Нетрадиционный экспорт (НТЭ). Становится одной из важнейших частей внешнего сектора экономики страны. Особенно активно он стал развиваться в 90-е гг. НТЭ увеличился со 102 млн.долл. в 1992 г. до 328 млн.долл. в 1997 г. В 1998 г., хотя структура НТЭ и стала более диверсифицированной и его объемы в натуральном выражении увеличились, особенно производства табака (в 2,5 раза), хлопка (47%), орехов (24%), проса (4,5%), цветов и фруктов, в целом доходы от него сократились до 311 млн.долл. Однако доля НТЭ в общем экспорте товаров в 90-е гг. продолжала увенчиваться и достигла к 1999 г. около 35% (8,2% в 1990 г.).
Основным товаром замбийского НТЭ является продукция обрабатывающей, химической, пищевой и текстильной промышленности, сельскохозяйственные товары, изделия из меди и кожи. Заметное место занимает экспорт драгоценных и полудрагоценных камней, электроэнергии, тростникового сахара.
Сахарная отрасль обеспечивает рабочими местами 6,5 тыс.чел. Для выращивания сахарного тростника отведено 10 тыс.га. В 1998 г. экспортная выручка от продажи сахара составила 30 млн.долл.
Табак рассматривается правительством в качестве одного из важнейших товаров не только для национальной экономики, но и для социально-экономического статуса сельского населения. Потенциальные возможности этого сектора в обеспечении занятости и развитии экспортной базы достаточно велики. В 1997/98 г. на 5,4 тыс.га было собрано 10 тыс.т. табака (в основном сорт «Вирджиния»), производством которого было занято 12 тыс.чел. а доходы от его экспорта превысили 17 млн.долл.
Особое место в группе товаров нетрадиционного сектора занимает кофе; выращивается арабика в провинциях Северная, Коппербелт, Луапула, Лусака и в некоторых областях Центральной провинции. С использованием ирригационных сооружений все большее количество кофе выращивают и в Южной провинции.
В Замбии функционирует более 30 кофейных коммерческих ферм, 18 из которых занимаются экспортом. Одновременно производством кофе занято более тысячи мелких фермеров. В целях поддержки и регулирования производства и реализации кофе в 1989 г. был принят специальный закон, создан совет и ассоциация производителей кофе.
Практически вся производимая в стране продукция экспортируется (за 1996/97 г. выращено 1884 т., а за 1997/98 г. – 2285 т.). Доходы от экспорта в 1996/97 гг. составили 5 млн.долл., а в 1997/98 гг. 6 млн.долл. В течении долгого времени традиционным импортером замбийского кофе являлась Европа, а в 1997/98 г. впервые оно было продано американской компании Amcafe.
Есть спрос на замбийские изумруды и аметисты, аквамарины, турмалины, рубины, малахит. Основными потребителями замбийских драгоценных и полудрагоценных камней являются Таиланд, Индия, Япония, Гонконг, Германия, которые приобретают, в основном, камни высшего качества и по сравнительно низким ценам. Что касается Индии, то она, имея высоко развитый ювелирный сектор, покупает в Замбии камни более широкого диапазона и качества, затратив на это в 1998 г. 11 млн.долл.
Большое место в НТЭ занимает электроэнергия от 3/ГЭС страны: Кафуе Джордж (мощность 900 мвт.), Кариба (600 мвт.) и Виктория Фолз (110 мвт.). Доходы от экспорта электроэнергии составили в 1997 г. 14,8 млн.долл., а в 1998 г. – 5,5 млн.долл. Такое сокращение доходов в 1998 г. объясняется падением спроса на электроэнергию в основных странах-импортерах, особенно Зимбабве, на долю которой приходится около 80% замбийского экспорта энергоресурсов.
Замбия имеет значительные запасы лесных ресурсов, однако ежегодно она экспортирует лишь около 4 тыс.куб.м. леса. Из-за низких цен на древесину объемы получаемой твердой валюты незначительны.
Основными потребителями замбийского НТЭ являются регион КОМЕСА (40% ), ЕС (30%), ЮАР (18%), ДРК (12%), Германия (8%), Индия (7%). Среди стран-членов КОМЕСА основная доля падает на ДРК (около 40% от всего регионального экспорта). В эту страну ввозятся сахар, кукуруза, цемент. Продолжающийся вооруженный конфликт в ДРК заметно сократил поставки туда замбийских товаров. Однако конголезский рынок продолжает оставаться для замбийцев одним из наиболее перспективных, несмотря на усиливающуюся угрозу со стороны высоко субсидируемого экспорта из ЮАР, которая пытается использовать Замбию в качестве операционной базы для своих товаров. Достаточно агрессивная торговая политика Зимбабве по отношению к ДРК также заставляет правительство Замбии проявлять большую активность в продвижении своего НТЭ на рынок своего северного соседа.
В 1998 г. было заключено торговое соглашение между Замбией и САКУ, которым предусматриваются взаимные торговые льготы, определяются списки продукции и квот, на которые эти льготы распространяются. Это соглашение позволит Лусаке обеспечить определенный прорыв в плане доступа на рынки Союза и, в первую очередь в ЮАР, увеличить, по оценкам, на 100 млн.долл. свои экспортные доходы и дать стимул дальнейшему развитию ее экспортных производств. Замбия имеет определенный ассортимент экспортной продукции (цемент, сахар. изделия из меди, лес и пиломатериалы, растительное масло, фрукты), однако отсутствие соответствующих стандартов и упаковки, а также неприятие замбийских товаров на рынках САКУ сдерживает ее экспорт.
