Эфес

ЭФЕС

По расположению своей территории и многочисленности находящихся на ней произведений античной эпохи, Эфес является одной из самых крупных и привлекательных городов мира. В то же время это центр туризма зоны Эгейского моря. Это небольшой город, куда ежедневно морем прибывают бесчисленное количество туристов, городок с многочисленными отелями, городок, где можно отдохнуть, погулять, обогащаться, восторгаться... Эфес был построен по решетчатой планировке знаменитого в свое время градостроителя Гиподамуса, но к сожалению в результате осуществленных английскими археологами, что совпало с периодом упадка Османской империи, часть обнаруженных тут бесценных скульптурных произведений попали в Британский музей.

ИСТОРИЯ

Впервые заселение этих мест началось во 2 тысячелетии до н.э., кариалами и лелегами, но в полном смысле этого слова городом он стал в 11 в. до н.э., благодаря ионами. Вследствие персидского нашествия в 6 в. до н.э., он месте с другими Ионскими городами был вынужден подчиниться Ахемецидам. После нескольких неудачных попыток сопротивления, вынужден был покориться, вплоть до прихода Великого Александра. В связи со смертью Александра, город перешел под власть одного из его полководцев, некоего Лисимахоса и перенесен в долину между горами Бюльбуль и Понаир, где и расположен поныне. Затем, оказавшись сначала в составе Бергамского королевства, а позднее под господством Рима, Эфес пережил пик своего расцвета в эти столетия, став одним из крупных городов античной эпохи. Многие императоры украсили этот город непревзойденными произведениями. Так, храм Артемиды эпохи эллинизма можно признать одним из семи чудес света.

Вместе с зарождением христианства Эфес приобрел уже другую значимость:

Святой Пауль с целью разрушить господствующий в этих краях культ Артемиды, вынужден был неоднократно приезжать сюда, результатом чего явилось основание одного из церквей Апокалипсиса здесь, в Эфесе. Иоанн Богослов также поселился в Эфесе и прожив остаток своей жизни здесь, написал свою версию Евангелия.

Бытует поверие, что распятый Иисус поручил свою мать Иоанну Богослову и Святая Мария последние дни своей жизни провела тоже в Эфесе.

В середине 3 в. н.э., в период нашествия готов Эфес был разрушен и более не смог вернуть свою былую славу.

В первой половине 5 века состоявшийся здесь церковный синод также не был в состоянии способствовать возрождению города.

В результате привнесенных рекой Кастрос наносов, порт оказался забитым и превратился в былого, что привело к эпидемии лихорадки и Эфес, постепенно теряя свою торговую значимость, пришел в полный упадок.

ГОРОДОК

Этот античный городок, расположенный в долине между горами Бюльбюль и Панаир, берущий свое начало с Магнезианских ворот (с востока) и спускающийся вниз к античному порту (на запад), достоин посещения. И если пройти около развалин величественных Магнезианских ворот, построенных в 1 в. н.э., римским императором Веспасияном у крепостных стен Лисимакоса (3 в. до н.э.), вы окажетесь в музее под открытым небом, и сразу же справа увидите римские бани называемые банями Вариуса, высокие стены и аркообразное строение которого все еще в хорошем состоянии. И если идти дальше, то пройдя около развалин достаточно развитого для своего времени сети водоснабжения с глиняной водопроводной трубой, налево увидите широкую площадь Верней Агоры, или так называемой Государственной Агоры и развалины окружающие его строения. Прогуливаясь по дороге, украшенной изящными коллекциями с головками с стиле коринф или ион, направо увидите небольшой амфитеатр Одеон.

