Город находился на протяжении всей своей истории на границе, и в связи с этим у Нарвы были как преимущества, так и недостатки. Город со времен средневековья был известным торговым центром, а его пограничное положение, лишь увеличивало его притягательность для торговцев, однако, город разрушался и подвергался разорениям во время войн. К XVI веку, после присоединения Новгорода к Москве, к Нарве переходит его роль в торговых отношениях между востоком и западом, да и сама Нарва на несколько десятков лет во время Ливонской войны входит в состав Российского государства. Но, расцвет Нарвы пришелся на XVII век, когда в городе велось интенсивное строительство гражданских зданий и крепостных сооружений.
После Северной войны город снова вошел в состав Российского государства, и на протяжении практически трех столетий потерял свою роль приграничного города, крупного торгового центра, став уездным городом империи. В это время в городе интенсивно развивалась промышленность, в особенности текстильная.
Сегодня Нарва – крупный промышленный центр в Эстонской республике с населением
в 70 тысяч человек, в городе практически не осталось исторических и архитектурных
памятников, которые были разрушены или сильно пострадали во время освобождения
советской армией Нарвы от окопавшихся в городе фашистов. Тогда был разрушен
весь старый город, от которого осталось, лишь несколько зданий, бастионы и замок.
Современная застройка города сложилась в советское время. Несмотря на то, что
стоящие друг напротив друга Нарва и Ивангород принадлежали к разным республикам
СССР, в советское время они, были практически одним городом с общим транспортом
и инфраструктурой. Распад СССР тяжело сказался на экономике города, но сейчас
Нарва интенсивно развивается и со все большей пользой использует свое пограничное
положение для развития торговли, транспорта и туризма, в городе планируется
восстановить ряд исторических зданий, построить гостиницы для туристов, новые
дороги, промышленные предприятия.