В соответствии с резолюцией ГА ООН (1949 г.) 24 дек. 1951 г. Ливия была провозглашена независимым суверенным государством – Соединенным Королевством Ливия во главе с королем Идрисом I.
1 сент. 1969 г. группа офиперов ливийской армии, входивших в «Движение свободных офицеров-юнионистов-социалистов», свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). В марте 1977 г. переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию.
Национальные праздники: 1 сент. – День революции (1969 г.), 2 марта – День провозглашения Джамахирии (1977 г.). Отмечаются также: 28 марта – День эвакуации английских военных баз (1970 г.), 11 июня – День эвакуации американских баз (1970 г.), 23 июля – Годовщина египетской революции (1952 г.), 7 окт. – изгнание итальянских колонизаторов (1970 г.). Все религиозные мусульманские праздники отмечаются как государственные: Ид аль-фитр (праздник разговенья), Ид аль-адха (праздник жертвоприношений), День рождения пророка Мухаммедами др.
До 1911 г. Ливия входила в состав Османской империи, с 1911 г. по 1942 г. являлась итальянской колонией, в 1943 г. в результате разгрома войск итало-германской коалиции была оккупирована Англией и Францией.
Конституции нет, «основным законом общества» является Коран. Официальной идеологической доктриной является «третья мировая теория» М.Каддафи, основное положения которой изложены им в «Зеленой книге». В соответствии с нею введена система «прямой народной демократии» – «джамахирия», созданной по образцу античной демократии.
Ливия разделена на 26 административных единиц (шаабиятов), которые в свою очередь разбиты на 378 коммун (махаллей), управляемых через первичные народные собрания и народные комитеты. Первичное народное собрание объединяет всех взрослых жителей коммуны. Оно уполномочено решать как вопросы хозяйственной и культурной жизни на местах, так и вносить свои рекомендации по вопросам внутренней и внешней политики страны в целом. Каждое народное собрание возглавляет секретариат, состоящий из секретаря, его заместителя, секретарей по делам народных собраний, народных комитетов и профессиональных союзов. В народный комитет коммуны входит столько членов, сколько Главных народных комитетов (министерств) входит в состав Высшего народного комитета (правительства). Народным собраниям и народным комитетам коммун передана вся полнота исполнительной и законодательной власти. Секретари всех народных собраний и народных комитетов входят в состав Всеобщего народного конгресса (парламента), который является высшим органом законодательной власти, но при этом не имеет права законодательной инициативы, а исходит в своей деятельности из рекомендаций народных собраний. Постоянно действующим органом ВНК является Секретариат, состоящий из секретаря ВНК, его заместителя и ряда секретарей по различным вопросам.
Высшим органом исполнительной власти СНЛАД является Высший народный комитет (ВНК), возглавляемый секретарем и включающий в свой состав руководителей Главных народных комитетов (ГHK) – министерств. Каждый Главный народный комитет (министерство) объединяет всех членов народных комитетов, ответственных за данную отрасль на уровне коммуны (число членов каждого ГНК 380), и созывается 3-4 раза в год, осуществляя координирующие функции. Что касается народных комитетов махаллей, то они занимаются решением местных проблем. Историческое руководство, состоящее из 4 человек: М.Каддафи, А.Ю.Джабера, М.Харруби и Х.Хмейди, возглавивших революцию 1 сент. 1969 г., – не входит в административную структуру. Оно было сформировано в 1974 г. с целью «отделить революцию от власти». Сам М.Каддафи также не занимает государственных постов, являясь «руководителем революции».
Внутреннее положение.Ливийское руководство, пришедшее к власти в 1969 г., добилось эвакуации английских и американских военных баз, национализировало иностранные банки и страховые компании, а также компании, занимавшиеся сбытом нефтепродуктов и газа на внутреннем рынке. Была секвестирована собственность, принадлежавшая итальянским колонистам.
Одновременно были проведены мероприятия по улучшению материального положения трудящихся масс: повышен минимум заработной платы, снижена плата за аренду жилья и введены бесплатные медицинское обслуживание и образование.
