Новый Афон

"Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому,
кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу"
(А.Чехов, 1888г.).

Новый Афон - изумительный, исполненный прелести приморский курорт, расположенный в Абхазии. Мягкий климат, роскошная растительность, теплое море... Гармоничные деяния природы и человека сотворили красоту, от созерцания которой дрогнет любое сердце.

Уникальная пещера и живописные развалины древнего города Анакопии; величественный мужской православный монастырь и тысячелетний христианский храм; кипарисовые аллеи; оливковые рощи; цитрусовые сады и виноградники; пруды, по зеркальной глади которых изящно скользят лебеди; уютные морские пляжи - все это,приправленное гостеприимством местных жителей и вкуснейшей кухней национальных ресторанов, сделает Ваш отдых в Новом Афоне незабываемым!

Новый Афон расположен в 22 километрах от Сухума в ущелье реки Псырцха . Он известен своим уникальным микроклиматом, обилием вечнозеленой растительности, чистым морским воздухом, историей, уходящей далеко в глубь веков. Людей издавна привлекало это исключительно живописное место, богатое многоводными родниками, неприступными вершинами и строительным материалом.

Поэтому и следов человеческой жизнедеятельности здесь сохранилось так много, что пытливый путешественник сможет без особого труда проследить историю абхазской архитектуры почти за две тысячи лет. Наиболее значительным памятником оборонительного зодчества не только Абхазии, но и всего Черноморского побережья Кавказа является Анакопийская крепость, занимающая вершину Иверской (Анакопийской) горы.

Ново-Афонская пещера

Одно из удивительнейших чудес, на которые так щедра природа Абхазии, - известная сегодня во всем мире Новоафонская пещера. Волшебный мир открывается перед каждым, кто побывает в этом чуде природы.

В подземном царстве сталагтитов и сталагмитов, как драгоценные камни в оправе, вытянулись в цепочку залы и галереи. В пещере девять больших залов, спелеологи при активной помощи местного энтузиаста спелеолога Гиви Смыра покорили его после 36-часового штурма. Миллионы лет скрывала она свои тайны в недрах Иверской горы и была открыта совсем недавно, в 1961 году. А в 1975 году по искусственному туннелю, проведенному к пещере, прошел первый поезд "пещерного метро" с туристами. Этот уникальный электропоезд "Турист" не имеет аналогов. Он был спроектирован в проектном институте угольной промышленности и изготовлен на Рижском вагоностроительном заводе.

Новоафонская пещера - колоссальная карстовая полость, по своим размерам соперничает с самыми именитыми подземельями мира, в том числе с такими гигантами, как Шкоцианская пещера и Карлсбадская. На многие сотни метров протянулись огромные залы и вьющиеся причудливыми меандрами галереи. Даже самая смелая фантазия не может подсказать воображению, какие тайны скрывают недра Иверской горы, какие чудеса ожидают под землей. Поражает своей красотой необыкновенный пещерный ландшафт: от дикого хаоса сумрачных нижних залов до сверкающих белизной великолепных сталактитовых дворцов.

Здесь можно увидеть загадочные зеленые глаза "живых" пещерных озер, очароваться неповторимой гармонией звуков в "музыкальных" гротах и бесконечной красотой и разнообразием уникальных кристаллических образований. Этот маршрут по туристической тропе, проложенной под каменным небом, останется в памяти на всю жизнь.

Новый Афон - один из живописнейших морских курортов Абхазии. Он славится красивой природой, исключительно мягким климатом, теплым морем. Новый Афон с севера надежно прикрыт от вторжения холодных воздушных масс горами. Сначала горы невысокие, за ними поднимаются цепи все выше и выше и заканчиваются заснеженным Главным Кавказским хребтом. Издавна внимание местных жителей привлекал большой провал на склоне Иверской горы. Огромный колодец, отвесные стены которого терялись во мраке, получил название Бездонной ямы. Долго не находилось смельчаков, кто рискнул бы спуститься в её черную пасть. Первую попытку предпринял житель Нового Афона Гиви Смыр. Но добраться до дна без специального снаряжения было невозможно.

