На фоне продолжения увеличения торгового дефицита в США в течение года нарастали протекционистские настроения. По данным минторга в 2001 г. было начато производство 48 расследований по выявлению демпинга и субсидирования производства ряда экспортируемых в США товаров. Это более чем в два раза превышает количество дел, начатых как в 1997, так и в 1996 гг. В частности, были начаты расследования в отношении поставок следующих товаров: консервированные грибы из Индонезии, Чили, Индии и Китая (янв. 2001 г.); сливочное печенье из Дании (фев.); пруток из нержавеющей стали из Канады, Индии, Японии, Ю.Кореи, Тайваня, Испании (март); прокат из нержавеющей стали из Ю.Кореи, Италии, Бельгии, Канады (март); каучуковая нить из Индонезии (март); бутадиен-стирольный каучук из Бразилии, Кореи и Мексики (апр.); листовая нержавеющая сталь из Ю.Кореи, Франции, ФРГ, Италии, Японии, Мексики, Китая (Тайвань), Великобритании (июнь); резиновая лента из Индии (авг.); горячекатаная сталь из России, Японии и Бразилии (сент.); полупроводники из Тайваня (окт.); живой скот из Канады и Мексики (нояб.).
Всего к началу 2001 г. в США действовало 435 приказов о введении антидемпинговых пошлин и 52 приказа о применении компенсационных пошлин. Наибольшее количество действующих антидемпинговых приказов приходится на товары из Японии (39) и Китая, включая Тайвань (55). В отношении российских товаров действовали пять антидемпинговых приказов: по титановой губке, мочевине, ферросилицию, феррованадию и нитриду ванадия, чистому магнию.
В отношении урана и стального проката мерных длин из России действуют соглашения о временном приостановлении антидемпинговых расследований. Всего США заключили 18 подобных соглашении в отношении антидемпинговых пошлин и 7 соглашений по компенсационным пошлинам.
В начале янв. 2001 г. в конгресс был направлен доклад президента США, содержащий развернутый план действий в ответ на увеличение импорта стали.
В докладе, в частности, отмечается, что импорт стали за 10 мес. 2001 г. вырос на 30% по сравнения с аналогичным периодом 2000 г. По отдельным статьям скачок был еще выше. Так, импорт горячекатаной стали возрос на 66,3% за тот же период. При этом подчеркивается, что на 78% рост импорта стали произошел из-за увеличения поставок из Японии (42%), Кореи (18,5%) и России (17,5%). По данным Американского института чугуна и стали, загрузка мощностей американских сталелитейных заводов упала с 90 до 74%, а занятость в отрасли сократилась на 10 тыс.чел.
В соответствии с изложенным в докладе планом действий, администрация президента США намерена предпринять следующие меры по исправлению создавшейся ситуации.
1. Принятие мер на двусторонней основе, препятствующих ведению несправедливой торговли. Усилия администрации будут сосредоточены на работе как с основными экспортирующими странами (Япония, Ю.Корея и Россия), так и с основным потребителем (ЕС).
Россия как вторая по значимости страна с точки зрения скачка американского импорта стали представляет собой важный фокус принимаемых мер. По данным официальной американской статистики, за первые 10 мес. 1998 г. импорт стали из России возрос на 47%, или на 1,3 млн.т. по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. На долю поставок горячекатаной стали приходится 91% этого прироста. Антидемпинговое законодательство дает возможность Соединенным Штатам заключать соглашения со странами с нерыночной экономикой, куда США относят и Россию, о временном приостановлении антидемпингового расследования, которые устанавливают лимиты на поставку товаров-объектов расследования. В определенных условиях, подчеркивается в докладе, подобные соглашения являются самым лучшим и наиболее эффективным способом обеспечения соблюдения законов США.
Правительство США будет продолжать работу с Россией и МВФ по стабилизации российской экономики, способствовать проведению рыночных преобразований и оказывать содействие России в продвижении вперед по пути экономического роста. Укрепление российской экономики вызовет увеличение спроса на внутреннем рынке России, приведет к рационализации отраслей, таких как сталеплавильная, и будет способствовать диверсификации всей экономики. США также будут способствовать принятию Россией экономических шагов, необходимых для ее принятия в ВТО. Такая интеграция в систему мировой экономики будет стимулировать развитие конкуренции, необходимой для реструктуризации экономики России, ускорит развитие отраслей сферы услуг, создаст условия для движения рабочей силы и уменьшит зависимость России от положения дел в отдельных отраслях промышленности, таких как металлургия.
