Рост потребности в электроэнергии в АРЕ составляет 5-7% в год. В целях обеспечения необходимых средств, правительство прорабатывает планы частичной приватизации электроэнергетической отрасли, расширения иностранных инвестиций.
Суммарная мощность электростанций составляла весной 1999 г. 16 гвт., к 2005 г. планируется ее увеличение на 2,5-3 гвт.
Эти планы в первую очередь связаны со строительством в 110 км. к востоку от Каира, в Куреймате на природном газе ТЭС на 1,2 гвт. На этот проект Агентство по международному развитию (США) выделило 200 млн.долл. Консорциум, включающий Bechtel, минэнергетики АРЕ и Arab African International Baric, к 2000 г. планирует завершить строительство двухтопливной ТЭС на 650 мвт. к западу от Александрии, в Сиди Керир. Еще одна электростанция будет сооружена на западе Синая, в Айун Муса. Уже находятся в эксплуатации расположенные на Красном море электростанции, использующие энергию ветра; их суммарная мощность - 66 мвт. МБРР принял решение о выделении 50 млн.долл. на строительство солнечной электростанции, которая ночью работала бы на природном газе. Сооружение этой станции планируется в Куреймате, рядом с ТЭС.
Для более динамичного расширения производственных мощностей правительство планирует использовать схему \"строительство-владение-управление-передача\" (BOOT, Build-Own-Operate-Transfer). Финансирование по этой схеме позволяет сооружать электростанции и другие объекты инфраструктуры без увеличения внешней задолженности, так как частные инвесторы получают возможность компенсировать затраты на строительство объектов, владея и управляя ими в течение фиксированного периода времени. По истечении этого периода объект передается в собственность государства. Первый проект, сооружение которого производится по такой схеме, это упомянутая ТЭС в Сиди Керир.
Та же схема может быть использована при сооружении ТЭС на 650 мвт. в Джабль Атака в районе Суэцкого залива (600 млн.долл.), ветровой электростанции на 300 мвт. в районе Заафарана (350 млн.долл.), электростанции на 1,2 гвт. в Нубарийи, в районе Дельты и еще одной электростанции на 1,3 гвт., местоположение которой пока не определено. Перечисленные проекты, при условии успешного согласования между всеми заинтересованными сторонами, могут быть введены в строй к 2007 г.
В Египте проводится работа по объединению энергосети страны с энергосетями других государств региона. В 1998 г. завершено сооружение ЛЭП, связавшей энергосистемы АРЕ и Иордании. К 2002 г. планируется реализовать проект объединения сетей Египта, Иордании, Сирии, Турции и Ирака, если удастся завершить работы на участке Ирак-Сирия и Ирак-Турция. Название проекта - Five Country. В рамках объединения электросетей североафриканских стран завершена прокладка ЛЭП на участке Египет-Ливия. В стадии изучения находятся проекты создания единого комплекса ЛЭП между Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией, Бахрейном, Оманом, Катаром, Саудовской Аравией, ОАЭ и Йеменом с управляющим центром в Каире. Другой единый комплекс ЛЭП может включать в перспективе АРЕ, Израиль, Иорданию и ПНА.
Ежегодно в строительство новых и в развитие ранее построенных энергетических объектов инвестируется около 1,6 млрд.долл. Значительные суммы выделяются международными финансовыми организациями, а также в рамках оказания экономической помощи Египту со стороны США. За последние 15 лет американские вложения в энергетическую область составили 1,9 млрд.долл.
Средняя себестоимость 1 квт.ч. - 2,8 цента, отпускная цена в сбытовую сеть - 3,3 цента. На современных построенных и строящихся тепловых электростанциях себестоимость снижена до 2,6 цента, а на проектируемых гидроаккумулирующих и гидроэлектростанциях заложена предельная цена 1 квт.ч. - 1,4 цента.
