Государственное устройство США

Краткие исторические сведения. Первыми европейцами на территории североамериканского континента были викинги (около 1000 г. н.э.), однако история Америки отсчитывается со времени открытия ее Колумбом в 1492 г. Впоследствии европейцы основали целый ряд поселений вдоль атлантического побережья современных США, самым известным из которых была колония, созданная в 1620 г. на территории нынешнего шт. Массачусетс английскими переселенцами, прибывшими на корабле \"Мэйфлауэр\".

4 июля 1776 г. 13 английских колоний в Америке приняли Декларацию независимости от Великобритании и создали Соединенные Штаты Америки. Война за независимость продолжалась до 1783 г. В 1787 г. в г. Филадельфия (тогдашняя столица США) принимается американская конституция. 1789-1815 гг. - консолидация американской нации. 1789 г. - первым президентом США избран Дж.Вашингтон. 1803 г. - \"Луизианская покупка\" (крупнейшая в истории США сделка, в результате которой территория США увеличилась вдвое). 1812-14 гг. - англо-американская война, закончившаяся подписанием Гентского мирного договора. 1846 г. - начало американо-мексиканской войны из-за спорной техасской территории. По договору Гуадалупе-Идальго Мексика уступила США почти половину своей территории. 1860-65 гг. - гражданская война между Севером и Югом, закончившаяся победой северян. Главными итогами гражданской войны явились сохранение единых США и отмена рабства (22 сент. 1862 г.)./P>

1867 г. - приобретение США Аляски у России. 1917-l8 гг. - участие США в первой мировой войне. 1918 г. - агрессия США в составе Антанты против Советской России. 1929 г. - начало Великой депрессии. 1933 г. - установление дипломатических отношений между США и СССР./P>

7 дек. 1941 г. - нападение Японии на Перл Харбор, вступление США во вторую мировую войну. 6 и 9 авг. 1945 г. - ядерные бомбардировки американскими ВВС японских городов Хиросимы и Нагасаки. 1946 г. - Фултонская речь У.Черчилля, начало <холодной войны> . 1962 г. - <Карибский кризис> . 22 нояб. 1963 г. - убийство президента Дж.Кеннеди. 1965-73 гг. - война США во Вьетнаме. 1 фев. 1992 г. - президенты России и США официально объявили об окончании <холодной войны> ./P>

Политическое устройство. По форме правления США - президентская республика. По форме госустройства - федерация, субъектами которой являются 50 штатов. Особый статус закреплен за Федеральным округом Колумбия, который в отличие от штатов не имеет своего законодательного органа и управляется на основе законов, принимаемых Конгрессом. Ныне действующая конституция США принята в 1787 г. и впоследствии дополнена 27 поправками./P>

В основу организации и взаимодействия системы высших органов государства по конституции положен принцип <разделения властей>, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга./P>

Функции главы государства и правительства осуществляет Президент, обладающий всей полнотой исполнительной власти и являющийся одновременно главнокомандующим ВС и лидером своей партии. Президент избирается на 4 года, но не более, чем на два срока подряд. Пост Президента США занимает представитель демократической партии Билл Клинтон (полное имя, используемое в протокольных документах, - Уильям Джефферсон Клинтон). Вице-президент (Альберт Гор) является вторым по старшинству должностным лицом в стране и в случае неспособности Президента исполнять свои обязанности автоматически занимает президентский пост. По конституции за Вице-президентом закреплено также председательство в Сенате./P>

Президентские выборы в США согласно конституции проводятся <в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года> и являются двухступенчатыми. Формально американцы избирают коллегию выборщиков, которым принадлежит право окончательного голосования по кандидатуре Президента (голосование выборщиков проходит в <первый понедельник после второй среды дек.>)./P>

Каждая из основных партий, участвующих в выборах, выставляет своего кандидата на национальном партийном съезде по итогам первичных выборов. Если на выборах за кандидата проголосовало относительное большинство избирателей штата, то он получает голоса всех выборщиков от этого штата. Победившим считается кандидат, получивший 270 голосов выборщиков из 538 (это число складывается из численности состава Сената и Палаты представителей)./P>

На президентских выборах 5 нояб. 1996 г. на второй срок был переизбран Б.Клинтон, победивший в 31 штате и Федеральном округе Колумбия. Из 49% избирателей, принявших участие в голосовании (это самый низкий показатель с 1924 г.), президент получил 49,2% голосов избирателей (45,6 млн.чел.) и, соответственно, 379 голосов выборщиков. Кандидат от республиканской партии Р.Доул победил в 19 штатах и получил 40,8% голосов избирателей (37,8 млн.чел.) и, соответственно, 159 голосов выборщиков. Р.Перо, баллотировавшийся от Партии реформ, собрал 8,5% голосов избирателей (7,8 млн.чел.) и ни одного голоса выборщиков. Остальные кандидаты в совокупности собрали 1,5% голосов.