Около 30% замбийского НТЭ на беспошлинной основе направляется в страны ЕС, основными потребителями которого являются Великобритания, Нидерланды. Германия. Бельгия, Италия, Швейцария. Однако в 1998 г. произошло некоторое изменение географической ориентации экспорта: уменьшился поток продукции в Европу и увеличился в азиатские страны. Это можно объяснить прежде всего тем, что обменные курсы валют азиатских стран в связи с разразившимся там финансовым кризисом обесценивались гораздо быстрее, делая экспорт в этот регион более выгодным. Большие надежды стали возлагаться на Индию, рынок которой является для Замбии наиболее привлекательным в данном регионе. В 1993 г. Индия импортировала замбийской продукции НТЭ на 6 млн.долл., в 1996 г. – на 23 млн.долл., в 1998 г. – на 25 млн.долл. Избыток пригодных для обработки земель, водных и энергетических ресурсов, относительно хороший климат создают реальные возможности для превращения страны в крупного экспортера с/х товаров
О деятельности Европейского союза в Замбии. Со времени вступления в действие 1-й Ломейской конвенции в 1975 г. Лусака получила от ЕС более 970 млн.экю. Финансирование развития экономики страны осуществляется в рамках 5-летних национальных индикативных программ, последняя из которых была утверждена 13 марта 1997 г. на основании 4-й Ломейской конвенции.
Основными источниками денежных вливаний являются Европейский фонд развития, Программа структурной перестройки экономики и СИСМИН (организация, оказывающая поддержку горнодобывающей отрасли и осуществляющая диверсификацию отраслей). Более мелкие программы финансируются либо непосредственно из бюджета ЕС, либо по линии европейских неправительственных организаций.
Согласно решению 8-й сессии Европейского фонда развития в 1995—2000 гг. Замбия получит 183 млн.экю на развитие производства, социальной инфраструктуры и макроэкономического управления.
Финансирование проектов в производственной сфере происходит по следующим направлениям: развитие частного сектора (8 млн.экю); ремонт имеющихся и строительство новых дорог (шоссе из Кабве в Капири Мпоши, из Монзе в Зимбу – 63,5 млн.экю); расширение городских рынков в Лусаке, Кигае, Ндоле (2 млн.экю); поддержка НТЭ и туризма (около 10 млн.экю).
В секторе социальных услуг осуществляются проекты в рамках министерств здравоохранения (служба переливания крови – 3,7 млн.экю) и образования (подготовка преподавателей – 10 млн.экю). Основная задача здесь сводится к децентрализации сферы услуг и интенсификации ее развития в с/х и труднодоступных районах страны, обучению кадров на базе районных центров, а также оказанию техпомощи уже имеющимся отделениям здравоохранения и образования. Важнейшим направлением также считается борьба со СПИДом, которая осуществляется через программу создания незараженных вирусом банков крови (1,5 млн.экю). В число вспомогательных проектов входят развитие начального образования, строительство очистных сооружений, общеобразовательные программы по санитарии, гигиене и безопасности продуктов питания.
В области сельского хозяйства ЕС оказывает приоритет развитию производства нетрадиционных культур. В соответствии с 4-й Ломейской конвенцией в Замбии осуществляется два проекта в этой сфере – в провинции Коппербелт (2 млн.экю) и в Центральной (2,5 млн.экю). Упор делается на изучение рынков сбыта, приватизацию в сельском хозяйстве, маркетинг с/х культур (1,95 млн.экю) и т.д. В животноводстве реализуется проект по улучшению ветеринарного обслуживания и контроля за эпидемиями и заболеваниями скота (2,3 млн.экю).
В марте 1999 г. ЕС выделил 56,3 млн.долл. на поддержание платежного баланса, стабилизацию макроэкономических показателей и продвижение реформы общественного сектора Замбии. Банку Замбии была оказана дополнительная помощь в размере 1,1 млн.экю для модернизирования операционных систем.
Помимо чисто замбийских внутренних проектов ЕС участвует в финансировании более 200 региональных проектов в рамках КОМЕСА и САДК. Основные из них: программа региональной интеграции в Вост. и Юж. Африке (помощь секретариату КОМЕСА) – 1,95 млн.экю; компьютеризация таможенной и торговой информации – 6,2 млн.экю; усовершенствование информационной системы регистрации грузов – 8,5 млн.экю; помощь секретариату КОМЕСА в проведении «инициативы пересечения границ», направленной на повышение мобильности товаров и услуг, а также торговли и частного предпринимательства на межрегиональном уровне – 1,9 млн.экю; программа регионального культурного сотрудничества народов – 5,6 млн.экю и т.д.
Все вышеперечисленные проекты достаточно жестко контролируются представительством ЕС в Замбии: под руководством штата координаторов по отраслям работают замбийские эксперты, бухгалтера.
Наблюдается тенденция постепенной замены иностранных специалистов среднего звена на местные кадры. В ходе контракта эксперт ЕС должен передать свой опыт как минимум двоим помощникам из числа замбийских граждан.
В дек. 1998 г. и фев. 1999 г. страну посетили делегации ЕС для проведения консультаций и оказания финансовой поддержки посредническим миротворческим миссиям, осуществляемым руководством Замбии, в частности президентом Ф.Чилубой, с целью форсировать урегулирование конфликтов в ДР Конго и Анголе. Замбия просит при распределении помощи учесть тот факт, что ООН квалифицировало страну как наименее развитую, а значит нуждающуюся в большей помощи и льготах.