До середины 70-х гг. потребление электроэнергии в Египте сопровождалось огромными дотациями государства. Постепенно объемы госсубсидирования сокращались: к середине 80-х гг. - 1 квт.ч. электроэнергии обходился потребителям в 5 раз дороже, чем в середине 70-х гг. Однако даже в этом случае средняя цена электроэнергии на 30% дотировалась государством. Тем не менее та часть населения, которая потребляла до 100 квт.ч. в месяц, платила не более 1,8 ф. в месяц (0,5 цента за 1 квт.ч.). Остальные потребители платили за электроэнергию из расчета: до 200 квт.ч. в месяц - не более 4,5 ф. (1,3 цента за квт.ч.); до 300 - 8,5 (2,5); до 400 - 12,5 (3,7); до 500 и выше - 25 (7,4). Чем больше энергии потребляется, тем меньший объем дотаций приходится на такого потребителя. Введение подобной прогрессивной шкалы позволило сократить дотации государства на 1 квт.ч. к середине 90-х гг. до 9%, а к 2001 г. предполагается довести до 3%, что является международным стандартом. При этом минэнерго удалось в течение последних лет не повышать цены на электроэнергию для малообеспеченных потребителей в сельских районах. В социальном плане это является одним из важных достижений энергетики Египта.
В 1998 г. проводилась реконструкция 23 электростанций. Введены в строй новые ТЭС \"Талкха\" (1х210 мвт.), \"Каир-Запад\" (2х330 мвт.), \"Каир-Юг\" (1х165 мвт.), закончено строительство первых очередей ТЭС \"Сиди-Керир\" (2х320 мвт.), \"Аюн Муса\" (2х320 мвт.). Основу гидроэнергетики АРЕ составляет Асуанский гидроэнергетический комплекс, сооруженный при экономическом и техническом содействии СССР. Первые три агрегата комплекса пущены в 1967 г., подписание декларации о сдаче ГЭС в эксплуатацию состоялось 15.01.1971 г. Установленная генерируемая мощность ГЭС Высотной Асуанской плотины (ВАП) - 2100 мвт. (12 агрегатов по 175 мвт.). Выработка электроэнергии в 1996-97 гг. - 8,2 млрд. квт.ч., пиковая нагрузка - 1980 мвт. В состав объектов энергокомплекса входят также открытые распределительные устройства 500 и 132 кв. и две ЛЭП 500 кв. Доля ГЭС ВАП составляла к 1999 г. 15% объема производства электроэнергии страны.
В 1997-98 гг. с помощью американских специалистов и на выделенные США 181 млн. долл. на ВАП были выполнены работы по модернизации системы управления распределением электроэнергии. Долгие годы после строительства Асуанской ГЭС в Египте не развивалась гидроэнергетика. С 1997 г. с помощью немецких специалистов начаты работы по проектированию и строительству новой ГЭС в районе Наг-Хаммади на 80 мвт. Финансирование осуществляет Германский банк реконструкции (220 млн. марок) и Египетско-германский стройбанк (250 млн. DM). Кроме того, принято решение о строительстве в течение 5 лет пятой ГЭС на Ниле. Ожидаемая производительность 41 млн. квт.ч. в год, ведутся изыскательские работы.
С использованием опыта западноевропейских стран, в АРЕ начато проектирование принципиально новой гидроаккумулирующей ГЭС в районе Суэцкого залива. Предварительные изыскательские работы финансирует ЕГИПЕТ (10 млн.крон). Проектная мощность станции 1860 мвт. (6х310), производительность 5 млрд. квт.ч. в год. Стоимость строительства 1 млрд.ф., время строительства - 5 лет. Электростанцию планируется использовать для демпфирования суточных колебаний нагрузки в объединенной энергетической системе страны.
Нетрадиционная энергетика (ветросиловая, солнечная, мини-энергетические установки и др.). Большие перспективы в отдаленных и быстроразвивающихся районах страны (губернаторства Северный и Южный Синай, Красное море, Новая долина - проект <Тошка>, Верхний Египет и др.) имеет использование нетрадиционных возобновляемых источников получения электроэнергии. На территории губернаторства Kpacнoe море, в районе крупного центра водного туризма Хургада, в 1994 г. при техническом содействии германской компании \"Вентис\" были пущены в эксплуатацию 30 ветросиловых энергетических установок германского и, частично, египетского производства, мощностью 100 квт. каждая. На развитие проекта, который предусматривает строительство специального завода по производству таких установок и сооружение ветросиловых станций на побережье Красного моря, с последующим включением этих мощностей в объединенную энергосистему АРЕ, германская сторона готова предоставить 400 млн.ф. Ежегодно Германия выделяет 12 млн.ф. на исследования в области развития технологии ветроэнергетики. В реализации проекта заинтересована и Дания, которая согласна выделить на эти цели 100 млн.ф. Датская сторона в 1997 г. уже выделила 9 млн. крон на создание атласа ветров Египта в целях развития ветроэнергетики.