В начале 80-х гг. в Ливии проведены меры по ограничению масштабов деятельности крупной и средней национальной буржуазии. Была введена монополия внешней торговли, практически осуществлена ликвидация частной торговли, отчуждены излишки недвижимости. В 1978 г. проведена кампания по «захвату» промпредприятий. В результате была распущена прежняя администрация и вместо нее созданы органы самоуправления из представителей рабочих и служащих. Бывшие владельцы частных предприятий отстранены от владения и управления ими. Кампания проходила под лозунгом «Партнеры, а не наемные рабочие».
В последнее время обозначился курс М.Каддафи на умеренную либерализацию экономики и возрождение малого и среднего частного бизнеса при сохранении в господчинении ключевых отраслей экономики. Проводится приватизация оптовой и розничной торговли, обнародован закон, разрешающий учреждение частных банков, активно идет кампания создания т.н. народных акционерных банков в регионах, призванных содействовать развитию производительного сектора на местах, развивается деловая активность в сфере сельского хозяйства, услуг, легпрома, начато учреждение АО, принято решение о приватизации нерентабельных госпредприятий. Ливийское руководство заявляет о своей готовности открыть двери для инокапвложений (на первом этапе в сфере туризма). В 1997 г. принят «Закон об иностранных инвестициях». Во второй половине 1997 г. комитеты по чистке (КЧ) провели очередную кампанию борьбы с коррупцией и преступлениями в сфере экономики. В 1998 г. была проведена реформа административно-территориального деления Ливии.
Внутреннее положение в СНЛАД остается устойчивым вследствие достаточно высокого личного авторитета М.Каддафи, его умения обеспечить баланс интересов различных племен, значительного влияния местных спецслужб на ситуацию в стране, а также в силу сохранения ориентации режима на поддержание определенного уровня социальной защищенности населения (широкая система дотаций, льгот многодетным и малообеспеченным семьям и т.п.). Внутренняя оппозиция представлена небольшими группами фундаменталистов, действующих в подполье. Зарубежная оппозиция (Фронт национального спасения и др.) весьма разрозненна, организационно слаба и влияния в стране не имеет.
Внешняя политика.21 янв. 1992 г. СБ ООН резолюцией 731 призвал Ливию сотрудничать в деле расследования взрывов двух пассажирских авиалайнеров (американского «Пан Ам» в 1988 г. над шотландским местечком Локерби и французской компании «ЮТА» в 1989 г. над территорией Нигера), в результате которых погибло 440 чел. Ввиду невыполнения ливийцами этих требований, резолюцией 748 СБ от 15 апр. 1992 г. против СНЛАД были введены международные санкции, предусматривающие бойкот воздушного сообщения с этой страной, прекращение с ней военно-технического сотрудничества и ряд других мер. С тех пор международные санкции являются главной нацпроблемой страны. Россия поддержала введение санкций ООН против Ливии.
11 нояб. 1993 г. резолюцией 883 СБ на Ливию были наложены дополнительные санкции, предусматривающие эмбарго на поставку ей некоторых видов оборудования для нефтедобычи и запчастей к нему, а также замораживание ливийских авуаров за рубежом. Каждые 4 мес. СБ ООН на своих консультативных заседаниях проводит обзор санкционного режима и продлевает его на очередной срок. Однако ливийцам удалось достичь определенного успеха: в ходе июльского 1997 г. обзора впервые была поставлена на обсуждение арабо-африканская инициатива относительно места проведения судебного разбирательства по «делу Локерби». За прошедшие после введения санкций годы СНЛАД удалось заручиться поддержкой в ее конфликте с западной «тройкой» (США, Англия, Франция) со стороны крупнейших международных и региональных организаций, таких как ЛАГ, ОAE, ДН и ОИК. Этому в немалой, степени способствовал тот факт, что CHЛАД выполнила основную часть требований, содержащихся в соответствующих резолюциях СБ, а именно о прекращении поддержки террористических групп, решительном осуждении терроризма во всех его формах и проявлениях, а также об эффективном сотрудничестве с французскими судебными властями в деле расследования инцидента с самолетом «ЮТА» (в 1996 г. Ливию посетил французский судебный следователь Ж.Л.Брюгьер, которому было оказано всяческое содействие, в плане выполнения его миссии).