При Президенте действует исполнительное управление, включающее в себя аппарат Белого дома, Совет национальной безопасности (СНБ), Административно-бюджетное управление (АБУ), Совет экономических консультантов и др. К системе исполнительной власти относится также кабинет, выполняющий консультативные функции при Президенте. В его состав входят главы всех 14 министерств, назначаемые Президентом и утверждаемые Сенатом. Президент может присваивать ранг члена кабинета и другим должностным лицам администрации по своему усмотрению.

На уровне штатов властные полномочия разделяют губернаторы и законодательные собрания штатов. По итогам местных выборов, проходивших параллельно с общенациональными в нояб. 1998 г. большинство губернаторских постов (в 31 штате) контролируют республиканцы. Демократы имеют губернаторов в 17 штатах, 2 губернатора - независимые./P>

Высшим органом судебной системы является Верховный суд США, обладающий полномочиями конституционного надзора и толкования законов. Состоит из 9 членов, назначаемых пожизненно Президентом и утверждаемых Сенатом. С июня 1986 г. Председателем Верховного суда является У.Ренквист./P>

В США сложилась двухпартийная система, при которой у власти сменяют друг друга две партии: республиканская, основанная в 1854 г., и демократическая, возникшая в 1828 г. Главной их особенностью является отсутствие фиксированного членства, твердой партийной дисциплины, а также высокая степень децентрализации партийных структур. По идеологической ориентации республиканская партия традиционно считается партией консерваторов, выступающей за ограничение регулирующей роли государства, то время как демократическая партия представляет политические течения либерального и социал-демократического толка. С учетом доминирующих сейчас в США настроений в обеих партиях в последние годы несколько усилили свое влияние радикальные крылья./P>

В 1995 г. техасский миллиардер Р.Перо создал Партию реформ в противовес двум основным политическим партиям; партия зарегистрирована практически во всех штатах. В США также действуют десятки <карликовых> партий: Либертарианская, <Зеленых>, Социалистическая, Социалистическая рабочая (троцкисты), Природного закона, Коммунистическая партия и др. Эти партии, как правило, ограничивают свою деятельность крупными городами (в основном Нью-Йорком) или отдельными штатами.

В профсоюзах США объединено около 17 млн. рабочих и служащих, т.е. 15,5% американской рабочей силы. Крупнейшее профсоюзное объединение - Американская федерация труда-Конгресс производственных профсоюзов (АФТ-КПП) включает 89 отраслевых и межотраслевых профсоюзов и насчитывает 14 млн.чел.

Вооруженные силы. Включают три вида войск: сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы. Каждый вид состоит из регулярных и резервных компонентов. По своему целевому назначению и характеру задач ВС США подразделяются на стратегические, общего назначения, средства стратегических перебросок и резервы.

Численность личного состава регулярных ВС США - 1,4 млн.чел. Структура: 10 армейских дивизий, 12 авианосных соединений, 12 десантных групп, 20 авиакрыльев, 4 дивизии морской пехоты.

Стратегические силы включают стратегические наступательные силы и стратегические оборонительные силы, системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства, силы и средства противовоздушной обороны.

До вступления в силу Договора СНВ-2 американские стратегические ядерные силы будут сохранять в своем составе 500 МБР <Минитмен> и 50 МБР <Пискипер>, 18 ПЛАРБ класса <Огайо> - каждая с 24 ракетами на борту, 94 ТБ В-52 (штатный боезапас каждого - до 20 ядерных крылатых ракет), 21 ТБ В-2 (каждый способен нести до 16 ядерных авиабомб).

Военный бюджет США на 1999 ф.г. предусматривал общий объем расходов на оборону в размере 270 млрд.долл. Из этой суммы на долю Пентагона приходится 250 млрд., на нужды министерства энергетики (ядерное оружие) - 12 млрд.долл., других ведомств, связанных с программами военного строительства - 8 млрд.

Внешняя политика. Сориентирована на обеспечение национальных интересов и удержание американского лидерства в мировой политике. Главная задача американской дипломатии - не допустить того, чтобы нестабильность в отдельных странах или регионах угрожала безопасности США и их союзников. В целях предотвращения и урегулирования кризисов предусматривается введение санкций против нарушителей признанных международных норм и избирательное применение всех имеющихся в распоряжении США ресурсов - от дипломатии до вооруженного вмешательства. При этом американская администрация готова идти на односторонние действия, использовать силовые методы в международных делах.