Экономический кризис в Азии и России привел к существенному снижению спроса на российскую сталь. По данным ОЭСР, потребление стали внутри России упало до 26% от уровня 1992 г., а экспорт достиг 51% от объемов производства стали в 1998 г. против 12% в 1992 г. Падение экспорта в страны Азии и введение ЕС квот, ограничивающих импорт стали из России, привели к возрастанию экспорта в США в поисках российскими производителями новых рынков сбыта своей продукции.
В докладе отмечается, что согласно данным ОЭСР в России зачастую не выдерживается экономическая основа при экспортном ценообразовании на сталь из-за отсутствия стандартных принципов бухгалтерского учета, осуществления бартерных сделок, незнания производителями конъюнктуры рынка и установившихся каналов сбыта на экспортных рынках. В недавно принятом постановлении Комитета ОЭСР по стали страны-члены ОЭСР рекомендовали предоставить техническую помощь России <с целью оказания содействия в реструктуризации и экологической очистке сталелитейной промышленности, увеличении внутреннего спроса на сталь, создании устойчивой деловой и рыночной практики в отрасли> .
Что касается Японии, то США потребовали от нее сокращения экспорта стали до уровня 1997 г. В нояб. 1998 г. импорт японской стали в США сократился на 70% по сравнению с октябрем.
В отношениях с Ю.Кореей США пытаются добиться прекращения господдержки второго по величине в Ю.Корее сталеплавильного комбината и соблюдения рыночных принципов регулирования в сталеплавильной отрасли.
От ЕС США ожидают добиться увеличения квот на поставку стали из России, с тем чтобы уменьшить давление на собственный рынок.
2. Жесткий контроль за соблюдением законов в отношении несправедливой практики торговли. Сюда, прежде всего, относятся следующие меры: ускорение проведения расследований; объявление минторгом 23 нояб. 1998 г. наличия критических обстоятельств в отношении импорта горячекатаной стали из России и Японии, что влечет за собой, в случае подтверждение демпинга, ретроактивное (90 дней до даты вынесения предварительного заключения) введение антидемпинговых пошлин; контроль со стороны минторга США за соблюдением более 100 действующих приказов о введении антидемпинговых и компенсационных пошлин на стальную продукцию, а также ускорение завершения 35 текущих расследований в отношении стали; применение принятых летом 1998 г. новых правил введения компенсационных пошлин в отношении субсидируемого экспорта;
2. Ускорение проведения Комиссией по международной торговле США расследований в отношении необходимости введения защитных мер в соответствии с разделом 201 Закона о торговле и принятым ВТО механизмом защиты от резких скачков импорта. Это касается, в частности, импорта стального прутка.
3. Внедрение системы раннего оповещения об изменениях импортной конъюнктуры и заблаговременной публикации предварительных данных импортной статистики.
4. Установление налоговых льгот для сталелитейных компаний, понесших потери в связи с ростом импорта стали.
По мнению американских экспертов, в 1999 г. может произойти дальнейший рост протекционизма в США, который затронет многие другие отрасли и товары, испытывающие серьезную конкуренцию со стороны импорта, в частности: производство оборудования для нефтедобычи и бурения скважин, драгметаллы, производство двигателей для гражданской авиации, производство средств телекоммуникации, ж/д оборудование, живой скот.
О действующей в США системе требований к сертификации и стандартам на импортируемую продукцию высоких технологий. Политика США в отношении применения стандартов и процедур сертификации к импортируемой продукции основывается на соглашениях Уругвайского раунда ГАТТ о технических барьерах в торговле, а также на соответствующих законодательных актах США, претворяющих в жизнь эти соглашения, в частности, на законе США о соблюдении соглашений Уругвайского раунда.
