"В Вероне две семьи жили в распрях ужасных, Мщенье в наследство шло от отцов..."
Да, такой мы знаем Верону. Реальность через фантазию, итальянский город - глазами великого англичанина, никогда в Италии не бывавшего. Верона известна с V-IV веков до нашей эры. В эпоху Римской империи город неслыханно разбогател и расцвел. Верона дала миру поэта Катулла, художника Паоло Веронезе, историка Корнелия Непота, архитектора Витрувия. В 1262 году здесь установилась тирания семейства делла Скала - Скалигеров. Имя шекспировского герцога Эскала - отсюда. Верону стали называть городом Скалигеров.
Вражда веронских дворянских семейств разгоралась тем сильнее, чем больше шло к упадку могущество Скалигеров. Об этом писал в книге "История благородных любовников" Луиджи да Порто - он первым назвал имена Ромео и Джульетты и дал им фамилии, заимствованные у Данте. Сюжет переходил от одного автора к другому, Джироламо делла Корта в научном труде "История Вероны" выдал повесть за истинное происшествие. К сюжету обратился ЛопедеВега, затем англичанин Брук. У него-то Шекспир и заимствовал фабулу, безмерно ее обогатив.
Так что же - любовь Ромео и Джульетты фантазия? Веронцы уверяют: нет, все это случилось на самом деле. Не верите? Идите за нами. Вот Пьяцца деи Синьори и мавзолей Скалигеров... Палаццо Коммунале с башней Ламберти... Почти напротив друг друга - дом Монтекки и дом Капулетти. С этим-то вы не станете спорить? Над воротами древний герб: шляпа (по-итальянски "капелло"), не станете же вы отрицать, что это герб Капулетти и что дома - по соседству. Соседи... Потому, наверное, и ссорились.
Они дрались и у Порта деи Борсари (название ворот, возможно, от слова "борсаро" - спекулянт), и у Порта деи Леони, то есть у Львиных ворот. И на многих других улицах и площадях. Пожалуй, единственным местом, где не сразу хватались за оружие - из уважения к храму была Санта Мария Антика. Ведь семьи были в одном церковном приходе... Значит, тут служил и монах Лоренцо - Джульетте не пришлось бежать далеко, когда она поторопилась к нему за помощью: ее выдавали замуж за графа Париса, а она уже была обвенчана с Ромео!
И Лоренцо - вы помните! - помог: дал зелье, позволившее ей выглядеть мертвой сорок два часа.
Верона привлекала Шекспира еще до "Ромео и Джульетты", он написал комедию "Два веронца", решив почему-то, что от Вероны до Милана, удаленных от моря, можно добраться вплавь. "Простимся, - говорит один из героев, - мой отец уже в дороге, меня он провожает на корабль. Пиши в Милан почаще". "Верона, площадь", - сказано в ремарке. Может быть, вот эта - Пьяцца делле Эрбе (Площадь; трав, а проще - Зеленной рынок)? Тут тоже сражались задиры из семейств Монтекки и Капулетти - так, по крайней мере, утверждал Дзеффирелли (помните кадры из его фильма?). А может быть, друзья распрощались на площади Бра, у старинного амфитеатра? Он был там уже в первом веке нашей эры и лишь немногим уступал римскому Колизею. И в наши дни Арена ди Верона - эмблема города, предмет восхищения предков - театр, вмещающий 25 тысяч жителей, - служит людям.
В XII веке землетрясение разрушило обвод галереи - осталось всего четыре аркады... Во времена Гольдони сооружение привели в порядок. Здесь воскресала трагедия веронских любовников, здесь звучал "Реквием" Верди в исполнении мировых звезд и гигантского хора, здесь в мемориале Джильи выступают прославленные тенора, а знаменитый Пласидо Доминго отметил на Арене ди Верона двадцатипятилетие своей сценической деятельности. Идеальная акустика, особенно по вечерам, когда остывающие камни по-особому отражают звук, все это делает Арену одним из чудес Вероны, а может быть, и всей Италии.
Другая гордость Вероны - храм Сан-Дзено. "На долю этого храма, - писал Карел Чапек, - не досталось ни золотых мозаик или ослепительного монастырского дворика, ни поражающего изобилия золотых узоров; есть у него только простые, задумчивые линии амбитов, внутреннее пространство - достойное, великодушное...
Наверное, Ромео и Джульетта не раз любовались великолепным декором, тем более что на барельефах портала они могли прочесть немало увлекательных историй из жизни святого, которому посвящен этот храм.
Санто Дзено - или святой Зенон - был в свое время епископом Вероны, он один из наиболее почитаемых в Италии праведников. Он творил чудеса. Однажды он подарил солдатам трех рыб, но те украли у святого четвертую, но когда они стали варить уху, то увидели, что рыбешка спокойно плавает в крутом кипятке и укоризненно смотрит на своих похитителей. Устыдившись, они вернули ее епископу и получили прощение.
Возможно, юные Монтекки и Капулетти разглядывали и Розу над входом - многоцветный витраж, перед которым его автор поместил изображения людей то возносящихся, то низвергаемых Судьбой на колесе Фортуны... Большое искусство - мост между столетиями. Разве мы с вами не испытываем то же наслаждение и тот же восторг?
После храма Сан-Дзено наш путь - к мосту Скалигеров и замку, где печально закончилась история этой могучей семьи.
Еще немного побродим по городу. Зайдем в громадный городской Собор, где хранится шедевр Тициана "Вознесение Мадонны". Собор строили и украшали четыре столетия, он поражает своей грандиозностью и роскошью декора.
Бросим последний взгляд на пленительный город. Что было - то было! Чего не было - что поделаешь! - не было... Разве не самое главное - была и есть Верона, была и вечно пребудет Любовь!
Николай САВИНОВ
Вояж