Основными средствами осуществления внешней политики служат упрочение связей с партнерами США, развитие с ними сотрудничества в сфере обороны и укрепление военно-политических союзов, поддержание тесных рабочих отношений с ведущими региональными державами, формирование на американских условиях нового мирового экономического порядка, активное участие в урегулировании региональных конфликтов.

Администрация исходит из того, что после распада СССР и окончания <холодной войны> США превратились в доминирующую мировую державу, призванную осуществлять лидерство в международных делах. В изменившихся условиях американская внешняя политика помимо решения традиционных проблем должна найти достойные ответы на новые вызовы - расползание ОМУ и средств его доставки, терроризм, этнические и религиозные конфликты, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, защита окружающей среды.

Приоритетными целями внешнеполитической деятельности США на данном этапе являются укрепление и расширение НАТО и установление стабильного партнерства между альянсом и Россией, упрочение военно-политического союза с Японией, стабилизация отношений с Китаем.

США активно развивают связи с государствами бывшего СССР. Усилия направлены на оказание выгодного для США воздействия на внутреннюю и внешнюю политику стран СНГ, их международную ориентацию. Ощутимо возросла в последнее время вовлеченность Вашингтона в урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве, прежде всего в Закавказье. Американцы прямо заявляют о <значительных коммерческих и стратегических интересах США>, связанных с каспийской нефтью.

Важное место во внешнеполитической деятельности отводится обеспечению прочных позиций США в мировой экономике, продвижению торгово-экономических интересов американского бизнеса. Ставится задача расширения американского экспорта, прежде всего в два наиболее динамично развивающихся региона - Азию и Лат. Америку.

О мерах по защите национальных инфраструктур. Начало этой деятельности было положено в июле 1996 г., когда президент США образовал <Комиссию по защите критической инфраструктуры> во главе с отставным генералом Маршем. В задачи комиссии входят: выделение критически важных для национальной безопасности отраслей и оценка их уязвимости; выработка предложений по необходимым мерам на уровне госполитики и по стратегии организации защиты инфраструктур от нападения физическими и электронными средствами; подготовка нормативных документов и конкретных планов по устранению слабых и уязвимых мест в выделенных инфраструктурах.

Среди наиболее важных инфраструктур, подлежащих защите, выделены: системы телекоммуникационной связи; электроснабжение; банковская и финансовая система; транспорт.

В качестве возможных угроз рассматриваются электронные, диочастотные и компьютерно-сетевые атаки на информационные системы и комплексы связи, осуществляющие контроль за функционированием и управлением выделенных инфраструктур.

Решение проблемы повышения безопасности усугубляется тем, что значительная часть предприятий и организаций, охватываемых системами, ходится в частной собственности, что требует выработки комплекса мер юридического и организационного характера, регулирующих взаимоотношения госорганов управления с частными компаниями.

По итогам работы Комиссии, ею в окт. 1997 г., был подготовлен доклад Critical Foundations: Protecting America\"s Infrastructures, содержащий 72 рекомендации. В основных положениях этого документа отмечается что: несмотря на возрастающую опасность возможного электронного воздействия на критические инфраструктуры, вероятность непосредственной атаки, представляющей угрозу на национальном уровне, пока незначительна, хотя со временем она может принять очень серьезный характер и к ней надо готовиться; базой такого взаимодействия является обмен информацией по всему комплексу применяемых систем и средств управления инфраструктурами, включая оборудование, программное обеспечение, средства связи, порядок организации работ и обслуживания.

Предложены меры по созданию госорганов, организующих и координирующих эту деятельность: образование в СНБ департамента координирующего выполнение программы; создание аналитического центра по сбору и анализу информации по возможным нападениям; создание национальной системы предупреждения возможной атаки; образование межведомственной группы по обмену информацией между частными и государственными структурами; создание координационных секторов по каждой выделенной инфраструктуре.

Предложено также значительно увеличить финансирование НИОКР в области создания комплекса систем защиты национальных инфраструктур. В 1998 г. на эти цели было израсходовано 250 млн.долл. в год, и предлагается выделять на исследования по 1 млрд.долл. в течение шести лет. Частный сектор ежегодно расходует на повышение информационной безопасности своих систем до 1,5 млрд.долл.Предложенная Программа находится в стадии конкретизации ее положений. Активное участие в ее разработке и развитии принимают расположенные в Калифорнии Ливерморская национальная лаборатория и Центр по международной безопасности и контролю за вооружениями при Стэнфордском университете. Развитие систем защиты информационных инфраструктур выдвигается в число наиболее приоритетных направлений деятельности правительства в области национальной безопасности.