ОДЕОН И ДВОРЕЦ МУНИЦИПАЛИТЕТА

Одеон, построенный в 2 в. н.э., был местом заседаний правителей города, т.е., сенаторов. Состоящий из 23 рядов с сидячими местами на 1400 человек, он использовался не только для политических сборищ, но также и в других целях, в частности, для проведения концертов. Хотя мрамор верхних ступеней уже стерся, нижние все еще имеют достаточно приличный вид и грифованные подпорки, украшающие края лестницы, дают определенно ясное представление о прошлом великолепии Одеона. Рядом с Одеоном стоит Дворец Муниципалитета, или, так называемый Притане, начало строительству которого было заложено в 3 в. до н.э., а закончено во времена Августа в 3 в. н.э., вследствие чего оно перетерпело ряд изменений в своем внешнем облике. Здесь же находятся достаточно хорошо сохранившиеся колонны в стиле Дар и Святое Место богини Артемиды, считающейся хранительницей города, где горит священный огонь, усиленно поддерживаемый бросанием в него дров монахами, прозванными Куреты. И сейчас здесь можно видеть развалины помещений, в которых собрались представители высших государственных должностей и судейских санов. В результате проведенных здесь раскопок были обнаружены две прекрасно сохранившиеся статуи Артемиды "Полимастрос" ("Многогрудая Артемида"), которые в настоящее время выставлены в Сельджукском музее.

ДОРОГА КУРЕТОВ

Если спускаться со стороны Дворца Муниципалитета вниз, что через решетки основного проспекта, и протянувшиеся до самого моря, видится главный подземный ход. В свое время через этот подземный ход вся грязная вода стекала в море. Этот главный проспект, протянувшийся между самого различного вида воротами вплоть до Сельджукской библиотеки, называется "Дорога куретов". Проспект этот назывался так по прозвищу монахов, которых считали выходцами из острова Крит и они по нему непрерывно таскали дрова для поддержания священного огня и все, кто встречал их на своем пути, уступали им дорогу. Пройдя между пьедесталами статуй Гермеса и Кадюса, украшенных рельефами с изображением чаши обвитой вокруг змеей, символом медицины, можно выйти на площадь Домитмануса. Здесь находятся развалины памятника, городской водопровод зодчему Гаюсу Мемиюсу, который как предполагается, является внуком диктатора Суллы. Тут же на противоположной стороне, на левой части площади Домитиана находится реставрированный фонтан Поллио, а напротив с ним сохранившиеся остатки храма императора Домитиана с частично реставрированным внушительным фундаментом.

Если пройдете через ворота Геракла, получившее свое название на основании рельефных изображений на мраморной поверхности пьедестала, то можно спускаться вниз, где слева и справа увидите цоколы статуй, колонны, а за ними ряд магазинов с вестибюлями, которые в комплексе демонстрируют все великолепие античной эпохи. Еще дальше, на правой стороне увидите необыкновенный красоты монументальный фонтан, построенный во времена императора Траяна, а на левой стороне дороги- богатый квартал, называемый Дома Ямача, и далее, направо от этого квартала другой, с выстроенными в ряд банями Сколастики, храмом Гадриануса и туалетами.

ДОМА ЯМАЧА

Раскопки богатого квартала, называемого Дома Ямача, восковцем завершены, в результате которого увидели свет дома с прекрасными мозаичными панно. Архитектура этих домов дает достаточно ясное представление о семейном укладе того периода.

БАНЯ СКОЛАСТИКИ

Относящиеся к концу 1 в. до н.э., эта баня была основательно отремонтирована в 4 в. н.э.. Подобно римским баням, она также состоит из четырех основных помещений: гардеробная или аподитариум, помещение с бассейном холодной воды или фригидариум, помещение для ополаскивания теплой водой или тридариум и сауна. Вблизи от бани находится небольшой, но являющийся образцом высокого искусства, храм Гадриануса. Воздвигнутая в первой половине 2 в. н.э., и исполненные в стиле коринф фасадные украшения и рельефы этого небольшого храма настолько прекрасны, что второе подобие представить просто невозможно. В Сельджукском музее на фризах изображена легенда об основании Эфеса и деяния его основателя Андроклеса.

Туалеты (отхожие места), находящиеся рядом с храмом, в узком проходе, отлично сохранились и дают достаточно ясное представление о бытовом укладе жизни этого района того периода.

При спуске от туалетов вниз налево находится надгробие, рядом с ним монументальный фонтан Византийской эпохи и Проспект Куретов, который завершается небольшой площадью. На левой стороне этой площади находятся Ворота Гадриана, тут же на противоположной части библиотека Цельсуса и рядом величественные ворота Нижней Агоры, а на углу Агоры памятник Нерону и налево, если свернуть к Мраморному Проспекту развалины строения, называемое Домом Любви.

