Интеграция Кении

Первые попытки наладить координацию действий в восточноафриканском регионе по вопросам, представляющим общий интерес, относятся еще к колониальному периоду: конференции губернаторов после первой мировой войны; создание в 1948 г. Восточноафриканского верховного комиссариата для управления общими службами трех территорий ( включая железные дороги, порты, почту и телекоммуникации, гражданскую авиацию и т.д.) приход ему на смену в 1961 г. Организации общих служб Восточной Африки.

После достижения независимости Кения, Уганда и Танзания решили привести сотрудничество в соответствие с новыми политическими и экономическими реалиями и поднять его на более высокий уровень. В 1967 г. они провозгласили создание Восточноафриканского сообщества, в задачи которого входило формирование общего рынка, нахождение путей сотрудничества в условиях появления трех национальных валют (вместо единой, существовавшей до независимости), устранение разительных перекосов в экономике и торговле. Сообщество многое унаследовало по форме от своего предшественника (включая наличие Законодательной Ассамблеи Восточной Африки), но в практическом плане оказалось менее эффективным и прекратило своё существование десять лет спустя – в 1977 г.

Его неудача объясняется несколькими обстоятельствами: отличающиеся идеологические ориентации трех стран (социалистический курс тогдашней Танзании и прозападный – Кении), различия в экономической политике и уровне экономического развития, расхождения и антипатии между руководителями стран, особенно губительные для сотрудничества в условиях авторитарных режимов. Сообщество так и не смогло подойти к созданию общего рынка. После распада сообщества уцелели и по взаимной договоренности продолжали работать лишь Восточноафриканский банк развития и несколько учебных заведений. Основные общие хозяйственные структуры были упразднены, а их имущество поделено между странами.

Лишь в начале 90-х гг. идея налаживания регионального сотрудничества получила новое развитие. Выступление стран региона единым фронтом существенно усилило бы их переговорные позиции в ВТО, в т.ч. по вопросу о Многостороннем соглашении об инвестициях, а также в рамках Ломейской конвенции.

В нояб. 1993 г. президенты Кении, Уганды и Танзании подписали в г.Аруше Соглашение о ВАС, предусматривавшее создание постоянной трехсторонней комиссии по вопросам его развития, с местонахождением в г. Аруше (Танзания). За годы действия соглашения страны смогли сделать ряд шагов в направлении интеграции: введена обратимость валют стран региона по отношению друг к другу; подписано трехстороннее соглашение об избежании двойного налогообложения (ожидает ратификации); ставки пошлин во взаимной торговле (в т.ч. в отношении других стран КОМЕСА) снижены Танзанией и Угандой на 80%, а Кенией – на 90%; создано совместное Управление по регулированию рынка ценных бумаг, призванное помочь в учреждении восточноафриканской фондовой биржи и налаживании котировки акций компаний других стран-участниц на национальных биржах каждой из них; сформирован Деловой совет Вост. Африки, задачей которого является содействие частному сектору стран-участниц в развитии торговли и инвестиционного сотрудничества между собой; достигнута договоренность о сотрудничестве во внешнеполитической области, будут согласовываться внешняя политика и позиция стран на международных форумах, посольству одной из стран может быть поручено представлять интересы других стран региона и заниматься выдачей виз; начата работа по согласованию макроэкономических параметров развития экономики; осуществляется одновременное представление бюджетов стран региона своим парламентам; выпущен единый восточноафриканский паспорт, что облегчит проблему свободного передвижения в регионе; согласован вид восточноафриканского флага; создана Организация по рыболовству на оз.Виктория, которая занимается решением практических вопросов развития и освоения его рыбных ресурсов; ведется разработка соглашения о шоссейных перевозках с целью достижения единообразия правил дорожного движения и транзитных сборов; в стадии реализации находится соглашение о налаживании цифровой связи между странами: начато согласование стандартов и спецификаций на товары, производимые в регионе; достигнута договоренность о том, что во внутрирегиональной торговле будут применяться правила происхождения товаров, действующие в KOMEСA; согласовано, что предотгрузочная инспекция товаров, импортируемых любой страной региона, должна производиться при стоимости товаров свыше 5 тыс.долл.; проводятся консультации по широкому кругу других вопросов, в т.ч. относительно обеспечения региона электроэнергией, местной борьбы с контрабандой, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности; проведены совместные военные учения; страны региона проводят совместные мероприятия по привлечению внешней помощи и частных капвложений, а также по развитию туризма.
          Несмотря на символический характер некоторых мероприятий и то, что реализация части из них находится пока в начальной стадии, определенный прогресс в части интеграции достигнут. Правда, аналитики отмечают недостаточное продвижение вперед в ряде ключевых областей, в частности в вопросах налогового обложения (ставки НДС, акцизов и т.д.), сближения инвестиционного законодательства и др.

Серьезным препятствием для развития экономических отношений остаётся плохое состояние инфраструктуры, широкий размах коррупции во всех странах-участницах соглашения, ограниченность ресурсов, которая подталкивает руководителей прежде всего учитывать неотложные проблемы своей национальной экономики и свои корпоративные интересы, нежели интересы региона; схожесть в значительной степени отраслевой структуры экономик стран (важное место в них занимает производство экспортных сельхозтоваров – чая и кофе).