В 1961 году для исследования загадочной Бездонной ямы была организована специальная экспедиция. Преодолев все препятствия таинственного провала, штурмовая четверка - Гиви Смыр, Зураб Тинтилозов, Арсен Окроджанашвили и Борис Гергедава - спустились на дно. Толща глины, покрывавшая стены и пол колодца, казалось, свидетельствовала о конце пропасти. Точно так же заканчивались пещеры, расположенные поблизости. Но в одном из небольших отверстий чувствовалась сильная тяга воздуха, и спелеологи поочередно протиснулись вперед. Темнота, поглотившая свет фонарей, говорила о грандиозных, ещё невиданных под землей объемах.

Так была раскрыта тайна Бездонной ямы и открыто под землей настоящее чудо - Новоафонская пещера.За этой экспедицией последовали другие. Была составлена карта пещеры, собрано большое количество научного материала. В 1965 году спелеологами в невероятно сложных условиях был снят фильм о красотах пещеры. Пещеру решено было благоустроить, чтобы этими красотами могли любоваться люди.

Годы напряженного труда понадобились для того, чтобы на Черноморском побережье появилась ещё одна достопримечательность. Её создали природа и люди.Если раньше спелеологи спускались под землю по каскадам отвесных карстовых колодцев глубиной в десятки метров, протискивались в узкие щели, проползали по тесным лазам, то теперь путешествие в подземный мир начинается с вестибюля светлого административного здания, которое стоит у подножия Иверской горы.

Это новый искусственный вход в пещеру. Вестибюль, которого украшен мозаичными панно, цветными витражами, чеканкой. Но вот подходит экскурсовод, и туристы проходят на станцию, напоминающую станцию метро. Она богато отделана гранитом и мрамором, на стенах висят цветные панно на сказочные сюжеты. Это своеобразные ворота в подземное царство.

Подходит электропоезд, он небольшой, рассчитан на 90 человек, все рассаживаются, и начинается путешествие в подземный мир.Зал "Абхазия"Закрывается за экскурсионной группой стальная дверь - и вы оказываетесь в зале "Абхазия". Включается свет, голоса туристов стихают. Тянутся длинные секунды тишины. Перед вами открывается колоссальных размеров полость, необъятный, ни на что не похожий подземный мир: ни звука, ни движения, ни порыва ветра.Зал "Абхазия" не сверкает праздничным пещерным убранством, но он по-своему прекрасен.

Здесь пещера похожа на спокойного, полного величия могучего исполина, погруженного в тысячелетний сон. Просты и неярки краски зала - серый грубый известняк, коричневая глина.Экскурсионная дорожка аккуратной бетонной змейкой вьется в первобытном хаосе глыбовых навалов, нависающих темных уступов, бесстрашно скользит над крутыми склонами глубоких подземных оврагов, взвивается порой под самый свод изборожденного морщинами - трещинами каменного неба.Огромен зал "Абхазия".

Если бы здесь могли водиться птицы, им бы хватило пространства для полета. Длина зала 150, ширина 50, высота более 20 метров.Первый след людей на покрытом глиной полу пещеры остался именно здесь, в зале "Абхазия". Теперь то место, где человек вступил под своды пещеры, освещено теплым нежно-розовым светом, как бы в знак благодарности тому, кто, преодолев усталость и чувство опасности, открыл для миллионов людей неповторимый мир сказочного подземелья.Строгие тона сурового зала "Абхазия" оживляет еще один неожиданный цвет - ярко-зеленый.

Загадочными зелеными "глазами" смотрят в свете мощных прожекторов на окружающий мир два подземных озера. Скользкие глиняные склоны с промытыми руслами водотоков образуют берега южного озера Анатолия. Второе озеро - Голубое.

