Мавритания импортировала в 1998 г. товаров на 71,4 млрд.угий (357 млн.долл.), из них: продовольствие – 120 млн.долл.; оборудование – 33 млн.долл.; промтовары – 75 млн.долл.; нефтепродукты – 49 млн.долл. Экспортировала товаров на 349 млн.долл.: полезные ископаемые – 215 млн.долл.; морепродукты – 130 млн.долл.; сопутствующие товары – 4 млн.долл.
В этих условиях возрастающую роль играет предоставление помощи инобанками и международными финансовыми организациями (МФО), в форме долгосрочных и среднесрочных займов и кредитов и, в меньшей степени, в виде краткосрочных ссуд и даров.
Экономическое сотрудничество Мавритании с МФО.До начала 80-х гг. осуществлялось в основном в развитии социальной сферы (образование, здравоохранение, водоснабжение) и экономической инфраструктуры (строительство дорог, аэро- и морских портов и др.), а также сельского хозяйства. С середины 80-х гг. страна, наряду с традиционным сотрудничеством, стала получать финансовую помощь на развитие обрабатывающей, горнодобывающей промышленности, производство стройматериалов и энергетики, включая направление специалистов разного профиля, услуги консультантов по составлению экономических программ, строительству и вводу в эксплуатацию промобъектов и обеспечению их деятельности, сооружению учебных центров для подготовки национальных кадров, проведению геологоразведочных и поисковых работ.
Широкое привлечение инвестиций МФО органически вписывается в правительственную стратегию экономического и социального развития, призванную создать собственные средства производства и инфраструктуру, на базе которых может быть сформирован научный и экономический потенциал, позволяющий Мавритании выйти из числа наиболее отсталых стран мира, а также дает возможность мавританскому руководству решить двуединую задачу: снижение дефицита госбюджета путем сокращения госрасходов; уменьшение дефицитного финансирования национальных программ и проектов.
Путем прямых инвестиций ИРМ получает финансовую, экономическую и техническую помощь от достаточно большого числа МФО. Согласно отчету ВБ по Мавритании за 1998 г., их доля в общем объеме инвестирования в эту страну распределялась следующим образом:
1) Международная ассоциация развития (IDA) – 22,8%. C 1990 г. IDA участвовала в финансировании 15 национальных программ и проектов на 212 млн.долл. Основными сферами сотрудничества являются: частный сектор – 27 млн.долл.; образование – 33; сельское хозяйство, в т.ч. поливное земледелие – 18; здравоохранение – 16; городская инфраструктура – 13; энергетика – 10; водоснабжение – 10 млн.долл.;
2) Арабский фонд экономического и социального развития (FADES) – 7,2%. С 1996 г. FADES финансировал 3 проекта на 30 млн.долл.: реконструкция автодороги Алег-Магта-Лахжар – 9,4 млн.долл.; строительство ЛЭП от ГЭС Манантали (р. Сенегал) – 20; проведение переписи населения 1998 г. – 0,6 млн.долл.
Параллельно FADES принимал участие в долевом финансировании ряда проектов в социальной и экономической сферах, а также частном секторе на 18,9 млн.долл.
В янв. 1999 г. подписаны договора о финансировании двух проектов по строительству 33 малых плотин на юге страны (11 млн.долл.) и обеспечению питьевой водой 9 городов (9,5 млн.долл.).
3) Международный фонд сельскохозяйственного развития (F1DA) – 2,4%. С 1980 г. FIDA финансировал 8 с/х проектов регионального значения на 52 млн.долл. С 1998 г. принимает долевое участие (8,3 млн.долл.) в реализации Национальной программы в области поливного земледелия (PDIAM).
4) Африканский фонд развития (FAD) – 1,2%
5) Специальный фонд ОПЕК – 1,1%. ОПЕК предоставил шесть займов на 21 млн.долл. для финансирования дорожного строительства (12 млн.долл.), строительства ГЭС Манантали (6,2 млн.долл.), два займа для оплаты импорта товаров и улучшения состояния платежного баланса.