БИБЛИОТЕКА ЦЕЛЬСУС МРАМОРНЫЙ ПРОСПЕКТ, НИЖНЯЯ АГОРА И ТЕАТР

В точке пересечения Проспекта Куретов и Мраморного Проспекта, прямо напротив с площадью, находится Цельсусная библиотека, представляющая собой один из лучших и удачных образцов реставрирования не только в Эфесе, но также во всем мире. Датируемое 1 в. н.э., и построенное неким римским консулом, посветившим его памяти своего отца, это великолепное здание, благодаря обнаруженным во время раскопок частям, было полностью восстановлено.

Рядом с величественными воротами Цесульской библиотеки находится четырехугольной планировки площадь Нижней Агоры, каждая сторона которой равняется более чем 100 метрам, с возвышающимися вокруг колоннами и пролетами магазинов и всё это в целом производит весьма внушительное впечатление. Расположенный в самом конце Мраморного проспекта, театр, с вместимостью 30 000 человек, имеет самый большой в мире античный амфитеатр. Этот античный театр, строительство которого было начато в 3 в до н.э., но завершилось только во 2 в н.э., в таком и дошло до наших дней, разностилевого характера: так, зрительные ряды его, опирающиеся на склон горы Панаир, и сцена, имеющая форму лошадиной подковы, несомненно, греческого стиля, а аркообразный пролет римского стиля, но в целом это античное произведение выполнено в греко-римском стиле.

В этом античном театре, где святой Павел неоднократно выступал со своими проповедями, а однажды подвергся резкому противостоянию со стороны лайнеров, ежегодно организуются знаменитые Эфесские концерты.

АРКАДИЯ, ЦЕРКОВЬ СВ. ДЕВЫ МАРИИ, АРТЕМИСИОН И ДРУГИЕ РАЗВАЛИНЫ

Названный именем императора Аркадия, при котором он основательно был переделан, этот самый широкий проспект Эфеса, который иногда также именуют "Портовым проспектом", своими с обеих сторон возвышающимися колоннами, выстроенными в ряд пьедесталами статуями, пролетами магазинов производит весьма приятное впечатление.

При выходе из города по направлению слева, идет тропинка, на которой находятся развалины строения, которое в римскую эпоху использовалось под хлебную биржу, а с утверждением христианства, как государственной религии в начале 4 в. н.э., оно было переделано в церковь Св.Марии, развалины которой находятся в достаточно приличном состоянии. Представляя собой одно из значимых мест христианского мира, эта первая посвященная Св. Марии, церковь, в которой в 431 г. собирался синод, и в котором был осужден, вставший на неверный путь Нестор. Покинув музей под открытым небом, выходите на дорогу, ведущую к Кушадасы, несколько впереди сначала видите в очень плохом состоянии пребывающий стадион, затем, тут же рядом развалины гимнасия Ведиуса, у которого хорошо сохранились только стены. На другой стороне дороги, ведущей в Кушадасы находятся развалины храма Артемиды, который считается седьмым чудом света, и который более тысяча лет играл большую роль в религиозной жизни Эфеса. Но сейчас единственный, хотя и восстановленный, колонной и изрытой вокруг площадью, он производит грустное впечатление.

ДОМ СВ. МАРИИ

Предполагается, что Св. Джон последний период своей жизни провёл в Эфесе. А также предполагается, что здесь же. в Эфесе он написал Евангелие. Существует также версия, что Иисус, перед тем, как быть распятым, мать свою оставил на его попечение.В данной связи невольно приходится верить, что Мать Мария до конца своей жизни находилась в Эфесе. Проведенные в конце 19 в. у горы Панаир, где находится святой источник, около которого местные христиане встречали традиционный праздник, посвященный деве Марии, раскопок было обнаружено ряд фундаментальных остатков, а также куски угля, которые в результате исследования методом Карбон-14 были датированы 1 в. н.э., что дало основание считать это предположение несколько убедительным. В настоящее время, в этой местности находится небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан, мусульмане в этих краях также с глубоким почтением относятся к ней как святыне.

ДРУГИЕ ГОРОДКИ РАЙОНА

Туристы, приезжающим в Эфес и посещающим места его развалин, рекомендуется осмотреть также городок Сельджук, где находится базилика Иоана Крестителя, небольшой, но весьма богатый и значительный Сельджукский музей, относящийся к 14 в., и являющийся интересным произведением ранней турецкой архитектуры, мечеть Исабека и, расположенную на горе Панаир, пещеру Семи Сонников.