В дек. 1997 г. египетское правительство провело международную конференцию по итогам выполнения I этапа программы экономии электроэнергии в стране и развития нетрадиционных, альтернативных способов получения электроэнергии с использованием энергии солнца и ветра. Международные участники отметили значительный прогресс АРЕ в этой области и выразили готовность финансировать работы по получению энергии из альтернативных источников. Африканский банк развития выделил на эти цели 2 млн.долл. Сооружение в Хургаде экспериментальной солнечной опреснительной установки мощностью в 300 тыс. л. воды в сутки финансирует ЕС.
К концу 1998 г. ветросиловыми установками производилось до 120 млн. квт.ч. К 2001 г. более 5% установленных мощностей египетской энергетики будет представлено <нетрадиционными> видами энергосистем, главным образом ветроэнергетическими установками. Выработка электроэнергии этими системами возрастет до 1,5 млрд. квт.ч., прежде всего в районах, отдаленных от основных ГЭС и ТЭС. Первое ветросиловое поле, мощностью 360 мвт., будет сооружено в Зафаране к 2001 г. при техническом содействии немецких, датских и голландских фирм. На первом этапе в июне 1998 г. вошла в строй ветровая электростанция на 30 мвт. за счет Германии. На реализацию второй очереди мощностью 220 мвт. немецкое правительство уже выделило 15 млн. марок.
Развитие солнечной энергетики в АРЕ осуществляется значительно более скромными темпами, чем ветросиловой. Тем не менее, германские фирмы освоили производство небольших солнечных батарей для выработки тепла в г. 10-Рамадан. Минэнерго совместно с Иорданским центром по солнечной энергии изучают проекты создания энергокомплексов на Синае с целью выработки как тепла, так и электроэнергии для орошения и освещения отдаленных деревень. Достаточно широко солнечные батареи в Египте используются для электропитания отдельных ретрансляционных центров радиорелейных линий и другого оборудования, особенно в пустыне.
Определенное место в энергобалансе страны будут занимать т.н. мини-ГЭС, т.е. станции, использующие для производства электроэнергии малые перепады воды (1,6-3,5 м.). Так, в районе водопадов оазиса Фаюм с помощью французских и китайских компаний предполагается соорудить 6 мини-ГЭС, которые позволят вырабатывать более 20 млн.квт.ч. электроэнергии. Общий объем инвестиций в строительство этих станций оценивается в 6,5 млн.долл. Китай на осуществление проекта выделил 3,5 млн.долл, египетское правительство финансирует поставку оборудования на 10 млн.ф. Проектная мощность первой станции, ввод в строй которой намечался на середину 1999 г., - 4,5 мвт.
Развитие индустрии туризма, строительство крупных туристических комплексов по всему побережью Средиземного и Красного морей, на Синае, в районах исторических памятников в Верхнем Египте, а также реализация крупномасштабной программы освоения Новой Долины ставят перед энергетикой АРЕ задачу значительного увеличения электроснабжения.