Техническое и финансовое содействие в развитии различных отраслей экономики и социальной сферы оказывает Мавритании ООН через фонды своих специализированных организаций. На конец 1998 г. осуществлялась реализация 61 программы и проекта из которых: ПРООН в 1997-2001 гг. – 17 при общем финансировании 4,5 млн.долл. и резерве в 1 млн.долл.; ВОЗ в 1998-2001 гг. – 8 при общем фин. 3,2 млн.долл.; ФНУАП в 1998-2001 гг. – 8 при общем фин. 5 млн.долл.; ЮНИСЕФ в 1999-2003 гг. – 12 при общем фин. 5,1 млн.долл.; ФАО в 1998-2001 гг. – 5 при общем фин. 2 млн.долл., а также по линии ПАМ – 6, ЮНЕСКО – 3, ПНУСИД – 2.
Наряду с прямым инвестированием МФО осуществляют кредитование ряда национальных программ и проектов через мавританские комбанки, общества и компании. Наиболее крупными из них являются:
Мавританский банк для международной торговли (BMCI) – выделено Международным финансовым сообществом (SF1) 10 млн.долл. для финансирования долгосрочных проектов в области строительства предприятий, ориентированных на экспортное производство.
Мавританское банковское общество (GBM) – выделено SFI 8 млн.долл. для развития комбанков, а также финансирование долгосрочных проектов в области экспортно-импортных операций;
Мавританское агентство по геологическим исследованиям (OMRG) – выделено Европейским фондом развития (FED) 3,2 млн.долл. на реализацию проекта по добыче золота на севере страны;
Общество по переработке и экспорту рыбопродукции (STEP) – выделено FED 1,7 млн.долл. на строительство двух рыбоперерабатывающих предприятий по экспорту охлажденных морепродуктов;
Компания по производству продуктов питания (CODIPAL) – выделено BAD 1,6 млн.долл. на расширение производственных мощностей по выпуску лицензионных продуктов питания;
Национальная горнопромышленная компания (SNIM) – выделено BID 1,2 млн.долл. на строительство предприятий по гранулированнию железной руды;
Общество «Мавритания-Майо Фиш» – выделено Французской кассой развития (CFD) 290 тыс.долл. на реализацию правительственной программы по развитию кустарного рыболовства и создание мощностей по сохранению рыбопродукции.
Важным этапом для Мавритании явилось состоявшееся в марте 1998 г. III заседание Консультативной группы кредиторов, в ходе которого рассматривался вопрос финподдержки разработанной правительством ИРМ стратегии развития страны на 1998-2001 гг., предусматривающей реализацию национальных программ в сферах здравоохранения, борьбы с бедностью и неграмотностью, развитие дорожной инфраструктуры, рыболовства, горнодобывающей промышленности, энергетики, туризма, частного сектора. Итогом данного заседания стало объявленное намерение сообщества спонсоров изыскать в течении трех лет для ИРМ 560 млн.долл. (при общем объеме финансирования указанных программ в 780 млн.долл.). Перед Мавританией был поставлен ряд требований по реформированию систем правосудия, развитию частного сектора, соблюдению прав человека, проведению социальных реформ и др. Однако, в связи с недовольством кредиторов ходом структурных преобразований в экономике страны, а также внутренними разногласиями между донорами, эти средства до сих пор не переданы.
В дек. 1998 г. МВФ и МБ приступили к рассмотрению возможности сокращения внешнего долга ИРМ, который превышает 2,3 млрд.долл. (не включая обещанные, но еще не полученные средства), а выплаты процентов по нему составляют свыше 20% поступлений от экспорта.
Помощь Исламского банка развития. 18 авг. 1998 г. Мавританию посетил президент ИБР Ахмад Мохамад Али. За время своего существования ИБР участвовал в финансировании более 40 проектов в Мавритании на 20 млрд.угий (126 млн.долл.).
– Сельскохозяйственное развитие: освоение района Горголь Нуар на 4,62 млн.исл.дин., проект завершен; освоение района озера P’Kиз (1987 г.) и района Магама (1989 г.) на 5,4 млн.долл., в результате были проведены ирригационные работы на 1000 га (Магама) и 780 га (Р’Киз); 10 ветеринарных центров на 951 тыс.исл.дин., строительство не завершено; ТЭО строительства ферм по разведению овец на 341 тыс.исл.дин. (100 тыс. – в дар, 241 тыс. – кредит); ТЭО строительства молокозавода и завода по производству кормов на сумму 341 тыс.исл.дин. (100 тыс. – в дар, 241 тыс. – кредит), реализация проекта передана частному сектору.
