Достопримечательности и впечатления
В ночь с 19 на 20 декабря 1999 года без особого внимания со стороны остального мира произошла передача Португалией Китайской Народной Республике прав на территорию полуострова Аомынь и островов Тайпа и Колоане. Так исчезло с политической карты последнее иностранное владение в Китае. Макао всегда находилось в тени близлежащего Гонконга. Очень многие даже и не слышали этого названия, а из тех, кто слышал, многие считали, что это просто район Гонконга.
В принципе, такое представление имело под собой некоторые основания. Фактически, жители Макао и Гонконга могут совершать взаимные поездки без виз, предъявляя лишь удостоверения личности. На территории Макао наряду с собственными денежными знаками - патаками - в ходу гонконгские доллары; даже в банкоматах деньги можно получить в одной из двух валют на выбор. При том, что в европейской метрополии дорожное движение правостороннее, в самой колонии жители передвигаются по левой стороне дороги на машинах с правым рулем, как в Гонконге.
И все же Макао - далеко не Гонконг. По сравнению с англоязычным мегаполисом, место это весьма патриархальное и гораздо более европейское. Всего 430 тысяч жителей. Маленькая территория - материковую часть вполне возможно обойти пешком за день. Карабкающиеся по склонам узкие улочки, мощеные булыжником (правда, не везде). Множество католических церквей, и даже орден иезуитов. Автобусные маршруты с машинами класса "Тойота-Коустер" или "Мерседес-Спринтер", навевающие мысли о российских райцентрах с их "ПАЗами".
Однако впечатление патриархальности сильно нарушают многочисленные казино, из-за которых местные мафиози периодически устраивают военные действия с поджогами и взрывами, и, как следствие, обилие вооруженных полицейских.
Экономика территории зиждется на туризме. Многочисленные отели высокого класса с радостью встречают постояльцев, большинство из которых влечет местная индустрия развлечений. В это азиатское Монте-Карло приезжает много китайцев, в которых страсть к азартным играм побеждает все пропагандистские усилия партии и правительства. Однако за последние четыре года обнаглевшие гангстеры развернули слишком бурную деятельность, из-за чего количество туристов заметно сократилось. Тем не менее, в казино ходить необязательно. В этом ни на что не похожем городе есть что посмотреть.
Достопримечательности Макао разнообразны. Вот, к примеру, длинная лестница, ведущая к стене с зияющими пустотой оконными проемами. Это руины собора Св.Павла (Сан-Паулу по-португальски), который был построен иезуитами в 1602 году и сгорел в 1835-м. Восстанавливать его не стали. Туристы и так приходят поглазеть на оставшуюся фасадную стену.
Или же парк, названный в честь самого знаменитого из жителей Макао. Луис де Камоэнс, величайший из португальских поэтов, прожил здесь несколько лет в качестве чиновника колониальной администрации. В этом самом парке он частенько сиживал в густой тени деревьев, наслаждаясь прохладой от нагромождения гранитных валунов, названного позже гротом Камоэнса. Сейчас в гроте установлен бюст поэта, а рядом - стена с высеченными сонетами в оригинале и китайском переводе.
Над собором Св.Павла нависает крепость Fortaleza do Monte. Это весьма серьезное фортификационное сооружение, превращенное в 1998 году в музей Макао (музейные залы устроены прямо в толще основания цитадели). Чугунные орудия грозно смотрят во все стороны, контролируя не только сушу, но и гавани Porto Interior и Porto Exterior. Крепость строилась теми же вездесущими иезуитами почти одновременно с собором, в 1617-1626. 24 июня 1622 года, в день Иоанна Крестителя, при обороне от напавших голландцев какой-то португальский канонир разнес прямым попаданием пороховой склад неприятеля, отчего захватчикам воевать расхотелось. Эта удача была приписана святому, который с тех пор считается покровителем города.
