Египет и Судан заявляют о своем несогласии на вмешательство какого-либо государства за пределами бассейна Нила в вопросы, связанные с использованием ресурсов реки, поскольку это, по их убеждению, может привести к сокращению квот обоих государств. Комитет по вопросам обороны и национальной безопасности Народного собрания АРЕ призвал к принятию активных мер для срыва попыток Израиля \"получить доступ к ресурсам Нила через возведение каскада плотин в Уганде и Эфиопии при инвестиционной поддержке США и Всемирного банка\".
В свете опасений, связанных с возможным строительством каскада плотин в Эфиопии, Адис-Абеба подчеркивает, что на данном этапе речь идет лишь об ограниченном количестве ГЭС. Египтяне в принципе принимают такой подход. АРЕ неоднократно заявляла о готовности участвовать в осуществлении энергетических проектов в Эфиопии и любом государстве бассейна Нила.
На встрече участников группы \"Тэконил\", в которую входят министры водных ресурсов государтв бассейна Нила, состоявшейся в мае 1998 г. в столице Танзании, было принято решение обратиться к главам своих государств с просьбой созвать в 1999 г. саммит для выработки единой стратегии. Серьезную обеспокоенность Каира вызвало согласие Уганды на захоронение в непосредственной близости от истоков Нила ядерных отходов. Уганда выступила с заявлением, в котором опровергла обвинение. АРЕ и Уганда провели ряд контактов, в результате которых была достигнута договоренность о возведении Египтом в 25 км. от устья оз. Виктория плотины и электростанции на 450 мвт. Предполагается, что египетские компании, которые займутся реализацией этого проекта, в течение нескольких лет после окончания строительства плотины будут осуществлять административный и финансовый контроль (право на прибыль от продажи электроэнергии), после чего плотина перейдет в распоряжение правительства Уганды. По утверждению египтян, возведение плотины, эксплуатация которой не будет выходить за рамки выработки электроэнергии, не повлияет на годовой объем нильской воды, получаемой Египтом с экваториальной части бассейна Нила.
Говоря об усилиях, направленных на \"спасение\" Нила на неправительственном уровне, следует отметить \"Нильский манифест\", опубликованный в феврале 1996 г. в Женеве неправительственной организацией Felege Guihon International (FGI), содержащий аналитические данные об угрожающем Нилу высыхании в течение 20 лет, что, как считают авторы \"Манифеста\", приведет к дальнейшему опустыниванию Египта, Судана, Эритреи и северо-западной части Эфиопии. FGI утверждает, что в ближайшем будущем потребности Египта и Судана в нильской воде возрастут на 20 млрд.куб.м. в год и, даже при наличии доброй воли и сотрудничества между странами бассейна, для реализации планируемых ирригационных проектов объема водных ресурсов Нила будет недостаточно.
Отмечая \"катастрофический\" недостаток внимания к проблеме рационального распределения вод Нила со стороны государств бассейна \"перед лицом грядущей засухи\", FGI указывает в \"Манифесте\", что чистоте нильской воды угрожают экологически несовершенные каирские системы очистки сточных вод и контроля за состоянием вод Нила. В \"Манифесте\" также отмечается, что существует большая вероятность возникновения острого конфликта между Суданом, Эфиопией и Эритреей, предотвратить который может только объединение международных усилий под эгидой ООН, направленных на решение проблемы возрастающего дефицита водных ресурсов.
О реализации ирригационного проекта \"Салям\". В рамках данного проекта осуществляется переброска вод Нила на Синай, что позволит оросить 620 тыс. федданов (260 тыс.га) земли по обе стороны Суэцкого канала. На этой территории предполагается расселить 1,5 млн.чел. Стоимость проекта оценивается в 2 млрд.долл., треть дают КСА и Кувейт.
Реализация проекта по переброске нильских вод на Синай началась по инициативе покойного президента А.Садата в 1979 г. (т.е. сразу после заключения кэмпдэвидских соглашений и мирного договора с Израилем, отсюда и его название \"Мир\"). Стержнем всего комплекса является канал \"Салям\", который берет свое начало в районе Дамиетты, проходит по четырем водоводам под Суэцким каналом и затем направляется в северную часть Синайского полуострова. Общая протяженность канала должна составить 242 км., из которых 155 км. -на Синае. Осуществление проекта затянулось. Использованию орошаемых земель мешает засоленность многих из них. Для исправления положения требуются дополнительные расходы. В октябре 1997 г. в присутствии президента Х.Мубарака состоялся торжественный пуск первой очереди канала \"Салям\" (87 км. до Суэцкого канала), что позволило начать перекачку нильских вод на Синай. Власти ставят задачу завершить реализацию проекта к 2004 г. Из 220 тыс. федданов (92,5 тыс. га) земель, орошенных в результате строительства первой очереди канала \"Салям\" (на западном берегу Суэцкого канала, в провинциях Дамиетта, Дакахлия, Шаркия, Исмаилия и Порт-Саид), в мае 1999 г. возделывалось 50% этой площади. Эта проблема, актуальная для всего мира (1,4 млрд.чел. испытывают нехватку воды, пригодной для питья, а к 2025 г. это число увеличится до 4 млрд.), имеет особое значение для АРЕ и других арабских стран с учетом специфики их климатических и природных условий. Потребление воды на душу населения в арабском мире возросло во второй половине XX века в 4 раза, при этом число жителей увеличилось в 3 раза. Все большее количество воды требуется для освоения и орошения земель, развития производства. Все это при ограниченности водных запасов арабских государств может уже в близкой перспективе резко обострить проблему водоснабжения в регионе, превратив ее в источник конфликтов и потрясений.
Данная тема всесторонне обсуждалась в августе 1998 г. в Каире на конференции по водным ресурсам, на которой присутствовало 300 официальных представителей и экспертов из 15 арабских стран.
В ходе конференции египтяне поднимали вопрос об увеличении квоты Египта в использовании вод реки Нил. В Каире, как следует из высказываний египетских представителей, озабочены тем, что арабы отстают от Израиля в преодолении трудностей, связанных с нехваткой водных запасов. Это, полагают здесь, может привести к нежелательной зависимости от Тель-Авива соседних арабских стран (Иордания, палестинские территории и др.). Израильтянам удалось разработать технологии, снижающие (почти в 3 раза) нынешнюю высокую себестоимость опреснения морской воды. К 2010 г. предполагается построить на средиземноморском побережье Израиля крупный комплекс по опреснению морской воды мощностью 50 млн. куб. м. в год (при финансовой поддержке США и, возможно, ЕС и Японии). Этот проект будет дополнен сооружением еще четырех опреснительных станций.
Не исключено, что арабы могут при определенных обстоятельствах пересмотреть свое негативное отношение к предложенному Турцией еще в середине 80-х гг. проекту <Водовод мира>, предусматривавшему переброску вод рек Гейхан и Сейян в Сирию, Иорданию, Палестину, Израиль, Кувейт, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар (тогда эта идея не понравилась странам Персидского залива, которые не хотели зависеть от Анкары в вопросах водоснабжения, предпочитая дорогостоящее опреснение морской воды). Однако для реализации данного проекта потребуется мобилизовать огромную сумму - 19 млрд.долл., что весьма сложно сделать, учитывая нынешние финансовые трудности, переживаемые арабскими нефтедобывающими государствами.