– В области водоснабжения: обнаружение и контроль за подземными водами на 102 тыс.исл.дин., проект завершен; строительство 100 колодцев и 8 источников воды на 7,1 млн.исл.дин. оснащение 80 колодцев необходимым оборудованием и средствами забора воды на 968 тыс.исл.дин.; изыскание водных запасов в районе Тирис-Земмур и Нуакшот-Нуадибу на 1,2 млн.исл.дин.; снабжение Нуакшота питьевой водой из подземных источников на 900 тыс.долл.
– Рыболовство: финансирование проекта создания НИИ по океаническим исследованиям при экономическом сообществе Зап. Африки на 3,2 млн.долл. Проект завершен.
– Горнодобывающая отрасль: проект «Гельб», на 10 млн.долл., проект завершен.; гранулирование железной руды, на 750 тыс.исл.дин.
– Дорожная инфраструктура: автодорога Тимбедра-Нема, на 8 млн.исл.дин., строительство завершено.; разработка проекта строительства автодороги Аюн-Ниоро (выделено в дар 150 тыс.исл.дин.) с последующим финансированием самого строительства на 7,5 млн.долл.; Автодорога Нуакшот-Атар, на 7 млн.исл.дин., работы не завершены.
– Образование: образовательный центр в г.Махадрас, на 2,5 млн.долл., строительство завершено.; школа профподготовки в Нуакшоте, на 545 тыс.исл.дин., строительство завершено.; школа подготовки рабочих и служащих на 585 тыс.исл. дин. (150 тыс. – в дар, 435 тыс. – кредит).
Финансирование 10 реабилитационных центров категории Д и одного центра категории А в Нуадибу на сумму 1,8 млн.исл.дин.
– ОМВС: плотины Диама и Манантали, на 3 млн.исл.дин., строительство завершено.; выделение 2,3 млн.исл.дин. для участия в строительстве ГЭС в Манантали.
– Разное: выделение в 1984 г. 333 тыс.исл.дин. в дар и 2 млн.долл. в кредит в рамках программы развития стран Зап. Африки.; развитие г.Шингити, на 912 тыс.исл.дин., в стадии реализации.; развитие г.Тишит на 1,5 млн.долл.; финансирование двух операций по закупке нефти Мавританией на 20 млн.долл.
К сотрудничеству Африканского банка развития и Мавритании. С 23 по 28 фев. 1999 г. в ИРМ с рабочим визитом находилась делегация Африканского банка развития (АБР) во главе с директором по расчетным операциям со странами Сев. Африки Б.Огиньоби.
В ходе визита делегация была принята Президентом ИРМ, состоялись переговоры с министрами по делам экономики и развития, с/х развития и окружающей среды. АБР подтвердил готовность мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы на реализацию национальных программ и проектов экономического и социального развития Мавритании и кредитование их на льготных условиях (в 1998 г., согласно годовому отчету ВБ, доля кредитных операций АБР в ИРМ составила 19% от общего размера госинвестиций, предоставленных ей другими международными финансовыми организациями).
АБР инвестировал в экономику Мавритании 33,5 млрд.угий (165 млн.долл.), из которых:
В индустриальную сферу – 70 млн.долл. (разработка месторождения железной руды Гельб-2, реорганизация Национальной горнорудной кампании SNIM-SEM; разработка месторождения железной руды Маудат); в с/х развитие – 36 млн.долл. (разработка строительства 14 плотин в районе Тагант, – обустройство долины Боге, строительство 32 ангаров для хранения зерновых культур, ирригационное земледелие, строительство 36 колодцев, реализация проекта в области животноводства, организация водоснабжения ряда сельских населенных пунктов); в образовательную сферу и здравоохранение – 25 млн.долл. (строительство школы по подготовке санитаро-акушерского персонала, строительство и оснащение лаборатории по проведению анализов лекарственных препаратов, расширение Центра подготовки преподавательского состава, строительство колледжа общего образования, реализация проекта по реформированию образовательного сектора, разработка проекта «Здоровье нации»); в обустройство территории – 18 млн.долл. (реализация проекта по водоснабжению г.Нуакшота, разработка и реализация проекта по расширению междугородней связи, строительство электроцентрали г.Нуакшота).