Неоднократные попытки США вынести на рассмотрение СБ вопрос об ужесточении режима антиливийских санкций, в частности, введении нефтяного эмбарго, всякий раз встречали активное противодействие как со стороны РФ, КНР, так и европейцев, чья экономика напрямую зависит от поставок нефти из СНЛАД. Ливийское руководство неоднократно принимало шаги по размыву де-факто режима санкций, прежде всего воздушного эмбарго (в 1997 г. Ливия нарушала его трижды). Африканские государства на саммите ОАЕ в Хараре (июнь 1997 г.) призвали СБ ООН исключить из сферы действия воздушного эмбарго против Ливии полеты самолетов ливийской авиакомпании, совершаемые в гуманитарных целях. Более широкие изъятия из эмбарго арабским странам было рекомендовано на практике применять резолюцией 108-й сессии Совета ЛАГ (Каир, сент. 1997 г.). Однако на саммите ОИК в Тегеране (дек. 1997 г.) ливийцам не удалось добиться того, чтобы исламские государства заняли более продвинутую позицию по данному вопросу и приняли решение об одностороннем выходе из антиливийских санкций.
В дек. 1997 г. в СНЛАД была направлена специальная миссия ООН во главе с В.Ф.Петровским, целью которой было ознакомление с гуманитарными последствиями действия воздушного эмбарго для составления доклада Генсекретарю ООН. Начало такого диалога со стороны ООН было позитивно воспринято ливийцами.
B фeв. 1998 г. Mеждyнapoдный Суд OOH в Гааге принял постановление о своей компетентности рассматривать по существу спор Ливии с США и Великобританией по «делу Локерби», что, по мнению Триполи, доказало юридический, а не политический характер этого вопроса.
СНЛАД значительно активизировала в 1998 г. африканское направление своей внешней политики, что привело к принятию в июне 1998 г. резолюции 34-го саммита ОАЕ в Уагадугу (Буркина Фасо), в соответствии с которой государства-члены этой организации прекратили с сентября соблюдать воздушное эмбарго, наложенное на Ливию, из-за отказа США и Великобритании на проведение судебного процесса над двумя подозреваемыми в третьей нейтральной стране.
В июле-авг. США и Великобритания фактически согласились с предложением ливийцев на проведение суда в Гааге, однако Джамахирия отказалась выдать двоих подозреваемых, потребовав предоставить им правовые гарантии.
27 авг. 1998 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 1192, предусматривающую урегулирование «дела Локерби» путем проведения «выездной сессии» шотландского суда в Нидерландах. Эта инициатива была ранее выдвинута самими ливийцами и поддержана рядом международных организаций (ЛАГ, ОАЕ, ДН и др.). В итоге 5 апр. 1999 г. двое подозреваемых были доставлены из Триполи в Нидерланды для участия в судебном процессе, на основании чего в соответствии с резолюцией 1192 санкции были немедленно приостановлены.
По просьбе адвокатов ливийских подозреваемых начало судебного процесса дважды откладывалось – сначала до фев., а затем – до мая 2000 г.
После приостановки санкций СБ ООН резко выросла активность Триполи по полномасштабной реинтеграции СНЛАД в мировое сообщество, налаживанию тесных связей с зарубежными, в первую очередь западноевропейскими, странами (особенно активны итальянцы и французы). Ощутимый прогресс в «деле Локерби» и урегулирование инцидента с гибелью сотрудницы английской полиции у здания посольства СНЛАД в Лондоне в 1984 г. способствовали нормализации ливийско-британских отношений. 7 июля 1999 г. мининдел Великобритании Р.Кук объявил о возобновлении в полном объеме дипотношений с Триполи (в дек. 1999 г. в Ливию отбыл английский посол). На апрельской 1999 г. министерской конференции в Штутгарте принято решение о подключении Ливии к евросредиземноморскому процессу (в начале янв. 2000 г. ливийцы направили в ЕС официальную ноту с уведомлением о своем одобрении принципов и целей ЕСП и подтверждением желания стать его полноправным участником; в Брюсселе прорабатывается идея организации в ближайшее время визита туда М.Каддафи). В сент. 1999 г. Совет ЕС отменил все ограничительные меры в отношении Триполи за исключением тех, которые касаются поставок вооружений.