Атомная энергетика. В конце 50-х гг. при техническом содействии СССР был создан исследовательский атомный центр (АИЦ) в Иншасе (пригород Каира). Советские организации поставили и пустили в эксплуатацию легководный реактор на 2 мвт., ускорители ядерных частиц, сопровождающие системы инженерного обеспечения, комплекс радиохимических лабораторий небольшой мощности. Затем, после длительного перерыва, вызванного известными политическими разногласиями между нашими странами, уже в конце 80-х гг. советские организации в счет взноса СССР в МАГАТЭ приняли участие в создании комплекса по очистке радиоактивных отходов АИЦ Иншаса. В АИЦ Иншаса при содействии Аргентины построен и запущен в эксплуатацию ядерный реактор бассейнового типа на обычной воде мощностью 22 мвт. (тепловых) стоимостью 350 млн.ф. На церемонии сдачи реактора в эксплуатацию 31 янв. 1998 г. присутствовал президент Аргентины. С середины 1997 г. аргентинские специалисты участвуют в строительстве циклотрона для производства изотопов. Стоимость проекта 30 млн.долл. Кроме того, в АИЦ в сотрудничестве с Германией ведется сооружение установки по отработке технологии производства ядерного топлива (стоимость 1 млн.долл.). Немецкие фирмы строят также печь для утилизации мелких радиоактивных отходов стоимостью в 2 млн.долл. Одновременно в сотрудничестве с МАГАТЭ и Финляндией осуществляется проект стоимостью в 5 млн.ф., связанный с разработками в области анализа ядерных компонентов и материалов, проводится модернизация действующего реактора, построенного при содействии СССР, для чего выделено из бюджета АРЕ 5 млн.долл.
В соответствии с национальной ядерной программой в Египте предполагалось построить 3 АЭС, установленной мощностью 3,5-4 тыс. мвт. С этой целью в начале 80-х гг. в 150 км. к западу от Александрии на побережье Средиземного моря была выбрана площадка для строительства первой промышленной АЭС. Этот выбор был одобрен МАГАТЭ. После землетрясения в Египте 1992 г. комиссия МАГАТЭ вновь осмотрела площадку и ее состояние и вторично подтвердила ее приемлемость для строительства АЭС.
В середине 80-х гг. был объявлен международный тендер на строительство АЭС, который выиграла ТНК <Бехтель> (основной капитал американский). Согласно предложению <Бехтель>, предполагалось построить АЭС с использованием тяжеловодных ядерных энергоблоков канадского проекта мощностью 600 мвт. типа Candu. Российские организации не принимали участия в этом тендере, поскольку отечественная атомная промышленность была загружена в этот период заказами на строительство АЭС в странах-членах СЭВ, на Кубе, в Финляндии.
После Чернобыльской катастрофы политическое руководство АРЕ приняло решение приостановить планы строительства АЭС в Египте. Однако именно этот период характеризуется повышенной активностью египетских инженерных и деловых кругов в области ядерной энергетики. Проводятся интенсивные консультации в этой области с ведущими немецкими, французскими, американскими и японскими фирмами.
После преодоления чернобыльского синдрома единственным препятствием для полномасштабной реализации национальной ядерной программы Египта являлась внешнеполитическая кампания, направленная на то, чтобы склонить Израиль к подписанию Соглашения о нераспространении ядерного оружия и установлению контроля МАГАТЭ за национальными ядерными программами. Не добившись успеха в давлении на Израиль, египетское политическое руководство приступило к ускорению реализации программы развития ядерной энергетики. Правительством Египта рассматривается вопрос о строительстве первой промышленной АЭС мощностью 900 мвт. на подготовленной площадке на побережье Средиземного моря. С целью обеспечения безопасности ядерных объектов страны, а также для контроля уровня радиации в соседних странах, в Египте уже развернуто 32 станции слежения за радиоактивной обстановкой, объединенные в единую автоматизированную сеть.
Для строительства АЭС египетская сторона остановила свой выбор на использовании канадских тяжеловодных реакторов типа Candu на естественном уране. Канадские фирмы готовы построить два предприятия по производству тяжелой воды, мощностью 20 т. в год каждое. Канадские фирмы, являвшиеся фактически ведущими разработчиками национальной ядерной программы Египта и основными консультантами в вопросах развития ядерной энергетики в АРЕ, располагают достаточной финансовой поддержкой национального и международного капитала.
Использование реакторов тяжеловодного типа, работающих на естественном (необогащенном) уране, позволяет производить оружейный плутоний. С другой стороны, использование естественного урана значительно удешевляет первичный топливный цикл, поскольку процесс обогащения урана является делом крайне энергоемким и дорогостоящим. Россия, США, Япония, ЕС и др., применяющие ядерную энергию для производства электроэнергии, опреснения воды, выработки пара и т.д., используют энергоблоки на обогащенном уране, с охлаждением обычной водой под давлением.