В укрепление платежного баланса – 11,5 млн.долл. (реализация проекта по развитию госпредприятий).
Мавритано-французские отношения. Визит Ж.Ширака в Мавританию с 5 по 7 сент. 1997 г. подтвердил, что французское руководство придает отношениям с ИРМ немаловажное значение. Мавритания представляет собой один из самых сравнительно спокойных в политическом плане районов Африки, обладающих значительным потенциалом природных и трудовых ресурсов, а также льготным налоговым законодательством. Визит Ж.Ширака имел благоприятные перспективы для режима У.Тайи в канун выборов дек. 1997 г. Поддержка Франции дала значительный экономический эффект, в частности, в области проведения французскими компаниями разведки ряда полезных ископаемых, включая поиски месторождений алмазов и золота, в деле совершенствования инфраструктуры, в развитии рыболовного сектора и океанографических исследований.
Из Франции поступило значительное количество зерна и продовольствия для населения, пострадавшего от засухи. Доля французской помощи Мавритании составляет 1/3 всей помощи, предоставляемой ей другими странами-инвесторами, оставляя позади Германию, США и Китай. По показателям на душу населения французская помощь поставила ИРМ на третье место среди других стран-получателей. Франция инвестировала в экономику ИРМ в 1995 г. – 215 млн., в 1996 – 260 млн.фр. и в 1997 г. – 310 млн.фр. Большая часть кредитов была направлена напрямую на осуществление целевых программ социального назначения и экономического развития.
Основными областями двустороннего экономического сотрудничества и финансовой помощи ИРМ со стороны Франции остаются рыболовство, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, строительство, образование. Ряд французских учреждений и представительств занимаются финансированием крупных проектов по развитию мавританской экономики, поставками оборудования и материалов, а также оказывают помощь стране в виде даров и научно-технической поддержки частному сектору. Важное место в мавритано-французских отношениях занимает предоставление стипендий для обучения во Франции. В Мавритании Франция активно финансирует Программу поддержки и развития образовательной системы (PARSEM), выделив на эти цели 22 млн.фр. Данная Программа охватывает 328 тыс. школьников и 49 тыс. аспирантов.
За последние два года Франция выделила на реализацию национальной программы по развитию и совершенствованию рыболовного сектора и океанографии 15 млн.фр.
В области сельского хозяйства основным направлением французской помощи является поддержка частного сектора. Особое место занимают агрокредиты для реализации госпрограмм с/х развития, водоснабжения и проведения ирригационных работ. Французские специалисты участвовали в освоение ряда сельских районов, самыми крупными из которых являются Магана и Р’Киз.
Франция продолжает финансировать развитие горнодобывающей промышленности. На территории ИРМ находятся месторождения редких полезных ископаемых, большая часть которых или экспортируется во Францию, или реализуется при ее посредничестве.
Получило развитие финансирование Францией программы развития спорта. Выделены кредиты и дары на строительство и реконструкцию стадионов, приобретение спортинвентаря, создание спортивных федераций, подготовку спорткадров. Францией выделены целевые кредиты на строительство спорткомплекса в Дар Найме и пяти других провинциях ИРМ.
Франция выделяет кредиты на совершенствование аэро- и морских портов, энергетических комплексов, строительство и реконструкцию автодорог. Всего к середине 1998 г. на территории ИРМ Франция участвовала в реализации 5 национальных программ и в возведении 16 крупных объектов стоимостью 163 млн.фр.
К мавритано-испанскому сотрудничеству. В ходе визита в ИРМ 15-17 фев. 1999 г. госсекретаря Испании по международному сотрудничеству и Латинской Америке Ф.В.Кампоса было подтверждено, что его страна продолжит финансирование национального проекта Мавритании по комплексному развитию города Валата, являющегося составной частью госпрограммы по сохранению исторических городов (Валата, Тишит, Шингетти, Вадан).