Кроме того, при регулировании ряда вопросов в этой сфере применяются положения главы 9 соглашения НАФТА и соответствующее американское законодательство по его соблюдению; Соглашение о технических барьерах в торговле, заключенное в рамках Токийского раунда ГАТТ, и соответствующий ему раздел IV Закона США о торговых соглашениях от 1979 г.
До заключения соглашения в рамках ГАТТ в 1979 г. практически отсутствовало международное сотрудничество в вопросах гармонизации стандартов и процедур сертификации и предотвращения националистической дискриминационной практики.
Во вступившем в силу с 1 янв. 1980 г. Кодексе о стандартах не делалось попыток создать индивидуальные стандарты по каждому виду продукции или ввести специальные системы сертификации и испытаний, а наоборот, преследовалась цель устранить в странах, подписавших Кодекс, многочисленные барьеры в виде национальных стандартов, процедур сертификации и испытаний, препятствующие развитию торговли. В то же время Кодекс не ограничивал страны в вопросах установления разумных требований в отношении безопасности товаров, гигиенических норм, охраны окружающей среды или защиты прав потребителей.
Американское законодательство содержит следующие требования в отношении деятельности, связанной со стандартизацией:
1. Фундаментальным и наиболее важным принципом является положение об обязательстве государства не разрабатывать, с умыслом или без умысла, такие стандарты, технические требования или системы сертификации, которые создают лишние препятствия для внешней торговли. В тоже время за государством остается суверенное право вводить стандарты и формулировать системы сертификации для защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, но при этом такие требования должны в наименьшей мере препятствовать развитию международной торговли.
2. Вторым фундаментальным принципом является неправомочность отказа в выдаче знаков национальной сертификации, если ввозимый товар полностью соответствует данной системе сертификации.
3. Импортируемым товарам предоставляется национальный режим в отношении стандартов, технических требований, испытаний и систем сертификации.
4. При разработке новых или пересмотре действующих стандартов или техусловий государство должно использовать в качестве основы существующие или разрабатываемые международные стандарты.
5. По мере возможности определение техусловий и стандартов производится в терминах характеристики работы, а не в описательных или конструкционных терминах.
Если продукт иностранного производства должен быть подвергнут испытаниям для определения соответствия внутреннему стандарту до момента его импорта, то в этом случае существует ряд критериев, которые должны быть соблюдены для обеспечения недискриминационного режима. Например, иностранные товары не должны подвергаться испытаниям более дорогостоящим или сложным, чем те, которые проводятся для американских товаров в аналогичных ситуациях. Кодекс о стандартах не обязывает США признавать результаты испытаний или знаки сертификации других стран. В то же время результаты испытаний и знаки сертификации, выданные иностранными органами или непосредственно иностранными производителями, могут быть признаны даже при отличии методов испытаний от принятых в США, если импортируемые товары удовлетворяют, по мнению соответствующих органов США, требуемым стандартам.
Другим важным элементом системы требований является требование об открытости процесса разработки или применения стандартов, а также процедур сертификации. Предлагаемые к внедрению системы сертификации должны быть доступны для изучения в течение некоторого периода времени до их окончательного принятия. Законодательство предусматривает наличие адекватных структур в правительстве США для информирования частного сектора о деятельности в сфере стандартизации.
После заключения Соглашения о технических барьерах в торговле (СТБТ) в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, в главу IV Закона США о применении торговых соглашений от 1979 г. были внесены соответствующие поправки.
Раздел 402 Закона 1979 г. требует от федеральных ведомств придерживаться принципов и положений, закрепленных в СТБТ. Кроме того, раздел 403 устанавливает норму, в соответствии с которой ни одно государственное ведомство или частное лицо не имеет права проводить какую-либо деятельность, связанную со стандартизацией, т.е. разработку и внедрение систем сертификации, которые создавали бы лишние препятствия международной торговле.
Задачей Торгового представителя США является координация торговой политики применительно к стандартам и проведение переговоров с иностранными государствами по вопросам стандартизации. В структуре минторга США действует Национальный центр стандартизации и сертификации в качестве органа, предусмотренного положениями Кодекса о стандартах.
В качестве координатора добровольной системы стандартизации в частном секторе США в течение 80 лет выступает Американский национальный институт стандартов. Главной задачей и приоритетным направлением его деятельности является оценка соответствия продукции действующим стандартам.