Производство энергетического оборудования. До недавнего времени в стране производились только отдельные виды дизелей и дизельгенераторов и трансформаторов мощностью до 1600 ква. по лицензиям западных фирм. В основном выпускались дизели мощностью до 1000 л.с. С целью ограничения конкуренции со стороны иностранных поставщиков, правительство ввело запрет на импорт дизелей мощностью 130 л.с., а также комплектных дизель-генераторов мощностью до 700 ква.
В 1983 г. в структуре минэнергетики было создано Управление по производству энергетического оборудования. Конверсионные программы на военных заводах во многом были сориентированы на выпуск мощного энергетического оборудования. К середине 1997 г. усилиями египетской промышленности удалось достичь уровня 90% самообеспечения оборудованием, необходимым для оснащения всех типов ЛЭП. На египетских заводах освоен выпуск высоковольтных изоляторов, автоматических прерывателей и генераторов. На предприятиях компании <Айрон энд Стил>, находящейся в ведении Администрации Суэцкого канала, производится оборудование для ветроэнергетических установок мощностью 100 квт. К 2001 году планируется изготовить 1000 единиц ВЭУ.
Важной задачей Управления является организация изготовления основного технологического оборудования для ТЭС. К 1998 г. потребности в таком оборудовании покрывались египетской оборонкой на 35%. Поставлена задача к 2001 г. поднять этот уровень до 50-70%. На египетских заводах совместно с германской фирмой <Сименс> налажено изготовление деталей турбин для двух ТЭС <Сиди-Керир> и <Аюн Муса>, ряда элементов энергооборудования мощностью до 600 мвт., трансформаторов до 220 мвт.
Египетская фирма <Ратомаг> специализируется на выпуске крупного резервуарного оборудования для использования на ТЭС и АЭС по стандартам США, Англии и Германии. Фирма предлагает на рынок Египта резервуары диаметром до 4,5 м. и длиной до 43,2 м.
Помимо покрытия внутренних потребностей, египетские предприятия, специализирующиеся на выпуске энергетического оборудования, в 1997 г. вышли на внешний арабский рынок.
Египетские компании самостоятельно выполнили работы по прокладке низко- и высоковольтных ЛЭП в Йемене и Ливии, осуществили поставки силовых трансформаторов в Оман. Кувейт принял решение закупить 400 египетских силовых трансформаторов (стоимость только монтажных работ превышает 3 млн.долл.). Египетские компании получили приглашение принять участие в строительстве крупного энергокомплекса для НПЗ в Кувейте.
Сотрудничество с зарубежными странами в области электроэнергетики. С 1996 г. правительство Египта и минэнерго руководствуются принципиально новыми подходами в развитии сотрудничества с иностранными фирмами в области электроэнергетики. Изменился принцип финансирования как строительства новых, так и эксплуатации ранее построенных энергетических объектов.
В соответствии с законом №100 от 1996 г. в 1997 г. правительство приняло решение о поэтапной приватизации части энергетических объектов на 8,5 млрд.долл. и совокупной мощностью 9500 мвт. Этим же решением частные египетские и иностранные фирмы допускаются к строительству новых объектов. Но при этом государство оставляет за собой право контроля за ценообразованием, что гарантирует сохранение цен на электроэнергию для потребителей на прежнем уровне.
Большинство совместных инженерно-консультационных фирм, с привлечением ведущих мировых производителей электроэнергии, созданы как холдинговые компании с участием египетских и зарубежных банковских структур. На них возлагаются задачи подготовки совместно с департаментами минэнерго АРЕ докладов и экономических обоснований необходимости строительства тех или иных энергетических объектов, а также подготовки и проведения международных торгов.
В Египте создан ряд крупных СП с участием государства на предприятиях ВПК АРЕ. ТНК <Сименс> учредила в АРЕ СП по изготовлению на египетских военных заводах основного энергетического оборудования для ТЭС <Сиди Керир> и <Аюн Муса>. В программе этого СП предусмотрено изготовление также крупных трансформаторных подстанций, центров по контролю за распределением энергии и т.д.