Его берега обрываются прямо в воду двадцатиметровыми отвесами.Много хлопот доставили строителям и работникам новоафонского туристского комплекса эти мирные на вид озера. Месяцами, бывало, не шелохнется, не покроется рябью их зеркальная гладь.

И вдруг озера начинают вздуваться, расти на глазах; их уровень поднимается все выше и выше, и вот они выходят из берегов и затопляют десятки тысяч квадратных метров зала. Наблюдательный человек непременно заметит на серых стенах зала "Абхазия" темно-коричневые горизонтальные полосы, протянувшиеся одна над другой от зеркала озер почти до самого потолка пещеры.

Это следы былых, мощных наводнений. Судя по ним, зал "Абхазия" - самый нижний зал Новоафонской пещеры - во время катастрофических паводков затоплялся почти полностью. Но так было раньше. А теперь взбунтовавшиеся пещерные воды через водоотводный туннель выплескиваются на вольный свет - в ущелье реки Маниквара.

Зеркало озер лежит на отметке 36 метров над уровнем моря, а средняя глубина их оценивалась учеными в 10-12 метров. В 1986 году, через четверть века после открытия пещеры, ученые, исследовавшие озера с помощью аквалангов, обнаружили, что глубина озера Анатолия превышает 25 метров.

Глиняный зал. Туристская тропа проходит над мрачной впадиной, упирается в ее северную стену и начинает петлять, "завязываться узелками" за огромные глыбы и исполинские скальные колонны - остатки обвалов, потрясавших пещеру в незапамятные времена.

Словно чувствуя свою несокрушимую мощь, скалы широко развернули свои плечи-уступы, окружили со всех сторон тропу, и, чтобы пройти, туристам приходится здесь слегка потесниться, а то и пригнуться.Но вот стены раздвигаются, дорожка выходит на смотровую площадку, прилепившуюся к суровым склонам.

Справа стена, а слева . . . слева необъятной черной бездной раскрывается широкий зев Глиняного зала. Огромный каменный мешок покрыт могучими глиняными пластами.Он очень интересен, этот Глиняный зал. В самой нижней его точке, на отметке 36 метров над уровнем моря, находится третье, последнее "живое" озеро пещеры.В слегка замутненной глинистыми частицами воде озера уютно чувствуют себя колонии полупрозрачных рачков, самые большие из которых вырастают до двух сантиметров в длину.

В трещинах глиняного пола водится занятное насекомое - жук трехус. По внешнему виду его не отличишь от земных собратьев, обитающих на поверхности: те же коричневые хитиновые крылышки, столько же лапок и усов. И только при внимательном изучении выясняется, что у пещерного новоафонского трехуса нет глаз!

За миллионы лет эти шестиногие отказались от привычки разглядывать свой обед (микроорганизмы, которыми они питаются) - смотри, не смотри, все равно в пещере темно, не видно. Много этих насекомых в Глиняном зале. Приподнимешь пласт подсохшей глины - обязательно выскочит оттуда потревоженный жучок. Наводнений эти постоянные жители пещеры не боятся, убегая от них вверх по склонам. Да и плавать они умеют неплохо.

П

аводки в этом зале тоже необычны: не только озеро поднимается из черных глубин, но вода проникает в зал и из отверстий в северной стене.Внешне Глиняный зал эффектен не только своей величиной. На южной его стене четкими контурами теней очерчены чеканные профили гигантов, тысячелетия наблюдающих недвижным взором скупые события медленных эпох пещерной истории.Справа вверху - фигура лежащего оленя, самой природой высеченная из цельной скалы.

Трудно поверить, что резец мастера не касался этой скульптуры. Глядя на оленя, чувствуешь неодолимую силу тяжелого каменного зверя, уверенность и спокойствие в горделивом развороте его головы. Словно исполинское Серебряное Копытце, только что исторгнувший из грубого камня горы самоцветов, прилег олень отдохнуть.