В апр. 1997 г. саммит глав государств региона поручил постоянной трехсторонней комиссии начать работу над проектом Договора о восточноафриканском сообществе. В мае 1998 г. такой проект был опубликован.

Его основные положения сводятся к следующему:
1. Страны-участницы: Кения, Уганда и Танзания создают ВАС, неотделимой частью которого будут общий рынок, на более позднем этапе – валютный союз и в конце концов – политическая федерация.
 2. Страны-участницы могут проводить переговоры с любой другой страной о её членстве или ассоциации с сообществом или об участии в его деятельности. При рассмотрении обращения такой страны о ее допуске к вышеперчисленным формам сотрудничества страны-учредители будут исходить из следующих критериев: принятие ею сообщества в том виде, как оно определено в Договоре; приверженность принципам демократии, главенства закона, соблюдения прав человека и социальной справедливости; возможный вклад страны в региональную интеграцию; географическая близость и наличие взаимозависимости со странами-учредителями; совместимость социально-экономической политики принимаемой страны со странами сообщества.
3. Сотрудничество должно строиться на использовании принципов рыночной экономики с созданием странами благоприятных условий в виде соответствующей экономической политики и основной инфраструктуры. Сообщество будет стремиться к созданию экономики, ориентированной на экспорт, обеспечению свободного передвижения товаров, людей, услуг, капиталов, информации и технологии между странами участницами.
4. Органами сообщества являются: саммит (на уровне глав государств), совет (на уровне министров), координационный совет (на уровне постоянных секретарей), суд, ассамблея (с законодательными функциями ) и секретариат.
5. Страны-участницы создают общий рынок и заключают между собой таможенный союз. В рамках союза будут упразднены таможенные пошлины, другие подобные сборы, количественные и другие ограничения или запреты, а также административные препятствия. Кроме того, в отношении импортных товаров из других стран (не-членов сообщества) вводится общий внешний тариф. Формирование таможенного союза будет осуществляться постепенно, как и введение общего внешнего тарифа, в течение 5 лет с даты вступления договора в силу. Страны подпишут протокол о разделе и переводе общих таможенных поступлений, создадут общие таможенную службу и управление торговой статистики.
6. В отношении акцизных товаров, производимых в регионе, устанавливается единый уровень акцизов.
          7. Запрещается демпинг товаров между странами. Несоответствующим духу соглашения признаётся предоставление странами-партнерами субсидий, если они влияют на конкурентоспосбность товаров во взаимной торговле. Если это случится, страны-партнеры получают право на введение компенсационного сбора.
8. Страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.
9. Страны-участницы могут оставаться членами или вступать в другие преференциальные соглашения с третьими странами при условии что это не будет препятствовать выполнению ими своих обязательств по данному Договору и что все льготы и уступки третьим странам будут на основе взаимности предоставляться другим странам-участницам сообщества.
10. В случае если применение положений Договора приведет к возникновению серьёзных потрясений в экономике какой-либо из стран-участниц, последняя может принять защитные меры на основе принципа недискриминации на период до одного года с возможностью продления по решению Совета сообщества.
11. Страны примут единую тарифную классификацию товаров, а также стандартную систему оценки их стоимости, выработают единые таможенные формальности, упростят торговую документацию и правила.
12. Страны будут согласовывать политику в области денежного обращения и финансов, включая налоги. Они создадут общую расчетную денежную единицу сообщества (East Africa currency unit-EACU), в которой будет вестись вся финансовая отчетность органов сообщества. Страны будут стремиться к созданию единой фондовой биржи с филиалами в каждой из стран.
13. Координации также подлежат: макроэкономическая политика стран-участниц, программы реформирования их экономик, политика в области транспорта и связи. Будут разработаны региональные программы развития энергетики и обеспечения продовольствием, будет согласовываться политика в области охраны окружающей среды, туризма, здравоохранения и т.д.
14. В целях формирования между собой политической федерации и создания объединенных вооруженных сил страны будут вырабатывать общую внешнюю политику и политику в области безопасности. Проект Договора формулирует задачи и общие направления сотрудничества в этих областях.
15. Страны рассматривают сообщество как шаг в направлении реализации Договора о создании Африканского экономического сообщества.

Уже после опубликования текста Договора эксперты трех стран согласовали условия выхода из него. Ими предусматривается, что в случае выхода из Договора по собственному желанию или по причине исключения, собственность сообщества в такой стране будет по-прежнему принадлежать сообществу. Выход кого-то из сообщества не ведет к сворачиванию им своей деятельности. Решение о выходе должно приниматься национальной ассамблеей страны-участницы квалифицированным большинством голосов с извещением генерального секретаря сообщества о намерении выйти из организации за 12 мес.

Первоначальный проект договора был опубликован в прессе трех стран для всеобщего обсуждения.