Цель: экономическое, социальное и культурное развитие г. Валата. Последовательность: 2 этапа (1996-98 гг. и 1998-2002 гг.). Основные задачи: ирригационное земледелие; электрификация и водоснабжение; туризм; образовательные учреждения; дополнительные рабочие места; улучшение санитарной и эпидемиологической обстановки; защита окружающей среды; восстановление исторических памятников.
В ходе реализации первого этапа были выполнены: установка ирригационного оборудования; обеспечение современными средствами обработки земли; установка электрогенераторной станции с последующим вводом в строй системы солнечных батарей; строительство колодцев и оснащение их средствами забора воды; строительство меддиспансера; создание Центра профессиональной подготовки женщин; реконструкция библиотеки; реконструкция мечети, относящейся к VIII веку н.э.
Мавритано-германские отношения.Основы их были заложены в первые годы независимости ИРМ. На сегодняшний день основными областями двустороннего сотрудничества являются рыболовство, сельское хозяйство, строительство, образование, совершенствование инфраструктуры, здравоохранение. За последние два года был подписан ряд двусторонних соглашений и достигнуты договоренности о предоставлении финансовой, технической и гуманитарной помощи в различных областях. Значительную роль в развитии двусторонних отношений играет деятельность Большой смешанной мавритано-германской комиссии по сотрудничеству, при посредничестве которой происходит финансирование экономических проектов, поставки оборудования, продовольствия, медикаментов, оказывается помощь стране в виде даров и кредитов, поддерживается развитие малого предпринимательства.
В области рыболовства и морского хозяйства Германия оказывает финансовую помощь океанографическим исследованиям морских ресурсов в мавританской экономзоне, оснащению мавританского рыболовного флота современными средствами пелагического и донного лова, совершенствованию инфраструктуры. Несмотря на то, что Германия в этой области уступает Франции и Китаю, за последние два года ею было выделено 3 млн.марок на реализацию океанографических проектов. В ходе конференции по рыболовству, которая проходила в авг. 1998 г. в Нуакшоте, германская сторона выразила готовность оказать содействие в приобретении Мавританией двух сторожевых кораблей по контролю за рыбным промыслом, что особенно актуально в период объявления биологических пауз.
В области сельского хозяйства Германия финансирует проект Girnem, который предусматривает освоение и эксплуатацию восточных районов Мавритании. На реализацию второй фазы проекта выделено в 1998 г. 392 млн.угий. Важное место занимает участие ФРГ в реализации программ освоения района Ходх Эль Гарби. Немецкие специалисты участвовали в строительстве и реконструкции автодорог Тимберда-Нельма, Аюн-Ниоро и др. Выделяются кредиты на совершенствование аэро- и морских портов, электростанций. На эти цели в 1997 г. было направлено 5 млн.марок.
ФРГ финансирует программу борьбы с бедностью и неграмотностью: 1,1 млн.марок. Большая часть этой суммы была направлена на реконструкцию школ, детских садов, закупку продовольствия, медикаментов. Кроме того были выделены кредиты в размере 275 млн.угий на программу культурного развития сельских районов и 46 млн.угий на поддержку частного ремесленного сектора.
Весомый вклад вносят немецкие специалисты в изучение и популяризацию мавританской истории и культуры: научно-исследовательская работа, реставрация памятников архитектуры и литературы, организация выставок, проведение научных форумов.
Несмотря на то, что Германия напрямую не участвует в подготовке мавританских военных кадров, подобно Франции и Китаю, она содействует техническому оснащению вооруженных сил и жандармерии ИРМ. В 1998 г. на эти цели было выделено в дар 195 млн.угий.
Особое внимание Германия уделяет развитию в ИРМ демократических преобразований. В частности, Бонн активно содействует программе соблюдения прав человека, развитию независимой прессы, поддержке частного предпринимательства. Объем немецкой финансовой помощи ИРМ продолжает возрастать и составляет 25-30 млн.марок в год.
Мавритано-саудовские отношения. КСА является одним из наиболее стабильных партнеров Мавритании среди стран Персидского залива. Расширению двустороннего сотрудничества способствовали визиты короля Фейсада в Мавританию (1974 г.) и президента У.Тайи в КСА (1988 г.).