Гротом "Олень" заканчивается нижняя, по - спартански простая, суровая часть Новоафонской пещеры. Ход повышается, и вот уже со всех сторон вас окружают необыкновенные цветные пещерные камни.Кораллитовая галерея Кажется, что в пещере стало светлее: стены сдвинулись, изменили цвет: взгляд уже не проваливается в темную пустоту, а все чаще и чаще останавливается на какой-нибудь подземной диковине.

Вот целая колония оранжевых сталагмитов, устроившаяся на осыпи у стены. Тонкие, ровные, с метр высотой, они как бы с нетерпением тянутся к потолку, подставляя свои полукруглые макушки очередной капельке.В каждой капле воды, просочившейся сквозь многометровую толщу известняка, растворяется немного, очень немного кальцита - кальциевой соли угольной кислоты.

Но вот капля встречает на своем пути пещерную пустоту. Ненадолго она повисает на потолке и за это время успевает чуть-чуть "похудеть" - испариться. Раствор соли кальция становится перенасыщенным, и кальцит откладывается на потолке в виде тоненького колечка. Наконец капля срывается и, пока летит, испаряется еще больше. В момент удара о пол она разлетается на мельчайшие брызги, но все же успевает оставить след в месте падения - незаметную для глаза пластиночку углекислого кальция.

Следующая капля воды чуть удлинит колечко на потолке и немножечко надстроит отпечаток на полу. Так капля за каплей в течение столетий медленно растут навстречу друг другу пещерные братья: с потолка, сверху вниз - сталактит, с пола, снизу вверх - сталагмит. Иногда сталактит срастается со сталагмитом, образуя сталагнат - естественную кальцитовую колонну.

В зависимости от состава породы, сквозь которую проходит пещерная вода, она, кроме карбоната кальция, может растворить в себе и другие химические вещества. Тогда натечные образования окрашиваются в мягкие цвета: желтый и красноватый оттенки им придают окислы железа, голубоватый - медные соли, зеленоватый - соединения хрома.

Там, где встречаются темно - фиолетовые и даже черные сталактиты, известняк наверняка содержит примеси марганца.В галерее, по которой вы проходите, "натеки", как иногда кратко называют вторичные пещерные образования, имеют желтовато-красный цвет.

Здесь значительно суше, чем в нижних залах, не так чувствуется сырость подземелья. Но когда-то и здесь стояла вода. Свидетелями тому - неброские, но очень интересные кристаллы, которыми во многих местах покрыты стены и перегораживающие ход большие обломки скал. Если на стену направить яркий боковой свет, то тогда хорошо видны снежно-белые шарики размером с копеечную монету, сотнями тысяч прилепившиеся друг к другу, словно колонии мелких морских кораллов.

Эти образования так и называются - кораллиты. Залы "Москва" и "Сухуми"В конце кораллитовой галереи ход раздваивается. Налево широким подземным проспектом протянулся грандиозный коридор "Каньона", а вправо наверх ступеньки лестницы ведут к залам "Москва" и "Сухуми".

Нависший над тропой большой кусок скалы образует как бы ворота. Кажется, что он отрывается от монолита и его неминуемое падение сдерживается только подставленными снизу бетонными столбами. Однако эта глыба зависла над ходом в незапамятные времена и не падает, хотя совершенно непонятно, на чем она держалась до возведения опор.

За этими своеобразными воротами вновь открывается необъятное пространство - зал "Москва". Ощущение торжественности охватывает здесь посетителя: от просторного, почти круглого по форме дна зала, заваленного глыбами, вверх поднимаются светло-серые, отвесные стены. Вот они начинают изгибаться, наклоняться внутрь и где-то там, на невообразимой высоте, сходятся в колоссальный, теряющийся во мгле купол.

Зал "Москва" - самый высокий в Новоафонской пещере, его высота - до 70 метров.

