Астрахань

Город Астрахань: история и современность

А страхань - административный центр Астраханской области, в 1534 километрах к Юго-Востоку от Москвы. Расположен на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части ее дельты. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температуры января -10° С, июля 25° С. Осадков 230 мм в год.

Работают речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна, транспортный узел железнодорожных линий (на Саратов, Кизляр, Гурьев) и автодорог (на Волгоград, Ставрополь и др.), международный аэропорт.

Город расположен на одиннадцати островах, занимаемая площадь – 500 кв. километров, делится на 4 района; численность населения города в соответствии с переписью населения на 1.01.2004 г. составляет 502, 8 тысяч человек.
В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур, 155 общественных объединений.

История города

Астрахань - старейший город Нижнего Поволжья, входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.
В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия об Астрахани относятся к 13 в., когда среди татарских поселений упоминается д. Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитархань, Цытрахань или Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль - столица хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому государству в 1557. Основание современной Астрахани положено сооружением в 1558 новой деревянно-земляной крепости на высоком Заячьем, или Долгом, холме, омываемом Волгой и ее рукавами. В 1582 сооружены каменные стены с 8 большими и малыми башнями. В Астрахани был построен караван-сарай. Заселение Астрахани шло быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву, (или Огручеево); поселившиеся в окрестностях города татары образовали Татарскую, армяне - Армянскую слободы. В 1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками. К середине 17 в. Астрахань была одной из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. В 1670 была взята войсками Степана Разина; в 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком. В 1709 Астрахань сильно пострадала от пожара. С 1717 - губернский город, с 1785 - областной город Кавказского наместничества. В 1-й четверти ХVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.

В конце ХIХ в. в Астрахани насчитывалось 2087 каменных зданий и 7367 деревянных; действовало 30 православных храмов, 6 армяно-григорианских церквей, а также римско-католическая, лютеранская, раскольничья молельня, мечеть, синагоги. В Астрахани было 204 улицы и переулка, большая часть которых была немощеной. Были открыты учебные заведения, больницы, богадельни. Выходили 4 периодических издания. Работали 2 учебных общества.

В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и завода. Среди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (особенно разведение винограда) и огородничество. В 1860-х годах в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране. Во время гражданской войны Астрахань приобрела ключевое значение, что вызвало ожесточенные бои между противоборствующими сторонами за овладение городом. До 1934 года Астрахань входила в состав Нижневолжского края, с 1934 г. - Сталинградского края, до 1943 г. - Сталинградской области; с 1943 г. Астрахань - центр Астраханской области.
Город расположен на островах дельты Волги. Его территория пересечена рукавами и протоками, отходящими от волжского русла на Юго-Восток (Болда, Кутум, Царев, Кизань). Это обусловило в нем обилие мостов, перекинутых через реки и ерики. Центральная часть Астрахани - его исторически сложившееся ядро - представляет собой остров, омываемый водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий. На самом высоком холме - Кремль, спускающийся по левому берегу Волги почти до набережной (1580-1620; строители Михаил Вельяминов и Дей Губастый), с белокаменными стенами, четырьмя глухими и тремя проездными башнями. Ниже Кремля ранее располагался посад (Белый город) с протянутыми вдоль холма и секущими их улицами (планировка сохранилась).
На территории Кремля: Успенский собор (1698-1710, зодчий Дорофей Мякишев) - кубический, пятиглавый, с богатым декором фасада и с открытой арочной галереей; Троицкий собор (конец ХVI-XVIII вв.), бывшей Архиерейский дом (ХVI-XVIII вв.) с домовой церковью, гауптвахта (1807), Кирилловская часовня и др. В северо-восточной части бывшего Белого города - шатровая башня ограды Спасо-Преображенского монастыря (начало ХVIII в.) с вставками из полихромных изразцов. Близ нее Демидовское подворье (ХVII-XVIII вв.), церковь Иоана Златоуста (1763; “восьмерик на четверике” с богатым скульптурным декором) В 1769 году был утвержден генеральный план Астрахани (архитектор А.В.Квасов), по которому город получил регулярную планировку с квадратной Генерал-губернаторской (Плац-парадной) площадью, застроенной по периметру зданиями в стиле классицизма: дом генерала-губернатора (1790-е годы), длинная (ныне заложенная) аркада, Московский торговый дом (1790); центральная часть города застроена домами по “образцовым проектам”, набережные с усадебными комплексами и особняками соединены с другими частями города многочисленными мостами.

В центре бывшего Белого города сохранились подворья восточных купцов, мечети, римско- католический костел (1762-1778). В ХIX веке город подвергался реконструкции, были возведены роскошные особняки, банки, торговые заведения в стиле модерн (здание бывшего Азовско-Донского банка,1910,архитектор Ф.И.Лидваль; особняк Губина, собор св. Владимира,1895-1904; Дом Астраханского казачьего войска, 1906-07, архитектор В.Б.Вальковский), деревянные жилые дома в русском или “допетровском” стиле (дом Тетюшникова, 1870-72; дом на улице Мельникова, вторая половина XIX века. С 1957 года Астрахань застраивается по генеральному плану с прямоугольной сеткой улиц. Выстроены общественные здания, рабочие поселки, новые жилые районы, разбиты сады и парки.

После распада Союза наш регион оказался в новой геополитической ситуации, получив статус южного форпоста России. Здесь проходит главная водная артерия - р.Волга, а через нее водные пути из прикаспийских государств в Черное, Средиземное, Балтийское, Северное моря. Астрахань естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии и Европы, имеются очень выгодные транспортные развязки. Открыт международный аэропорт. Строится морской порт международного значения, это будет второй по величине, по грузообороту порт в России.

Культурная сфера

На территории города Астрахани расположены четыре театра, филармония, картинная галерея им. Б.М.Кустодиева, семь музеев, выставочные залы, кинотеатры.
Достопримечательностями города являются Астраханский Кремль (1580 - 1620г.), картинная галерея им. Б.М.Кустодиева(осн. в 1918г.), дом-музей В. Хлебникова, музей культуры города (бывший дом-музей Н.Г.Чернышевского), культурно-развлекательный комплекс “Октябрь” с уникальным зимним садом-дендрарием, культурно-развлекательный комплекс «Даир», историко-архитектурный музей-заповедник (коллекция памятников истории хазар, Золотой Орды и освоения низовий Волги русскими).