Принятая в международной практике система ВОТ (Build-Operate-Transfer) приобретает в АРЕ все большее значение. По этой системе осуществляется строительство ветроэнергетического парка в районе туристических центров Зафаран и Хургада (фирмы Германии и Дании), а также предполагается строительство энергообъектов на Синае.
Международный и национальный египетский капитал призывают принять участие в создании энергообъектов, включая АЭС, в Египте на условиях ВОТ. Решения о создании крупных объектов в АРЕ с участием иностранного капитала принимается высшим политическим руководством страны, как правило, по результатам визитов в Египет зарубежных правительственных делегаций высшего уровня.
Среди промышленно развитых стран в области электроэнергетики АРЕ наиболее активно сотрудничает с США, Германией, Францией, Китаем, Данией, Швецией, Италией, Испанией, Аргентиной, Канадой, Грецией, Португалией, Австралией. В последнее время на египетский рынок все более активно выходят фирмы Израиля и ЮАР (строительство ЛЭП и трансформаторных подстанций). Японские фирмы предлагают автоматизированные системы управления энергокомплексом. Не менее активно развивается сотрудничество в энергетической области в рамках арабских государств. На экономических совещаниях в регионе развитию энергетики придано первостепенное значение. В рамках ЛАГ в марте 1997 г. сформировано Исполнительное бюро арабского Совета министров энергетики, в состав которого вошли представители Египта, Бахрейна, Марокко, Сирии и Саудовской Аравии. В ходе встречи в Тунисе министров энергетики арабских стран (март 1997 г.), на которой присутствовали министры энергетики Франции, Италии и Португалии, были рассмотрены перспективы развития арабской энергетики и сформированы две рабочие группы: по созданию объединенной арабской энергосистемы и по внедрению нетрадиционной энергетики. В 1999 г. Египет намерен был экспортировать 3 млрд. квт.ч. электроэнергии.
Нефтегазовая промышленность
Нефтегазовая промышленность является одной из ведущих отраслей. Ее удельный вес в производстве ВВП в 1996/97 ф.г. в текущих ценах составил 6,6%. В ней занято 57 тыс. человек. По состоянию на янв. 1998 г. разведанные запасы нефти в АРЕ оценивались в 3,8 млрд. барр., а газа и газового конденсата - 27,6 трлн.куб. футов. Общие запасы этих продуктов в пересчете на нефть составляли 1090 млн.т.
В 1997 ф.г. в стране добыто 41 млн.т. нефти, что на 3% ниже уровня предшествующего года. За этот же период добыча природного газа составила 11,3 млн.т., а газового конденсата - 1,7 тыс.т. Нефтедобычей в 1997 году занимались 22 компании.
Основные районы добычи нефти - Суэцкий залив, Западная пустыня, Синай, Восточная пустыня, шельфы Средиземного моря. Добыча природного газа в 1997 году по основным месторождениям составляла (в тыс.т.): Маади - 2091, Бадр эд-Дин - 2533, Абу-Кир - 1390, Рас-Шукейр - 1314, Аль-Кара - 210, Абу-Саннан - 235, Абу-Гарадик - 384, Порт-Фуад - 533.
Все 8 действующих НПЗ принадлежат госкомпаниям: Alexandria Petroleum, Ameria Petroleum Refining, Assyout Petroleum Refining, Cairo Petroleum Refining (заводы в Каире и Танте), Suez Petroleum Procesing, El Nasr Petroleum. Их мощность оценивается в 30 млн.т. в год. В 1997/98 ф.г. произведено 2,8 млн.т. нефтепродуктов, в том числе бензина - 5 млн.т., керосина/авиационного топлива - 2 млн.т., дизельного топлива - 5,8 млн.т., мазута - 13 млн.т.
Поисково-разведочные работы и сейсмические исследования в 1997/98 ф.г. были проведены на площади 104 тыс.кв.км. Основные территории поиска нефти и газа - район Суэцкого залива, шельфы Средиземного моря, Синайский полуостров, Западная пустыня. Из пробуренных скважин 38 дали положительные результаты, в т.ч. 17 скважин на нефть и 21 - на газ. Всего к концу 1989 г. 6% территории Египта охвачено концессионными соглашениями с 40 компаниями 16 стран.