При хорошем освещении можно увидеть, что каменный свод испещрен множеством отверстий, среди которых и обычные тектонические трещины, и странные темные дыры овальной, почти круглой формы. Это вскрытые древними обвалами жерла карстовых колодцев, так называемые "органные трубы" - нижняя часть карстовых систем, через которые вода и воздух с поверхности попадают в пещеру.Есть в зале "Москва" и натечные образования: крупные сталагмиты на глыбах, со стен свисают каменные сталактитовые "сосульки".

Но здесь они не смотрятся, пропадают на фоне объемов гигантской полости.В зале "Москва" обитают летучие мыши. Сравнительно низкая влажность воздуха и умеренная температура создают для рукокрылых благоприятные условия для зимовки, а "органные трубы", вполне возможно, являются кратчайшей дорогой на поверхность.

Когда-то здесь были большие колонии летучих мышей, обнаружены следы их пребывания.В южной части зала "Москва" равномерный "бег по кругу" его стен нарушается. Здесь скалы раздвигаются и уступают место небольшому, но очень красивому залу "Сухуми".Пол зала - кремового цвета застывшая волна известняка, выплеснувшаяся из "органной трубы" под самым сводом. Этот чуть шероховатый наклонный пол причудливо разукрашен сталагмитами.

В самом верху расположились два сталагмита-близнеца, тонкие, с неровной, волнистой поверхностью, они вытянулись на двухметровую высоту. Есть здесь и приземистые матово - белые толстенькие крепыши - сталагмиты с плоскими, похожими на блюдечки вершинками. Капли воды, мерно стучащие по ним, разбиваются вдребезги, но остаются в блюдечке. Самое заметное украшение зала - великолепная каменная медуза. Она удобно расположилась в самой середине каменного потолка, ухватившись цепкими кальцитовыми щупальцами за лежащий под ней обломок скалы.Невелик, но красив зал "Сухуми".

Есть у него и еще одно любопытное свойство: он расположен выше всех других залов пещеры.В течение нескольких лет в залах "Москва" и "Сухуми" работают ученые, поэтому экскурсии сюда не проводятся.

Зал "Каньон"Это могучее подземное ущелье, словно прорубленное в толще горы ударом гигантского меча, протянулось с севера на юг более чем на сто метров. Отвесные десятиметровой высоты стены, плоский горизонтальный потолок, неровный, заваленный глыбами пол вновь создают впечатление суровой простоты и строгости.

Вдоль темно-желтых стен "Каньона" по всей его длине протянулись на разных уровнях почти черные горизонтальные полосы. Но это не следы былых наводнений, как в зале "Абхазия". Подойдя поближе, нетрудно разглядеть, что каждая такая полоса - это углубление в скале, заполненное глинистыми частицами.

Тонкий металлический стержень погрузится в эту глину на всю длину. Такие трещины в известняке отделяют более древние - нижние пласты известняка - от более молодых - верхних. Но и те, и другие образовались сотни миллионов лет назад. Когда-то здесь было русло бурлящей реки.

Не лишен суровый "Каньон" и украшений, наиболее привлекательные из которых - коренастые сталагмиты. Они состоят из полупрозрачного, оранжевого и красного кальцита. Их здесь сотни, этих чистеньких гладких гномов, они выстроились вдоль стен, сбежали по склонам, прижались вплотную к экскурсионной дорожке - провожают вас к музыкальному залу "Иверия". Зал "Иверия"Средоточием гармонии звуков избрала природа этот сравнительно небольшой зал Новоафонской пещеры.

Голос человека или музыкальная нота, звучащие под его овальным куполом, обретают удивительную насыщенность и глубину, расцвечиваются богатыми красками обертонов. Многие пещерные залы обладают хорошей акустикой, но зал "Иверия" выделяется особым эффектом звучания. В чем секрет этого эффекта?