В середине 1998 г. ожидалось вступление в силу пакета соглашений между США и ЕС о взаимном признании (СВП) результатов испытаний и систем сертификации друг друга продукции высоких технологий. Согласно СВП процедура оценки соответствия стандартам США может осуществляться в странах ЕС. При этом США будут иметь возможность не только поддерживать существующие высокие требования в отношении безопасности стандартам на ввозимую продукцию, но и устанавливать еще более жесткие требования. Положения заключенных соглашений укладываются в рамки действующих в США законов, о которых речь шла выше, и поэтому для американских законодателей нет необходимости производить какие-либо изменения в них. Пакет СВП состоит из т.н. <рамочного соглашения> и шести приложений по отраслям. Рамочное соглашение устанавливает общие правила и обязательства сторон, а отраслевые приложения содержат специфические положения в отношении продукции высоких технологий, программ и специальных процедур.
Пакет соглашений охватывает следующие сектора и программы: сетевая и электромагнитная совместимость (СЭС) в отношении телекоммуникационного оборудования, оборудования информационных технологий и радиопередающих устройств; СЭС и электробезопасность в отношении продукции электротехнической и электронной отраслей; инспекция в отношении наличия добросовестной практики производства фармпродуктов и некоторых видов медприборов; оценка соответствия стандартам медаппаратуры; безопасность прогулочных судов.
Рамочное соглашение содержит несколько положений, гарантирующих автономию регулирующих ведомств США. Во-первых, за ними сохраняется возможность изъятия продукции с рынка по причинам несоответствия санитарным, гигиеническим и экологическим требованиям. Во-вторых, США могут отказаться признать результаты сертификации или испытаний любого органа ЕС, если не были должным образом соблюдены соответствующие процедуры. В-третьих, США могут приостановить исполнение своих обязательств по любому из отраслевых приложений, если ЕС не выполняет своих обязательств по юридическому обеспечению выполнения соглашений. В-четвертых, США могут прервать действие одного из отраслевых приложений.
В соответствии с рамочным соглашением учреждаются общий и отраслевые комитеты. Эти комитеты не уменьшают роль и не подменяют собой работу таких основных регулирующих эту сферу ведомств США, как Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и Федеральная комиссия по связи. Кроме того, за США сохраняется право определять, какие фирмы, организации или другие органы регулирования в странах ЕС будут осуществлять процедуры оценки соответствия, приемлемые для американских ведомств.
СВП должны обеспечить взаимный доступ на рынки процедур оценки соответствия по всем охваченным товарам. В приложениях к СВП приводятся специфические процедуры и перечисляются виды продукции, охватываемые СВП. Приложение по телекоммуникационной отрасли охватывает терминальное телекоммуникационное оборудование, включая радиопередающие устройства и оборудование информационных технологий. Приложение по электромагнитной и сетевой совместимости охватывает оборудование, подпадающее под требования США об отсутствии радиопомех, включая импортируемые в США радиоприемники и видеомагнитофоны. Признание сертификатов, выдаваемых органами ЕС на эти виды продукции высоких технологий, начнется по истечении 24-месячного переходного периода, в течение которого в США будут произведены необходимые изменения в системе регулирования и будет достигнута необходимая степень доверия к результатам испытаний, полученным в иностранных лабораториях, и иностранным сертификатам. После получения одобрения соответствующего органа сертификации ЕС продукт может продаваться в США без дополнительных испытаний.
Что касается фармпрепаратов и медприборов, то после вступления СВП в силу начнется трехлетний переходный период, в течение которого будут проводиться совместные инспекции производства, обмен докладами, совместные программы обучения, нацеленные на достижение эквивалентности качества инспекций в каждом из регионов. В течение переходного периода Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов должно определить, сумеют ли органы ЕС продемонстрировать достаточный профессионализм в вопросах проведения контроля качества медприборов и продукции в соответствии с его требованиями.
Реализация специальных положений СВП возложена на минторг США. Соглашение вступит в силу после того, как стороны закончат необходимые подготовительные работы в своих странах. В США эта работа включает в себя консультации с конгрессом и группами частного бизнеса, а также выполнение обязательных требований регулирующих органов.