Соглашения о разделе продукции. Вся деятельность иностранных компаний в нефтегазовой промышленности осуществляется на основе СРП, в которых правительство АРЕ представляет Египетская геннефтекорпорация (ЕГНК). В 1997 году в результате проведенных тендеров было подписано 10 соглашений. Процедура их согласования предусматривает одобрение, помимо ЕГНК, еще и министром нефти, кабинетом министров, а также Народным собранием. СРП включает в себя описание границ участка, выделяемого иностранной компании-подрядчику, устанавливает период для проведения поисково-разведочных работ, который затем может быть продлен. Оно также содержит обязательство подрядчика провести сейсмическую разведку и пробурить определенное количество скважин, количество которых зависит от перспективности участка. Подрядчик также берет на себя обязательство потратить на поисково-разведочные работы определенную сумму и, если она оказывается неизрасходованной, остаток переводится на счет ЕГНК. При заключении соглашения подрядчик выплачивает подписной бонус, размер которого в 1997 году колебался от 200 тыс. до 3 млн.долл. В случае обнаружения коммерческого месторождения правительство предоставляет подрядчику срок для его обустройства, который обычно составляет 20 лет, но по просьбе подрядчика может быть продлен на 5 или 10 лет. Добываемая после ввода в эксплуатацию нефть делится на две части. Первая, максимальный размер которой обычно составляет 40% добываемого количества, предназначается для покрытия издержек подрядчика на поисково-разведочные работы, обустройство и эксплуатацию месторождения. После покрытия расходов остаток этой части по большинству соглашений переходит полностью в распоряжение ЕГНК, а в ряде случаев делится между нею и подрядчиком. Вторая часть, порядка 60%, делится в качестве прибыли между ЕГНК и подрядчиком.
В фев. 1993 г. для привлечения интереса к поисково-разведочным работам правительство объявило более привлекательные условия для подрядчиков, предусматривающие, в частности, увеличение доли нефти, для возмещения расходов подрядчиков с 25-30% до 35-40%, а их долю нефти, добываемой в качестве прибыли, с 11-20% до 20-30% в районе Суэцкого залива и с 15-25% до 17-30% в районе Западной пустыни. В последние годы СРП с ЕГНК заключали такие компании, как Аmoco, Agip, Shell, British Gas, Apache, Norsk Hidro, Denimex, Mobil, Marathon, Occidental, Pennzoil, Repsol и дp. Впервые большую активность в Египте стали проявлять фирмы Канады, Австралии, Ирландии. Внутреннее потребление нефтепродуктов составило в 1997 г. 21,5 млн.т. (в 1996 г. - 20,2 млн. т.). Экспорт по линии нефтяного сектора составил в 1997 г. 2,4 млрд.долл. против 2,7 млрд.долл. в предшествующем году. Экспортируется в год по 6-7 млн.т. нефти и 5-5,3 млн.т. нефтепродуктов. Часть своих потребностей в нефтепродуктах легких фракций Египет вынужден удовлетворять за счет импорта (смазочные масла, газойль, авиатопливо).
Газодобывающая промышленность. Добыча природного газа относится к одному из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Объем добычи газа составляет более 16 млрд.куб.м. в год. Ожидается, что к 2001 г. по сравнению с 1998 г. объем производства удвоится.
С открытием новых месторождений на побережье Средиземного моря (дельта Нила) и в Западной пустыне разведанные запасы природного газа значительно увеличились. Подтвержденные запасы газа АРЕ оцениваются в 810 млрд.куб.м., что на 40% больше, чем в 1997 г. (578 млрд.куб.м.), и в 2 раза больше, чем в 1993 г. (425 млрд.куб.м.). Дельта Нила уже в течение продолжительного времени рассматривается как газовый бассейн крупного значения. Открыты месторождения <Порт Фуад>, <Южный Тимсах> и <Уаках>, где добыча газа производится с морских платформ. Более половины добычи газа в АРЕ приходится пока на два месторождения: <Абу Маади> (в эксплуатации с 1970 г.) и <Бадр Эр-Дин> (с 1990 г.). <Абу Кир> - третье по значению месторождение Египта, которое, как и <Абу Маади>, постепенно начинает истощаться.
