов КИО. Задача Университета, действующего при поддержке ЕС и национальных вузов стран Комиссии, определена как «подготовка специалистов в области политико-экономической и социально-культурной региональной проблематики».
В 1999 г. КИО приступила к разработке 10 новых проектов как в экономической, так и гуманитарной сфере. Большие надежды местные эксперты возлагали на II саммит КИО на Реюньоне в начале дек. 1999 г. На саммите рассмотрны перспективы политического сотрудничества (урегулирование коморского кризиса), дальнейшие взаимоотношения КИО-ЕС, договориться о порядке запуска зоны свободной торговли и наметить конкретные меры по реализации программ регионального сотрудничества.