С начала 1996 г. Нуакшот посетили несколько правительственных и парламентских (шура) делегаций КСА. Эр-Рияд с официальным визитом посетил председатель Национальной ассамблеи ИРМ. Подписан ряд соглашений в экономической, социальной и культурной сферах, что позволило КСА выйти в число основных арабских стран-спонсоров Мавритании, предоставляющих ей помощь в виде даров, займов и льготных кредитов.
Наряду с прямым инвестированием, КСА осуществляет финансирование госпрограмм и проектов ИРМ в рамках Исламского банка развития (ИБР), Арабского фонда экономического и социального развития (FADES), Арабского фонда для экономического развития Африки (FADEA) и др.
Двустороннее сотрудничество охватывает различные области экономической и социальной жизни Мавритании. Приоритетными направлениями являются: инфраструктура, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, водоснабжение. Немалое внимание уделяется развитию религиозной инфраструктуры, добыче полезных ископаемых, становлению частного сектора, активизации молодежного движения.
КСА участвует в реализации ряда национальных проектов ИРМ по строительству и реконструкции автодорог, коммуникационных объектов, возведению электро и гидросооружений, основными из которых являются: строительство автодороги Нуакшот-Атар (кредитовано через ИБР 9,3 млн.долл.); строительство автодороги Аюн-Ниоро (конвенция с ИБР о финансировании на сумму 5,4 долл.); реконструкция автодороги Алег-Магта-Лахжар (выделено через FADES в виде льготного кредита 1,3 млн.долл.); комплексное развитие г.Шингетти (финансирование через FADEA на сумму 1,2 млн.долл.); возведение ЛЭП от гидростанции в Манантали (выделено через FADES 1,8 млн.долл.).
Министерство исламских дел и вакуфов КСА совместно с Всемирной исламской лигой (ВИЛ) финансировали строительство самой большой в г.Нуакшоте мечети короля Фейсала (10 млн.долл.) и Дворца правосудия (3,5 млн.долл.).
КСА принимала долевое участие в финансировании проекта освоения района Горголь и проведения ирригационных работ в районах Р’Киз и Магама. На эти цели через ИБР было выделено свыше 5,4 млн.долл.
КСА оказывала помощь в обеспечении водоснабжения наиболее засушливых районов, участвуя в финансировании строительства более 100 колодцев (715 тыс.долл.), и передала в дар Мавритании оборудование и средства для забора воды на 25 тыс.долл. Эр-Рияд напрямую финансировал строительство ферм по разведению овец (передано в дар к празднику Аль-Адха).
При финансировании КСА в г.Нуакшоте построен меддиспансер «Арафат», который ежедневно оказывает бесплатную помощь около 350 больным, распределяет ежегодно до 2 т. лекарств на 35 тыс.долл. При содействии КСА создан Центр материнства, способный принимать одновременно до 18 пациенток. Через представительство Красного Креста КСА в Нуакшоте медуслуги оказаны 26 тыс.чел., распределено 20 тыс.т. медикаментов и продовольствия.
Успешное сотрудничество осуществляется в области образования. После подписания в 1984 г. между КСА и ИРМ договора о культурном сотрудничестве, в г.Нуакшоте был открыт саудовский Культурный центр, через который распространяются учебные пособия, произведения арабских классиков, религиозная литература, 6 тыс. томов литературы было также передано Университету г.Нуакшота. Важным направлением деятельности центра является предоставление стипендии для обучения в школах и вузах КСА. Всего за последние 10 лет было предоставлено свыше 900 стипендий. Большое внимание уделяется подготовке национальных религиозных кадров.
КСА открыла в г.Нуакшоте Институт арабских и исламских наук (ИАИН), количество выпускников которого превысило 500 человек. При ИАИН создан филиал Исламского университета КСА по преподаванию юридических наук. По просьбе минобразования ИРМ финансировала строительство типографии при Национальном педагогическом институте, которая ежегодно издает около 27 видов учебных пособий тиражом 100-150 тыс.экз.