Главным производителем газа в АРЕ является International Egyptian Oil (IEOC), созданная с участием итальянской ENI. В сотрудничестве с американской Amoco, IEOC в первую очередь направляет свои усилия на исследования и обустройство месторождений природного газа в районе дельты Нила; реализуется проект в 1 млрд.долл., который с 2000 г. должен позволить добывать 10,3 млрд.куб.м. газа в год. В нояб. 1997 г. Аmосо вместе с Egyptian General Petroleum (EGPC) и IЕОС объявили о планах разработки нового большого месторождения в районе Рас Эль-Бар (дельта Нила), стоимость проекта оценивается в 248 млн.долл.
Предполагается, что добыча газа на этом месторождении может достигнуть 56,6 млрд.куб.м. в год и что газ будет потребляться на местном рынке. В сентябре 1997 г. началась пробная добыча на морском месторождении <Тимсах>, объем добычи составил 328 тыс.куб.м. в день.
Весьма перспективными считаются месторождения в Западной пустыне: <Обейд> и <Халида>. В 1999 г. ожидается рост добычи газа на месторождении <Обейд> до 8,5 тыс.куб.м. в день. Месторождение <Халида> (участок <Салям>) должно давать до 5,5 тыс.куб.м. в день. Испанская фирма Repsol (совместно с Apache и Samsung) еще в начале 1997 г. сообщила об открытии нового резервуара на месторождении <Халида>. Газ с месторождений <Обейд> и <Халида> будет транспортироваться в Александрию по 180-километровому трубопроводу.
Аmoco и IЕОС намерены начать добычу на морских месторождениях в районе Дельты. <Балтим> и <Южный Балтим> должны вступить в строй в 1999 г., <Тимсах> и <Рас-Эль-Бар> - в 2000 г. В дельте Нила открыты также месторождения: <Сиган-1> (Petrobel), <Уаккар> (Agip/EGPC), <Розетта-5> и <Розетта-6> (английская BG Exploration and Production с 40%, Shell Egypt с 20,4%, Shell Austria с 19,6%, итальянская Edison с 20%). Поставки газа из Розетты ожидаются в 2000 г. Компания Аmoсо сообщила о завершении разведки значительных запасов газа на севере Синая. Apache ожидает, что рост добываемого ею на территории АРЕ газа к 2000 г. составит 425 млн.куб.м. в год.
Египет потребляет весь производимый на его территории газ, и правительство проводит политику сохранения контроля над ценами на газ. В декабре 1997 г. было принято решение поднять с середины 1998 г. цены на 17%, а к 2005 г. - до 25%. В целом же Египет стремится сохранить цены на газ на достаточно низком уровне с тем, чтобы стимулировать внутренний рынок к переходу на газ. Таким образом, планируется высвободить больше нефти для экспорта. В результате этой политики EGPC несет убытки при реализации газа на внутреннем рынке. Рост потребления газа на внутреннем рынке весьма значителен, в первую очередь благодаря термическим производствам, переходящим с нефтяного топлива на газовое. Доля промышленного потребления газа в АРЕ составляет 65%. Объявлено о планах допуска на рынок газа частных фирм.
В нояб. 1996 г. Каир и Анкара договорились в принципиальном плане о поставках египетского газа в Турцию. В фев. 1999 г. в ходе визита в турецкую столицу министра нефти АРЕ Х.Аль-Банби стороны подписали протокол на экспорт 5 млрд.куб.м. газа в год. Египетские и турецкие эксперты должны определить маршрут и способы транспортировки этого сырья.
В 1996 г. между Amoсo и EGPC, с одной стороны, и турецкой Botar, с другой, было подписано соглашение о сотрудничестве в поставках сжиженного природного газа. В дек. 1997 г. ENI создала совместную с Аmосо и EGPC компанию SNAM по экспорту газа в Турцию; стоимость проекта составляет 2-4 млрд.долл. В проект входит строительство на побережье Средиземного моря к западу от Порт-Саида завода по производству сжиженного газа стоимостью 1,2 млрд.долл. Ранее ENI уже рассматривала возможность сооружения или подводного газопровода через Средиземное море, или наземного, проходящего через территории Израиля и Ливана. ENI/SNAM