Скорее всего, в том, что многочисленные причудливые выступы и ниши случайным образом так расположились в стенах и потолке, что отраженные от этих огромных природных резонаторов воздушные волны складываются в центре зала, усиливая, и обогащая друг друга. Для туристов здесь всегда звучит музыка, а иногда под сводами зала "Иверия" дают концерты артисты Абхазкой государственной хоровой капеллы.

Перед входом в зал "Тбилиси"От зала "Иверия" дорожка сворачивает вправо и, лавируя среди глыб и многочисленных сталагмитов, начинает подниматься. Не поскупилась природа на украшение этого короткого участка пещеры: стены ее сплошь покрыты чудесными натечными образованьями кремового цвета, каменные пики сталагмитов образуют целые заросли и тянутся вверх, к потолку, врастая в него сталагнатовыми колоннами.

Невиданные сооружения, напоминающие ампирные театральные ложи и витиеватые китайские пагоды, создала здесь неистощимая фантазия великого архитектора - природы. Но чтобы увидеть всю эту красоту, нужен свет, много света. К сожалению, для пещеры свет вреден: в теплых и ярких лучах прожекторов на поверхности всегда чуть влажных натечных образований появляются простейшие растения - мхи и лишайники. Они прячут под своим зеленым покрывалом прекрасные пещерные кристаллы, разрушают их тонкую, уязвимую структуру. Эти растения - зло для всех посещаемых туристами пещер мира.

Для борьбы с ними естьисследовательский участок и в Новоафонской пещере, как раз здесь, в наиболее пострадавшей от нашествия мхов сталактитовой галерее. Впереди уже виден вход в следующий зал. Но на пути, словно величавый часовой, встает огромный сталагмит трехметрового роста. Он высится как раз посредине хода, как бы преграждая дорогу, и. чтобы вести дальше, экскурсионная дорожка скромно жмется к скальной стене.

А сверху на проходящих мимо людей суровым взором смотрит созданное природой темное тысячелетнее лицо старой хозяйки Иверской горы. Что-то охраняют эти подземные стражи? Геликтитовый гротУзкая лестница ведет наверх, к решетчатой железной двери, обычно плотно прикрытой. Это вход в Геликтитовый грот - пещерный заповедник.

За удивительную красоту редких натечных форм грот иногда называют салоном, словно речь идет о помещении, в котором выставлены шедевры искусства. И здесь, действительно, находятся шедевры.Белая, словно снежным настом, покрытая искрящимся кальцитом стена, на фоне которой высятся оранжевые, сиреневые, зеленоватые и желтые сталагмиты.

Узорчатый пол, состоящий из множества мелких ванночек с тонкими стенками, переплетающихся и сливающихся друг с другом - это гуры, остатки маленьких озер, точнее лужиц, стоявших здесь когда-то.Но главное богатство грота - геликтиты, или эксцентрические сталактиты. Если смотреть чуть издали, то кажется, что потолок грота, покрыт мохнатой нежной щетинкой - это тысячи, десятки тысяч геликтитов.

Среди них нет двух одинаковых: тут ниточки, почти паутинки, протянувшиеся между сталактитами, похожие на рыболовные и вязальные крючки, штопором изогнувшиеся "змейки" и ощетинившиеся колючками "ежи". Некоторые достигают десяти, а то и больше сантиметров в длину, другие можно разглядеть только в лупу. Цвет их самых разнообразный, от кроваво - красного, почти черного, до светло - розового, голубоватого, сиреневого.Геликтиты - загадочные пещерные образования.

До сих пор не ясно, почему эти упрямцы вопреки силе тяжести растут вбок, вверх, каким-нибудь немыслимым зигзагом, куда угодно, но только не вниз! Предполагается, что главную роль в процессе образования геликтитов играют силы поверхностного натяжения в каплях воды, но проверить эту гипотезу очень нелегко, ведь растут эти уникальные кристаллы чрезвычайно медленно. Зато разрушаются они при перемене пещерного климата быстро. Поэтому экскурсии не заглядывают в Геликтитовый грот - присутствие здесь многих людей изменит температуру, влажность и процентное содержание составляющих воздуха, а это может привести к скорой гибели необыкновенных каменных цветов.Наше путешествие подошло к концу.

