Херсон

ХЕРСОН

Херсон - город областного подчинения, административный, промышленный и культурный центр области. Расположен на правом берегу реки Днепр.Территория - 300 кв. км, население 225 тыс. человек.

История города

В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. в 1737 г. в районе нынешнего портового элеватора было возведено русское укрепление Александр-Шанц, просуществовавшее до конца войны. Хотя после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия получила выход к Черному морю между устьями Днепра и Южного Буга, южные границы империи по-прежнему оставались незащищенными. С целью их укрепления и обеспечения безопасности, в соответствии с царским указом от 18 июня 1778г., было решено основать на Днепре при урочище Александр-Шанц город, соорудить здесь крепость, судостроительную верфь и адмиралтейство. Уже 19 октября 1778 г. были заложены крепость, верфб и город, получивший название Херсон в честь древнего Херсонеса. Строительством руководил генерал-цейхмейстер И .А. Ганнибал, а с 1784 г. - инженер-полковник Н. И. Корсаков.

Строителям приходилось сооружать крепость и город в чрезвычайно тяжелых условиях: местность была болотистой, а все работы, в т.ч. и земляные, производились вручную.. Уже к январю 1779 г. территория крепости в 99,2 га была обгесена рвом, на валу установлены батареи, построенные временные землянки для нескольких тысяч солдат. К 1784 г. на территории крепости уже имелось 61 каменное строение - солдатские казармы, квартиры офицеров и инженеров, дом коменданта крепости, дворец генерал-губернатора Потемкина, артиллерийское управление, патронная лаборатория, пороховые погреба и склады, монетный двор и прочее.

Херсон стал колыбелью русского Черноморского флота, первым морским портом на юге России. 26 мая 1779 г. на Херсонской адмиралтейской верфи блы заложен 66-пушечный линейный корабль "Слава Екатерины", спущенный на воду 1791 г.

С 1783 г. Херсон - уездный город Екатеринославского, а с 1795 г. - Вознесенского наместничества; в 1796 г. он вошел в состав вновь созданной Новоросийской губернии. В 1806 г. начала действовать купеческая верфь, строившая торговые суда. В первой половине XIX в. она стала крупнейшим предприятием гражданского судостроения на юге России. Уже к 1810 г. бцло построено 24 больших судна и 36 каботажных. В последущие годы ежегодно выпускалось на воду по 20-30 торговых судов. В соответствии с царским указом от 4 июня 1840 г. из казны конторе Херсонской купеческой верфи было отпущено 150 тыс. руб. и предоставлены льготы судовладельцам. В 1840 г. насчитывалось 221 судно, принадлежавшее судовладельцам, из них 96 могли совершать дальние вояжи и имели общую грузоподъемность до 29 тыс. тонн.

Херсонский порт переправлял главным образом грузы, которые поступали с приднепровских пристаней и направлялись затем в Одесский и Николаевские порты. Ежегодно вывозилось товаров на сумму 4 млн. руб. Ввозились лес, соль, табак, бакалейные товары. Вывозились шерсть, зерно, канаты, чугун, сало, масло и др. Объем экспорта был незначительным. Херсон являлся одним из центров внутренней торговли. На Херсонской ярмарке отдельно продавалось товаров на сумму более 50 тыс. руб.

Расстояние до Киева - 664 км. Город делиться на три административных района: Днепровский, Комсомольский и Суворовский. Есть железно-дорожная станция, речной и морской порты, аэропорт.