В Нуакшоте на средства КСА открыт Центр профессиональной подготовки женщин., где ежегодно получают образование 60 человек. Одновременно Центр бесплатно распределяет продовольствие, одежду и др. На его содержание выделяется 12 тыс.долл. в год. Эр-Рияд оказывает помощь в 15 млн.угий в год на организацию детских приютов (800 мест). КСА участвовало в долевом финансировании через ИБР проекта разработки месторождения железной руды «Гельб» (общая стоимость 10 млн.долл.) и проекта по гранулированию железной руды (2,3 млн.долл.). Осуществляется также ряд других программ, касающихся развития частного сектора (организация сети магазинов по продаже религиозной литературы и предметов отправления культа), молодежного движения (в школах и мечетях организованы молодежные группы мусульманского даавата) и др.
К мавритано-тунисскому сотрудничеству.В апр. 1999 г. в Нуакшоте состоялась VIII сессия Большой смешанной комиссии по мавритано-тунисскому сотрудничеству, проходившая под сопредседательством премьер-министров Мавритании и Туниса Шейха У. Мохамеда Хуны и Хамеда Карави.
В ходе сессии в выступлениях было отмечено, что историческая общность двух стран и их принадлежность к арабскому Магрибу настойчиво требует дальнейшего расширения контактов в деле развития двустороннего сотрудничества, интеграции, обмена опытом и технологиями, построения единого арабского Магриба.
Итогом работы сессии явилось подписание Протокола и 9 договорных и программных документов: о создании Совета для представителей деловых кругов; о подготовке кадров в области морского хозяйства; о социальном обеспечении учащихся; об обменах в области рыболовства; о сотрудничестве между минторговли двух стран; о сотрудничестве в области молодежи; о техническом и научном сотрудничества в области сельского хозяйства; о сотрудничестве в области здравоохранения; об эвакуации больных мавританцев в Тунисе.
Сотрудничество с Япониейимеет более чем 20-летнюю историю. Наметилось стремление обеих государств к расширению отношений как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций. Этому способствовали визиты в ИРМ директора департамента по экономическому сотрудничеству МИД Японии в июне 1996 г, представителей японского фонда по международному сотрудничеству в области рыболовства и др. В июне 1997 г. Японию с рабочим визитом посетил министр рыболовства и морского хозяйства ИРМ.
К факторам, способствующим расширению мавритано-японского сотрудничества, можно отнести: со стороны Мавритании – стремление к увеличению общего объема получаемой внешней финансовой помощи, возможность пополнения доходной части бюджета за счет экспорта в Японию полезных ископаемых и морепродуктов, заинтересованность в закупке дешевых потребительских товаров; со стороны Японии – стремление к обеспечению доступа к сырьевым богатствам Мавритании, расширение рынка сбыта товаров национального производства, подключение ИРМ к сфере своих экономических и политических влияний.
Основными сферами двустороннего экономического сотрудничества и целевой помощи ИРМ со стороны Японии является рыболовство, сельское хозяйство, горная промышленность, здравоохранение. Немалое внимание уделяется поддержанию платежного баланса, развитию общественного и частного сектора. При этом обращает на себя внимание структура японской помощи, примерно 80% которой поступают в виде безвозмездных даров и льготных кредитов.
Основой мавритано-японских экономических связей является традиционная область сотрудничества – рыболовство. Япония импортирует до 70% всех морепродуктов, добываемых в мавританских территориальных водах. За последние пять лет Токио выделило ИРМ на развитие рыболовного сектора и морского хозяйства 45 млн.долл.: строительство и оснащение порта кустарного рыболовства в г. Нуадибу (в дар 2,3 млн.долл.); строительство рыбного рынка в г. Нуакшоте (5,5 млн.долл. из них в дар 4,9 млн.долл.); строительство центра по подготовке нацкадров в области рыболовства (льготный кредит в 13,2 млн.долл.); реализация I и II фазы проекта по развитию прибрежного рыболовства (3,5 млн.долл.); приобретение двух кораблей для Национального центра по океанографическим и рыболовным исследованиям (CNROP) (дар в 7,3 млн.долл.); строительство и оснащение лабораторного комплекса по разработке норм рыболовства и обработки рыбной продукции (льготный кредит в 2 млн.долл., комплекс открыт в фев. 1999 г.).
В марте 1998 г. ИРМ и Япония подписали конвенцию о финансировании закупки дизельных двигателей, запчастей, холодильного оборудования для мавританских рыболовных судов (2,6 млн.долл.), а также направление 3 специалистов для организации ремонтных и пусконаладочных работ.