Фактически вопрос окончательной отмены антиливийских санкций упирается в жесткую позицию Вашингтона, который во многом по внутриполитическим соображениям не готов пока к полному закрытию «ливийского досье». Американцы настаивают на необходимости неукоснительного соблюдения буквы всех положений резолюций СБ, что на деле оборачивается своеобразной увязкой перспективы официального снятия санкций с Ливии со степенью кооперативности Триполи в ходе судебного разбирательства в Нидерландах. Кроме того в Вашингтоне придерживаются той точки зрения, что ливийцам надлежит выплатить компенсацию родственникам погибших и признать ответственность за действия официальных ливийских лиц. В ливийско-американских отношениях сохраняется заметная напряженность. Ливия по-прежнему фигурирует в черном списке госдепа в числе стран, поддерживающих международный терроризм. Остаются в силе объявленные еще в 1986 г. американские национальные экономические санкции в отношении Джамахирии (несколько ослаблены с 27 июля 1999 г., в результате чего американские компании получили возможность осуществлять коммерческие поставки в СНЛАД с/х продукции, медикаментов и медоборудования (аналогичная мера предпринята в отношении Судана и Ирана) и в нояб. 1999 г. была заключена первая за последние 15 лет сделка о продаже Ливии 17 тыс.т. американской пшеницы). С авг. 1996 г. действует закон д’Амато, предусматривающий санкции в отношении компаний и государств, вкладывающих более 40 млн.долл. в год в нефтегазовый сектор Ливии и Ирана.
11 июня 1999 г. в Нью-Йорке состоялась первая за долгие годы официальная встреча представителей двух стран (постпреды при ООН) с участием генсекретаря К.Аннана и постпреда Великобритании).
По ряду направлений внешней политики наблюдается отход Триполи от прежних жестких стереотипов, стремление проводить более прагматичный внешнеполитический курс, демонстрировать отказ от экстремизма, содействовать урегулированию региональных конфликтов.
Особую активность в деле миротворчества ливийцы проявляют в Африке (кризис в регионе Великих озер, внутрисуданское урегулирование, конфликт между Эфиопией и Эритреей). 6-9 сент. 1999 г. в Сирте по инициативе М.Каддафи состоялось внеочередное совещание в верхах государств-членов ОАЕ, в ходе которого обсуждались вопросы панафриканской интеграции и совершенствования деятельности ОАЕ с прицелом на создание на континенте своего рода «Соединенных Штатов Африки». В ходе саммита М.Каддафи выдвинул идею формирования Африканского союза по примеру ЕС, которая в настоящее время изучается странами континента.
Ливийцы выступают с «особых» позиций по целому ряду международных проблем (Ближний Восток, пересмотр Устава ООН и др.). СНЛАД призывает радикально реализовать право палестинского народа на самоопределение в рамках создания единого арабо-еврейского государства (включая нынешний Израиль) со столицей в Иерусалиме. В Ливии отвергают принцип «мир в обмен на землю», выступают против ближневосточного мирного процесса, рассматривая его как капитуляцию арабов перед «сионистским врагом». В то же время в Триполи отказались от своего прежнего лозунга «сбросить Израиль в море».
Ливия выступает за превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества», вывод оттуда иностранных флотов и ликвидацию иностранных военных баз, в том числе баз НАТО.
Ливийцы занимают крайне негативную позицию по вопросу о расширении НАТО на Восток, рассматривая такие планы альянса через призму гегемонистских устремлений США в мире и считая, что они представляют прямую угрозу безопасности не только России, но и государствали третьего мира, в том числе и Ливии.
СНЛАД присоединилась к Московскому договору о запрещении ядерных испытаний в трех сферах, подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, открыла для инспекций МАГАТЭ свои ядерные объекты.
В последнее время для внешней политики Ливии характерно стремление следовать прагматический линии, демонстрировать отказ от экстремизма, содействовать урегулированию региональных конфликтов.
С 1953 г. Ливия является членом Лиги арабских государств, с 1955 г. – членом ООН, с мая 1963 г. – членом Организации африканского единства, входит в Организацию Исламская конференция.