Он вызвал широкую дискуссию относительно реальности формирования и выживания нового сообщества. Среди доводов в его пользу указывается на то, что группировка с населением в 80 млн.чел., значительной территорией и объединенным экономическим потенциалом а также несколькими международными морпортами и аэропортами не только будет иметь больший вес на африканском континенте, но и обладать несомненно большей притягательной силой как торговый партнер и перспективное место для капиталовложений в глазах мирового собщества, нежели отдельно взятая страна.

Население трех стран объединяет, помимо исторических параллелей, также общность племенного состава, схожие культуры и общий язык – суахили.

По ряду показателей страны будущего сообщества могут дополнять друг друга. Например, Кения, испытывающая острую нехватку электроэнергии, может получить расширенный доступ к дешевой электроэнергии из Уганды вместо того, чтобы вкладывать значительные средства в развитие собственной энергетической базы. Свобода передвижения капиталов и людей в регионе может привести к тому, что компании, имеющие промбазу в Кении (среди них много ТНК), смогут расширить свою деятельность в регионе и использовать её для организации производства товаров в других странах-участницах. Сельскохозяйственный потенциал Танзании может в значительной степени решить проблему обеспечения продовольствием других стран. В интересах всех партнеров могут быть задействованы месторождения полезных ископаемых, в том числе энергоносителей. Страны могут сообща использовать оз.Виктория в целях рыболовства, туризма, судоходства и для коммерческой деятельности в прибрежных пунктах.

В пользу нового сообщества работает и отсутствие в настоящее время серьёзных антагонистических противоречий между руководителями стран региона в отличие от тех, например, что существовали между Ньерере и Иди Амином и привели в конечном счете к войне между двумя странами в 1978-79 гг. Нельзя не отметить, что при видимости благополучия в отношениях теперешних руководителей трех стран, между ними существуют, хотя и в скрытой пока форме, соперничество за лидерство в регионе, ревность и подозрительность. В наибольшей степени это можно отнести к отношениям между Мусевени и Мои – из-за попыток Уганды усилилить своё влияние в регионе путем участия в конфликте в районе Великих озер, явного предпочтения, которое отдают США и МФО Уганде в вопросе оказания ей помощи в противовес Кении, успехов Уганды в развитии её экономики в последние годы на фоне застоя в Кении и т.д.

Действительно, по мере приближения даты подписания договора 30 июля 1999 г. видные деятели Танзании и Уганды стали выражать сомнения в соответствии национальным интересам их стран тех положений проекта, в которых говорится о полной отмене тарифов во взаимной торговле к середине 1999 г., а также о свободном передвижении капиталов и людей. Они отмечали, что Кения, имея ВВП в 10 млрд.долл. против 6 млрд.долл. у Танзании и 7 млрд.долл. у Уганды и обладая значительно более организованной экономикой,оказывается в несравненно лучших стартовых условиях.Положение Уганды, к тому же, осложняется отсутствием у неё выхода к морю, что увеличивает издержки производства при использовании импортного сырья. К этому ведёт и высокий уровень налогов в Уганде.
          Кенийский экспорт в Танзанию составил в 1998 г. 260 млн.долл. при импорте в 10 млн.долл., а экспорт в Уганду – 313 млн.долл. ( 30% всего угандийского импорта) при встречных поставках всего в 1 млн.долл. Торговые партнеры Кении в регионе опасаются, что эти диспропорции в новых условиях лишь усилятся, т.к. их экономики не готовы соревноваться на равных с кенийской. Высказываются мнения, что при либерализованном режиме передвижений в регионе кенийские фирмы подомнут под себя весь туризм в Танзанию (уже сейчас большинство иностранных туристов посещает эту страну из Кении).
          Политическое решение глав государств об отмене пошлин во внутрирегиональной торговле уже с 1 июля 1999 г. явно не учитывало и то обстоятельство, что таможенные сборы при ввозе кенийских товаров в Уганду и Танзанию составляют значительную часть их бюджетных поступлений (в Танзании – до 30%). В этих условиях выполнение вышеуказанной договоренности привело бы к возникновению в бюджете этих стран «дыр», закрыть которые им пока нечем. Даже ВБ вынужден был предупредить страны региона об опасности поспешных шагов в данном направлении. Расхождения в позициях сторон, прежде всего по данному вопросу, заставили руководителей стран перенести подписание договора с июля на нояб. 1999 г.
          Полная отмена тарифов во взаимной торговле отложена предположительно до 1 июля 2000 г. Кения согласилась (пока на уровне экспертов) на взимание Угандой и Танзанией 10%-го сбора на готовые изделия во внутрирегиональной торговле в период с 1 июля 2000 г. до 30 июня 2004 г. Сама Кения готова воздержаться от взимания каких-либо сборов при импорте этих товаров. Вместе с тем оговаривается, что размер указанного сбора не должен превышать ставок пошлин на товары из других стран КОМЕСА. Это существенное замечание, т.к. в рамках КОМЕСА полная отмена пошлин должна состояться в середине 2000 г.
          Разногласия по тарифам – основные, но не единственные. Определенные проблемы возникают в связи с тем, что Танзания, являясь вместе с Кенией и Угандой членом КОМЕСА ВАС, одновременно входит в САДК, членом которого является также ЮАР.