Освещенный цветными лампами искусственный коридор ведет вас из зала "Тбилиси" на вторую, конечную платформу пещерной железной дороги. Впереди у вас новые впечатления, интересные встречи. Но мы уверены, что вы долго будете помнить неземную красоту, добрые чудеса прекрасного творения природы Новоафонской пещеры.

У истока реки Псырцха узкая тропа ведет к открытой абхазскими спелеологами другой карстовой пещере-пропасти. Пропасть эту называют "Пропасть абхазских спелеологов", находится она на юго-западном склоне Афонской горы, на высоте 160 м над уровнем моря: абсолютная глубина ее достигает 90 метров. Общая длина двух смежных залов, покрытых сталактитами и сталагмитами, составляет около 150 м, ширина во многих местах превышает 25, а высота - 25-40 м. Здесь найдены многочисленные останки пещерных медведей, обитавших в этих местах около 10 тысяч лет тому назад. Словом, глубины высоких горных хребтов этой части Кавказа таят для путешественников много любопытных и увлекательных зрелищ.

Севернее и западнее Нового Афона, за Иверской горой, тянутся живописные предгорья, на которых раскинулись угодья старинного абхазского селения Анухва. На северной его окраине вблизи полу заброшенного монастырского подворья в скале из красного известняка на высоте около 30 метров чернеет отверстие грота, известного под именем "Агца" (абх. - "обрыв"). На его стенах в 1940 году местный археолог Л. Н. Соловьев обнаружил множество наскальных рисунков, одни из которых он отнес к верхнему палеолиту и неолиту, а другие - к средневековью. Среди изображений интересны контур человеческой руки с крестом на ладони, фигура человека, лук со спущенной тетивой, наконечник копья, шалашевидные жилища. Как полагают исследователи, грот этот первоначально мог служить языческим святилищем, а позже здесь появились и паломники-христиане.

Западнее, на вершинах холмов у поселков Средняя Анухва, Бжилва и Веселовка, расположились циклопические постройки-крепости. Их стены сложены насухо из больших необработанных известняковых глыб без особой системы. Обломки больших и мелких хозяйственных сосудов, амфор и другие находки относят время этих сооружений еще к античной эпохе.

Немного южнее, у проселочной дороги, ведущей из средней Анухвы в Нижнюю, исследованы две небольшие раннесредневековые церкви. Особенно интересен крестово-купольный Мсыгхвский храм. Стены его были облицованы белоснежным известняком, алтарь украшен резными столбиками, кровля состояла из красной черепицы, окна были оформлены разноцветным стеклом. К сожалению, от него теперь мало что осталось - часть архитектурных деталей была брошена в расположенную рядом известковую печь, а развалины стен теперь полуприкрыты вновь построенной дорогой.

На правом берегу реки Псырцха, в шести километрах от Нового Афона, из зарослей, покрывающих небольшой холм, выступают руины храма XI - XII веков. В единственный зал храма ведут с запада и юга две двери. В алтарной части видны узкое окно, остатки кувшинов-голосников, повышавших качество звучания церковных песнопений, а также обширный тайник. Каменный свод давно обрушился, но сложенные из крупных грубо обработанных плит известняка стены сохранились до четырехметровой высоты.

С юга к храму примыкают остатки притвора, возведенного, вероятно, в XIV веке, а вокруг заметны следы каменной ограды. Вблизи расположены угодья небольшой крестьянской усадьбы, а рядом - темное отверстие в пещеру, куда уходит канат. С помощью нехитрого устройства здесь достают питьевую воду из озерца, находящегося в глубине пещеры.