Кроме игорного бизнеса, с княжеством Монако город роднит еще одно: Формула 1. Правда, сейчас в Макао этапы Гран При не проводятся, но контрольная вышка и трибуны для зрителей сохранены. В городе есть также музей Гран При, куда детей до 11 лет пускают бесплатно. Для азартных людей есть еще два места проигрывания денег: канидром (собачьи бега) и ипподром Жокей-клуба на Тайпе.
Самый большой кусок природы на полуострове - это гора Colina da Guia. На одну из ее вершин можно добраться в вагончике канатной дороги и потом не спеша пройтись по хребту до маяка.
Обо всех без исключения достопримечательностях Макао можно почитать на сайте Macau Cityguide.
Жители Макао в подавляющем большинстве китайцы; те, кто носит португальские имена, большей частью потомки от смешанных браков. Основной язык общения - гуандунский диалект китайского языка. По-португальски китайцы говорят плохо и неохотно. Еще в ходу английский и путунхуа; если вы не владеете гуандунхуа или португальским, велика вероятность, что с любым жителем Макао можно объясниться на одном из оставшихся двух наречий.
Уровень жизни немного ниже гонконгского, но по сравнению с материком все равно запредельный. К примеру, если в Гонконге "Мерседесы" попадаются не реже, чем в Москве, да и "Роллс-Ройс" увидеть - не проблема, то жители Макао перемещаются в основном на маленьких "Маздах-323", "Тойотах-Короллах", "Фольксвагенах-Гольфах", а то и машинках поменьше. Примерно четверть автопарка - корейского происхождения, тогда как в Гонконге я ни одной корейской машины не видел. Тем не менее, заметно поношенных машин нет совсем. Так как улочки очень узкие, а машин много, то почти под каждым зданием устроены нормальные подземные стоянки.
Цены в городе такие же или чуть выше, чем в Гонконге. По сравнению с Китаем товары и услуги дороже на 10-20%. Как я уже упоминал, платежным средством являются как патаки, так и "ганби" (гонконгские доллары). Общепринятый их курс 1:1, хотя банки между этими двумя валютами видят маленькую разницу. Например, улетая в Пекин, я должен был заплатить в аэропортовском обменном пункте сбор в размере MOP80. При себе было только 60 патак, и я добавил двадцатку HK$. К моему удивлению, мне вместе с квитанцией дали сдачу - 20 паво (копеек).
Кстати, об аэропорте. До последнего времени у Макао не было воздушного сообщения с остальным миром. Челночные вертолеты до Гонконга не в счет. В 1995 году на острове Тайпа был открыт современнейший, хоть и не очень большой, аэропорт с полосой, насыпанной прямо в море. Не зная об этой маленькой особенности, при посадке в Макао я с неприятным удивлением наблюдал в иллюминатор отблески посадочных огней на морской зыби, ощущая себя персонажем французской комедии "Банзай" (помните посадку "Боинга-747" на авианосец?).
Еще в город можно попасть по суше из близлежащего Чжухая, или на пароме из Гонконга. Паромы - это современные суда на подводных крыльях или воздушной подушке, которые преодолевают 60 километров через дельту Жемчужной реки за час с небольшим. Билет стоит около HK$130. Если не жалко денег, тот же путь можно преодолеть на вертолете.
При португальцах въезд в Макао был практически безвизовый. То есть люди, не пользующиеся правом безвизового въезда, могли элементарно купить многократную визу на две недели прямо на границе. С такой визой можно две недели болтаться в Макао, периодически выезжая на денек в Гонконг или в Чжухай (если у вас есть китайская виза или гонконгское разрешение на въезд). Как обстоят дела сейчас, я пока не знаю.
Гостиницы в Макао дороже, чем в Пекине, однако класс их заметно выше. К примеру номер в рядовом по местным меркам отеле "Sintra" показался мне отделанным и оборудованным намного богаче, чем в пекинском четырехзвездном "International Hotel". Одно только наличие в Макао отеля "Риц" говорит об уровне гостиничной отрасли.